Типологические особенности когнитивных стилей личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 26.06.2023

Статья просмотрена: 448 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, А. В. Типологические особенности когнитивных стилей личности / А. В. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104491/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается вопрос о типологии когнитивных стилей личности. Приводится характеристика наиболее распространенных когнитивных типов мышления.

Ключевые слова: когнитивные стили, типологические особенности, особенности когнитивных стилей, мышление.

В первой четверти XX века область индивидуальной психологии стала подвергаться активному исследованию. Представители этого направления считали, что изучение человека в контексте его индивидуальной природы поможет бороться с неэффективностью и отвлеченностью традиционной психологии и объяснить уникальную природу человеческой психики. Существует множество различных концепций на разном научном уровне, направленных на выявление корневых причин, которые совместно с влиянием внешнего мира, создают неповторимый характер индивидуальности.

Понятие когнитивного стиля впервые было использовано А. Адлером, который определял его как «совокупность особенностей поведения человека, которая компенсирует его индивидуальные дефекты (физические, психические, социальные)» [1, с. 11]. Первоначально выделение индивидуальных различий в способах организации и структурирования реальности было определено как понятие «стиль изучения реальности». Позднее термин «стиль» в психологии использовался для объяснения единства различных проявлений индивидуальной природы психики человека.

В когнитивной психологии понятие «когнитивный стиль» используется как мера межиндивидуальных различий в процессах восприятия и переработки информации. Более того, оно помогает выявить особенности когнитивной организации людей и классифицировать их в соответствии с определенными типами.

Эти типы могут быть различными, так как когнитивный стиль зависит от множества факторов, включая роли эмоционального фона, индивидуального опыта, убеждений и т. д. Определение когнитивного стиля может быть полезным для понимания, каким образом люди воспринимают и анализируют информацию. Более того, понимание когнитивных стилей других людей может помочь улучшить коммуникацию и сотрудничество.

Множество параметров когнитивных стилей описывается в зарубежной и отечественной психологии, и их количество достигает полутора десятков. Среди наиболее популярных параметров можно назвать полезависимость-поленезависимость; аналитичность-синтетичность; ригидность-гибкость познавательного контроля; толерантность к нереальному опыту; когнитивная сложность-простота; узость-широта сканирования; сглаживание-заострение и др [3].

Тем не менее, во многих работах литературы рассматривается не более 10–15 когнитивных стилей, причем многие из них схожи между собой и отличаются лишь терминологией, используемой различными авторами. Обозначим и дадим характеристику основных когнитивных стилей.

Представители полезависимого стиля при оценке ситуации больше доверяют зрительным впечатлениям и с трудом выделяют детали из целостной ситуации. В свою очередь, представители поленезависимого стиля полагаются на внутренний опыт и быстро и точно выделяют детали из сложной пространственной ситуации, свободно ограждают себя от внешних влияний. Этот стиль может быть измерен с помощью таких методик, как тест «встроенные фигуры» и тест «стержень и рама», разработанные Г. Уиткиным и его коллегами.

Конкретность и абстрактность как психологические процессы базируются на способности дифференцировать и интегрировать понятия. Согласно И. А. Бельских, полюс «конкретной концептуализации» характеризуется «низкой дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий» [2, с. 15]. Люди, склонные к конкретному мышлению, проявляют такие качества, как черно-белое мышление, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, ситуативный характер поведения и менее развитая способность мыслить гипотетически. С другой стороны, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает высокую дифференциацию и интеграцию понятий. Люди, склонные к абстрактному мышлению, проявляют свободу от непосредственных свойств ситуации, ориентацию на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость и креативность.

Заострение и сглаживание — это различные когнитивные стили, связанные с индивидуальными различиями в способе хранения информации в памяти. У людей со стилем «сглаживания» сохранение информации в памяти сопровождается ее упрощением, потерей деталей и выбросом фрагментов. В то же время, у людей со стилем «заострения» происходит выделение и подчеркивание специфических деталей запоминаемого материала. Как отмечает А. И. Палей, этот когнитивный стиль проявляется «в условиях восприятия и запоминания последовательности стимулов и характеризует чувствительность человека к постепенно нарастающим отличиям в ряду воспринимаемых воздействий» [3, с. 121].

Когнитивные стили ригидности и гибкости связаны с тем, как человек перерабатывает и приспосабливается к новой информации в ситуациях конфликта. Ригидный стиль характеризуется «трудностью перестройки восприятия и перехода от вербальных знаний к сенсорно-перцептивным из-за низкой степени автоматизации последних, в то время как гибкий стиль проявляется в легкости такого перехода благодаря высокой степени автоматизации сенсорно-перцептивных функций» [4, с. 68].

Фокусирующий — сканирующий контроль. Различные люди могут проявлять разные особенности распределения внимания, что определяет их когнитивный стиль. Это может быть связано с тем, «насколько широко они улавливают различные аспекты ситуации и учитывают ее релевантные и нерелевантные признаки» [5, с. 240]. Некоторые люди способны быстро переключаться между разными аспектами ситуации, выделяя их объективные детали (широкий, или сканирующий, контроль). В то время как другие люди имеют более поверхностное и фрагментарное внимание, которое фокусируется только на наиболее явных и бросающихся в глаза характеристиках ситуации (узкий, или фокусирующий, контроль).

