Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 25.06.2023

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Зарубина, Е. А. Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте / Е. А. Зарубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104458/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, родительское отношение, подростковый возраст, тревожность, личностная тревожность.

Тревожность является значительным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и представляет исключительный интерес для психологического изучения. Большинство психологов определяют тревожность как повышенную склонность к переживаниям, опасениям и беспокойству [2]. Высокая тревожность имеет отрицательную эмоциональную окраску и характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги [1].

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. На данном этапе онтогенеза происходят значительные изменения в сфере самосознания, перестраиваются отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Одно из ключевых новообразований — чувство взрослости. У подростка возникает желание, если не быть, то хотя бы казаться или считаться взрослым. Как отмечает А. В. Микляева, что вхождение подростка в мир взрослых неизбежно приводит к росту требований к его поведению, уровню ответственности со стороны родителей, педагогов, что нередко может вызывать тревожность. При этом, несмотря на выраженную реакцию эмансипации от родителей, взаимоотношения в семье продолжают оказывать воздействие на развитие личности подростка, в частности на формирование у него тревожности [3].

К теме детско-родительских отношений обращались такие авторы, как: В. В. Столин, А. Я. Варга, А.Спиваковская, А.Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М.Буянов, 3.Матейчек, Г.Хоментаускас, А.Фромм, Р.Снайдер. Так наиболее разработанным современным подходом к изучению детско-родительских отношений является исследование А. Я. Варга и В. В. Столина. По мнению авторов, «родительские отношения» — это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. В своих исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений: «Принятие — отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» [5].

Дж. Боулби, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер в своих работах отмечали, что негативные личностные образования (неврозы, страхи, психологические защиты, коммуникативные барьеры и тревожность) формируются вследствие дисгармоничных семейных отношений. Неблагополучное семейное общение является ключевым фактором возникновения тревожности [4]. Это определило актуальность исследования.

Цель исследования — выявить взаимосвязь уровня личностной тревожности и типов детско-родительского отношения.

Задачи:

– изучить уровень личностной тревожности у подростков;

– выявить стили родительского отношения к подросткам;

– проанализировать взаимосвязь между типами родительского отношения и уровнем личностной тревожности.

Гипотеза исследования: уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительских отношений.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы методики: Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и «Шкала тревожности» Р. Кондаша. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием коэффициента корреляции Спирмена. В эмпирическом исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 14–16 лет, а также 20 родителей обследуемых обучающихся.

На первом этапе исследования проанализировали особенности родительского отношения к подросткам. Данные были получены с помощью методики А. Я. Варга и В. В. Столина. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования родительского отношения

Тип родительского отношения

Среднее арифметическое (х ср. )

Принятие/отвержение ребенка

29

Кооперация

7

Симбиоз

4,6

Авторитарная гиперсолизация

3,4

«Маленький неудачник»

1,7

Анализируя данные, представленные в таблице по шкале «принятие/отвержение» получен высокий балл (х ср .=29). Это свидетельствует о том, что наибольшее количество родителей принимают своего ребенка таким, какой он есть, положительно относятся к нему. По шкале «кооперация» также получен высокий балл (х ср .=7), позволяющий говорить о том, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует подростка, высоко оценивает способности своего ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.

По шкале «симбиоз» получен средний балл (х ср .=4,6), позволяющий говорить о том, что, несмотря на попытки родителей быть постоянно как можно ближе к ребенку, между ними уже есть определенная психологическая дистанция. Возможно, это связано с тем, что у подростков выражено стремление к эмансипации, утверждению своего «чувства взрослости», тогда как родители не всегда сразу могут перестроиться, признать эту взрослость своих детей. Данные по шкале «контроль» (х ср .=3.4) показывают, что взрослые не пытаются вести себя слишком авторитарно по отношению к подростку, не требуют безоговорочного послушания, понимая, что подростку надо давать больше самостоятельности. По шкале «Маленький неудачник» полученные баллы (х ср .=3.4) позволяют говорить, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Таким образом, полученные данные позволяют говорить, что в целом родительское отношение к подросткам у их родителей гармоничное, они стараются поддерживать своих детей, принимать их такими, какие они есть. При этом, родители стараются развивать в своих детях самостоятельность, выстраивая определенные психологические границы, тем самым учитывая возрастные особенности своих детей.

