Диспозициональное направление: теории личностных черт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 26.10.2016

Статья просмотрена: 2306 раз

Библиографическое описание:

Дьяков, А. В. Диспозициональное направление: теории личностных черт / А. В. Дьяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 810-813. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34533/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается диспозициональное направление в психологии, которое направлено на поиск различий между людьми и их измерение. Приведен анализ общетеоретических воззрений авторов по проблеме отдельных личностных черт, образующих целостную уникальную личность. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос относительно количества личностных черт, необходимых для наиболее полного описания личности.

Ключевые слова:диспозициональное направление, теория черт, индивидуальность, личностные черты, психология личности

В психологической науке проблема личности и ее отдельных компонентов, является, наверное, одним из самых спорных и противоречивых вопросов, касающихся психики человека и его поведения. Различные теории личности нашли свое отражение в основных теоретических и экспериментальных подходах, изучающих личность — к ним относятся: психодинамический, аналитический, гуманистический, когнитивный, поведенческий, трансакционный, деятельностный, диспозициональный. В настоящее время отсутствует общепринятое мнение о том, какой из подходов является наиболее эффективным в объяснении основополагающих факторов, определяющих поведение человека. Каждый из них имеет собственное теоретическое обоснование, представление о структурной организации личности, собственные методы ее изучения.

В данной статье рассматривается диспозициональное направление в психологии, которое, в отличие от других вышеперечисленных подходов, носит, скорее, умозрительный характер, являясь практически ориентированным, и позволяет исследовать личность с помощью использования современных, научно обоснованных методов.

Отличительной особенностью диспозиционального подхода является пристальное внимание к проблеме отдельных личностных черт, которые взаимодействуют между собой и в совокупности образуют целостную уникальную личность. Его основные положения получили развитие в теориях черт [5, с. 451].

Один из основателей данного подхода Г. Оллпорт определял личность как прижизненно формирующуюся индивидуально своеобразную совокупность личностных черт, которые определяют характерное для данного человека мышление и поведение. Черта личности в свою очередь представляет собой предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций, что обеспечивает значительное постоянство поведения [3, с. 89].

В подтверждение сказанному Г. Оллпорт приводит следующий пример: Если человек дружелюбен, то он будет таким в основном всегда и со всеми. Разумеется, следует допускать, что поступки человека иногда могут не соответствовать тем или иным чертам личности, однако это не значит, что этих черт у него нет. Так, например, пунктуальный, педантичный и сдержанный человек может в одночасье стать раздражительным и небрежным, если он опаздывает на поезд. Приведенные примеры отражают одну из главных особенностей личностных черт — стабильность в отношении различных ситуаций [3, с. 92].

Также автор обозначил ряд других характеристик, которыми обладают личностные черты. Во-первых, черта личности не дремлет в ожидании внешнего стимула, способного ее пробудить, а является движущей силой, побуждающей людей к такому виду деятельности, в котором данная черта проявится наиболее полно. Например, если студентка колледжа имеет ярко выраженную предрасположенность к общению, то она не будет находиться в пассивном ожидании вечеринки, чтобы пообщаться. Она будет активно ее искать, таким образом проявляя свою общительность [3, с.96].

Далее черта личности является относительно независимой от других черт. То есть отсутствует резкая граница, которая отделяла бы одну черту от другой. Безусловно, черта личности имеет центр, вокруг которого разворачивается ее влияние, однако поведение, к которому она приводит, зачастую является результатом совместного взаимодействия сразу нескольких личностных черт. Таким образом человек несет в себе определенный набор личностных черт, которые перекрывают друг друга и имеют относительную независимость [3, с. 97].

Следующая особенность заключается в возможности эмпирическим путем определить наличие той или иной черты личности. Несмотря на то, что их невозможно увидеть непосредственно, Г. Оллпорт указывал на возможность подтвердить существование черт посредством таких форм, как наблюдение за поведением человека на протяжении определенного промежутка времени, изучение истории болезни и биографических данных, а также статистические методы, позволяющие установить степень совпадения отдельных реакций на одинаковые (сходные) стимулы [3, с.101].

Также личностные черты можно рассматривать либо по их распространенности в обществе, либо в контексте отдельно взятой личности, у которой они выявлены. В первом случае речь идет об общих чертах, выраженность которых можно измерить с помощью опросников и которые присущи определенному количеству людей в данной культуре, а во втором — об индивидуальных чертах, которые являются индивидуально — личностными особенностями и уникальны для каждого конкретного человека. По мнению Г. Оллпорта, именно они наиболее точно отражают его личностную структуру, однако с методической точки зрения их изучение является гораздо более трудной задачей [3, с. 103].

Следует отметить, что Г. Оллпорту принадлежит одно из первых лексикографических исследований личностных черт, в котором посредством анализа словарей английского языка было выявлено более 4000 слов, с помощью которых можно описать различные черты личности [4, с. 248].

Другой представитель данного направления, Р. Кеттелл, взяв данный список черт за отправную точку, с помощью метода факторного анализа сократил количество личностных черт до 16 основных качеств, или факторов, каждый из которых получил двойное название, исходя из степени его выраженности (например, общительность — замкнутость, подчиненность — доминантность, робость — смелость и др). По его мнению, эти характеристики способны отразить все разнообразие личностей и могут быть обнаружены с помощью точного измерения [6, с. 301].

Личностные черты, согласно Р. Кеттеллу, представляют собой «гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени» [6, с. 309]. Иными словами, черта — это тенденция реагировать определенным способом в разнообразных ситуациях и в разное время.

Так же как и Г. Оллпорт, автор полагает, что черты личности образуют основу личностной структуры и, в конце концов, несут ответственность за поведение человека в конкретной ситуации [6, с. 317].

Видный представитель теории черт, Г. Айзенк, тоже отстаивал идею необходимости точного предсказания поведения человека и считал, что для его изучения и оценки необходимо не более трех основных черт личности [1, с. 29].

Следует отметить, что черта, по мнению автора, так же как и в смежных теориях, представляет собой континуум, на котором распределяются значения с нижним и верхним пределами; например такой параметр как экстраверсия является диапазоном, в котором люди находятся соответственно выраженности данного параметра [1, с. 44].

В своих ранних исследования Г. Айзенк выделял два основных типа: экстраверсия — интроверсия и эмоциональная стабильность — нейротизм.

Экстраверты имеют лидерские задатки, веселы, беззаботны, отзывчивы, разговорчивы и дружелюбны; интроверты, напротив, в большинстве ситуаций проявляют спокойствие и рассудительность, надежны, ведомы, миролюбивы, пассивны и молчаливы. Люди с высоким уровнем нейротизма, то есть эмоциональной неустойчивостью могут быть агрессивными, тревожными, импульсивными, а люди с эмоциональной стабильностью, наоборот невозмутимы, спокойны, устойчивы к внешним раздражителям. Более того, возможно сочетание этих типов [1, с. 56].

Так, например, интроверсия в сочетании с эмоциональной устойчивостью отражает такие характеристики, как соблюдение общепринятых норм и правил поведения, заботливость и внимательность. Интроверсия в сочетании с нейротизмом, приводит к беспокойству, пессимизму и замкнутости. Сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости отражает тенденцию быть покладистым, заботливым, общительным, оптимистичным и т. д. И напротив, экстраверсия и эмоциональная неустойчивость в сочетании будут проявляться агрессивностью и импульсивностью. Причем, как указывает автор, не следует разделять этим комбинации на хорошие или плохие, приемлемые или неприемлемые — каждый из типов безусловно имеет как положительные, так и отрицательные стороны [1, с.59].

Несколько позже Г. Айзенк ввел и третий параметр личности — психотизм. Человек, с высокой выраженностью этой черты склонен к асоциальному поведению, эгоцентричен, отличается конфликтностью, импульсивностью, имеет трудности в межличностном общении и др., однако, как указывает автор, все эти перечисленные особенности в большинстве своем проявляются при различных психических заболеваниях [1, с. 64].

Многочисленные дискуссии в рамках диспозиционального направления о том, какое количество черт необходимо для оценки и описания личности, привели к созданию пятифакторной модели личности, которая была предложена П. Костом и Р. МакКреем и представляет собой нечто среднее в количественном соотношении черт между моделью Г. Айзенка и Р. Кеттела, включая в себя пять основных личностных черт: экстраверсия, добросовестность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость и открытость опыту [2, с. 31].

Экстраверсия отражает такие личностные характеристики, как активность, энергичность общительность, оптимистичность. Добросовестность говорит о пунктуальности, последовательности, надежности, дисциплинированности. Доброжелательность включает в себя альтруистичность, доверие к людям, чуткость, стремление идти на компромисс. Эмоциональная устойчивость выступает как способность приспосабливаться к жизненным условиям, устойчивость к стрессам и тревоге. И наконец, открытость опыту отражает интерес человека к новой информации, воображение, чувствительность, гибкость ума и т. д. При этом каждая из характеристик является полярной и несет в себе противоположные качества [2, с. 33].

Как указывает Я. Лаак, компактность пятифакторной модели личности может быть как ее достоинством, так и недостатком. В силу малого количества измерений она не отражает всего многообразия личности, однако весьма универсальна и является наиболее оптимальным решением для обобщенного, но при этом информативного исследования личности [2, с. 44].

Подводя итоги, следует констатировать, что, несмотря на неутихающие до настоящего времени споры и разногласия относительно количества личностных черт, необходимых для наиболее полного описания личности, и их содержательного наполнения, диспозициональное направление является одним из самых видных и наиболее важных направлений в психологической науке. Сущность приведенных теорий можно свести к положению, которое заключается в том, что человек несет в себе широкий набор предрасположенностей (личностных черт), которые побуждают его реагировать определенным образом в разных ситуациях. Теории черт, являются практически ориентированными и находят свое отражение во множестве исследований, что указывает на их перспективность.

Литература:

  1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. — М.: Когито — Центр, 2000. — 288 с.
  2. Лаак Я., Бругман Г. Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания. — М.: Университет, 2003. — 112 с.
  3. Оллпорт Г. Личность в психологии. — СПб.: Ювента, 1998. — 345 с.
  4. Оллпорт Г. Становление личности. Избранные труды. — М.: Смысл, 2002. — 490 с.
  5. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. — М.: Психотерапия, 2008. — 656 с.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2014. — 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): черт, черт личности, эмоциональная устойчивость, поведение человека, теория черт, черта личности, личностная структура, психологическая наука, целостная уникальная личность, эмоциональная неустойчивость.


Ключевые слова

индивидуальность, личностные черты, диспозициональное направление, теория черт, психология личности

Похожие статьи

Влияние гендерного аспекта на возможность самореализации личности в военно-профессиональной деятельности

Данная статья посвящена вопросу влияния гендерного аспекта на возможность самореализации в военно-профессиональной деятельности. Проблематика, связанная с самореализацией, представляет собой в настоящее время важную проблему психологии, исследование ...

Политический бихевиорализм как инструмент изучения политики

Статья раскрывает понятие бихевиорализма, его структуру, роль в политике, в частности, об отношении к распределению власти. Этим вопросами задавались Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл. Исследование данной темы является актуальной т. к. для анализа по...

Номинативно-мелиоративное определение личности

В продолжение раннего исследования, посвященному номинативному пути определения личности, предпринята попытка мелиоративного вывода, обобщающего междисциплинарные представления. Мелиоративный вывод осуществлялся «от обратного»: рассмотрены и исключен...

