Особенности взаимоотношений подростков с родителями в условиях сельской школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 03.04.2015

Статья просмотрена: 1230 раз

Библиографическое описание:

Митичева Т. И., Максимова А. А. Особенности взаимоотношений подростков с родителями в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 683-685. — URL https://moluch.ru/archive/87/16854/ (дата обращения: 18.08.2018).

В статье исследуется проблема особенностей взаимоотношения подростков со с родителями. Экспериментальным путем доказывается, что слабый уровень взаимоотношения подростков со родителями влечет за собой низкий показатель доверия и высокий уровень тревожности.

Ключевые слова: подростки, взаимоотношения, родители, тревожность, взаимопонимание.

In article, the problem of features of relationship of teenagers with with parents is investigated. It is experimentally proved that the weak level of relationship of teenagers with parents involves a low indicator of trust and high level of uneasiness.

Keywords: teenagers, relationship, parents, uneasiness, mutual understanding.

 

Проблема выстраивания детско-родительских отношений подростков с родителями в период социально-экономических изменений, происходящих в стране, является актуальной темой на современном этапе. Установление позитивных взаимоотношений подростков с родителями, как утверждают психологи, сказываются на их дальнейшем развитии.

К проблеме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы: как российские (А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская, И. В. Дубровина, А. Я. Варга, И. С. Кон), так и зарубежные Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Г. Гиппенрейтер, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс и др.)

Российские психологи (А. Я. Варга, Г. А. Ковалев, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, В. И. Руденко и др.) важным для подростков является отношение родителей к ним. Эти отношения могут повлиять на благоприятное развитие личности подростков, либо привести к нежелательным последствиям как для подростка, так и для его родителей.

Российские педагогики (Н. Е. Щуркова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) затрагивают проблему о воспитании детей. Они считают, что детей необходимо воспитывать с любовью и пониманием, не лгать и не обманывать их, а также возможности расширения прав и самостоятельности подростка.

Зарубежные авторы (К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, Д. Боулби, М. Эйнсворт, Р. Сирс и др.) разрабатывали новые подходы к проблеме детско-родительских отношений. Они рассматривали эти отношения как главное и важное в жизни ребенка, подчеркивая значимость и материнской, и отцовской любви.

С родителями подростка выстраиваются самые близкие взаимоотношения в детском возрасте, однако к подростковому возрасту у ребенка эта связь нарушается. Родители, в связи с этими изменениями, меняют и свое отношение к ребенку, свой стиль воспитания. Некоторые родители адекватно воспринимают такой переход ребенка к взрослой жизни и при этом помогают ему: стараются во всем поддержать ребенка, быть рядом с ним, так чтобы он чувствовал их поддержку. Другие родители, наоборот, начинают воспринимать все в штыки, недопонимать своего ребенка, стараются показать свое превосходство над ним. Задача родителей — помочь подростку повзрослеть. Однако, если семья не готова «отпустить» подростка, предоставив ему права и свободы, неминуемы проблемы из-за разных взглядов на права ребенка.

Родители общаются с ребенком всегда — когда учат и приучают, когда кормят и гуляют, наказывают и играют. От того, как проходят общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребенка, да и от родителей — говорила Ю. Г. Гиппенрейтер [1, стр.42–44].

Несмотря на стремление к самостоятельности, подростку в любой период времени необходимо теплое родительское отношение. Если подросток ощущает любовь и заботу со стороны родителей, уважение к нему, то он чувствует себя значимым, любимым, ему комфортно в семье, его самооценка становится адекватной.

Таким образом, противоречие очевидно: у родителей сохраняется отношение к подростку как к ребенку, и они не могут или не хотят что-либо менять, но подросток представляет себя уже вполне взрослым, а отсюда возникают различные претензии. Именно это противоречие лежит в основе трудностей и конфликтов между родителями и подростками [2, стр. 212].

Большинство семей не могут самостоятельно разрешить эти противоречия, приводящие к конфликтам. Это может быть связано с личностными особенностями, как подростка, так и его родителей, нежелание идти у кого-то на поводу и просто поговорить. В связи с этой проблемой родителям и подросткам необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку специалистами образовательных учреждений [3, стр.167].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития детско-родительских отношений в подростковом возрасте позволил нам разработать программу экспериментального исследования.

Исследование проводилось на базе МБОУ Шатовская СОШ. Испытуемыми стали подростки 9 «А» и 9 «Б» класса, в количестве 40 человек.

