Деструктивные особенности взаимодействия в системе «мать — ребёнок» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 18.06.2015

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Савинкова А. А. Деструктивные особенности взаимодействия в системе «мать — ребёнок» // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 314-318. — URL https://moluch.ru/archive/93/20516/ (дата обращения: 23.09.2018).

В статье рассматриваются особенности взаимодействия матери и ребенка, страдающего гиперкинетическим расстройством. При клинико-психологическом исследовании выявляется наличие таких деструктивных особенностей как авторитарность, значительная психологическая дистанция, недоверие к его возможностям и способностям, недостаток интереса к жизни ребенка и поощрения его к самостоятельности и инициативе.

Ключевые слова: гиперкинетическое расстройство, клинический психолог, тикозные расстройства, деструктивные особенности взаимодействия.

 

Актуальность. Одним из наиболее часто встречающихся в практике проявлений невротических отклонений в детском возрасте, являющихся причиной обращения родителей за помощью к врачу- психотерапевту или за консультацией к психологу, являются «тики» или, в более точной научной формулировке, тикозные гиперкинезы. Одним из основных патогенетических факторов, лежащих в основе возникновения неврозов у детей, является нарушение системы воспитания, дисгармония семейных отношений, длительно существующие психотравмирующие ситуации [2, 3, 4, 5, 8, 11]. Учитывая тот факт, что с момента рождения, наиболее значимой для ребенка является фигура матери, существенное значение в возникновении заболевания является нарушение межличностного взаимодействия в системе мать — ребенок.

Впервые проблема формирования стилей родительского воспитания была исследована А.Адлером в 30-х годах прошлого столетия [1, 2, 11, 12, 13, 14, 18, 19, 22]. Автором были описаны неблагоприятные ситуации детства, связанные с особенностями родительского воспитания. В дальнейшем «отклонения» в функционировании системы мать — ребенок в виде формирования деструктивных стилей общения являлись объектом пристального изучения как зарубежных, так и отечественных психологов [3, 4, 5, 7, 8, 9, 15, 16, 17, 20, 21]. На данном этапе необходимо более детальное исследование особенностей взаимодействия матери и ребенка, страдающего тикозным расстройством, что и явилось целью данного исследования.

Материалы и методы исследования.

В исследовании приняло участие 92 человека (матери детей, госпитализированных в детское отделение «пограничных психических состояний» КУЗВО ВОКПНД г. Воронежа, а также матери, обратившиеся за консультацией к врачу — психотерапевту в медико-психологический центр «Модус-Вивенди» г. Воронежа, с жалобами на навязчивые движения у детей).

Контрольную группу составили 38 женщин. У их детей отсутствовали когда-либо тикозные расстройства в том или ином варианте. Возраст всех участниц эксперимента — от 25 до 39 лет.

Социально-демографические характеристики участниц исследования отражены в таблице (Таблица 1).

Таблица 1

Социально-демографические характеристики участниц исследования в экспериментальной и контрольной группах

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Социальный статус (замужем/разведена/не состояла в браке)

62/26/4

27/9/2

Образование (высшее/средне — специальное/среднее)

58/28/6

21/10/7

Трудовая занятость (работающая/временно безработная/домохозяйка)

61/23/8

19/10/9

Место проживания (областной центр/ сельская местность)

72/20

31/7

 

Для проведения исследования был использован «Тест-опросник родительского отношения (ОРО)» А. Я. Варга, В. В. Столина.

Результаты и обсуждения.

«Тест-опросник родительского отношения (ОРО)» представляет собой наиболее известную методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т. д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается, в данном случае, как система разнообразных чувств и эмоций по отношению к ребенку, определенных поведенческих паттернов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Важной особенностью данной методики является то, что родитель получает информацию о возможных конкретных деструктивных особенностях во взаимодействии со своим ребенком, что позволяет производить впоследствии необходимую трансформацию нежелательных способов взаимодействия.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие — отвержение, кооперация, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

Нами были получены следующие результаты. У представительниц экспериментальной группы показатели распределились следующим образом: 41 (44 %) человек реализуют в своей воспитательной стратегии авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, характеризующийся строгой дисциплиной, стремлением к безоговорочному послушанию. У 30 (32,6 %) матерей были получены низкие баллы по шкале «симбиоз», являющиеся показателем того, что взрослый, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. По шкале «кооперация» у 32 (34,8 %) участниц были выявлены низкие результаты, свидетельствующие о недостатке интереса к жизни ребенка, недоверии к его возможностям и способностям, недостатке поощрения к самостоятельности и инициативе. Высокие баллы по шкале отношения к неудачам ребенка были отмечены у 19 (20,7 %) матерей — представителей экспериментальной группы, относящихся к своим детям как к маленьким неудачникам и несмышленым существам, игнорируя их интересы, увлечения, мысли и чувства. У 42 участниц (45,7 %) получены высокие показатели по шкале «принятия — отвержения», что говорит о том, что у этих матерей отмечено, в целом, положительное отношение к ребенку. Низкие результаты по данному показателю продемонстрированы 31 (34 %) участницей и позволяют предположить, что матери испытывают по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть и нередко третируют ребенка.