Локус контроля в понимании современной психологии

Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы активности личности. Одной из таких форм является локус контроля, определяемый как устойчивая личностная характеристика, отражающая предрасположенность человека объяснять причины ...

О соотношении понятий «творчество» и «креативность» в психолого-педагогической науке

В статье представлены результаты анализа соотношения понятий «творчество» и «креативность», а также процессов ими обозначаемых. Связано это с тем, что многие ученые исследователи вкладывают в понимание этих категорий свое видение, возникает необходим...

Значение категорий, концепций, доктрин, парадигм в теории науки

В статье рассматриваются ключевые категории теории науки — понятия, концепции, доктрины и парадигмы. Анализируется их роль в научном познании, особенности формирования и функционирования. Показано отличие этих категорий друг от друга по степени обобщ...

Психология свободы личности: анализ научных трудов XX — начала XXI века

В статье проводится анализ личностной свободы с научных позиций зарубежной психологии XX века и современной отечественной психологии, а также авторов, интерпретирующих содержание свободы личности с идеологических позиций отечественного коммунизма. Об...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Аксиологический аспект информации в рамках современных коммуникативных теорий

Автор статьи рассматривает проблему ценности информации сквозь призму современных коммуникативных теорий. Раскрывает понятия ценности, информации и ценности информации. Определяет признаки аксиологического кризиса и влияния ценности информации на пос...

Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов

В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «личность». Представлен обзор работ отечественных авторов, направленных на исследование личности. Рассмотрена информация о структуре личности, методах личности, подхо...

Похожие статьи

Влияние гендерного аспекта на возможность самореализации личности в военно-профессиональной деятельности

Данная статья посвящена вопросу влияния гендерного аспекта на возможность самореализации в военно-профессиональной деятельности. Проблематика, связанная с самореализацией, представляет собой в настоящее время важную проблему психологии, исследование ...

Политический бихевиорализм как инструмент изучения политики

Статья раскрывает понятие бихевиорализма, его структуру, роль в политике, в частности, об отношении к распределению власти. Этим вопросами задавались Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл. Исследование данной темы является актуальной т. к. для анализа по...

Номинативно-мелиоративное определение личности

В продолжение раннего исследования, посвященному номинативному пути определения личности, предпринята попытка мелиоративного вывода, обобщающего междисциплинарные представления. Мелиоративный вывод осуществлялся «от обратного»: рассмотрены и исключен...

Локус контроля в понимании современной психологии

Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы активности личности. Одной из таких форм является локус контроля, определяемый как устойчивая личностная характеристика, отражающая предрасположенность человека объяснять причины ...

О соотношении понятий «творчество» и «креативность» в психолого-педагогической науке

В статье представлены результаты анализа соотношения понятий «творчество» и «креативность», а также процессов ими обозначаемых. Связано это с тем, что многие ученые исследователи вкладывают в понимание этих категорий свое видение, возникает необходим...

Значение категорий, концепций, доктрин, парадигм в теории науки

В статье рассматриваются ключевые категории теории науки — понятия, концепции, доктрины и парадигмы. Анализируется их роль в научном познании, особенности формирования и функционирования. Показано отличие этих категорий друг от друга по степени обобщ...

Психология свободы личности: анализ научных трудов XX — начала XXI века

В статье проводится анализ личностной свободы с научных позиций зарубежной психологии XX века и современной отечественной психологии, а также авторов, интерпретирующих содержание свободы личности с идеологических позиций отечественного коммунизма. Об...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Аксиологический аспект информации в рамках современных коммуникативных теорий

Автор статьи рассматривает проблему ценности информации сквозь призму современных коммуникативных теорий. Раскрывает понятия ценности, информации и ценности информации. Определяет признаки аксиологического кризиса и влияния ценности информации на пос...

Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов

В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «личность». Представлен обзор работ отечественных авторов, направленных на исследование личности. Рассмотрена информация о структуре личности, методах личности, подхо...

Задать вопрос