Исследование индивидуального стиля произвольной саморегуляции в младшем подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 24.03.2022

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Хатипова, М. Р. Исследование индивидуального стиля произвольной саморегуляции в младшем подростковом возрасте / М. Р. Хатипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 60-61. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89713/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассматриваются особенности индивидуального стиля произвольной саморегуляции детей младшего подросткового возраста. Данная тема является значимой, так как современные реалии нуждаются в сильных личностях, имеющих высокое самообладание, четкий самоконтроль, способность управлять своими эмоциями и др. Нами было проведено исследование с целью изучения индивидуального стиля произвольной саморегуляции в младшем подростковом возрасте. На основании полученных данных было выявлено, что индивидуально-стилевые особенности саморегуляции у младших подростков еще недостаточно сформированы в силу своего возраста.

Ключевые слова: индивидуальный стиль саморегуляции, младший подросток.

Подростковый возраст — самый сложный, но самый важный в становлении личности ребенка. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться особенности осознанной саморегуляции произвольной активности и во многом определяется поведение и деятельность подростка.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в младшем подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание формированию особенностей произвольной саморегуляции, так как в будущем может возникнуть необходимость в сильных личностях, способных быстро принимать сложные решения, брать на себя ответственность и т. д.

Человек при достижении поставленных целей реализует присущую ему способность к психической саморегуляции, в том смысле, что сам исследует условия, программирует, контролирует и корректирует произвольную активность.

Регуляторные процессы у конкретного человека имеют свою индивидуальную особенность. Индивидуальное своеобразие произвольной активности человека при его взаимодействии с окружающим миром обозначается и изучается в психологии через понятие индивидуального стиля самых разных форм психической активности и деятельности (А. Адлер, Г. Оллпорт, К. М. Гуревич, В. С. Мерлин, Е. А. Климов, Б. Ф. Теплов и др.).

Понятие стиля саморегуляции было предложено О. А. Конопкиным для изучения индивидуальных особенностей регуляторных процессов, устойчиво проявляющихся в разнообразных видах и формах деятельности личности.

Моросановой В. И. было предложено понятие «индивидуальный стиль саморегуляции — индивидуально устойчивое, типичное для человека своеобразие его произвольной активности, основная функция которого заключается в сопряжении, снятии конфликта между привычными для человека способами саморегуляции поведения и теми, которые необходимы ля продуктивной деятельности в конкретных условиях [2].

Индивидуальный стиль саморегуляции реализуется в индивидуальном своеобразии целостной системы саморегуляции и описывается различными комплексами ее индивидуально-типических особенностей.

Индивидуально-типическими (или стилевыми) особенностями саморегуляции В. И. Моросанова называет такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности [3].

К индивидуально-типическим, или стилевым, особенностям саморегуляции относятся индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирование (выдвижение целей), моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов) и стилевые особенности, которые характеризуют функционирование целостной системы всех звеньев саморегулирования, являются одновременно субъектно-личностными свойствами (например, самостоятельность, надежность, гибкость) [4].

Изменения, которые происходят в младшем подростковом возрасте, оказывают значительное влияние на процессы саморегуляции. Функциональные состояния младшего подростка чаще всего проявляются в повышенной активности и одновременно повышенной утомляемости, значительном росте энергии и изнеможении, демонстративности поведения. Снижение способности к саморегуляции у девочек в этот период выражается в чрезмерной обидчивости, частой, не поддающейся регуляции смене настроений, плаче. Повышенная двигательная активность, суетливость, неусидчивость, необходимость что-то вертеть в руках — это проявление недостаточной саморегуляции мальчиков-подростков. Неспособность регулировать свое эмоциональное состояние, повышенная утомляемость отражаются на работоспособности и продуктивности деятельности [1].

Процесс развития стилевых особенностей саморегуляции в подростковом возрасте происходит в процессе субъектной активности, основной формой которой в этот период является учебная деятельность.

Анализируя научную литературу по проблеме исследования индивидуального стиля произвольной саморегуляции младших подростков, мы выявили, что данная тема мало изучена.

Нами было проведено эмпирическое исследование индивидуального стиля саморегуляции у младших подростков на базе общеобразовательной школы «Университетская» Елабужского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Елабуга в 2021 году. Общий объем выборки составил 27 детей младшего подросткового возраста.

В рамках эмпирического исследования была использована экспресс-методика «Стиль саморегуляции поведения детей — Моросанова В. И». (ССПД1-Д) для учащихся 10–16 лет.

Согласно полученным результатам, нами было выявлено, что в классе доминируют низкие показатели по всем шкалам: шкала «Планирование» — 77 % (21 чел.), шкала «Моделирование» — 59 % (16 чел.), шкала «Программирование» — 66 % (18 чел.), шкала «Оценивание результатов» —85 % (23 чел.), шкала «Гибкость» — 70 % (19 чел.), шкала «Самостоятельность» — 66 % (18 чел.), шкала «Ответственность» — 77 % (21 чел.). А высокие показати наиболее выражены только по шкале «Самостоятельность» — 18 % (5 чел.) и «Моделирование» — 15 % (4 чел.).

Согласно полученным результатам, можем говорить о недостаточной сформированности индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в данном возрасте, объясняя это тем, что в силу возраста младшим подросткам присуще повышенная возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, совершение необдуманных поступков. Младшие подростки, действующие импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу действий, они часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок, возможно это обусловлено недостаточной самостоятельностью.

Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости реализации коррекционно-развивающих занятий с младшими подростками для повышения уровня развития особенностей индивидуального стиля саморегуляции.

Данное исследование проводилось с целью узнать, насколько развиты показатели индивидуального стиля саморегуляции у младших подростков, чтобы в последующем учителя могли создать для них условия, способствующие улучшению навыка планировать свою деятельность, самостоятельного ее осуществления, контроля и оценки.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 357 с.
  2. Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека/ В. И. Моросанова, Е. М. Коноз //Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 118–127.
  3. Моросанова, В. И. Дифференциально-психологические основы саморегуляции в обучении и воспитания подрастающего поколения/ В. И. Моросанова// Мир психологии. — 2013. — № 2(74). — С.189–199.
  4. Морозова, И. С. Личность и саморегуляция деятельности/ И. С. Морозова. — Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2000. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный стиль саморегуляции, младший подростковый возраст, индивидуальный стиль, произвольная активность, подростковый возраст, произвольная саморегуляция, шкала, индивидуально-стилевая особенность саморегуляции, индивидуальное своеобразие, младший подросток.


Похожие статьи

Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков...

Ключевые слова: развитие саморегуляции, саморегуляция, подростковый возраст. В настоящее время актуальным для системы образования является одновременное решение двуединой задачи

Далее, в подростковом возрасте формируется произвольная саморегуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей

Петрова, Д. Б. Роль рефлексии в саморегуляции произвольной активности подростков с трудностями общения со сверстниками 2012.

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции...

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы.

Согласно их исследованиям, одним из основных критериев субъектности человека является развитие осознанной саморегуляции произвольной активности [1]. Высокая эффективность разных видов деятельности, в том числе учебной, обеспечивается саморегуляцией, что становится возможным при формировании ее эффективного индивидуального стиля [2, 3].

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся...

конецформыначалоформыОсознанная саморегуляция произвольной активности человека рассматривается как целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Системы психической саморегуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека, и в этой структуре можно выделить основные компоненты, выполняющие различные функции в осознанном произвольном управлении.

Трудности общения как фактор становления саморегуляции...

Исследование саморегуляции произвольной активности связано с решением одной из фундаментальных проблем психологии - раскрытием психологии человека как субъекта деятельности. Как показывают результаты многолетних исследований О.А. Конопкина, В.И. Моросановой и др. [2,3,4], функциональным средством субъекта, позволяющим ему мобилизовать свои психологические ресурсы для реализации собственной активности, является именно саморегуляция.

Взаимосвязь личностных качеств и стиля саморегуляции...

