Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 19.02.2014

Статья просмотрена: 1892 раза

Библиографическое описание:

Данилова, М. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия / М. В. Данилова, В. В. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 901-904. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9436/ (дата обращения: 26.04.2024).

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка самая основная. Это не только место, в котором рождается ребенок, но и основной институт социализации. Именно в семье начинается развитие каждого из нас, формируются основные личностные качества. Однако в настоящее время современная семья переживает серьезный кризис и испытывает множество различных трудностей: утрачиваются семейные ценности, увеличивается количество разводов и насильственных действий со стороны родителей по отношению к своим детям, наблюдается рост беспризорности и безнадзорности среди детей, девальвируются детско-родительские отношения (постоянные ссоры, конфликты, деспотизм). Эти и другие признаки семьи свидетельствуют о ее кризисном состоянии и увеличение числа неблагополучных семей.

Т. И. Шульга отмечает: «Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Вследствие этого неблагополучная семья, по мнению Т. И. Шульги, рассматривается как семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее [2, с. 12].

В такой семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс и пренебрежение со стороны взрослых. Основной характеристикой подобной семьи является отсутствие заботы и любви к ребенку, удовлетворения его потребностей, защиты его прав и законных интересов.

Именно в такой семье все последствия подобного характера по отношению к своим детям в значительной мере сказываются в виде тех или иных отклонений в поведении и личностном развитии ребенка. Практически каждый ребенок испытывает тревожность, пребывая в неблагоприятной семейной атмосфере.

В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей из неблагополучных семей, отличающихся неуверенностью в себе, повышенным волнением, эмоциональной нестабильностью. Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей является весьма актуальной. Проблематика детской тревожности неоднократно рассматривалось в работах таких исследователей, как В. К. Вилюнас, К. Э. Изард, Н. Д. Левитов, Ч. Д. Спилбергер. Поэтому актуальность и значимость данной проблемы остается неизменно острой на протяжении всего развития, как теории, так и практики психологической и педагогической наук.

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [1, с. 553].

Тревожность является составной частью состояния психического напряжения — стресса, которое возникает у ребенка из неблагополучной семьи вследствие царящей в доме дисгармонии, ссор и конфликтов. Все это значительно травмирует детскую психику и накладывает глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Особенно следует уделять внимание уровню тревожности, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшее развитие личности ребенка.

Нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня тревожности у детей из неблагополучных семей. В исследование участвовало 20 учащихся 10–12 лет одной из школ г. Владимира.

В работе применялись следующие методики исследования:

-          методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин);

-          опросник «Анализ семейной тревоги» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкиса);

-          методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) (адаптированная Т. А. Немчиным).

Результаты, полученные после интерпретации исследования по тесту Спилберга-Ханина, отображены на рис.1:

Рис.1. Результаты методики «Определение уровня тревожности»

Подводя итог по данной методике, можно сделать вывод о том, что у большинства детей из неблагополучных семей наблюдается высокий уровень тревожности (65 %), что отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка.

Результаты по опроснику «Анализ семейной тревоги» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса представлены на рис.2:

Рис.2. Результаты опросника «Анализ семейной тревоги» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса

Шкала Вина. Высокие показатели по этой шкале у 65 % испытуемых свидетельствуют о том, что респонденты не испытывают вины за все происходящее в семье, в сравнении с 35 % испытуемых, которые чувствуют ответственность за все отрицательное, что происходит в семье.

Шкала Тревожность. Больше половины детей из неблагополучной семьи, а именно 75 % испытуемых испытывают тревогу, у 25 % не наблюдается данный показатель.

Шкала Напряженность. Высокие показатели по этой шкале у 80 % испытуемых указывают на то, что в семье преобладает напряженная ситуация, 20 % не испытывают напряжения.

Согласно результатам методики «Измерения уровня тревожности Тейлора» (адаптированная Т. А. Немчиным), представленной на рис. 3, прослеживается преобладание среднего уровня тревожности (с тенденцией к высокому) — 45 %, по отношению к другим выделенным видам.

