Самоконтроль как механизм успешного овладения иностранными языками детьми подросткового возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 21.01.2023

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Гущина, Г. Е. Самоконтроль как механизм успешного овладения иностранными языками детьми подросткового возраста / Г. Е. Гущина, К. О. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 154-159. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99284/ (дата обращения: 03.05.2024).



Исследование направлено на изучение взаимосвязи темперамента и самоконтроля как характеристик личности подростка в процессе овладения иностранным языком. В данной работе использованы разнообразные методы диагностики типа темперамента, уровня самоорганизации и самоконтроля. Методы статистической обработки данных (корреляционный и факторный анализы) позволили измерить, как темперамент, самоорганизация и оценка взаимосвязаны со школьной успеваемостью на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: темперамент, самоконтроль, самоорганизация, самодисциплина, иностранные языки, успешность обучения, средний балл.

Термин «самодисциплина» обычно интерпретируется как самоконтроль, сознательная и внутренняя дисциплина, а также самоорганизованность. Последние три понятия тесным образом взаимосвязаны с таким важным положением психологии личности, как саморазвитие современного человека, выражающееся в формировании и совершенствовании «гибких навыков», или soft skills. Самые первые «гибкие» навыки, которые всегда стремился развить каждый мыслящий человек, заключались в умении планировать собственное время и быть организованным. Еще в XVIII веке известный французский философ и основоположник гуманистической педагогики Жан-Жак Руссо затрагивал проблему человеческой лени как врожденного свойства личности [12, с. 117]. Предположительно именно лень могла стать тем «триггером», который побуждал человечество стремиться к поиску путей повышения собственной продуктивности и борьбе с прокрастинацией, обращаясь тем самым к механизму самоконтроля.

В настоящее время существует множество определений понятия «самоконтроль». Анализ теоретических источников свидетельствует о том, что под самоконтролем понимают «контроль над своими действиями, поступками» [15, с. 852]; «сознательную регуляцию человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями» [8, с. 26]; «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний» [14, с. 107].

Согласно исследованию, проведенному зарубежными специалистами в области менеджмента С. Яном, Х. Лианом, Л. Феррисом и Д. Брауном, самоконтроль характеризуется как ограниченный когнитивный ресурс, выступающий аналогом физической силы [19]. «Заряд самоконтроля» может негативно сказаться на разнообразных будущих ситуациях в случае отсутствия какого-либо его восполнения или компенсирования [19].

Самоконтроль также связывают с определенными волевыми особенностями человека [5], c его саморегуляцией. Сюда входит контроль эмоций, мыслей, достижений и неудач [4, с. 47]. Саморегуляция служит необходимым условием для формирования адекватного баланса между когнитивной и аффективной сторонами личности [13, с. 60]. Этот же аргумент был подтверждён американскими исследователями в области социологии и криминологии Трэвисом Хирши и Майклом Готтфредсоном во второй половине XX столетия, обратившими внимание на существование прямой корреляционной связи между уровнем преступности и способностью личности к самоконтролю. В частности, Т. Хирши и М. Готтфредсон доказали, что слабый уровень самоконтроля обуславливал импульсивные поступки и действия человека, выступающие в качестве основного фактора криминального поведения личности [17]. Впоследствии именно идеи Т. Хирши и М. Готтфредсона легли в основу формирования теории социального контроля, выделяющую эмоциональную близость с семьёй и академическую успеваемость в общеобразовательной школе в качестве факторов сформированности самоконтроля [18].

Таким образом, резюмируя все вышеизложенные характеристики понятия «самоконтроль», под последним мы будем понимать сложный навык, способный управлять, регулировать и изменять импульсы, эмоции и поведение человека для достижения его краткосрочных и долгосрочных целей.

Рассмотрим феномен самоконтроля в рамках учебной деятельности современного школьника и проанализируем степень влияния этого механизма на успех достижения академических целей, в частности на успешность или неудачу в овладении иностранными языками.

Наше исследование предполагает поиск ответов на следующие поставленные вопросы.

  1. Связан ли темперамент и уровень самоконтроля человека?
  2. Связан ли самоконтроль со школьной успеваемостью подростка по иностранному языку?

Устанавливая взаимосвязь между уровнем развития самоконтроля и волевыми регуляциями личности [5], мы обращаем внимание на отсутствие четкого понимания и представления о том, существует ли подобная взаимосвязь между феноменами самоконтроля и определенного типа темперамента индивида. Общеизвестно, что темперамент может влиять на стиль обучения, но мы не знаем, как влияет самоконтроль на овладение той или иной дисциплиной при условии существования взаимосвязи с темпераментом личности обучающегося.