Основной задачей нашего исследования было изучить взаимоотношения родителей с подростками.

В качестве испытуемых выступали 40 подростков в возрасте 13–14 лет: 10 девочек и 10 мальчиков. Число экспериментальной группы составило 20 подростков, обучающихся в 9 Б классе, из них 7 девочек и 3 мальчика. Состав контрольной группы — 20 подростков, обучающихся в 9А классе, из них 14 девочек и 6 мальчиков.

Перед началом исследования была проведена беседа с педагогами и классным руководителем школы. В целом учителя отзываются об учениках данных классов с положительной стороны: «ученики достаточно дисциплинированные, неплохо усваивают учебный материал, хотя некоторые из них требуют большего внимания к себе». Классный руководитель отметил, что существуют разные типы взаимоотношений между родителями и подростками, которые оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребенка.

Подросткам экспериментальной группы классным руководителем была дана следующая характеристика. Все учащихся воспитываются в полной семье. По взаимодействию со школой модно отметить, что 7 семей можно отнести к типу здоровой семьи, которой характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами.

Контрольную группу 20 учащихся, из них 14 девочек и 6 мальчиков характеризует (из беседы с классным руководителем) более стабильнее поведение на уроках и во взаимоотношениях со старшими, но им также характеры участившиеся конфликты, как между собой, так и с учителями, родителями.

В обеих группах отмечено снижение успеваемости. Но классный руководитель отмечает, что учащиеся контрольной группы собраннее на занятиях. Родители данных учащихся идут на контакт со школой, принимают активное участие в делах школы и класса, прослеживается единство в воспитании семьи и школы, на собрании приходят почти всегда в полном составе, что нельзя сказать о родителях учащихся экспериментальной группы.

Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом возрасте, касаются взаимодействия родителей с современными подростками, поэтому нами были использованы методики для изучения взаимоотношения родителей с современными подростками.

Данные методики позволяют получить разностороннюю картину взаимоотношения родителя и ребенка и судить о том, насколько те или иные черты характера оказывают влияние на взаимоотношения родителей с подростками.

Для исследования особенностей развития детско-родительских отношений в подростковом возрасте нами были использованы следующие методики: «Изучение родительского отношения с подростками» (А. Я. Варга, В. В. Столин), «Отношение подростка с родителями» (Е. И. Рогов), «Типовое состояние семьи» (Р. В. Овчарова).

По результатам методики «Изучение родительского отношения с подростками» А Я. Варга, B. B. Столина в контрольной и экспериментальной группе можно выделить такую особенность детско-родительских отношений в подростковом возрасте, как социальная желательность (40 % и 35 %), т. е. стремление родителей к взаимопониманию с ребенком, однако в экспериментальной группе также на достаточно высоком уровне находятся такие особенности отношений родителей к подросткам, как отвержение (15 % и 15 %) и авторитарная гиперсоциализация (25 % и 15 %).

По результатам опросника «Отношение подростка с родителями» (Рогова Е. И.) можно сделать следующие выводы: в контрольной и экспериментальной группе в некоторых семьях наблюдаются хорошие взаимоотношения родителей с подростками (60 % в обеих группах), в других семьях, наоборот, отсутствует необходимый дружеский контакт между членами семьи и доверительная атмосфера (15 % и 25 %).

В контрольной группе по результатам методики «Типовое состояние семьи» у 10 % испытуемых наблюдается неудовлетворенность отношениями в семье, подростки не чувствуют себя комфортно в сложившемся психологическом климате семьи. Еще 10 % учащихся контрольной группы имеют высокий уровень нервно — психического напряжения. И 20 % испытуемых ждут негативного отношения других людей, не уверенны в себе, своем будущем, проявляют конформность в общении с окружающими.

В экспериментальной группе по методике «Типовое состояние семьи» Р. В. Овчаровой, многие подростки испытывают тревожность (15 %), напряжение (15 %) и неудовлетворенность внутрисемейными взаимоотношениями (20 %).

Таким образом, по результатам проведенных методик можно сказать, в контрольной и экспериментальной группе по таким параметрам как доверие, напряжение, испытываемое подростком в семье, степень тревожности у испытуемых наблюдаются разные результаты. В экспериментальной группе, как показали результаты исследования, взаимоотношения подростков с родителями несколько сложнее, менее доверительны, чем у испытуемых в контрольной группе. В целом, у подростков в экспериментальной группе выше уровень тревожности, наблюдается менее тесная связь со своими родителями, а также использование последними авторитарного стиля воспитания или гиперопеки.

