К вопросу о социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 727 раз

Библиографическое описание:

Амосова, О. С. К вопросу о социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков / О. С. Амосова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11659/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья анализирует превенцию социально-педагогической запущенности через механизмы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних. Разобраны условия успешной реабилитации социально дезадаптированных подростков.

Ключевые слова: социально-педагогическая запущенность, дезадаптированные дети и подростки, асоциальное поведение, деформация системы внутренней регуляции, референтные и ценностные ориентации, социальные установки

Совершенно очевидно, что в отношении социально-запущенных детей и подростков необходимы специальные меры ресоциализации, осуществляемые специальными профилактическими органами. Поскольку явление социально-педагогической запущенности является, как правило, явлением обратимым, то одной из главных задач превентивных служб является организация процесса ресоциализации дезадаптированных детей и подростков.

Прежде чем приступить к анализу социально-педагогической ориентации дезадаптированных детей и подростков, считаем целесообразным обратиться к этимологии ключевых дефиниций. Термин «ресоциализация» обозначает социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных или несформированных навыков дезадаптированных подростков. [4, с.7] Термин «реабилитация» можно использовать как в медико-социальном, так и психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспектах.

Реабилитацией называют комплексное применение медицинских, социальных, психолого-педагогических действий, необходимых для исправления дефекта воспитания и социальных отклонений. [1, с.11] Понятие реабилитация является многоуровневым, состоит из динамичных взаимосвязанных действий, направленных на восстановлении личности детей и подростков и включает в себя понятия профилактики и коррекции отклонений. Систему мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи дезадаптированным подросткам, проводимым специальными государственными органами, называют профилактикой. Профилактика призвана устранить причины и факторы, вызывающие отклонения в развитии личности. Второй аспект реабилитации — коррекция отклонений может рассматриваться как система мер, применяемых к личности с целью восстановления ее нормальной жизнедеятельности. Чаще всего коррекция применяется как вспомогательный процесс по отношению к таким понятиям как воспитание или лечение. Коррекция должна исправить конкретные отклонения индивида, поэтому направлена непосредственно на личность. Социальная запущенность — это явление, проявляющееся в деформации норм морали и права, в деструктивном поведении и персеверации системы эндогенной регуляции, ценностных ориентаций и социальных аттитюдов. Социальную дезадаптацию мы трактуем как неприспособительное поведение, которое в зависимости от глубины деформации процесса социализации подразделяется на две стадии. [2, с.21]

Школьная социальная дезадаптация включает педагогически запущенных учащихся, имеющих хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивляющихся педагогическим воздействиям, характеризующимися различными асоциальными проявлениями (сквернословием, хулиганскими поступками, употреблением психоактивных веществ). Объективности ради, необходимо отметить, что немалая часть педагогически запущенных несовершеннолетних имеет тенденцию к получению профессии, экономической автономии, готовности к труду. Существует деформация их ценностно-нормативной сферы, но она пока незначительна. По отношению к такой категории детей и подростков, необходима адресная психологическая и социальная помощь, расширение ареала интересов во внеклассной деятельности, формирование профессиональных намерений и витальных устремлений. Неоценимую помощь таким детям оказывают социальные учреждения, молодежные биржи труда, клубы по интересам, центры экстремальной социально-психологической фасилитации.

Более глубокой стадией социальной дезадаптации представлена социальная запущенность несовершеннолетних. Социальная запущенность проявляется в глубоком отчуждении подростков от семьи и школы, как основных институтов социализации. Развитие сиблингов происходит под влиянием антисоциальных и криминогенных группировок, для которых характерна глубокая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, деструктивное поведение, асоциальная жизненная стратегия (дромомания, алкоголизация и наркотизация, аддиктивность, противоправные действия против личности). Такие несовершеннолетние негативно относятся к труду, неориентированы профессионально и имеют тенденцию к паразитическому образу жизни. Успешной работы в школе с социально запущенными подростками добиться непросто. Кроме постановки на учет в отдел по делам несовершеннолетних и размещение в специальных закрытых учебно-воспитательных организациях в реабилитации доминируют либо психолого-педагогические и диагностико-коррекционные программы, выявляющие или исправляющие дефекты психики, либо социально-педагогические программы ресоциализации, восстанавливающие социальное реноме подростка в системе межличностных отношений.