Согласно точке зрения А. И. Лавриненко [9], с которой нельзя не согласиться, самоконтроль является фундаментальной частью обучения в классе. Если учащиеся могут сохранять концентрацию и блокировать отвлекающие факторы, например, мобильный телефон, разговор с другом или одноклассником, то это оказывает положительное влияние как на весь учебный процесс, так и на его отдельные предметы, например, на освоение иностранного языка.

Из этого следует, что, проведя соответствующую экспериментальную работу, получив и интерпретировав имеющиеся эмпирические результаты, можно сделать вывод о влиянии темперамента на уровень проявления самоконтроля и, соответственно, о взаимосвязи этих вышеупомянутых психологических категорий в процессе обучения. Это также позволит ответить на вопрос о том, действительно ли учащиеся с высоким уровнем самоконтроля демонстрируют высокие показатели успеваемости, а у учащихся со слабым самоконтролем имеются более низкие образовательные результаты.

Для достижения поставленной цели и ответа на выше представленные вопросы в настоящем исследовании была создана экспериментальная группа школьников подросткового возраста от 12 до 15 лет.

Важно подчеркнуть, что подростковый возраст — это сложный и многоплановый процесс формирования личности, происходящий на всех уровнях его организации. Ребенок всё больше становится похож на взрослого внешне, но психически он попадает в сложный и противоречивый период неустойчивости и нестабильности. Повышается чувствительность, острота восприятия мира: а именно, все эмоции подросток чувствует острее и в несколько раз ярче, чем взрослый человек. Именно поэтому подростки больше склонны романтизировать все события, происходящие с ними [11, с. 335–337].

С точки зрения личностного и социального развития подростки 11–15 лет переживают один из сильнейших жизненных кризисов. Известные российские психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин создали возрастную периодизацию психического развития человека [3]. Если изучить характеристику подросткового периода в данной классификации, мы видим, что сами психологи называют этот возраст — переходным этапом от детства ко взрослости. Меняется ведущая деятельность — подростка мало интересует учеба — на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками. Отсюда вытекает и то, что социальное развитие у тинэйджеров происходит также в окружении сверстников, а взрослые (в том числе и педагоги) уходят на второй план. В то же самое время, парадоксально отрицая авторитет взрослых, подросток всё же им подражает, поскольку взрослые выступают образцом самостоятельности и независимости, к которой так отчаянно стремится юная, формирующаяся личность [2, с. 28–243].

Немало изменений происходит и в когнитивной сфере подростка, которая играет особую роль в его процессе обучения. Ведь именно от развития высших психических функций (мышления, внимания, памяти, восприятия) зависит эффективность обучения любому предмету, а также подход педагога к организации образовательного деятельности.

В процессе развития мышления подростка оно постепенно трансформируется из наглядно-образного в словесно-логическое, которое связано со способностью оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач, а также позволяет анализировать абстрактные идеи на предмет ошибок. Таким образом формируются теоретическое и критическое типы мышления. Существенно изменяется речь подростков: развитие мышления способствует формированию умения самостоятельно готовить устный монолог, вести рассуждения, высказывать и аргументировать свои мысли. Письменная речь также претерпевает изменения в сторону усложнения — теперь ребенок наиболее готов к самостоятельному высказыванию на заданную или произвольную тему.

В подростковый период помимо развития мышления, развивается также и память. У ребенка постепенно начинает доминировать логическая память, которая постепенно становится ведущей в процессе запоминания учебного материала. Важно отметить, что снижается развитие механической памяти, а значит простое зазубривание материала уже малоэффективно.

В отрочестве также происходит существенный сдвиг в отношениях между вниманием и другими психическими функциями. Прежде всего внимание избирательно: подростки откликаются на необычные, захватывающие их интерес события, процессы и действия. Быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Из-за чего часто многие подростки жалуются на рассеянность и непостоянность. Кроме того, подросток чрезвычайно внимателен по отношению к тому, что как–то связано с его актуальными потребностями, с поиском «себя», с познанием своих способностей и возможностей. Тем самым мы приходим к очень важному положению относительно психологического портрета подростковой личности. Давая характеристику подростка, нами часто используются лексические единицы, которые описывают действие человека по отношению к себе . Иначе говоря, подростковый возраст тесно связан с корнем «сам»:самостоятельность, самопознание, самовоспитание, самообразование, самоопределение, самоконтроль.

