Автономная регуляция учебной и неучебной деятельности в младшем школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 16.06.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Атискова, И. Л. Автономная регуляция учебной и неучебной деятельности в младшем школьном возрасте / И. Л. Атискова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104222/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Автономная регуляция учебной и неучебной деятельности в младшем школьном возрасте».

Ключевые слова: автономная регуляция, деятельность, младший школьный возраст.

Во второй фазе младшего школьного возраста при нормативном личностном развитии развивается автономная регуляция учебной деятельности — ведущей деятельности в этом возрастном периоде. Автономная регуляция учебной деятельности базируется на развитой внутренней учебной мотивации. В поведении детей во внеучебное время могут проявляться автономная ориентация (на собственный выбор), внешняя ориентация (на внешние требования) и безличная ориентация (на недостижимость желательного результата).

В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о существовании связи между автономным поведением детей вне школы с их автономной регуляцией учебной деятельности.

Теоретические и методологические основания исследования образуют теория самодетерминации, теория каузальных ориентаций (Р. М. Райан, Э. Л. Деси) [5].

Для определения уровня автономии в учебной деятельности мы использовали Опросник академической саморегуляции, разработанный для учащихся третьих-седьмых классов средней школы Т. О. Гордеевой, О. А. Сычевым, М. Ф. Линчем (2020 г.) на основе англоязычной методики «Опросник академической саморегуляции» (SRQ-A) Р.Райана и Дж.Коннела. [1, 6]

В результате математической обработки мы получили результаты по семи шкалам внешних и внутренних мотиваций и рассчитали относительный индекс автономии (RAI) для каждого ученика. Затем мы сравнили результаты по таблице ориентировочных статистических норм для учащихся третьих и четвертых классов, по которой определяется качественный уровень по всем шкалам: низкий, средний, высокий. Шкалы мотиваций выбраны следующие: познавательная, саморазвития, идентифицированная, интроецированная положительная и отрицательная, экстернальная общая и связанная с учителем. Показатели внутренней мотивации обеспечивают автономную регуляцию учебной деятельности.

Для определения автономии детей во внеучебной деятельности мы взяли русскоязычный опросник каузальных ориентаций (РОКО) Д. А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой — модифицированный и адаптированный опросник GCOS Э.Деси и Р.Райана. [2, 3, 4]. В результате получили данные по шкалам трех каузальные ориентаций: автономная (связанная со свободой выбора), внешняя (контроль) и безличная (сопряженная с механизмом выученной беспомощности). Существенным является не конкретное числовое значение, получившееся для каждой из шкал, а пропорциональное соотношение каждой из трех ориентаций, представленных в личности.

Тестирование проводилось весной 2022 года, в нем участвовали ученики двух третьих классов, в возрасте 9–10 лет. Всего 60 человек, из них 25 мальчиков и 35 девочек.

После обработки полученных ответов с помощью ключей, сырые значения переведены в баллы, стены, уровни, профили, а затем мы провели анализ результатов методами математической статистики.

Как показало проведенное исследование, более половины младших школьников (55,0 %) имеют средний уровень автономной регуляции учебной деятельности, высокий уровень — только 21,7 % детей. Почти четверть детей (23,3 %) остаются на низком уровне, что будет затруднять процесс обучения в средних классах, в период подросткового возраста.

Более подробно результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни внутренней и внешней мотивации младших школьников (методика SRQ-А, N=60, в %)

Вид учебной мотивации

Уровень мотивации

низкий

средний

высокий

Внутренняя мотивация

Познавательная мотивация

28,33

45,00

26,67

Мотивация саморазвития

20,00

40,00

40,00

Внешняя мотивация

Экстернальная мотивация (общая)

10,00

51,67

38,33

Экстернальная мотивация (учитель)

15,00

56,67

28,33

Индекс автономии

23,3

55,0

21,7

В своем поведении во внеучебное время большинство младших школьников (80,4 %) ориентируются одновременно на собственный выбор и требования взрослых, что соответствует возрастным особенностям развития. Автономная ориентация, установленная у 16 % детей, может свидетельствовать о демократичном стиле воспитания в семьях. Выраженная безличная ориентация проявляется только у 3,6 % детей.

Мы разделили соотношения каузальных ориентаций по профилям, которые представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Соотношение каузальных ориентаций в поведении младших школьников (методика РОКО, N=56, в %)

Каузальные ориентации

Представленность в группе

Автономная ориентация

16

Автономная ориентация и ориентация на внешний контроль

19,7

Автономная ориентация и слабо выраженная безличная ориентация

23,2

Три ориентации при слабо выраженной безличной ориентации

37,5

Две/три ориентации при выраженной безличной ориентации

3,6

В результате применения метода математической статистики нами была установлена статистически значимая отрицательная связь между показателями автономной регуляции учебной деятельности и показателями ориентации на внешний контроль в поведении детей (р≤0,01).

Это означает, что чем больше развита у ребенка автономная регуляция учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, тем меньше он ориентируется в своем поведении вне школы на внешний контроль. И наоборот — чем менее самостоятелен младший школьник в своем поведении, чем больше он зависит от внешнего контроля вне школы, тем меньше проявляется саморегуляция в его учебной деятельности.

Связь между показателями автономии в учебной деятельности и показателями автономной ориентации в поведении детей положительна, но статистически не значима. Отсутствует значимая связь также между показателями автономии в учебной деятельности и показателями безличной ориентации в поведении.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично.

В нашем исследовании мы дополнительно изучали как связаны шкалы автономии, мотиваций с самооценкой детей и уровнем тревожности. Распределение значений по всем этим шкалам показало, что у каждого ребенка неповторимый профиль мотиваций и самооценок. К каждому нужен индивидуальный подход для гармоничного развития личности.

Научно-практическая новизна исследования заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме.

Полученные данные могут помочь родителям, учителям и психологам в разработке и проведении просветительских мероприятий, обучающих и коррекционных программ, направленных на развитие автономной регуляции у детей.

Литература:

  1. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Линч М. Ф. (2020). Конструктивная валидность русскоязычной версии модифицированного опросника академической саморегуляции (ОСК-А) среди детей младшего и среднего школьного возраста. Психология в России: современное состояние, 13 (3), 16–34.
  2. Дергачева О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. Электронный ресурс: http://www.institut.smysl.ru/article/documents/ar-dergacheva.doc
  3. Дергачева О. Е., Дорфман Л. Я., Леонтьев Д. А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. № 3. С. 91–106.
  4. Дергачева О. Е., Митина О. В. Подходы к конструированию русскоязычной версии опросника каузальных ориентаций // Психологическая диагностика. 2005. № 1. С. 3–14.
  5. Deci E. L. The psychology of self-determination. Toronto: Lexington books, 1980.
  6. Ryan R. M., Connell J. P. Perceived locus of causality and internalization: examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57(5). P. 749–761.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, автономная регуляция, автономная ориентация, внешний контроль, выраженная безличная ориентация, младший школьный возраст, ориентация, поведение детей, академическая саморегуляция, безличная ориентация.


Ключевые слова

деятельность, младший школьный возраст, автономная регуляция

Похожие статьи

Самоконтроль как механизм успешного овладения иностранными...

Рассмотрим феномен самоконтроля в рамках учебной деятельности современного школьника и

Общий объем выборки составил 27 детей младшего подросткового возраста.

Ключевые слова: личностная саморегуляция, младший школьный возраст, осознанная.

Ключевые слова: самоконтроль, самокоррекция, внешний контроль, стадии самоконтроля.

Формирование социально ориентированного поведения младших...

Характерная особенность детей младшего школьного возраста — это их восприимчивость к

Таким образом, основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на. младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник...

- во внешнем облике и манере поведения (также подражание взрослым) [9, с.268–269].

Особенности морально-этической ориентации детей младшего...

Ключевые слова: морально-этическая ориентация, младший школьный возраст, благополучная

Понятие «морально — этическая ориентация» трактуется как ориентация на выполнение

Сюда могут входить правила поведения в школе, требования к внешнему виду, этикет.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6–7 до 10–11 лет и...

Психологические особенности развития личности в младшем...

В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, к примеру, к

В младшем школьном возрасте формируются способы волевой регуляции: на первом этапе

У ребенка развивается самоконтроль в поведении, он более точно и дифференцированно

Таким образом, основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на...

