В статье приводятся результаты исследования характеристик мышления у студентов, обучающихся в медицинском вузе на специальностях клиническая психология и лечебное дело.
Ключевые слова: мышление, характеристики мышления
Актуальность исследования
Вследствие информации, получаемой человеком из окружающего мира, становится возможным представлять как внешнюю, так и внутреннюю сторону предметов, и предвидеть их изменение спустя время. Это возможно благодаря такому многогранному процессу, как мышление.
Мышление является фундаментальной и значимой психологической способностью человека. Её фундаментальность заключается в том, что разум интерпретируется отличительной чертой человека от других живых существ. Отражение этого факта детерминирует (обуславливает) личностную и социальную значимость мышления.
Для адекватного существования в современном мире человеку необходим оптимальный уровень развития мышления. Мышлением является процесс анализирования и синтезирования непосредственно того, что выделяется анализом [9].
С изменением условий существования социума возникает необходимость преобразования старых профессий и появления новых. Человек, знающий свои стиль и тип мышления, сможет выбрать ту сферу деятельности, которая ему будет интересна, и в которой он будет наиболее успешен. На первом курсе обучения у студентов следует выявлять особенности мышления, что позволит определить у них отсутствующие качества, которые важны для успешной работы специалиста в выбранной сфере деятельности. Вследствие этих знаний будет возможным изменение и введение новых образовательных программ для более эффективного формирования профессионального мышления.
Развитие профессионального мышления является неотъемлемой частью вузовской подготовки студентов.
Какие характеристики мышления у студента будут развиваться, зависит от выбранной им специальности: на гуманитарной специальности — развивают самостоятельность и критичность мышления; на естественно-научной — способность преобразовывать предметную реальность; на технической — системное и пространственное мышление.
Творческое мышление развивают у всех студентов, так как способность творчески мыслить необходима специалисту в любой сфере деятельности.
С целью определить различия/сходства характеристик мышления студентов, обучающихся на таких специальностях, как лечебное дело и клиническая психология, было проведено эмпирическое исследование.
Результаты теоретического анализа проблемы
В современной психологии пристальное внимание уделяется изучению такого процесса, как мышление. Психологи, занимающиеся изучением этого многогранного процесса, дают определение мышления, делая акцент на разные стороны этого процесса.
По мнению А. С. Никифорова (1990), мышление является высшей формой познавательной деятельности, которая тесно связана с синтезом, анализом, обобщением накопленных и приобретённых знаний. Мышление позволяет определить внутренние связи между явлениями, предметами и людьми [6].
Как отмечает Н. Н. Данилова (1997), мышление является процессом познавательной деятельности и характеризуется оперированием понятиями, категориями и образами. Особенность и суть мышления заключается в выполнении операций с образами, которые в свою очередь составляют внутреннюю картину мира [4].
По мнению З. А. Зориной и И. И. Полетаевой (2002), мышление является обобщённым и опосредованным отражением окружающей действительности. В основе процесса мышления лежит оперирование образами, позволяющее выделить связи между объектами и их наиболее существенные свойства [5].
Согласно исследованию, проведённому Г. Г. Валиулиной, развитие мышления парней и девушек отличается. На первом-втором курсах парни превосходят девушек в практическом и математическом мышлении, а девушки их в теоретическом мышлении. На третьем курсе юноши лучше, чем девушки, решают логические задачи и более осведомлены в области профессиональных понятий. На четвёртом и пятом же курсах девушки превосходят парней по многим характеристикам: в решении логических задач, гибкости мышления, оригинальности мышления, по уровню развития практического мышления и профессионального категориального аппарата [2].
Согласно исследованию О. М. Разумниковой, существуют различия в развитии креативности между юношами и девушками. Исследование было проведено на студентах разных специальностей: биология, математика, социальная работа и инженерия. Было установлено, что у юношей, больше чем у девушек, развита образная креативность. Различий по развитию вербальной креативности между девушками и юношами не установлено. У юношей, учащихся на биологов и инженеров, более выражена оригинальность ассоциативного вербального мышления [7].
Анри Валлон (1942) описал три принципа в изучении характеристик мышления:
1) Изучение мышления в отношениях и связях с объективной действительностью.
2) Выявление противоречий в развитии мышления, и выделение условий их преодоления.
3) Рассмотрение процесса формирования и развития мышления [10].
Наиболее известные методики исследования мышления: тест Л. С. Выготского — Л. С. Сахарова (1927), предназначенный для исследования особенностей формирования понятий [1]; методика «Пиктограмм» А. Р. Лурия (1932), направлена на изучение творческой активности мышления [1]; тест на интеллект и мышление Д. Векслера (1939); опросник «Определение типов мышления и уровня креативности»Дж. Брунера (1976), который позволяет определить базовый тип мышления и уровень креативности [8]; методика на пространственное мышление И. С. Якиманской, В. Г. Зархиного и X. М. Кадаяса (1991); тест на креативность мышления Э. Торренса (1966), адаптирован А. Н. Ворониным в 1994 году [3]; «Тест отдалённых ассоциаций» С. Медника (1962), предназначенный для измерения уровня вербальной креативности [3]; опросник «Порог активности» Т. Л. Романовой (1991), направленный на диагностику скорости мышления и готовности к совершению действий.