Таким образом, чувство взрослости и ее желание ставит перед подростком первые задачи самовоспитания. Однако из-за недостатка жизненного опыта, внутренних психологических противоречий, связанных с неуверенностью в себе и нестабильным положением в социуме, подростку требуется помощь со стороны авторитетных взрослых в воспитании положительных качеств личности и развитии навыков самостоятельности. Самостоятельность, которая также включает в себя навыки самоконтроля будет влиять на процесс овладения учащимися средней школы иностранным языком. Поэтому изучение психологических, в том числе и личностных, характеристик учеников необходимо и является неотъемлемым компонентом рассмотрения и анализа в рамках данного исследования.

Для проведения эмпирической оценки экспериментальной группы испытуемых в настоящей работе были опрошены 70 подростков образовательных учреждений города Москвы, Магнитогорска, Таганрога (Российская Федерация) и Алматы (Республика Казахстан) возрастом 12–15 лет.

Данные были получены с помощью личностного опросника Айзенка или EPI [1], опросника волевого самоконтроля (ВСК) А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана [7], опросника самоорганизации деятельности (на основе Time Structure Questionnaire, TSQ) Е. Ю. Мандриковой [10].

Опросник EPI состоит из двух шкал: экстраверсия-интроверсия и нейротизм. «Оценка лжи» измеряет, насколько искренним человек пытается быть в своих ответах. Тест включает 57 вопросов. Опросник самоорганизации деятельности — авторская психодиагностическая методика, предназначенная для оценки сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания, особенностей структурирования деятельности, а также самоорганизации. Тест включает 25 вопросов. Тест ВСК предназначен для определения уровня развития волевой саморегуляции, понимаемой как мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, а также способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и импульсами. Опросник включает 30 вопросов.

Статистическая значимость полученных результатов исследования была проанализирована с помощью пакета программ расширенной аналитики — Statistica 10.0.1011.

Рисунок 1, приведенный ниже, иллюстрирует данные о распределении типов темперамента среди опрошенных подростков. Большинство респондентов обладают сангвиническим темпераментом (42 %). Примерно одна треть участников опроса (30 %) являются холериками. Количество флегматиков равно количеству меланхоликов (14 %) соответственно.

Распределение экспериментальной группы подростков по типам темперамента.

Рис. 1. Распределение экспериментальной группы подростков по типам темперамента.

Результаты корреляционного анализа продемонстрировали наличие статистически значимых положительных связей между чертами характера, которые составляют самоконтроль человека, и способностью к самоорганизации последнего (Таблица 1).

Так, коэффициент корреляции между самоорганизацией и такой чертой характера, как настойчивость, соответствует 0,62. Аналогичная ситуация с такими чертами характера, как целеустремленность, умение планировать (сила корреляций 0,71 и 0,8 соответственно). Таким образом, мы можем предположить, что успех учебы определяется умением организовывать и контролировать себя.

Примечательно, что оценки по иностранному языку не соответствуют уровню самоорганизации. Мы не видим корреляцию этих переменных, следовательно, связь между средним баллом и самоконтролем низкая.

Вероятно, существуют внешние факторы, которые это объясняют, в том числе уровень нейротизма. Фактор нейротизма влияет на успеваемость по иностранному языку, поскольку он связан не только с учебой, но и с семейными проблемами, а также проблемами с социумом.


Таблица 1

Корреляционная матрица вероятной взаимосвязи между переменными самоконтроля, самоорганизации и влияния темперамента на успешность изучения иностранного языка (на средний академический балл)

Переменные

Корреляции (Таблица) Отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05000 N=70 (Построчное удаление ПД)