Особенности деятельности школьного психолога по развитию...

...учебной задачи и удержанию внимания при ее выполнении, осуществлению контроля.

При развитии внимания детей младшего школьного возраста (7–10 лет) Черемошкина Л. В. в

Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл

Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития...

Особенности осознанной саморегуляции деятельности...

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов.

еще на этапе школьного обучения, а старший школьный возраст является таким возрастным

Важно, чтобы в процессе школьного обучения, старшие школьники воспринимали себя не

Они отличаются высоким уровнем самостоятельности, автономны в организации своей...

Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков...

Ключевые слова: развитие саморегуляции, саморегуляция, подростковый возраст.

и поведение, которая нужна, чтобы эффективно реагировать как на внутренние, так и внешние требования [6].

произвольная саморегуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью

поведения, при этом у части подростков доминирует ориентация на себя.

Современное состояние изучения проблемы саморегуляции...

Ключевые слова: личностная саморегуляция, младший школьный возраст, осознанная саморегуляция, школьник.

Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших...

В младшем школьном возрасте формируются способы волевой регуляции: на.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду...

Особенности профессиональной ориентации старшеклассников...

Особенности профессиональной ориентации со старшеклассниками весьма актуальная тема

Им свойственна осторожность, рассудительность, контроль над поведением.

жизненные идеалы с утверждением своего «Я». Они автономны в своих решениях, оригинальны.

Они более ориентированы на общественные нормы и правила. Менее выражены

Похожие статьи

Самоконтроль как механизм успешного овладения иностранными...

Рассмотрим феномен самоконтроля в рамках учебной деятельности современного школьника и

Общий объем выборки составил 27 детей младшего подросткового возраста.

Ключевые слова: личностная саморегуляция, младший школьный возраст, осознанная.

Ключевые слова: самоконтроль, самокоррекция, внешний контроль, стадии самоконтроля.

Формирование социально ориентированного поведения младших...

Характерная особенность детей младшего школьного возраста — это их восприимчивость к

Таким образом, основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на. младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник...

- во внешнем облике и манере поведения (также подражание взрослым) [9, с.268–269].

Особенности морально-этической ориентации детей младшего...

Ключевые слова: морально-этическая ориентация, младший школьный возраст, благополучная

Понятие «морально — этическая ориентация» трактуется как ориентация на выполнение

Сюда могут входить правила поведения в школе, требования к внешнему виду, этикет.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6–7 до 10–11 лет и...

Психологические особенности развития личности в младшем...

В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, к примеру, к

В младшем школьном возрасте формируются способы волевой регуляции: на первом этапе

У ребенка развивается самоконтроль в поведении, он более точно и дифференцированно

Таким образом, основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на...

Особенности деятельности школьного психолога по развитию...

...учебной задачи и удержанию внимания при ее выполнении, осуществлению контроля.

При развитии внимания детей младшего школьного возраста (7–10 лет) Черемошкина Л. В. в

Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл

Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития...

Особенности осознанной саморегуляции деятельности...

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов.

еще на этапе школьного обучения, а старший школьный возраст является таким возрастным

Важно, чтобы в процессе школьного обучения, старшие школьники воспринимали себя не

Они отличаются высоким уровнем самостоятельности, автономны в организации своей...

Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков...

Ключевые слова: развитие саморегуляции, саморегуляция, подростковый возраст.

и поведение, которая нужна, чтобы эффективно реагировать как на внутренние, так и внешние требования [6].

произвольная саморегуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью

поведения, при этом у части подростков доминирует ориентация на себя.

Современное состояние изучения проблемы саморегуляции...

Ключевые слова: личностная саморегуляция, младший школьный возраст, осознанная саморегуляция, школьник.

Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших...

В младшем школьном возрасте формируются способы волевой регуляции: на.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду...

Особенности профессиональной ориентации старшеклассников...

Особенности профессиональной ориентации со старшеклассниками весьма актуальная тема

Им свойственна осторожность, рассудительность, контроль над поведением.

жизненные идеалы с утверждением своего «Я». Они автономны в своих решениях, оригинальны.

Они более ориентированы на общественные нормы и правила. Менее выражены

Задать вопрос