На основании полученных результатов нами была разработана программа работы психолога по оптимизации взаимоотношений подростков с родителями.

 

Литература:

 

1.                  Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Издательство «МАСС МЕДИА», 2012. -240 с.

2.                  Макаренко А. С. Книга для родителей. — М.: Издательство «Педагогика», 2001. — 300 с.

3.                  Руденко В. И. Родители и подростки: умные отношения. — Изд.2 –е.- Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2012. — 219 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, подросток, родитель, контрольная группа, классный руководитель, подростковый возраст, отношение, семья, Столин, ребенок.


Похожие статьи

Подростки из семей «группы риска» как...

Первая группа – это подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях (контрольная группа) и вторая группа, куда мы отнесли подростков, воспитывающихся в семьях с разной степенью риска (экспериментальная группа).

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков.

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных...

Группа, общение с ее членами, взаимодействие с ними приобретает для ребенка-подростка первостепенное значение.

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, межличностное отношение подростков, сверстник, отношение, современная школа...

Особенности социализации современных подростков...

семья, неблагополучная семья, социальный педагог, подросток, контрольная группа, экспериментальная группа, показатель, подростковый возраст, ребенок, социализация.

Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение...

В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и

В настоящее время выражены негативные тенденции в развитии отношений в семье, в том числе

Рис. 2. Представленность стилей материнского воспитания в семьях подростков

Проблема формирования межличностных отношений со...

В старшем подростковом возрасте стиль взаимоотношений с родителями давно уже устоялся стал неизменным и привычным

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, подросток, ребенок, сверстник, взрослый, отношение, общение, семья...

Рекомендации по психолого-педагогической коррекции...

родитель, отношение, член семьи, подростковый возраст, подросток, взрослый, родительское отношение, психолого-педагогическая помощь, психолого-педагогическая коррекция, психологическое развитие.

Деструктивные особенности взаимодействия в системе...

контрольная группа, ребенок, экспериментальная группа, жизнь ребенка, мать, недостаток интереса, родительское отношение, гиперкинетическое расстройство, значительная психологическая дистанция...

Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских...

3. Неполная семьягруппа ближайших родственников

Основные термины (генерируются автоматически): Неполная семья, семья, отношение, ребенок, Столин, родитель, психолого-педагогическая поддержка, педагогическая поддержка, восприятие ребенка, Анализ литературы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Подростки из семей «группы риска» как...

Первая группа – это подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях (контрольная группа) и вторая группа, куда мы отнесли подростков, воспитывающихся в семьях с разной степенью риска (экспериментальная группа).

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков.

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных...

Группа, общение с ее членами, взаимодействие с ними приобретает для ребенка-подростка первостепенное значение.

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, межличностное отношение подростков, сверстник, отношение, современная школа...

Особенности социализации современных подростков...

семья, неблагополучная семья, социальный педагог, подросток, контрольная группа, экспериментальная группа, показатель, подростковый возраст, ребенок, социализация.

Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение...

В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и

В настоящее время выражены негативные тенденции в развитии отношений в семье, в том числе

Рис. 2. Представленность стилей материнского воспитания в семьях подростков

Проблема формирования межличностных отношений со...

В старшем подростковом возрасте стиль взаимоотношений с родителями давно уже устоялся стал неизменным и привычным

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, подросток, ребенок, сверстник, взрослый, отношение, общение, семья...

Рекомендации по психолого-педагогической коррекции...

родитель, отношение, член семьи, подростковый возраст, подросток, взрослый, родительское отношение, психолого-педагогическая помощь, психолого-педагогическая коррекция, психологическое развитие.

Деструктивные особенности взаимодействия в системе...

контрольная группа, ребенок, экспериментальная группа, жизнь ребенка, мать, недостаток интереса, родительское отношение, гиперкинетическое расстройство, значительная психологическая дистанция...

Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских...

3. Неполная семьягруппа ближайших родственников

Основные термины (генерируются автоматически): Неполная семья, семья, отношение, ребенок, Столин, родитель, психолого-педагогическая поддержка, педагогическая поддержка, восприятие ребенка, Анализ литературы.

Задать вопрос