Индекс волевой саморегуляции

Индекс настойчивости

Индекс самообладания

Планомерность

Целеустремленность

Настойчивость

Фиксация

Самоорганизация

Ориентация на настоящее

Общий показатель самоорганизации

Средний балл по ИЯ

Шкала искренности

Экстраверсия/ Интроверсия

Нейротизм

Индекс волевой саморегуляции

1,00

0,97

0,94

0,49

0,48

0,73

0,10

0,20

-0,13

0,62

-0,12

0,45

0,30

-0,73

Индекс настойчивости

0,97

1,00

0,42

0,49

0,55

0,74

0,09

0,25

-0,16

0,65

-0,13

0,45

0,32

-0,72

Индекс самообладания

0,94

0,86

1,00

0,42

0,40

0,65

0,09

0,13

-0,14

0,52

-0,11

0,41

0,18

-0,64

Планомерность

0,49

0,49

0,42

1,00

0,47

0,42

0,40

0,34

0,00

0,80

0,16

0,24

0,05

-0,29

Целеустремленность

0,48

0,55

0,40

0,47

1,00

0,38

0,21

0,25

-0,13

0,71

0,03

0,17

0,30

-0,21

Настойчивость

0,73

0,74

0,65

0,42

0,38

1,00

0,08

0,04

-0,09

0,62

-0,15

0,38

0,14

-0,63

Фиксация

0,10

0,10

0,09

0,40

0,21

0,08

1,00

0,24

0,23

0,60

-0,05

0,20

-0,06

0,07

Самоорганизация

0,20

0,25

0,13

0,34

0,25

0,04

0,24

1,00

-0,10

0,47

0,09

0,12

0,14

-0,10

Ориентация на настоящее

-0,13

-0,16

-0,14

0,00

-0,13

-0,09

0,23

-0,10

1,00

0,12

-0,05

0,05

0,15

0,03

Общий показатель самоорганизации

0,62

0,65

0,52

0,80

0,71

0,62

0,61

0,47

0,12

1,00

0,00

0,36

0,20

-0,37

Средний балл по ИЯ

-0,12

-0,13

-0,11

0,16

0,03

-0,15

-0,05

0,09

-0,05

0,00

1,00

0,00

-0,15

0,19

Шкала искренности

0,45

0,45

0,41

0,24

0,17

0,38

0,20

0,12

0,06

0,36

0,00

1,00

0,06

-0,50

Экстраверсия/ Интроверсия

0,28

0,32

0,18

0,05

0,30

0,14

-0,06

0,14

0,15

0,20

-0,15

0,06

1,00

-0,28

Нейротизм

-0,73

-0,72

-0,64

-0,29

-0,22

-0,63

0,07

-0,10

0,03

-0,37

0,19

-0,50

-0,28

1,00


Мы также провели факторный анализ (Таблица 2), который помог нам выявить две важные причины (факторы), влияющие на успешность обучения.

Таблица 2

Факторы, объясняющие зависимость успешности обучения от самоконтроля человека

Переменные

Фактор нагрузки (Варимакс)

Выделение: Главные компоненты, N=70

(Отмечены нагрузки >,700000)

Фактор 1

Фактор 2

Индекс волевой саморегуляции

0,949246

0,168981

Индекс настойчивости

0,941254

0,198364

Индекс самообладания

0,883017

0,108751

Планомерность

0,394418

0,72235

Настойчивость

0,807525

0,13748

Фиксация

-0,045335

0,76148

Общий показатель самоорганизации

0,533769

0,824325

Нейротизм

-0,839579

0,087614

Выделенные факторы были названы в соответствии с максимальным весом значимой переменной. Следовательно, факторами, объясняющими корреляцию между самоконтролем человека и успешностью обучения, являются следующие: фактор морально-волевых качеств (фактор 1); фактор концентрации и усидчивости (фактор 2).

Наши первичные данные показали, что корреляция между средним баллом и самоконтролем слабая. Мы пришли к такому же выводу на основе обработанных результатов тестов: подростки-сангвиники обладают высоким уровнем самоорганизации, но оценки по иностранному языку ниже среднего. Следовательно, уровень самоорганизации не зависит в подавляющем большинстве от оценки по иностранному языку. В то же время фактор морально-волевых качеств и умение концентрироваться влияют на успеваемость. Кроме того, фактор 1 имеет обратную связь с нейротизмом. Следовательно, холерики и меланхолики, для которых высокий нейротизм является общей характеристикой, сталкиваются с проблемами самоконтроля (успеха в обучении).

Таким образом, успех в обучении — это сильная взаимосвязь между фактором морально-волевых качеств, самоорганизацией и способностью концентрироваться на задаче в течение длительного периода времени. Тем не менее, темперамент и уровень самоконтроля человека связаны друг с другом. Чем ниже показатель нейротизма, тем сильнее человек владеет собой (сангвиники, флегматики) и, следовательно, тем успешнее он может быть в освоении иностранного языка.

Резюмируя все выше сказанное, подчеркнем, что механизм самоконтроля является неотъемлемым компонентом успешного обучения иностранным языкам детей подросткового возраста. Соответственно, его развитие должно быть важным мотивом в современном образовательном процессе в школе как залог более конструктивного взаимодействия с обучающимися и более эффективной организации учебной атмосферы в классе.

