Особенности тревожности в подростковом возрасте | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №1 (42) январь 2021 г.

Дата публикации: 27.12.2020

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Чуясова, Д. С. Особенности тревожности в подростковом возрасте / Д. С. Чуясова, В. В. Володин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 1 (42). — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/young/archive/42/2250/ (дата обращения: 28.02.2021).



В настоящее время тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего, эмоциональной неустойчивости.

Проблема тревожности особенно актуальна в период подросткового возраста, так как физиологические и психоэмоциональные изменения порождают новые, специфические эмоциональные переживания подростка, зачастую влекущие за собой ухудшение его здоровья. В тоже время, сохранение здоровья молодого поколения является необходимым требованием государственного уровня. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Общеобразовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, задачами психолого-педагогической практики, установленными в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья детей, а с другой стороны — теоретической и эмпирической значимостью проблемы тревожности в индивидуально-личностном становлении личности.

Проблемой тревожности занимались Г. Г. Аракелов, Б. Б. Айсмонтас, А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, А. И. Захаров и мн. др. [1; 2; 3; 9]. Анализ проблемы показал, что тревожность можно определить как специфическое чувство переживания, предчувствие опасности и угрозы, чаще всего связанным с собственной личностью [2].

Мы также опирались на труды, посвященные проблеме тревожности подростков. Исследования показали, что тревожность является частым симптомом неврозов или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности подростка [4; 7; 8; 10].

Эмпирическое исследование проводилось на базе МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенска». Выборка составила 20 подростков в возрасте 15 лет. Цель эмпирического исследования — изучить особенности тревожности исследуемых подростков.

В ходе исследования мы использовали методику «Тест Чарльза Спилбергера» (адаптация А. Д. Андреева). Методика позволяет изучить личностную (закрепленная в структуре личности стереотипность переживаний) и реактивную (реакция на ситуацию) тревожность. Тест состоит из 40 вопросов [6]. Кроме этого, нами был использован метод наблюдения за деятельность подростков, который позволял сделать результаты исследования более достоверными.

Результаты представлены графически на рисунке 1.

Сводные результаты диагностики тревожности в исследуемой выборке Сводные результаты диагностики тревожности в исследуемой выборке

Рис. 1. Сводные результаты диагностики тревожности в исследуемой выборке

Анализ результатов по выявлению реактивной тревожности в исследуемой выборке показал, что у исследуемых подростков наблюдается преобладание высокого уровня реактивной тревожности (50 %), у 40 % испытуемых выявлен низкий уровень тревожности, а у 10 % — умеренный. У подростков с высоким уровнем реактивной тревожности наблюдается повышенное чувство беспокойства и страх перед возможными сложностями. В отдельных случаях признаками тревожности являются эмоциональная возбудимость или проявление агрессии, как результата психологической защиты.

Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 50 % испытуемых, у 20 % наблюдается низкий уровень, у 30 % — умеренный. Высокий уровень личностной тревожности прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами, с психосоматическими заболеваниями. Низкий уровень тревожности может быть результатом активного вытеснения тревожности и подавления эмоций, что также может стать пусковым фактором в развитии психосоматического заболевания [5; 9].

Полученные результаты подтверждаются методом наблюдения за деятельностью подростков. Было отмечено, что они не проявляют активность на уроках, скованы в общении со сверстниками и со взрослыми. Часто отмалчиваются. В тоже время данные подростки показывают успехи в учебной деятельности (на «хорошо» и «отлично» решают задания, которые необходимо решить письменно). В целом, подростки переживают в ситуациях, где могут оказаться нелепыми, неловкими. На поведенческом уровне это проявляется повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Такие учащиеся очень чувствительны к своим неудачам, склонны отказываться от той деятельности, выполняя которую испытывают затруднения.

Результаты говорят о высокой распространённости личностной тревожности среди подростков и подчеркивают значимость проблемы тревожности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, и в настоящее время сильно распространена среди подростков, и оказывает преимущественно негативное влияние на их жизнь. Эмпирическое исследование показало, что у современных подростков преобладает высокая степень, как личностной, так и реактивной тревожности. У подростков наблюдается повышенное чувство беспокойства и страх перед возможными сложностями. В отдельных случаях признаками тревожности являются эмоциональная возбудимость или проявление агрессии, как результата психологической защиты.

Полученные результаты подтверждают актуальность выбранной темы исследования. Перспективу дальнейшего исследования видим в разработке психолого-педагогического практикума, направленного на коррекцию тревожности у подростков в рамках образовательного процесса.

Литература:

  1. Аракелов, Г. Г. Тревожность. Методы ее диагностики и коррекции: научное издание // Вестник МГУ. — 1998. — № 1. — С. 18–32
  2. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. — М.: Владос-пресс, 2003. — 288 с.
  3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л.: Медицина, 1982. — 236 с.
  4. Кириллина С. А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков // Национальный психологический журнал. — 2013. — № 4. — С. 36–43.
  5. Колесников Д. Б., Рапопорт С. И., Вознесенска Л. А. Современные взгляды на психосоматические заболевания // Клиническая медицина. — 2014. — № 7. — С. 12–18
  6. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч. Д. Спилбергер, адаптация А. Д. Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. — СПб., 2002. — С.75–80.
  7. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 304 с.
  8. Солынин Н. Э., Лебедева Е. П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 6. — С. 281–284.
  9. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. — 1999. — № 2. — С. 61–90.
  10. Щербинина О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2018. — № 3. — С. 108–113.


Задать вопрос