Таким образом, когнитивные стили можно рассматривать как метакогнитивные способности, которые включают в себя как способность создавать объективные ментальные представления о происходящем, так и возможность саморегулировать свои эмоциональные состояния. Предполагается, что степень выраженности разных когнитивных стилей определяет способность личности к объективности в оценках, суждениях, позициях и поступках, что в свою очередь может оказывать влияние на многообразие личностных черт и особенностей социального поведения, связанных с определенным стилем. Существуют различные виды когнитивных стилей, которые может проявлять личность. В зависимости от ситуационного контекста, а также индивидуальных особенностей личности, каждый из этих стилей может оказаться более адаптивным или менее адаптивным. Поэтому важно понимать, что когнитивные стили не являются ни положительными, ни отрицательными: они просто характеризуют определенные индивидуальные черты личности и способы ее функционирования.

Литература:

  1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / А. Адлер. — Киев: «Наука жить», 1997. — 27 с.
  2. Бельских И. А., Плотников Д. В. Когнитивный стиль конкретная / абстрактная концептуализация как интегральный параметр индивидуальности / И. А. Бельских // Курский науч.–практ. вестник «Человек и его здоровье». — 2011. — № 3. — С. 13–19.
  3. Палей А. И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль / А. И. Палей // Вопр. психол. — 1982. — № 1. — С. 118–126.
  4. Скотникова И. Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека. Психологический анализ / И. Г. Скотникова. — М., 1998. — С. 64–79.
  5. Соловьев А. В. Исследование познавательных стилей в американской психологии / А. В. Соловьева // Зарубежные исследования по психологии познания. — М., 1977. С. 235–255.
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивный стиль, стиль, внутренний опыт.


Ключевые слова

мышление, когнитивные стили, типологические особенности, особенности когнитивных стилей

Похожие статьи

Понятие стресса и стрессоустойчивости личности

В данной статье авторы пытаются выявить взаимосвязь между понятием стресса и формированием стрессоустойчивости у личности.

Особенности мотивационной сферы подростков

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы подростков. Рассматриваются виды (внешние и внутренние) мотивов и определение направления мотивов.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

Особенности мышления при локальных поражениях мозга

В статье рассматриваются особенности высшей психической функции мышления при различной локализации очагов поражения. Приведен анализ исследований различных авторов по проблеме нарушений при различных формах интеллектуальной деятельности. Но, тем не м...

Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований

Данная статья содержит аналитический обзор научных работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных исследованию проблем совладающего поведения личности в стрессовых ситуациях, формированию понятий и классификации основных существующих стратегий...

Психологические дискриминаторы социально-психологических типов личности

Научная проблема, в рамках которой проведено исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических типов личности. Конкретная научная задача исследования: выявить социально-психологические типы личности и дать им психологическую х...

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Взаимосвязь направления обучения с гендеротипичными защитными механизмами

В данной статье рассматривается взаимоотношение гендерно типических механизмов психологической защиты и направления обучения студентов.

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

К вопросу о нейропсихологическом строении памяти

В данной статье происходит попытка объяснить читателю нейропсихологические особенности памяти. Краткий пересказ основных научных изысканий, которые помогли приблизиться к пониманию памяти и выделить этапы запоминания.

Похожие статьи

Понятие стресса и стрессоустойчивости личности

В данной статье авторы пытаются выявить взаимосвязь между понятием стресса и формированием стрессоустойчивости у личности.

Особенности мотивационной сферы подростков

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы подростков. Рассматриваются виды (внешние и внутренние) мотивов и определение направления мотивов.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

Особенности мышления при локальных поражениях мозга

В статье рассматриваются особенности высшей психической функции мышления при различной локализации очагов поражения. Приведен анализ исследований различных авторов по проблеме нарушений при различных формах интеллектуальной деятельности. Но, тем не м...

Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований

Данная статья содержит аналитический обзор научных работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных исследованию проблем совладающего поведения личности в стрессовых ситуациях, формированию понятий и классификации основных существующих стратегий...

Психологические дискриминаторы социально-психологических типов личности

Научная проблема, в рамках которой проведено исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических типов личности. Конкретная научная задача исследования: выявить социально-психологические типы личности и дать им психологическую х...

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Взаимосвязь направления обучения с гендеротипичными защитными механизмами

В данной статье рассматривается взаимоотношение гендерно типических механизмов психологической защиты и направления обучения студентов.

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

К вопросу о нейропсихологическом строении памяти

В данной статье происходит попытка объяснить читателю нейропсихологические особенности памяти. Краткий пересказ основных научных изысканий, которые помогли приблизиться к пониманию памяти и выделить этапы запоминания.

Задать вопрос