Литература:

  1. Айзенк Г. Личностный опросник Айзенка. – Текст: электронный. // Psytests. – URL: https://psytests.org/eysenck/epiA.html (дата обращения: 24.10.2022).
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982 – 1984. – Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. – 1984. – 433 с.
  3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Эксмо, 2004. – 512 с.
  4. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. № 2. – С. 46 – 58.
  5. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: учеб. для образовательных учреждений / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 681 с.
  6. Евдокарова Т. В., Афанасьева А.А. Влияние типа темперамента на поведение подростков. – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – С. 103-105. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tipa-temperamenta-na-povedenie-podrostkov (дата обращения: 03.01.2023).
  7. Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Опросник волевого самоконтроля. – Текст: электронный // School3. – URL: http://school3.mmc24308.cross-edu.ru/user-files/diagnos%20samokontr.pdf (дата обращения: 24.10.2022).
  8. Каленникова Т. Г., Борисевич А. Р. Словарь психолого-педагогических понятий. – Минск, 2007. – 74 с.
  9. Лавриненко А. И. Запрет на использование гаджетов в школе: за и против / А. И. Лавриненко. – Текст: электронный //Молодой ученый. – 2020. – № 15 (305). – С. 54-57. – URL: https://moluch.ru/archive/305/68786/ (дата обращения: 09.01.2023).
  10. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 87 – 111.
  11. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
  12. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: Трактаты. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000. – 544 с.
  13. Серебрянцева О. Г. Аффективные стратегии учения и развитие умений речевого самоконтроля в процессе овладения иностранным языком / О. Г. Серебрянцева. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. –№ 2-2 (92). – С. 59 – 62.
  14. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус. – М., 2016. – 160 с.
  15. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2011. – 1166 с.
  16. Busch B. Research every teacher should know: self-control and learning. – Текст: электронный // The Guardian. – 2018. – URL: https://www.theguardian.com/teacher-network/2018/feb/08/research-every-teacher-should-know-self-control-and-learning (дата обращения: 09.01.2023).
  17. Gottfredson M., Hirschi, T. A general theory of crime. 1-st edition. – Stanford: Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990. – 324 c.
  18. Nickerson C. Hirschi’s Social Control Theory of Crime. Simply Sociology. – Текст: электронный // Simply sociology. – 2022. – URL: https://simplysociology.com/hirschi-control-theory-crime.html (дата обращения: 09.01.2023).
  19. Yan S., Lian H., Ferris L., Brown D. Leadership Takes Self-Control. Here’s What We Know About. – Текст: электронный // Harvard Business Review. – 2017. – URL: https://hbr.org/2017/06/leadership-takes-self-control-heres-what-we-know-about-it (дата обращения: 09.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, самоконтроль, EPI, волевая саморегуляция, подростковый возраст, подросток, индекс настойчивости, индекс самообладания, общий показатель самоорганизации, самоконтроль человека.


Похожие статьи

Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков...

...особенности формирования саморегуляции и необходимость ее развития у подростков. Ключевые слова: развитие саморегуляции, саморегуляция, подростковый возраст.

самоконтроль; самонаправленность; внутренняя мотивация; саморегуляция.

характер, динамика развития ее показателей указывает на связь с этапами подросткового возраста.

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Возраст учащихся старших классов находиться в пределах 15–17 лет [4]. В период ранней

Рис. 1. Показатели «общей шкалы» у старшеклассников по опроснику А. В. Зверькову и Е. В

Рис. 2. Показатели «настойчивости» у старшеклассников по опроснику А. В. Зверькову и Е. В

По шкале «самообладание» высокие показатели доминируют 79 % (12 старшеклассников)...

Исследование индивидуального стиля произвольной...

Ключевые слова: индивидуальный стиль саморегуляции, младший подросток. Подростковый возраст — самый сложный, но самый важный в становлении личности ребенка.

Регуляторные процессы у конкретного человека имеют свою индивидуальную особенность.

Общий объем выборки составил 27 детей младшего подросткового возраста.

Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение...

Раскрываются понятия самоконтроля и самоорганизации, с позиции профессиональной деятельности.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека.

Самоконтроль — это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, независимо от рода

- самоконтроль даёт умение — управлять не только собой, но и людьми

Современное состояние изучения проблемы саморегуляции...

Ключевые слова: личностная саморегуляция, младший школьный возраст, осознанная

Причина поступков человека кроется в чувственном возбуждении, мыслях и моральных чувствах

подростковый возраст, личностная саморегуляция, развитие саморегуляции, саморегуляция, внутренняя мотивация, образовательный процесс, подросток...

Критерии и уровни сформированности социальных навыков...

В процессе социализации человек формируется как член того общества, к которому он

‒ рефлексивные — «умения самоконтроля, саморегуляции, самоорганизации

навыков позволил обозначить компоненты социализации подростка: деятельностно-поведенческий

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и...

К вопросу об оценке «гибких компетенций» подростков

...разные точки зрения и интересы, разрешать конфликты, способность поддерживать связи с людьми.

саморегуляция, самоконтроль — способность контролировать свои эмоции и поведение в

соотношении, что позволяет судить о «взрослом» представлении о современных подростках.

что совпадает с психологической характеристикой подросткового возраста [2].

Роль самоконтроля как интеллектуального умения в процессе...

Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным

Ключевые слова: самоконтроль, самокоррекция, внешний контроль, стадии самоконтроля.

операции с иностранным языком, осуществляет и саморегуляцию своей деятельности.

самоконтроля нередко подвергается влиянию, не осознаваемому самим человеком.

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

...старших подростков (14–16 лет) и учащихся позднего юношеского возраста (19–21 год).

У подростков совладание с оценочной тревожностью осуществляется с помощью друзей.

самосознания, эмоциональной устойчивости и саморегуляции, навыков самоконтроля [16].

и, в то же время, с завистливостью и лживостью, как следствие страха потерять уважение людей.

Похожие статьи

Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков...

...особенности формирования саморегуляции и необходимость ее развития у подростков. Ключевые слова: развитие саморегуляции, саморегуляция, подростковый возраст.

самоконтроль; самонаправленность; внутренняя мотивация; саморегуляция.

характер, динамика развития ее показателей указывает на связь с этапами подросткового возраста.

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Возраст учащихся старших классов находиться в пределах 15–17 лет [4]. В период ранней

Рис. 1. Показатели «общей шкалы» у старшеклассников по опроснику А. В. Зверькову и Е. В

Рис. 2. Показатели «настойчивости» у старшеклассников по опроснику А. В. Зверькову и Е. В

По шкале «самообладание» высокие показатели доминируют 79 % (12 старшеклассников)...

Исследование индивидуального стиля произвольной...

Ключевые слова: индивидуальный стиль саморегуляции, младший подросток. Подростковый возраст — самый сложный, но самый важный в становлении личности ребенка.

Регуляторные процессы у конкретного человека имеют свою индивидуальную особенность.

Общий объем выборки составил 27 детей младшего подросткового возраста.

Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение...

Раскрываются понятия самоконтроля и самоорганизации, с позиции профессиональной деятельности.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека.

Самоконтроль — это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, независимо от рода

- самоконтроль даёт умение — управлять не только собой, но и людьми

Современное состояние изучения проблемы саморегуляции...

Ключевые слова: личностная саморегуляция, младший школьный возраст, осознанная

Причина поступков человека кроется в чувственном возбуждении, мыслях и моральных чувствах

подростковый возраст, личностная саморегуляция, развитие саморегуляции, саморегуляция, внутренняя мотивация, образовательный процесс, подросток...

Критерии и уровни сформированности социальных навыков...

В процессе социализации человек формируется как член того общества, к которому он

‒ рефлексивные — «умения самоконтроля, саморегуляции, самоорганизации

навыков позволил обозначить компоненты социализации подростка: деятельностно-поведенческий

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и...

К вопросу об оценке «гибких компетенций» подростков

...разные точки зрения и интересы, разрешать конфликты, способность поддерживать связи с людьми.

саморегуляция, самоконтроль — способность контролировать свои эмоции и поведение в

соотношении, что позволяет судить о «взрослом» представлении о современных подростках.

что совпадает с психологической характеристикой подросткового возраста [2].

Роль самоконтроля как интеллектуального умения в процессе...

Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным

Ключевые слова: самоконтроль, самокоррекция, внешний контроль, стадии самоконтроля.

операции с иностранным языком, осуществляет и саморегуляцию своей деятельности.

самоконтроля нередко подвергается влиянию, не осознаваемому самим человеком.

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

...старших подростков (14–16 лет) и учащихся позднего юношеского возраста (19–21 год).

У подростков совладание с оценочной тревожностью осуществляется с помощью друзей.

самосознания, эмоциональной устойчивости и саморегуляции, навыков самоконтроля [16].

и, в то же время, с завистливостью и лживостью, как следствие страха потерять уважение людей.

Задать вопрос