Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 20.02.2023

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Гаевая, Е. Н. Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции / Е. Н. Гаевая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100198/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье проанализированы проблемы оборота и производства алкогольной продукции в России, вызванные распространением нелегальной алкогольной продукции на рынке. Изучены основные статистические данные по фактам выявления сотрудниками ОВД правонарушений, совершаемых в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 2016 года по настоящее время, а также учтены основные существующие проблемы в данной сфере и предложены пути их решения

Ключевые слова : незаконный оборот алкогольной продукции, фальсифицированная спиртосодержащая продукция, суррогат алкоголя, правила реализации алкогольной продукции, акцизы.

The article analyzes the problems of turnover and production of alcohol products in Russia caused by the spread of illegal alcohol products on the market. The main statistical data on the facts of detection by police officers of offenses committed in the sphere of turnover of alcoholic and alcohol-containing products for the period from 2016 to the present are studied, as well as the main existing problems in this area are taken into account and ways to solve them are proposed.

Keywords: illegal turnover of alcoholic products, adulterated alcohol-containing products, alcohol surrogate, rules for the sale of alcoholic products, excise taxes.

На сегодняшний день тема алкоголизма, да и тема оборота и производства алкоголя остается острой для политического и социального ведения. Актуальностью данного исследования выступает современная ситуация в алкогольной отрасли, которая на сегодняшний день характеризуется распространением нелегальной алкогольной продукции на рынке. Это, в свою очередь, приводит к массовому отравлению населения, поскольку, чаще всего, граждане употребляют недоброкачественный алкоголь.

Кроме того, акцизные показатели являются низкими в области отчислений в бюджет от одного из самых реализуемых в России видов продукции. Даже несмотря на то, что государство каждый год реформирует данную систему, объёмы нелегального оборота алкогольной продукции сократить не удаётся. Наряду со всеми привычными товарами, алкогольная продукция выступает специфическим товаром. Конечно же, без алкогольной продукции рынок потребителя не может существовать, так как она имеет спрос у населения, а также производство и оборот алкогольной продукции создают рабочие места, как в самой отрасли, так и в смежных отраслях, соответственно алкогольная продукция выступает источником доходов государства в виде налогов, акцизов и сборов. Но следует отметить и другую сторону производства и оборота алкогольной продукции, которая говорит о том, что из-за употребления алкоголя учащаются случаи смертности, убийств, самоубийств, люди становятся инвалидами, либо без определенного места жительства, а также, конечно же, алкоголь сокращает продолжительность жизни, что очень сильно влияет на демографию страны.

Как показал анализ учебной и научной литературы, в правовой догме отсутствуют комплексные обобщающие исследования, посвящённые обороту алкогольной продукции в России в административно-правовом срезе.

Существуют научные работы, рассматривающие выбранную тему с различных позиций: с точки зрения существующих государственно-управленческих проблем и путей их разрешения, анализа правонарушений и преступлений, совершаемых в сфере оборота алкогольной продукции, со стороны государственного администрирования алкогольной индустрии. При этом отсутствуют исследования, которые бы содержали анализ причин совершаемых правонарушений, мер по борьбе с ними. Особое внимание стоит акцентировать на основной причине устойчивости негативных явлений на алкогольном рынке.

Законодательные и исполнительные органы власти на сегодняшний день не имеют четких концепций совершенствования нормативно-правовой базы и механизмов государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. То есть, складывается ситуация, в которой правовой механизм (лицензирование деятельности в сфере производства этилового спирта) не реализуется в должном образе.

Говоря о данной теме, следует обратить внимание на историю развития государственного развития регулирования алкогольной продукции. В истории развития государственного регулирования алкогольной продукции интересна следующая закономерность, наблюдаемая с 1474 года вплоть до XX века. Приблизительно каждые 30–50 лет отношение государства к обороту этилового спирта характеризовалось либо полной либерализацией, либо жесткой монополией. Последствия неоднородности проводимой политики негативно сказывалось либо на здоровье населения, либо на состоянии казны (либо на том и на другом).

Таким образом, на протяжении приблизительно четырех веков алкогольная продукция становилась источником власти для тех или иных групп населения, а также средством их обогащения. Несмотря на периодические стремления властных структур реформировать отрасль для улучшения состояния здоровья потребителей, политические амбиции все равно рано или поздно заставляли менять административный курс. Так или иначе, всегда, «в условиях России производство водки и торговля ею... приводили к гигантской коррупции, взяточничеству, злоупотреблениям в области администрации и финансов, распространению воровства, преступности, пьянства -... к тем отрицательным явлениям, которые до сих пор считаются «специфически русскими» [2].

Анализ исторического развития проводимой государством политики в сфере производства и оборота алкогольной продукции позволяет провести параллель с существующей в России ситуации на сегодняшний день. 8–10 % — вот показатель уровня доходов бюджета от реализации спиртовой продукции уже на протяжении многих лет.

Приведенные выше цифры говорят о том, что у властей нет на данном этапе развития России четко определенной политической линии: введение акцизной системы реализации алкогольной продукции, широкое использование в пищевой и непищевой отрасли производимого спирта, а также масса организаций-производителей, работающих вне пределов правового поля — все это негативно сказывается на ситуации в хозяйственном секторе.