На втором этапе исследования было проведено исследование тревожности подростков. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики уровня тревожности подростков

Вид тревожности

Уровень тревожности (х ср. )

Межличностная

15,5

Самооценочная

13,9

Школьная

12,8

Исходя из представленных данных, можно отметить, что показатели тревожности у подростков данной выборки в целом нормативные. Наиболее выражена межличностная тревожность (х ср .=15,5), что может быть связано с тем, что в подростковом возрасте перестраивается система отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это может повышать тревожность подростков в сфере межличностного взаимодействия. Менее выражена самооценочная тревожность (х ср .=13,9), но признаки тревожности существуют. Это может быть обусловлено бурным ростом самосознания у подростков, становлением устойчивой самооценки, основанной на личностно-значимых критериях. Наименее выражена у подростков школьная тревожность (х ср .=3.4).

Для выявления взаимосвязи между уровнем тревожности и типом родительского отношения был использован критерий корреляции Спирмена. Результаты статистического анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3

Взаимосвязь уровня тревожности у подростков и типа родительского отношения

Тип родительского отношения

Школьная тревожность

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Отвержение

r s = 0.11

r s = 0.076

r s = 0.013

Кооперация

r s = 0.352

r s = 0.431

r s = 0.324

Контроль

r s = 0.128

r s = 0.049

r s = 0.274

Симбиоз

r s = 0.649

r s = 0.464

r s = 0.487

Отношение к неудачам ребенка

r s = 0.42

r s = 0.434

r s = 0.555

*в таблице жирным курсивом выделены значимые корреляционные связи

На основе полученных данных можно сделать вывод, что существуют значимые корреляционные связи между такими стилями воспитания и тревожностью у подростков, как симбиоз и отношение к неудачам ребенка. Так, чем в большей степени родители склонны к симбиозу в отношениях с подростком, тем в большей степени для него характерна школьная тревожность (r s = 0.649). Чем более родители критически относятся к неудачам своего ребенка, тем более у него выражена межличностная тревожность (r s = 0.555). Возможно, это связано с тем, что, критика родителей формирует у подростка неуверенность в себе, что негативно сказывается на его межличностных отношениях. Таким образом, можно сделать вывод, что родительское воспитание в подростковом возрасте имеет взаимосвязь на подростка. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Полученные данные можно использовать в работе по профилактике формирования деструктивных семейных отношений.

Литература:

1. Афонина, С. А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления / С. А. Афонина, Г. А. Каракьян // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 291–293.

2. Ерофеева, М.А., Зуйкова, А.А., Сафронов, А. И. Психолого-педагогическая характеристика межличностного общения подростков с повышенным уровнем тревожности / М. А. Ерофеева, А. А. Зуйкова, А. И. Сафронов // Перспективы науки и образования. − 2020. − № 5 (47). − С. 293–303. Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 146–148.

3. Ноговицина, Н.М., Лис, Я. О. Исследования уровня тревожности у подростков / Н. М. Новогицина, Я. О. Лис // Проблемы современного педагогического образования. − 2019. — № 3. − С. 338–341.

4. Ситникова, Л.Р., Антоновская, К. А. Взаимосвязь личностной тревожности и особенностей детско-родительского взаимодействия в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. − 2017. − № 2. — С. 293–303.

5. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н. Э. Солынин, М. В. Колгушкина // Молодой ученый. — 2021. —№ 6 (348). — С. 313–315.

Основные термины (генерируются автоматически): родительское отношение, подросток, отношение, Столин, личностная тревожность, подростковый возраст, межличностная тревожность, неудача ребенка, ребенок, школьная тревожность.


Похожие статьи

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную...

В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте.

Исследование тревожности и основных ее причин у младших...

Ключевые слова: тревожность, младший школьный возраст, адаптация к школе

Результаты проведения «Теста родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Статуса личностного образования тревожность достигает лишь в подростковом возрасте, опосредуясь самооценкой и представлением подростка о себе.

Одним из видов коррекционной работы по снижению тревожности у подростков является тренинг.