В контрольной группе были выявлены следующие результаты. В своей воспитательной стратегии авторитарный стиль взаимодействия с ребенком реализует 11(28,9 %) матерей. Излишнюю психологическую дистанцию в общении с ребенком «предпочитают» 8(21 %) участниц эксперимента. Низкие результаты по шкале «кооперация», свидетельствующие о недостатке интереса к жизни ребенка, были получены у 5(13 %) матерей. Воспринимают своих детей как маленьких неудачников 7(18,4 %) опрошенных (высокие показатели шкалы «отношение к неудачам»). И 21 участница (55,3 %) положительно оценивает своего ребенка в целом (шкала «принятие — отвержение»).

Сравнительный анализ результатов демонстрирует снижение тенденции к авторитарному стилю взаимодействия с ребенком у матерей детей, не имеющих когда-либо жалоб на тикозные расстройства в том или ином варианте. Более низкие показатели выявлены по шкале «симбиоз» (32,2 % в экспериментальной и 21 % — в контрольной группе), что является свидетельством того, что наличие психологической дистанции в отношении с ребенком менее выражено. Представительницы контрольной группы демонстрируют наличие большего интереса к жизни своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу (13 % и 34,8 % соответственно). Аналогичным образом распределяются результаты шкалы «отношение к неудачам»: в контрольной группе 7 участниц (55,3 %) считают неудачи в жизни ребенка следствием их «никчемности» и неприспособленности, в то время как в экспериментальной группе это показатель составляет 19 (20,7 %). Существенные различия выявлены по шкале «принятие — отвержение» (низкие баллы получены у 34 % представительниц экспериментальной группы, у матерей — представителей контрольной группы — 18,4 %), что позволяет предположить большую степень принятия ребенка в целом.

Полученные данные объединены в таблицу, наглядно отражающую особенности отношения матери к ребенку в экспериментальной и контрольной группах (Таблица 2).

Таблица 2

Соотношение типов отношения матери к ребенку в экспериментальной и контрольной группах.

Типы взаимодействия

Высокие показатели

Средние показатели

Низкие показатели

Авторитарный контроль (экспериментальная/ контрольная группа)

 

41(44,5 %)/

11(28,9 %)

 

30(32,6 %)/

19(50 %)

 

21(22,8 %)/

8(21 %)

Симбиоз (экспериментальная/ контрольная группа)

 

24(26 %)/

16(23,7 %)

 

38(41 %)/

14(36,8 %)

 

30(32,6 %)/

8(21 %)

Кооперация (экспериментальная/ контрольная группа)

 

8(8,6 %)/

12(31,6 %)

 

52(56,5 %)/

21(55,3 %)

 

32(34,8 %)/

5(13 %)

Отношение к неудачам (экспериментальная/ контрольная группа)

 

19(20,7 %)/

7(18,4 %)

 

33(35,9 %)/

10(26,3 %)

 

40(43 %)/

21(55,3 %)

Принятие — отвержение

(экспериментальная/ контрольная группа)

 

42(45,7 %)/

21(55,3 %)

 

19(20,7 %)/

10(26,3 %)

 

31(34 %)/

7(18,4 %)

 

Выводы.

Результаты проведенного исследования показывают, что в семьях, в которых дети страдают гиперкинетическим расстройством, наличие таких деструктивных особенностей взаимодействия системы мать — ребенок как авторитарность, значительная психологическая дистанция, недостаток интереса к жизни ребенка и поощрения его к самостоятельности и инициативе в сочетании с недоверием к его возможностям и способностям встречается значительно чаще, чем в семьях, в которых дети данного вида расстройств не имеют. Полученная информация может быть применима на этапе психотерапевтической помощи в рамках комплексного подхода в лечении гиперкинетических расстройств в детском возрасте.

 

Литература:

 

1.         Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер — М.; Прогресс, 1995. — 29 с.

2.         Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов: — Ростов — на — Дону, 1998

3.         Архиреева Т. В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук.- М., 1990.- 19 с.

4.         Белоусова И. В. Психологические проблемы современной российской семьи. — Нижний Тагил: НГСПА, 2005.

5.         Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академ. проект, 2004. — 232 с.

6.         Выготский Л. С., Вопросы детской психологии. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 347 с.