Положение дел также осложняется общим отношением к алкоголю со стороны населения, темпы и объемы его употребления растут с каждым годом, увеличивается процент потребителей среди молодежных возрастных групп — неудивительно, что некоторые специалисты прогнозируют России социальную катастрофу через 5–10 лет [3].

Разумеется, точечно решить проблемы невозможно, так как она комплексная, именно поэтому требуется и комплексный подход для разрешения настоящей ситуации. В качестве одной из мер комплексного характера в контексте данной работы мы предлагаем следующее. Необходимо ввести акцизы на спирт — как на пищевой, так и непищевой, но этим не ограничиться.

Помимо спирта, под акцизное регулирование должны попасть также бытовые, парфюмерные, медицинские, косметические товары и другие, в составе которых присутствует спирт. Такое усиление контроля за производством и оборотом спиртовых товаров и продуктов должно сопровождаться соответствующим ужесточением нормативно-правового регулирования в области административной ответственности. Но этом ограничиваться не стоит: на мой взгляд, ввиду прогрессирующего негативного влияния употребления алкоголя на главную государственную ценность — жизнь и здоровье своих граждан, — за правонарушения, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью или смерть из-за алкогольной продукции ненадлежащего качества, следует применять меры уголовной ответственности.

Подобные меры на этапе введения могут вызвать негативную реакцию со стороны субъектов: производителей и тех, кто реализует все виды алкогольсодержащей продукции, а также потребителей, для которых цена на алкоголь может быть завышенной, однако их жесткий характер свидетельствует о серьезности существующей проблемы, ее глубине, многоаспектности и масштабности. Способствование ее улучшения — это задача государства, так как иные социальные и правовые методы контроля, реализуемые для стабилизации положения в России, показывают свою нежизнеспособность и только государственные структуры обладают требуемым инструментарием для стабилизации ситуации.

Стоит обратить внимание на мнение А.В Кирина, который указывал, что «Сформировавшаяся на данный момент практика свидетельствует, что многие федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды государственных функций, что противоречит приведенной выше официальной типологии функций, установленной для конкретных видов федеральных органов исполнительной власти» [4].

Опираясь на вышеизложенное, стоит сделать вывод, что алкогольному рынку обязательно нужен всесторонний регулятор, который бы выполнял все вышеуказанные функции исполнительной власти. Такой орган может быть назван «Государственно-общественное образование по противодействию незаконному обороту и производству алкогольной продукции». Так как исполнительные органы имеют всестороннее направление, то его роль в алкогольном обороте показала неэффективность, за счет того, что попросту не хватало запаса штата для проведения всех профилактических мероприятий, именно для этого следовало ввести отдельный орган, который бы занимался данной сферой. В. А. Юсупов отмечает, что «в самом процессе государственного управления отдельные функции утрачивают свою актуальность, и в таком случае возникает потребность закрепления в компетенции органа государственного управления новых функций, объективно необходимых в данной управленческой ситуации» [5].

Конечно же, в данной области существует множество споров и противоречий, все они разрешаются на федеральном и региональном уровнях, как судебными органами, так и административными. Таким образом, из всего проведенного исследования можно сделать вывод, что все анализируемые направления государственного регулирования необходимо реализовывать комплексно с учетом существующих проблем — только тогда административное регулирование будет эффективным.

На мой взгляд, повышению эффективности будут способствовать следующие меры: введение государственной монополии на оборот алкогольной продукции. Это позволит решить проблему с некачественным алкоголем и обеспечить увеличение средств, поступающих в государственную казну; обеспечить устойчивое и последовательное развитие системы социального контроля в рассматриваемой отрасли; совершенствование законодательства, установление единых правоприменительных требований к реализации положений Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [1].

Гражданское общество, как сектор независимый от государства, также должен быть включен в работу по регулированию сферы оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В качестве вывода ко всему вышесказанному нужно отметить, что главнейшей, приоритетной задачей государства в области административного регулирования производства и оборота алкогольной продукции в РФ сегодня является необходимость сокращения того сегмента рынка, который находится в тени. К сожалению, принимаемые государством меры, направленные на выведение этой части хозяйства с экономического поля, являются крайне неэффективными, что негативно сказывается как на здоровье населения, так и на положении государственного бюджета.

Литература:

  1. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, № 48, ст. 4553.
  2. Савельев О. Д. История государства и права. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М. — 2019. — С. 372.
  3. Пысин А. В. Особенности административно-правового регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (алкогольной продукции) // Современное право. — 2019. — № 12(1). — С. 12–14.
  4. Кирин А. В., Побежимова Н. И. Актуальные проблемы административной реформы // Административное право и процесс. — 2019. — № 3. — С. 68–70.
  5. Юсупов В. А. Философия и общая теория административного права. М.: ПравоВед. — 2019. — С. 193.
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, оборот, Россия, спиртосодержащая продукция, исполнительная власть, этиловый спирт, алкогольный рынок, государственное регулирование, мой взгляд, незаконный оборот.