Рис.3. Результаты методики измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора)

Исходя из полученных результатов по проведенным методикам, следует отметить, что у респондентов с высоким уровнем тревожности (методика «Определение уровня тревожности») отмечаются высокие показатели по следующим шкалам опросника «Анализ семейной тревоги»: тревожность — 80 %, напряженность — 75 %, вина — 50 %. Это свидетельствует о том, что дети из неблагополучных семей часто испытывают тревогу и находятся в напряженном состоянии из-за сложившегося неблагоприятного психологического климата в семье. Высокий уровень тревожности (55 %) по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора), отмеченный у данной группы респондентов указывает на то, что неблагополучная семья оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка.

Для респондентов с умеренным уровнем тревожности наблюдаются достаточно невысокие результаты по шкалам: вина — 20 %, напряженность — 35 %; но достаточно высокий уровень тревожности — 60 %. По методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) прослеживается средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому) — 80 %.

Депрессивное состояние респондентов характеризуется высокими показателями по шкале тревожность — 85 % и шкале напряженность — 75 %. Больше половины таких детей — 55 % испытывают вину и ответственность за то отрицательное, что происходит в семье. У 75 % данной категории респондентов по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) отмечается очень высокий уровень тревожности. Все это приводит к тому, что дети проявляют более беспокойное, тревожное поведение в отношениях, как со взрослыми, так и сверстниками.

У детей из неблагополучных семей, которые не испытывают тревоги, прослеживаются низкие показатели по всем трем шкалам: вина — 15 %, напряженность — 20 %, тревожность — 5 %. По методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) отмечается достаточно низкий уровень тревожности у детей — 5 %. Это говорит о том, что совсем незначительное число респондентов не испытывают тревоги, находясь в неблагоприятной семейной атмосфере.

В преодолении тревожного состояния у детей из неблагополучных семьей в настоящее время значительную роль играет социальный педагог. В данной ситуации социальному педагогу при работе с тревожным ребенком необходимо:

-          осуществлять деятельность по изучению личности ребенка, проанализировать влияние семейной атмосферы на него;

-          формировать позитивные взаимоотношения между ребенком и родителями;

-          оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья;

-          устранить отрицательные эмоции;

-          помочь ребенку из данной категории семьи повысить уверенность в собственных силах.

Программа по устранению тревожного состояния у детей должна включать в себя различные тренинги, тематические беседы, дискуссии, игротерапию.

Социальный педагог должен уметь выслушать, убедить и расположить к себе, выступать посредником между ребенком и семьей, ребенком и его окружением.

Главное не забывать о том, что процесс преодоления тревожного состояния достаточно длительный и требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Литература:

1.      Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с. ISBN 5–93878–086–1

2.      Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 253 с. ISBN 5–7107–8539–3

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, высокий уровень тревожности, методика измерения уровня тревожности, шкала, неблагополучная семья, семейная тревога, социальный педагог, тревожное состояние, уровень тревожности.


Похожие статьи

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше среднегруппового показателя.

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

- уровень тревожности; - общая тревожность в школе

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, уровень тревожности, семья, социальный стресс, социальный педагог, семейное неблагополучие, отношение, межличностное отношение, конфликтная...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Тревога, обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью, идентифицировать источник опасности.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

При определении уровня школьной тревожности по тесту Филлипса получены следующие результаты. У детей 8 лет число несовпадений от общего числа вопросов в данной составляет 76 %, что свидетельствует о высокой тревожности учащихся.

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

ребенок, страх, семья мигрантов, родитель, уровень тревожности, уровень страхов, вынужденная миграция, психическое здоровье, высокий уровень тревожности, эмоциональная сфера.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя ситуации трех типов, с которыми учащиеся встречаются в жизни

Похожие статьи

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше среднегруппового показателя.

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

- уровень тревожности; - общая тревожность в школе

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, уровень тревожности, семья, социальный стресс, социальный педагог, семейное неблагополучие, отношение, межличностное отношение, конфликтная...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Тревога, обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью, идентифицировать источник опасности.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

При определении уровня школьной тревожности по тесту Филлипса получены следующие результаты. У детей 8 лет число несовпадений от общего числа вопросов в данной составляет 76 %, что свидетельствует о высокой тревожности учащихся.

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

ребенок, страх, семья мигрантов, родитель, уровень тревожности, уровень страхов, вынужденная миграция, психическое здоровье, высокий уровень тревожности, эмоциональная сфера.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя ситуации трех типов, с которыми учащиеся встречаются в жизни

Задать вопрос