Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на постсоветском пространстве | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Воронина И. О. Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на постсоветском пространстве [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 20-24. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/84/3985/ (дата обращения: 16.12.2018).

Проблема регулирования производства и оборота алкогольной продукции была и остается одной из самых обсуждаемых тем общественности. На протяжении многих столетий общество пыталось решить данный вопрос.

В период существования советского государства правительством неоднократно делались попытки выработать наиболее эффективные методы регулирования в исследуемой сфере. На протяжении десятилетий в СССР существовала монополия государства на производство и оборот алкогольной продукции, а борьба с самогоноварением и алкоголизацией общества рассматривалась как политическая задача [1, с. 74].

Для новых государств, возникших на основе республик бывшего СССР, на развитие рынка алкогольной продукции огромное влияние оказал распад страны. Это повлекло за собой переход экономики на рыночные отношения, разрыв хозяйственных и торговых межреспубликанских связей между его бывшими субъектами, разгосударствление и приватизация предприятий алкогольной промышленности. Впервые за 500-летнюю историю государственно-правового регулирования оборота алкоголя в начале 90-х годов XX столетия государства СНГ ликвидировали свою монополию на производство и продажу алкогольной продукции и резко ослабили регулирование и контроль за этими процессами.

Негативные последствия от полного отказа и недостаточности и регулирования государством рынка алкогольной продукции проявились во всех странах СНГ. Они выразились в резком увеличении теневого производства, оборота и криминализации рынка алкогольной продукции, а также в снижении поступлений денег от ее реализации в бюджет.

Особо показательным для нынешней ситуации на алкогольном рынке стран СНГ выглядит опыт Украины: при монополии на производство спирта (монополист «Укрспирт» принадлежит государству) в 2003 г. введена единая ставка акциза на спирт. В первый же год поступление акцизов и налогов увеличилось на 60 %, а за два года удвоилось. Рост отрасли позволил украинским производителям начать успешную международную экспансию, в том числе на рынок России.

Монополии на производство алкоголя также имеются в следующих государствах на территории постсоветского пространства: — Белоруссия (государственная монополия на производство); Латвия и Литва (монополия на производство вин и крепких спиртных напитков); Туркмения (государственная монополия на производство всех типов алкогольных напитков); Украина (государственная монополия на спирт).

Таким образом, существующий режим государственно-правового регулирования обязывает производителей алкогольной продукции использовать в своей деятельности этиловый спирт, полученный исключительно от государства или от лицензированных импортеров [2].

К существенным факторам, оказывающим влияние на государственно-правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции всех стран после распада СССР, относится то, что такая продукция, с одной стороны, не представляет собой товар первой необходимости, а с другой — является вредной в общественном потреблении, поскольку вызывает быстрое привыкание и зависимость у людей им злоупотребляющих. В связи с этим, механизм правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции во многом носит ограничительный характер — выполняя социальную функцию, государство посредством правовых методов стремится ограничить потребление алкоголя населением. Например, за годы госмонополии в Туркмении доля потребления крепкого спиртного снизилась с 65 % до 26 %.

Отметим также, что, несмотря на существующие различия, все страны объединены единой целью — борьбой с нелегальным производством алкоголя. Так, в Украине количество граждан, которые ежегодно умирают от отравления некачественным спиртным и других причин, связанных с алкоголем, выросло с 30 тыс. до 40 тыс. человек в год. В Российской Федерации этот показатель составляет более 72 тыс. человек.

В прошлом году в России было официально продано 1,5 млрд. литров водки и ликероводочных изделий, а выпито 2,3 млрд. литров, в том числе самогона и спиртосодержащих жидкостей. То есть треть потребляемого алкоголя в стране продается нелегально. Сегодня власти абсолютного числа регионов, как России, так и многих стран СНГ готовы монополизировать розничную продажу крепких спиртных напитков [3, с.70].

Опыт введения монополии на постсоветском пространстве имеется. В Беларуси, которая с 2003 года идет по этому пути, катализатором принятия решения о монополизации рынка алкоголя и табака послужили выводы комитета госконтроля Беларуси по результатам проверки предприятий, которые производили и продавали данные группы товаров. К примеру, из проверенных 169 предприятий, которые в 2002 г. производили алкогольные напитки, 132 (77,6 %) нарушали налоговое законодательство. Итогом реформы явились высокие поступления денежных средств в бюджет и высочайшее качество продукции на территории СНГ [4, с.88].

Меры, предпринятые в последние годы органами законодательной и исполнительной власти государств-участников СНГ, позволили достигнуть определенных положительных результатов на алкогольном рынке стран Содружества. Возрастают легальные объемы производства этилового спирта и алкогольной продукции. Повышается доля высокосортного водочного продукта в общем объеме, следовательно, позитивно меняется структура потребления алкоголя. Растет производство и импорт виноградных вин, продолжается рост объема производства пива. Увеличивается объем налоговых поступлений в бюджетную систему.

Вместе с тем, на потребительский рынок продолжает поступать большое количество нелегальной, контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции. Отсутствуют эффективные механизмы противодействия потреблению населением алкогольных суррогатов.

Основная причина устойчивости негативных явлений на алкогольном рынке заключается в том, что законодательные и исполнительные органы власти не имеют четких концепций совершенствования нормативной правовой базы и механизмов государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Существующий порядок лицензирования деятельности в сфере производства этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и спиртосодержащей продукции не учитывает уровень использования уже имеющихся производственных мощностей, наличие прогрессивных технологий производства продукции и переработки его отходов.