При психосоциальной дезадаптации важное место отводится целесообразно выбранным психосоциальным технологиям и психотерапевтическим техникам, инициирующим решение индивидуально-психологических проблем. Процесс реабилитации может затрудняться вследствие того, что в одном подростке может быть представлен конгломерат смешанных форм дезадаптаций: патогенной, психосоциальной, социальной. В этом случае диагностики коррекционные программы должны быть ориентированы на каждую из форм дезадаптации.

В последнее время разрабатываются и создаются модели социально-педагогической службы, предусматривающие профилактику дезадаптированных детей и подростков. Таким моделям, как правило, присущ региональный характер. Базируются такие модели на концепциях профилактической работы, социологическом мониторинге образования в регионе и практическом опыте коррекционной работы. [3, с.43]

Социально-психологическая служба системы образования является превенцией общеобразовательных адаптивных и профильных учреждений, необходимой для благоприятного развития каждого ребенка и подростка. Социализация личности раскрывается через процесс адаптации, интеграции, самореализации и саморазвития. Нельзя забывать о сложностях подросткового возраста. Именно эта категория нуждается в дополнительном педагогическом внимании и со стороны учебного заведения, и со стороны семьи.

Позитивную рекомендацию имеют центры реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков созданные еще в 1991 году как экспериментальные учебно-воспитательные учреждения. Основой концепции центра являются следующие принципы:

1) комплексный подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании;

2) индивидуализация вкупе с дифференциацией к обучению и воспитанию дезадаптированных подростков;

3) вариативность в выборе форм организации развития и воспитания данных страт;

4) ранняя медико- и психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций несовершеннолетних;

5) превентивная ориентированность учебно-воспитательного процесса;

6) направленность учебно-воспитательного процесса на здоровьесберегающие технологии;

7) соблюдение прав детей и подростков, социальное патранирование депривированных несовершеннолетних.

Нам представляется, что основные направления деятельности центра — диагностическая, психокоррекционная, оздоровительная, учебно-воспитательная, социально-правовая, консультационная, научно-методическая, социально-аналитическая, просветительская в совокупности помогут социально-депривированным и запущенным подросткам испытать интерес к жизни, к конструктивным взаимодействием с окружающими, просоциальной жизненной позиции, опираясь на паттерны сонагенного мышления. Педагоги и родители должны знать, что деформирование социальной запущенности подростков идет под влиянием асоциальных и криминогенных групп, поэтому важнейшим условием их успешной реабилитации является включение в систему новых межличностных отношений, рассчитанных на гармонизацию взаимосвязей с социально значимыми взрослыми, осознанием своего места в современном социуме, опорой на подлинные ценностные ориентации и осознания личностной экзистенции.

Литература:

  1. Алмазов, Б. Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков/ Б. Н. Алмазов. — Екатеринбург, 1997. — 94 с.
  2. Алмазов, Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/ Б. Н. Алмазов. — Свердловск, 1986.
  3. Старцева, О. А. Особенности профилактики девиантного поведения учащихся в региональных условиях развития профессиональной школы/ О. А. Старцева. Диссертация на соискание ученой степени канд.пед наук. Спб., 1996. — 303 с.
  4. Шевченко, А. М. Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений/ А. М. Шевченко. Диссертация на соискание ученой степени докт. социолог. наук.Ростов-на-Дону, 2004. -294 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, ребенок, социальная запущенность, социально-педагогическая запущенность, деструктивное поведение, коррекция отклонений, система мер, социальная дезадаптация, успешная реабилитация, учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова

асоциальное поведение, социально-педагогическая запущенность, дезадаптированные дети и подростки, деформация системы внутренней регуляции, референтные и ценностные ориентации, социальные установки

Похожие статьи

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у де...

Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах

В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей лишенных родительского попечения. Проанализированы функции реабилитационных центров. Рассмотрены виды депривации, которые возникают у воспитанников детских домов и реабилитационных центров. Изучен...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей. Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школь...

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков

В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации...

Похожие статьи

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у де...

Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах

В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей лишенных родительского попечения. Проанализированы функции реабилитационных центров. Рассмотрены виды депривации, которые возникают у воспитанников детских домов и реабилитационных центров. Изучен...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей. Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школь...

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков

В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации...