Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 23.06.2023

Статья просмотрена: 545 раз

Библиографическое описание:

Федосеева, О. А. Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями / О. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104377/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.

Ключевые слова: социальная адаптация, сенсорные расстройства, социальная поддержка.

В настоящее время проблемы адаптации в обществе являются актуальным вопросом в разных сферах. Особое внимание уделяется социальной адаптации лиц с сенсорным, ментальным и поведенческими нарушениями, которые могут испытывать сложности в ориентировании в малоизвестных обстановках и запутываться в обычных задачах.

Сенсорные расстройства могут включать в себя нарушения зрительного, слухового и тактильного восприятия. Это может привести к плохой ориентации в пространстве или к нарушению социальных связей. Лица с ментальными расстройствами могут иметь трудности с пониманием, запоминанием, решением задач и принятием решений. Поведенческие расстройства могут проявляться в агрессивности, нарушении чувства пространства и личной гигиены.

Социальная адаптация для этих людей может быть труднее, чем для других. Они могут испытывать сложности в управлении своим поведением в общественных местах, затрудняться в общении со сверстниками и находиться в жестком социальном окружении. В результате, такие люди могут страдать от тревоги, депрессии, а также иметь повышенный риск насилия и дискриминации.

Однако, существует множество методов, которые помогают поддерживать и повышать качество жизни людей с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями. Эти методы включают в себя психотерапию, родительскую и социальную поддержку, специальное обучение и программа помощи в адаптации. Кроме того, некоторые люди с такими расстройствами могут иметь таланты и способности, которые могут быть замечены и развиты.

В целом, адаптация в обществе для лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями может быть трудной, но она возможна. Поддержка и понимание окружающих могут значительно повлиять на качество жизни этих людей и помочь им полностью реализовывать свой потенциал.

Дети и подростки, особенно те, кто сталкивается с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями, могут испытывать огромное давление и неудобство при адаптации в социуме. В этом возрастном периоде у детей и подростков происходит интенсивный процесс развития, морфологические изменения и перестройка мышления. Это означает, что наши мозги учатся и адаптируются к окружающей среде, что делает социальную адаптацию еще более важной.

Дети, страдающие от сенсорных нарушений, могут испытывать трудности с ориентацией в окружающем мире, нормальным восприятием своего тела или средств коммуникации с другими людьми. Ментальные расстройства могут приводить к плохой памяти, замедленной реакции, обманчивым представлениям и ошибкам в понимании и использовании языка. Поведенческие расстройства могут проявляться в сильных эмоциях, неадекватных реакциях на различные ситуации, плохом контроле над своим поведением.

Родители и опекуны могут существенно помочь детям и подросткам с такими нарушениями. Важно общаться с детьми и учить их, как правильно общаться с другими людьми, использовать коммуникацию и следовать социальным нормам. Дополнительно, специальная программа обучения может улучшить навыки социальной адаптации у детей и подростков.

Как следствие, это помогает детям и подросткам лучше интегрироваться в общество и вести более полноценный образ жизни. Более того, родители и окружающие люди могут пересмотреть свое отношение к детям и подросткам с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями, понимая, их особенности и потребности, помогая им чувствовать себя любимыми и принятыми в обществе.

В России проводятся множество научных исследований по социальной адаптации детей и подростков, в том числе тех, у которых есть сенсорные, ментальные и поведенческие нарушения.

Например, научные исследования в области детской психологии показывают, что развитие речи, коммуникативных навыков и социальных норм важны для успешной социальной адаптации детей и подростков. Одно из таких исследований, проведенное в НИИ детской неврологии и педиатрии РАМН, показало, что режим дня и режим питания могут также повлиять на социальную адаптацию детей [4].

Существуют также исследования, посвященные адаптации детей и подростков с особенностями развития, такими как аутизм, ДЦП, задержка речевого развития. Исследование, проведенное в МГУ имени М. В. Ломоносова, показало, что использование в игровой деятельности мультимедиа ресурсов помогает улучшить внимание, память и общение детей с нарушениями (в частности, с аутизмом) [4].

Также существуют исследования, посвященные социальной адаптации подростков, в частности, тех, которые живут в приемных семьях или имеют сложности в семейных отношениях. Такое исследование, проведенное Санкт-Петербургским университетом МВД России, показало, что образовательная деятельность (в том числе военно-патриотическая подготовка) помогает повысить уровень социальной адаптации подростков [1].

В целом, научные исследования, проводимые в России, помогают понять механизмы социальной адаптации детей и подростков с различными особенностями развития и выработать эффективные технологии поддержки и помощи им в адаптации в обществе.

В России работает множество ученых, занимающихся проблемами социальной адаптации детей и подростков. Они представляют разные научные дисциплины, в том числе психологию, педагогику, медицину, социологию, психиатрию и многие другие.

Социальная адаптация является одним из главных факторов успешного развития и общественной жизни детей и подростков. Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в мире и ряд других факторов, проблему социальной адаптации становится все более актуальной.

Статистика говорит о том, что не менее 10 % детей и подростков испытывают определенные сложности в социальной адаптации. Это могут быть такие проблемы, как ограничения по физическим возможностям, социальное изоляция, расстройства психики, нарушения в развитии и другие. Все эти проблемы существенно затрудняют процессы общения и интеграции в общество, что негативно сказывается на развитии личности [5].

Сегодня существуют различные методики и программа помощи детям и подросткам в социальной адаптации. Они могут включать в себя разнообразные мероприятия, от психологических консультаций и тренингов до работы с родителями и учителями. Специалисты уделяют особое внимание интеграционным программам, которые позволяют создавать комфортные условия для адаптации детей и подростков в обществе [7].

Также важным является взаимодействие с родителями, которые играют важную роль в социальной адаптации своих детей. Родители могут помочь ребенку лучше понять себя и мир вокруг, создавать условия для успешной адаптации в обществе и помогать преодолевать возникающие трудности.

Помощь детям и подросткам в социальной адаптации — это задача не только специалистов, но и всего общества в целом. Многое зависит от того, насколько дружелюбно и толерантно общество. Различные сообщества, организации, школы и т. д. могут создавать условия для более успешной адаптации детей и подростков, открывать новые возможности для развития, основанные на равенстве и уважении.

Таким образом, проблема социальной адаптации детей и подростков — это сложное, но решаемое вызов для общества. Необходимо создавать условия для комфортного пребывания ребенка в обществе, активно взаимодействовать с родителями и создавать равные возможности для всех детей и подростков. Комплексный подход позволит решать эту проблему более эффективно и эффективно.

Исследования в области социальной адаптации детей и подростков проводятся уже давно, и каждый год появляются новые научные открытия и теории. В рамках этих исследований ученые изучают различные аспекты, связанные с социальной адаптацией, включая факторы, которые могут влиять на нее, эффективность различных методов помощи детям и подросткам, а также последствия неудачной социальной адаптации.

Например, одно из исследований, проведенных в 2020 году, показало, что проведение программ социальной поддержки для детей и подростков в школьной среде может существенно повысить эффективность социальной адаптации. В рамках этого исследования были предложены несколько методов помощи, включая проведение антибуллинг-программ, создание кругов поддержки, обучение родителей и так далее.

Другое исследование, опубликованное в 2018 году, изучало связь между социальной адаптацией и эмоциональными проблемами у детей и подростков. В ходе исследования было обнаружено, что часто проблемы социальной адаптации могут быть связаны с эмоциональными нарушениями, такими как депрессия, тревожность и т. д. Это подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому ребенку и обеспечение поддержки со стороны социальных работников, педагогов и психологов.

Что касается последствий неудачной социальной адаптации, то исследования показывают, что она может повлиять на последующее полноценное развитие личности, а также привести к таким проблемам как повышенный риск депрессии, нарушения социальной адаптации во взрослой жизни и т. д.

Также стоит отметить исследования в области интерактивных технологий и игр, которые могут помочь в социальной адаптации детей и подростков. Недавние исследования показали, что использование игр и интерактивных технологий может способствовать развитию социальных навыков, которые необходимы для успешной адаптации в обществе.

В целом, исследования в области социальной адаптации детей и подростков помогают выявлять проблемы, связанные с этим важным аспектом человеческого развития, и находить эффективные решения для их решения.

Литература:

  1. Баранова И. А. Социальная адаптация детей и подростков: методы и практики. — Воронеж, 2014 г.
  2. Волкова Л. Н. Проблемы социальной адаптации детей и подростков в современном обществе — М., 2016 г.
  3. Карпова М. А. Социально-психологические аспекты социальной адаптации детей и подростков — М., 2015 г.
  4. Корякина О.А. Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья — Спб, 2019 г.
  5. Леонтьева К. М., Гусева М. А. Социальная адаптация детей и подростков — М., 2007 г.
  6. Любимова Е. В. Технологии социальной адаптации детей и подростков в информационном обществе» — Нижний Новгород, 2017 г.
  7. Павлова О. А. Методы и приемы работы социального педагога при социальной адаптации детей и подростков» — Уфа, 2018 г.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, подросток, социальная адаптация детей, ребенок, нарушение, общество, социальная поддержка, проблема, Россия, неудачная социальная адаптация.


Ключевые слова

социальная адаптация, социальная поддержка, сенсорные расстройства

Похожие статьи

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Методический материал по исследованию уровня актуального развития учащихся с РАС и умственной отсталостью

Автор статьи выделяет девять ключевых показателей с базовыми составляющими, которые необходимы для развития коммуникативной функции речи, показывает, как можно провести количественный анализ и визуально представить результат.

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям внешнего мира

В статье проанализированы основные институты социализации детей раннего возраста, описан процесс социальной адаптации детей, освещены основные педагогические взгляды на социальную адаптацию дошкольников и их актуализация в соответствии с вызовами сов...

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения

В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Похожие статьи

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Методический материал по исследованию уровня актуального развития учащихся с РАС и умственной отсталостью

Автор статьи выделяет девять ключевых показателей с базовыми составляющими, которые необходимы для развития коммуникативной функции речи, показывает, как можно провести количественный анализ и визуально представить результат.

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям внешнего мира

В статье проанализированы основные институты социализации детей раннего возраста, описан процесс социальной адаптации детей, освещены основные педагогические взгляды на социальную адаптацию дошкольников и их актуализация в соответствии с вызовами сов...

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения

В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Задать вопрос