Изменения налогового законодательства в алкогольной сфере производятся без достаточного обоснования и имеют выраженную фискальную направленность, что недопустимо при производстве социально значимой продукции, существенно влияющей на состояние здоровья населения.

Отсутствуют современные единые государственные системы учета и статистической отчетности об объемах производства, внешнеторгового оборота и реализации алкогольной продукции и пива, что препятствует легализации алкогольного рынка [5, с.41].

Законодательные нормы, предусматривающие ответственность за производство и реализацию нелегальной, контрафактной или фальсифицированной алкогольной продукции, не соответствуют ущербу, который наносится при этом государству и населению.

С целью снижения спроса на алкоголь эффективная алкогольная политика должна предусматривать систему образовательных мероприятий, а также пропаганду здорового образа жизни. Под неформальным социальным контролем подразумевается совокупность общепринятых норм и обычаев, регламентирующих отношение к алкоголю. На сегодняшний день, такие меры с России не реализуются в полном объеме и необходимых масштабах. Критерием эффективности любой политики, в том числе алкогольной, является практика. Высокий уровень связанных с алкоголем проблем в странах СНГ свидетельствует о необходимости совершенствования алкогольной политики с учетом международного, а также собственного исторического опыта.

На наш взгляд, построение оптимальной системы контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции возможно и без введения государственной монополии. Полагаем, что в условиях свободного рынка развитие алкогольной отрасли должно сопровождаться снижением дополнительных сборов, взимаемых с производителей. При разработке нормативных актов, регулирующих производство и оборот алкогольной продукции, необходимо учитывать накопленный производителями опыт, а также практику правового регулирования алкогольной отрасли иных государств [6, с.74].

Таким образом, в настоящее время в России и других странах СНГ, нужно предпринимать более действенные шаги по преобразованию механизма финансово-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции, с тем, чтобы обеспечить стабильность и конкретику правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в данной сфере.

Литература:

1.         Садыров У. М. Развитие рынка алкогольной продукции: на примере стран СНГ // Экономика и право. — 2009. — № 6. — С.74.

2.         Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв.ред. Д. А. Халтурина. — М.: ЛЕНАНД, 2008. — 376с.

3.         Берзин В. А. Вопросы нормативно-правового регулирования винодельческого виноградарства. — СПб.: Питер, 2010. — С.70.

4.         Бакулина Ю. С. Лицензирование и акцизное налогообложение алкогольной продукции // Гражданин и право. — 2012. — № 7. — С.88.

5.         Блинов М. В. Статья: международный опыт регулирования, контроля и налогообложения алкогольного рынка // Налоги и налогообложение. — 2008. — № 9. — С.41.

6.         Гулка Л. В. Система обязательных платежей на алкогольную продукцию в России, Молдове и Румынии // Государство и право. — 2010. — № 2. — С.74.

Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия, производство, оборот, налоговое законодательство, алкогольный рынок, алкогольная отрасль.

Похожие статьи

алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия, производство, оборот, налоговое законодательство, алкогольный рынок, алкогольная отрасль.

алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия, производство, оборот, налоговое законодательство, алкогольный рынок, алкогольная отрасль.

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган, область производства, государственный контроль, исполнительная власть.

алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия, производство, оборот, налоговое законодательство, алкогольный рынок, алкогольная отрасль.

Алкоголь в России: 1970–2015 годы | Статья в журнале...

продукт, алкогольная продукция, Россия, фальсифицированная продукция, потребитель, товар, Российская Федерация, некачественная продукция, обязательное наличие, пищевая продукция.

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

Спиртовая отрасль — одно из стратегических звеньев...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... Особо показательным для нынешней ситуации на алкогольном рынке стран СНГ выглядит опыт Украины: при монополии на производство спирта (монополист «Укрспирт» принадлежит государству) в...

Внедрение ЕГАИС: проблемы и пути их решения для организаций...

ЕГАИС предназначена для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [2].

Ключевые слова: алкоголь, оборот алкогольной...

На сегодняшний день основным законом, который регулирует оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, является Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...

Развитие «культуры пития» в России как один из методов...

алкоголь, напиток, алкогольная продукция, процесс торможения, продажа алкоголя, здоровый образ жизни, этиловый спирт, федеральное законодательство, пагубная привычка, запрет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия, производство, оборот, налоговое законодательство, алкогольный рынок, алкогольная отрасль.

алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия, производство, оборот, налоговое законодательство, алкогольный рынок, алкогольная отрасль.

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган, область производства, государственный контроль, исполнительная власть.

алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия, производство, оборот, налоговое законодательство, алкогольный рынок, алкогольная отрасль.

Алкоголь в России: 1970–2015 годы | Статья в журнале...

продукт, алкогольная продукция, Россия, фальсифицированная продукция, потребитель, товар, Российская Федерация, некачественная продукция, обязательное наличие, пищевая продукция.

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

Спиртовая отрасль — одно из стратегических звеньев...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... Особо показательным для нынешней ситуации на алкогольном рынке стран СНГ выглядит опыт Украины: при монополии на производство спирта (монополист «Укрспирт» принадлежит государству) в...

Внедрение ЕГАИС: проблемы и пути их решения для организаций...

ЕГАИС предназначена для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [2].

Ключевые слова: алкоголь, оборот алкогольной...

На сегодняшний день основным законом, который регулирует оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, является Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...

Развитие «культуры пития» в России как один из методов...

алкоголь, напиток, алкогольная продукция, процесс торможения, продажа алкоголя, здоровый образ жизни, этиловый спирт, федеральное законодательство, пагубная привычка, запрет.

Задать вопрос