Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.11.2018

Статья просмотрена: 2920 раз

Библиографическое описание:

Евглевская, С. В. Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования / С. В. Евглевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53465/ (дата обращения: 05.12.2021).



В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из диагностирования.

Ключевые слова: социализация, социальные навыки, умения, школьник, ученик, школа-интернат, критерии, диагностика.

Социализация личности представляет собой непростой непрерывный процесс взаимодействия человека с обществом. В процессе социализации человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Развитие социальных навыков рассматривается как одна из составляющих содержания процесса социализации личности. «Социальные навыки — это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими» [1, 133].

Следует выделить следующие группы социальных навыков:

‒ коммуникативные — навыки эффективного общения. К ним относятся: использовать средства вербальной и невербальной коммуникации, легкость установления контакта, поддержание разговора, аргументировать собственное мнение и т. д.;

‒ перцептивные — понимать эмоциональное состояние другого человека, встать на позиции другого, проявлять и принимать сочувствие, поддержку и т. д.;

‒ познавательные — «видеть проблемы в совместной деятельности и решать их, применять полученные знания в нестандартных ситуациях»;

‒ организаторские — планировать коллективную деятельность, определять пути и средства достижения цели, оценивать ресурсы, способность разрешать конфликты и т. д.;

‒ рефлексивные — «умения самоконтроля, саморегуляции, самоорганизации, самоуправления, соотносить свое поведение с поведением других, анализировать себя» [2, 25].

Анализ рассмотренных социальных навыков позволил обозначить компоненты социализации подростка: деятельностно-поведенческий, когнитивный, рефлексивно-оценочный компонент.

Деятельностно-поведенческий компонент показывает сформированность у обучающихся навыков полноценного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе при выполнении социально значимой деятельности.

Когнитивный компонент — восприятие школьником социальной информации на уровне ощущений, знаний, умений, навыков.

Рефлексивно-оценочный компонент проявляется в способности, на основе ценностей и имеющихся знаний о себе и других, правилах поведения, объяснить и оценить свое поведение, оценить поступок другого человека.

На основании представленных компонентов социализации, можно выделить уровни и критерии сформированности социальных навыков обучающихся, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни икритерии сформированности социальных навыков обучающихся

Уровни

Критерии

Высокий уровень

Деятельностно-поведенческий

– активно участвует в общественных делах;

— стремление приносить практическую пользу окружающим, обществу;

— активно отстаивает свою точку зрения;

— способен контролировать эмоции и чувства;

— умеет не создавать конфликтные ситуации и находить выход при разногласиях.

Когнитивный компонент

– осознает процесс познания как личностно-значимый;

— знает правила и нормы социального поведения, правила общения со сверстниками и взрослыми;

— знает способы решения конфликтных ситуаций.

Рефлексивно-оценочный компонент

– умеет адекватно оценить свои действия и действия других;

— способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации;

—ярко выражено стремление к самовыражению, самоопределению;

— готов нести ответственность за выполняемую деятельность.

Средний уровень

Деятельностно-поведенческий

— понимает и принимает важность общественной деятельности, участвует в ней с удовольствием;

– умеет отстаивать свою точку зрения;

— средний уровень коммуникабельности;

— не всегда способен контролировать эмоции и чувства.

Когнитивный компонент

– знает правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— имеет представление о своих правах и обязанностях;

— знает способы решения конфликтных ситуаций.

Рефлексивно-оценочный компонент

– не всегда способен адекватно оценить свои действия и действия другого;

— стремится к самовыражению, самоопределению;

— не всегда способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации;

— берет ответственность за свою деятельность.

Низкий уровень

Деятельностно-поведенческий

– не способен контролировать эмоции и чувства;

— обладает низким уровнем коммуникации;

— не умеет отстаивать свою точку зрения;

— низкий уровень осознания значения участия в общественной деятельности.

Когнитивный компонент

– нежелание придерживаться норм и правил поведения в обществе;

— познавательные способности выражены слабо;

— происходит частичное или полное отрицание жизненно важных ценностей.

Рефлексивно-оценочный компонент

– не способен адекватно оценить свои действия и действия другого;

— не способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации;

— не готов проявлять ответственность за свои поступки и результат деятельности.

Литература:

  1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студентов вузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Academia, 2005. — 175 с.
  2. Запятая, О. Ф. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Запятая. — Красноярск, 2011. — 181 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рефлексивно-оценочный компонент, когнитивный компонент, навык, основа оценки ситуации, способ поведения, действие, общественная деятельность, правило поведения, социальный навык обучающихся, способ решения.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.

Похожие статьи

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.

Задать вопрос