Проанализировав теоретические источники, можно сделать вывод, что понимания такого многогранного процесса, как мышление довольно разнообразны. Благодаря мышлению человек способен познать то, что недоступно представлению и восприятию, выделить существенные связи между людьми, предметами, и отделить их от случайных связей. Особенностью мышления являются такие характеристики, как глубина, скорость, критичность, гибкость, тип и стиль мышления. Гибкость мышления заключается в умении трансформировать исходные данные и изменять намеченный путь решения проблемы. Скорость мышления является способностью быстро разобраться в сложившейся ситуации и принять решение. Глубина мышления позволяет видеть причины явлений, проникать в сущность сложных вопросов и предвидеть последствия решений и дел. Критичность мышления заключается в способности доказывать истинность выдвигаемых суждений, осуществлять объективную оценку своих и чужих суждений и находить в них сильные и слабые стороны.
Материал иметоды. Объем выборки составил 188 студентов ТГМУ 1, 3 и 5 курсов в возрасте от 17 лет до 23 года, из них 94 — студенты, обучающиеся по специальности «клиническая психология», 94 — обучаются по специальности «лечебное дело». В рамках эмпирического исследования использовали психодиагностический метод, включающий стандартизированные («Активность вербального и наглядно-образного мышления», методики «Выделение существенных признаков», опросника Дж. Брунера на определение типа мышления, теста вербальной креативности С. Медника и прогрессивных матриц Дж. Равена) и проективный (методики «Пиктограмма») методы. Статистический анализ полученных результатов проводился путем вычисления коэффициента U — критерия Манна — Уитни, корреляционного анализа и подсчёта распределения величин.
Результаты исследования
В ходе проведённого эмпирического исследования были выявлены особенности мышления студентов 1, 3 и 5 курсов, обучающихся на специальностях «клиническая психология» и «лечебное дело».
Для студентов 1 курса специальности «клиническая психология» характерны высокая продуктивность выполнения однотипных задач с определёнными словами и способность к оперированию суждениями, умозаключениями и понятиями на основе законов логики. В данной группе больше исследуемых, обладающих символическим и образным типами мышления, вследствие чего предпочитающих преобразовывать полученную ими информацию с помощью арифметических операций и действиями с образами. Студенты обладают высокой готовностью к созданию новых идей, генерируют нестандартные идеи, мыслят, опираясь на известные модели поведения, абстрагируются от деталей и рассуждают широкими понятиями.
Мышление студентов «клинической психологии» 3 курса отличается способностью быстрого решения однотипных заданий с образами и высокой продуктивностью выполнения словесных и образных задач разного типа с быстрым переключением способа решения. Большинству студентов из группы присущ образный тип мышления, позволяющий преобразовывать информацию с помощью действий с образами. Для студентов характерна высокая способность к познанию и решению различных проблем.
Студентам 5 курса «клинической психологии» свойственна высокая продуктивность выполнения как однотипных заданий с образами в пределах одного способа решения, так и словесных задач разного типа с быстрым переключением способа решения. В данной группе больше студентов с символическим типом мышления, что свидетельствует о предпочтении преобразовывать полученную информацию с помощью алгебраических правил или арифметических операций. Исследуемые обладают выраженными способностями к оперированию суждениями, умозаключениями и понятиями на основе законов логики, к познанию и решению проблем и высоким уровнем вербальной креативности.
Мышление студентов 1 курса, обучающихся на специальности «лечебное дело», отличается способностью быстро решать однотипные задания с определёнными словами и образами, в пределах одного способа решения и продуктивностью при выполнении заданий разного типа, которые требуют быстрого переключения с одного способа решения на другой. В этой группе студентов преобладает число студентов с образным типом мышления, при котором преобразование полученной информации осуществляется с помощью действий с образами. Исследуемым свойственны выраженные способности к оперированию умозаключениями, суждениями и понятиями на основе законов логики, к созданию принципиально новых идей. Рассуждения опираются на общепринятые и известные модели поведения, высокая способность к познанию и решению возникающих проблем.
Для студентов 3 курса «лечебного дела» характерны высокая продуктивность при выполнении задач разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа на другой и высокий уровень вербальной креативности. В данной группе студентов больше исследуемых с предметным типом мышления, что означает предпочтение преобразования полученной информации с помощью предметных действий. Студенты обладают средним уровнем выраженности способности к оперированию понятиями, умозаключениями, суждениями на основе законов логики. Выражены способности к абстрагированию от деталей и мышление широкими понятиями и генерированию оригинальных и нестандартных идей.
Студентам 5 курса «лечебного дела» свойственна высокая эффективность решения однотипных заданий с определёнными словами и высокая продуктивность выполнения задач с образами разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа решения на другой. В группе исследуемых преобладает число студентов с образным типом мышления, при котором преобразование информации происходит с помощью действий с образами. Исследуемые обладают высоким уровнем развития творческих способностей.
Применение данных результатов возможно в дальнейшем при работе со студентами в высшем учебном учреждении. Дальнейшие исследования мышления студентов позволят помочь студентам лучше и быстрее развивать профессиональное мышление и важные характеристики мышления, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. — М.: Феникс, 1996. — 256с.
- Валиуллина Г. Г. Возрастно-половые особенности развития профессионального мышления студентов: Дис. канд. психол. наук. — М.: Дом «Астраханский университет», 2007. — С. 56–63.
- Воронин А. Н., Галкина Т. В. Методы психологической диагностики. Выпуск 2. Под ред. Воронина А. Н. — М.: ИП РАН, 1994. — 344с.
- Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 373с.
- Зорина 3.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие/3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 320 с.
- Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь. В 3 т. — М.: Медицина, 2010. — Т.2–464с.
- Разумникова О. М. Вопросы психологии. — М.: Ижица, 2002. — 137с.
- Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2005. — 124с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2000. — 153с.
- Шорохов Е. В. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. — М.: Наука, 1966. — 300с.