7.         Захаров А. И., Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 1998. — 336 с.

8.         Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. — М.: Медицина, 1982. — 216 с.

9.         Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.-278с.

10.     Есауленко И. Э., Куташов В. А., Куташова Л. А. Преодоление психологического стресса у студентов-медиков первого года обучения. Монография. Воронеж, 2013. — 121с.

11.     Куташов В. А., А. А. Глухов, Н. А. Степанян, А. И. Рог и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж. 2005– 200 с.

12.     Куташов В. А., Я. Е. Львович, Постникова И. В. Оптимизация диагностики и терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях. Монография. Воронеж, 2009. — 200 с.

13.     Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013. — 170 с.

14.     Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины. — 2014. — Т13, № 4. — С.993–996

15.     Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014.-729 с.

16.     Куташов В. А., Сахаров И. Е., Куташова Л. А. Головная боль. Клиника. Диагностика. Лечение. Монография / Воронеж: 2015. — 481 с.

17.     Куташов В. А., Семенова Е. А., Теницкая С. И., Карпов А. Э., Ступченко П. М. Организация медицинской помощи по определению и профилактике алкогольной зависимости при сравнительном анализе среды студентов-медиков и учащихся ведущих вузов//Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии.-2014.№ 1.С.40.

18.     Куташов В. А., Куташова Л. А. Вопросы оптимизации лечения и реабилитации пациентов с наркотической зависимостью в Центрально-Черноземном регионе Российской Федерации //Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии.- 2013. № 8. С. 23–29.

19.     Куташов В. А., Кунин В. А., Куташова Л. А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013. — 224 с.

20.     Куташов В. А., Немых Л. С., Евланова С. М..Терапия детской тревожности семейной средой//Прикладные информационные аспекты медицины.-2014.Т.17.№ 1.С.78–80

21.     Куташов В. А., Савинкова А. А. Клинико-психологические взаимоотношения матери и ребенка, страдающего тикозным расстройством// Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины. — 2014. — Т13, № 4. — С.837–840

22.     Лидерс А. Г., Спирева Е. Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя.// Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 1.

23.     Резников М. К. Интерпретация психологического состояния матерей детей с патологией психического развития / Резников М. К., Воронцова Ю. И., Припутневич Д. Н., Черных Д. А. // Научно-медицинский вестник Цетрального Черноземья.-Воронеж,2011.-№ 44.-С.167–170

24.     Соколова Е. Т., Столин В. В., Варга А. Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1989. — С.16–37.

25.     Самсонов А. С., Куташов В. А., Чопоров О. Н. Интеллектуализация анализа распространенности и прогнозирования депрессивных расстройств на основе математического моделирования. Монография. Воронеж, 2014. — 170 с.

26.     Тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) / Психологические тесты. Ред. А. А. Карелин — М., 2001, Т.2, с.144–152.

27.     Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. — 656 с.

Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, ребенок, экспериментальная группа, жизнь ребенка, мать, недостаток интереса, родительское отношение, гиперкинетическое расстройство, значительная психологическая дистанция, авторитарный стиль взаимодействия.


Ключевые слова

гиперкинетическое расстройство, клинический психолог, тикозные расстройства, деструктивные особенности взаимодействия.

Похожие статьи

Личностные особенности родителей детей, страдающих...

контрольная группа, гиперкинетическое расстройство, экспериментальная группа, MMPI, ребенок, мать, деструктивный стиль воспитания, личностная организация, личностная тревожность, родительское отношение.

Влияние стилей детско-родительских отношений на...

В статье показана взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и формирования

В области психологических наук детско-родительские взаимоотношения становились

Так, например, гипопрекция, недостаток внимание, отстранение ребенка, эмоциональное...

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Родители (особенно мать) — это те люди, с которыми у ребенка связаны самые первые и важные ранние переживания.

особенности культуры взаимопонимания родителей и детей, взаимодействия

В первой модели поведения явно прослеживаются авторитарные черты.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая

Родители не вмешиваются в жизнь ребенка.

Экспериментальное изучение эффективности модели...

формирующий эксперимент, поведенческий компонент, экспериментальная группа, психолого-педагогическая поддержка родителей, родительское отношение, социальное партнерство, дополнительное образование детей...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

В семьях с авторитарным и либеральным стилем воспитания дети характеризуются завышенной самооценкой, средним уровнем сформированности социальных...

Влияние детско-родительских отношений на становление...

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется

Представленные ценности у ребенка формируются, прежде всего, от стиля жизни и поведения его родителей, а также об этом достаточно часто...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство

Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами. Анализ индивидуальных медико-социальных...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на...

Рис. 1. Показатели (в %) родительского отношения к ребенку-дошкольнику.

Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная

Состав экспериментальной группы составил 14 детей и их родители.

Личностные особенности родителей детей, страдающих...

контрольная группа, гиперкинетическое расстройство, экспериментальная группа, MMPI, ребенок, мать, деструктивный стиль воспитания, личностная организация, личностная тревожность, родительское отношение.

Влияние стилей детско-родительских отношений на...

В статье показана взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и формирования

В области психологических наук детско-родительские взаимоотношения становились

Так, например, гипопрекция, недостаток внимание, отстранение ребенка, эмоциональное...

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Родители (особенно мать) — это те люди, с которыми у ребенка связаны самые первые и важные ранние переживания.

особенности культуры взаимопонимания родителей и детей, взаимодействия

В первой модели поведения явно прослеживаются авторитарные черты.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая

Родители не вмешиваются в жизнь ребенка.

Экспериментальное изучение эффективности модели...

формирующий эксперимент, поведенческий компонент, экспериментальная группа, психолого-педагогическая поддержка родителей, родительское отношение, социальное партнерство, дополнительное образование детей...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

В семьях с авторитарным и либеральным стилем воспитания дети характеризуются завышенной самооценкой, средним уровнем сформированности социальных...

Влияние детско-родительских отношений на становление...

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется

Представленные ценности у ребенка формируются, прежде всего, от стиля жизни и поведения его родителей, а также об этом достаточно часто...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство

Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами. Анализ индивидуальных медико-социальных...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на...

Рис. 1. Показатели (в %) родительского отношения к ребенку-дошкольнику.

Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная

Состав экспериментальной группы составил 14 детей и их родители.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Личностные особенности родителей детей, страдающих...

контрольная группа, гиперкинетическое расстройство, экспериментальная группа, MMPI, ребенок, мать, деструктивный стиль воспитания, личностная организация, личностная тревожность, родительское отношение.

Влияние стилей детско-родительских отношений на...

В статье показана взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и формирования

В области психологических наук детско-родительские взаимоотношения становились

Так, например, гипопрекция, недостаток внимание, отстранение ребенка, эмоциональное...

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Родители (особенно мать) — это те люди, с которыми у ребенка связаны самые первые и важные ранние переживания.

особенности культуры взаимопонимания родителей и детей, взаимодействия

В первой модели поведения явно прослеживаются авторитарные черты.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая

Родители не вмешиваются в жизнь ребенка.

Экспериментальное изучение эффективности модели...

формирующий эксперимент, поведенческий компонент, экспериментальная группа, психолого-педагогическая поддержка родителей, родительское отношение, социальное партнерство, дополнительное образование детей...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

В семьях с авторитарным и либеральным стилем воспитания дети характеризуются завышенной самооценкой, средним уровнем сформированности социальных...

Влияние детско-родительских отношений на становление...

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется

Представленные ценности у ребенка формируются, прежде всего, от стиля жизни и поведения его родителей, а также об этом достаточно часто...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство

Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами. Анализ индивидуальных медико-социальных...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на...

Рис. 1. Показатели (в %) родительского отношения к ребенку-дошкольнику.

Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная

Состав экспериментальной группы составил 14 детей и их родители.

Личностные особенности родителей детей, страдающих...

контрольная группа, гиперкинетическое расстройство, экспериментальная группа, MMPI, ребенок, мать, деструктивный стиль воспитания, личностная организация, личностная тревожность, родительское отношение.

Влияние стилей детско-родительских отношений на...

В статье показана взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и формирования

В области психологических наук детско-родительские взаимоотношения становились

Так, например, гипопрекция, недостаток внимание, отстранение ребенка, эмоциональное...

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Родители (особенно мать) — это те люди, с которыми у ребенка связаны самые первые и важные ранние переживания.

особенности культуры взаимопонимания родителей и детей, взаимодействия

В первой модели поведения явно прослеживаются авторитарные черты.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая

Родители не вмешиваются в жизнь ребенка.

Экспериментальное изучение эффективности модели...

формирующий эксперимент, поведенческий компонент, экспериментальная группа, психолого-педагогическая поддержка родителей, родительское отношение, социальное партнерство, дополнительное образование детей...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

В семьях с авторитарным и либеральным стилем воспитания дети характеризуются завышенной самооценкой, средним уровнем сформированности социальных...

Влияние детско-родительских отношений на становление...

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется

Представленные ценности у ребенка формируются, прежде всего, от стиля жизни и поведения его родителей, а также об этом достаточно часто...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство

Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами. Анализ индивидуальных медико-социальных...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на...

Рис. 1. Показатели (в %) родительского отношения к ребенку-дошкольнику.

Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная

Состав экспериментальной группы составил 14 детей и их родители.

Задать вопрос