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

Согласно результатам методики «Измерения уровня тревожности Тейлора» (адаптированная Т. А. Немчиным), представленной на рис. 3, прослеживается преобладание среднего уровня тревожности (с тенденцией к высокому) — 45 %, по отношению к другим выделенным видам.

Подростковая тревожность: проблема и пути решения

Ключевые слова: тревожность, подросток, киберсоциализация, буллинг.

Подростковая тревожность все чаще приобретает личностный характер, то есть перерастает из

Тест школьной тревожности Филлипса показал, что подростки имеют повышенный

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.

Деструктивные особенности взаимодействия в системе...

Возраст всех участниц эксперимента — от 25 до 39 лет.

Высокие баллы по шкале отношения к неудачам ребенка были отмечены у 19 (20,7 %) матерей — представителей

8. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров.

24. Соколова Е. Т., Столин В. В., Варга А. Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как...

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

Проявления тревожности детей дошкольного возраста. Тревожность дошкольников находится в центре научных интересов Н. Г. Кутеповой.

Проявления тревожности у учащихся в школьный период.

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый...

Особенности тревожности в подростковом возрасте

Мы также опирались на труды, посвященные проблеме тревожности подростков.

Выборка составила 20 подростков в возрасте 15 лет.

Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 50 % испытуемых, у 20 % наблюдается низкий уровень, у 30 % — умеренный.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная...

Особенности взаимоотношений подростков с родителями...

Ключевые слова: подростки, взаимоотношения, родители, тревожность, взаимопонимание.

Проблема выстраивания детско-родительских отношений подростков с родителями в

Эти отношения могут повлиять на благоприятное развитие личности подростков, либо привести к

в детском возрасте, однако к подростковому возрасту у ребенка эта связь нарушается.

Формирование межличностных отношений младших школьников...

Это возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Начало школьного обучения коренным образом меняет весь уклад жизни ребенка.

Процесс формирования межличностных отношений проходит успешно.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан.

Похожие статьи

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную...

В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте.

Исследование тревожности и основных ее причин у младших...

Ключевые слова: тревожность, младший школьный возраст, адаптация к школе

Результаты проведения «Теста родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Статуса личностного образования тревожность достигает лишь в подростковом возрасте, опосредуясь самооценкой и представлением подростка о себе.

Одним из видов коррекционной работы по снижению тревожности у подростков является тренинг.

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

Согласно результатам методики «Измерения уровня тревожности Тейлора» (адаптированная Т. А. Немчиным), представленной на рис. 3, прослеживается преобладание среднего уровня тревожности (с тенденцией к высокому) — 45 %, по отношению к другим выделенным видам.

Подростковая тревожность: проблема и пути решения

Ключевые слова: тревожность, подросток, киберсоциализация, буллинг.

Подростковая тревожность все чаще приобретает личностный характер, то есть перерастает из

Тест школьной тревожности Филлипса показал, что подростки имеют повышенный

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.

Деструктивные особенности взаимодействия в системе...

Возраст всех участниц эксперимента — от 25 до 39 лет.

Высокие баллы по шкале отношения к неудачам ребенка были отмечены у 19 (20,7 %) матерей — представителей

8. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров.

24. Соколова Е. Т., Столин В. В., Варга А. Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как...

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

Проявления тревожности детей дошкольного возраста. Тревожность дошкольников находится в центре научных интересов Н. Г. Кутеповой.

Проявления тревожности у учащихся в школьный период.

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый...

Особенности тревожности в подростковом возрасте

Мы также опирались на труды, посвященные проблеме тревожности подростков.

Выборка составила 20 подростков в возрасте 15 лет.

Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 50 % испытуемых, у 20 % наблюдается низкий уровень, у 30 % — умеренный.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная...

Особенности взаимоотношений подростков с родителями...

Ключевые слова: подростки, взаимоотношения, родители, тревожность, взаимопонимание.

Проблема выстраивания детско-родительских отношений подростков с родителями в

Эти отношения могут повлиять на благоприятное развитие личности подростков, либо привести к

в детском возрасте, однако к подростковому возрасту у ребенка эта связь нарушается.

Формирование межличностных отношений младших школьников...

Это возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Начало школьного обучения коренным образом меняет весь уклад жизни ребенка.

Процесс формирования межличностных отношений проходит успешно.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан.

Задать вопрос