Ключевые слова

акцизы, незаконный оборот алкогольной продукции, фальсифицированная спиртосодержащая продукция, суррогат алкоголя, правила реализации алкогольной продукции

Похожие статьи

Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей...

Противодействие незаконному обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции можно назвать одной из важных

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на...

Российский рынок алкогольной продукции является одним из традиционных...

Незаконное производство и оборот алкогольной продукции остается острой...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на...

Проблема регулирования производства и оборота алкогольной продукции была и

Впервые за 500-летнюю историю государственно-правового регулирования оборота алкоголя

Особо показательным для нынешней ситуации на алкогольном рынке стран СНГ выглядит опыт

Возрастают легальные объемы производства этилового спирта и алкогольной продукции.

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

В сфере государственного регулирования, производства и оборота алкогольной

В целом, к полномочиям органов государственной власти РФ в области производства и оборота

- регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую

этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отнесенные к ведению РФ [5, с. 16].

Рынок алкогольной продукции России: современное состояние...

 Ключевые слова: рынок алкогольной продукции, алкогольная политика, экономические показатели

В 2018 г. продажи алкогольной продукции в России показали рост на 4,6 % в денежном

Одним из основных инструментов регулирования алкогольного рынка со стороны

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация.

Ответственность за несоблюдение правил производства, оборота...

 В статье рассмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение правил производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основе анализа административного законодательства.

Отдельные аспекты административных правонарушений в сфере...

Выделенные в Главах 14 и 15 КоАП РФ непосредственные составы правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по мнению ряда авторов, не в полной мере охватывают связанные с рассматриваемой категорией правонарушений вопросы.

Законодательные нормы, как способ административно-правового...

Ключевые слова: алкоголь, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, культура пития

На сегодняшний день основным законом, который регулирует оборот алкогольной и

Согласно, п.п 7 п. 2 ст. 2 Федерального закона[4] «алкогольная продукция — пищевая

2. Королева И. Б. Административно-правовое регулирование производства и оборота...

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент...

Библиографическое описание: Богомолов, В. В. Акцизы на алкогольную продукцию как

удостоверяющей законность производства и оборота алкогольной продукции [5].

В соответствии с письмом федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от

После отказа Ш-н К. А. продать спиртосодержащую продукцию, несовершеннолетние З-на Н...

Меры государственного контроля по созданию эффективной...

Исторически тема регулирования рынка алкогольной продукции и проблема

Ключевые слова: алкогольная продукция, государственная монополия, акцизы, сухой закон

Швеция, тоже имеет свой положительный опыт по регулированию оборота алкогольной продукции

алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия...

Похожие статьи

Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей...

Противодействие незаконному обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции можно назвать одной из важных

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на...

Российский рынок алкогольной продукции является одним из традиционных...

Незаконное производство и оборот алкогольной продукции остается острой...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на...

Проблема регулирования производства и оборота алкогольной продукции была и

Впервые за 500-летнюю историю государственно-правового регулирования оборота алкоголя

Особо показательным для нынешней ситуации на алкогольном рынке стран СНГ выглядит опыт

Возрастают легальные объемы производства этилового спирта и алкогольной продукции.

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

В сфере государственного регулирования, производства и оборота алкогольной

В целом, к полномочиям органов государственной власти РФ в области производства и оборота

- регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую

этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отнесенные к ведению РФ [5, с. 16].

Рынок алкогольной продукции России: современное состояние...

 Ключевые слова: рынок алкогольной продукции, алкогольная политика, экономические показатели

В 2018 г. продажи алкогольной продукции в России показали рост на 4,6 % в денежном

Одним из основных инструментов регулирования алкогольного рынка со стороны

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация.

Ответственность за несоблюдение правил производства, оборота...

 В статье рассмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение правил производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основе анализа административного законодательства.

Отдельные аспекты административных правонарушений в сфере...

Выделенные в Главах 14 и 15 КоАП РФ непосредственные составы правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по мнению ряда авторов, не в полной мере охватывают связанные с рассматриваемой категорией правонарушений вопросы.

Законодательные нормы, как способ административно-правового...

Ключевые слова: алкоголь, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, культура пития

На сегодняшний день основным законом, который регулирует оборот алкогольной и

Согласно, п.п 7 п. 2 ст. 2 Федерального закона[4] «алкогольная продукция — пищевая

2. Королева И. Б. Административно-правовое регулирование производства и оборота...

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент...

Библиографическое описание: Богомолов, В. В. Акцизы на алкогольную продукцию как

удостоверяющей законность производства и оборота алкогольной продукции [5].

В соответствии с письмом федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от

После отказа Ш-н К. А. продать спиртосодержащую продукцию, несовершеннолетние З-на Н...

Меры государственного контроля по созданию эффективной...

Исторически тема регулирования рынка алкогольной продукции и проблема

Ключевые слова: алкогольная продукция, государственная монополия, акцизы, сухой закон

Швеция, тоже имеет свой положительный опыт по регулированию оборота алкогольной продукции

алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия...

Задать вопрос