Ключевые слова: стиль саморегуляции, личностные качества, муниципальные служащие, взаимосвязь качеств и саморегуляции, влияние качеств на саморегуляцию, продуктивность. Актуальность исследования состоит в том, что проблема сознательного саморегулирования занимает одно из центральных мест в рамках анализа развития и существования человека.

Личность настолько многообразна в своих индивидуальных психологических проявлениях, что отношения ее различных качеств могут влиять на проявления мировоззрения и поведения.

Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности...

Осознанная саморегуляция — это системно-организованная внутренняя психическая активность по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [5, 109]. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются...

Подходы к трактовке саморегуляции в психологии

Современные исследования личностных аспектов саморегуляции базируются, в основном, на концепции стиля саморегуляции личности. В. И. Морасанова одна из первых четко сформировала гипотезу о том, что личностные особенности влияют на деятельность через сложившиеся индивидуальные способы саморегуляции активности. Вслед за Конопкиным, саморегуляцию она понимала, как осознанный процесс внутренней психической активности человека по построению, поддержанию и управлению различными видами и формами...

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми...

Поэтому индивидуально-возрастные особенности младших подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер.

Таким образом, индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены: особенностями биологического развития организма; культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития

Взаимосвязь стиля саморегуляции учебной деятельности...

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. -192с. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: психологическая

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы. Современная система высшего образования опирается на новую парадигму, предоставляющую субъектам образовательного процесса...

Похожие статьи

Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков...

Ключевые слова: развитие саморегуляции, саморегуляция, подростковый возраст. В настоящее время актуальным для системы образования является одновременное решение двуединой задачи

Далее, в подростковом возрасте формируется произвольная саморегуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей

Петрова, Д. Б. Роль рефлексии в саморегуляции произвольной активности подростков с трудностями общения со сверстниками 2012.

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции...

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы.

Согласно их исследованиям, одним из основных критериев субъектности человека является развитие осознанной саморегуляции произвольной активности [1]. Высокая эффективность разных видов деятельности, в том числе учебной, обеспечивается саморегуляцией, что становится возможным при формировании ее эффективного индивидуального стиля [2, 3].

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся...

конецформыначалоформыОсознанная саморегуляция произвольной активности человека рассматривается как целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Системы психической саморегуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека, и в этой структуре можно выделить основные компоненты, выполняющие различные функции в осознанном произвольном управлении.

Трудности общения как фактор становления саморегуляции...

Исследование саморегуляции произвольной активности связано с решением одной из фундаментальных проблем психологии - раскрытием психологии человека как субъекта деятельности. Как показывают результаты многолетних исследований О.А. Конопкина, В.И. Моросановой и др. [2,3,4], функциональным средством субъекта, позволяющим ему мобилизовать свои психологические ресурсы для реализации собственной активности, является именно саморегуляция.

Взаимосвязь личностных качеств и стиля саморегуляции...

Ключевые слова: стиль саморегуляции, личностные качества, муниципальные служащие, взаимосвязь качеств и саморегуляции, влияние качеств на саморегуляцию, продуктивность. Актуальность исследования состоит в том, что проблема сознательного саморегулирования занимает одно из центральных мест в рамках анализа развития и существования человека.

Личность настолько многообразна в своих индивидуальных психологических проявлениях, что отношения ее различных качеств могут влиять на проявления мировоззрения и поведения.

Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности...

Осознанная саморегуляция — это системно-организованная внутренняя психическая активность по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [5, 109]. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются...

Подходы к трактовке саморегуляции в психологии

Современные исследования личностных аспектов саморегуляции базируются, в основном, на концепции стиля саморегуляции личности. В. И. Морасанова одна из первых четко сформировала гипотезу о том, что личностные особенности влияют на деятельность через сложившиеся индивидуальные способы саморегуляции активности. Вслед за Конопкиным, саморегуляцию она понимала, как осознанный процесс внутренней психической активности человека по построению, поддержанию и управлению различными видами и формами...

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми...

Поэтому индивидуально-возрастные особенности младших подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер.

Таким образом, индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены: особенностями биологического развития организма; культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития

Взаимосвязь стиля саморегуляции учебной деятельности...

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. -192с. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: психологическая

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы. Современная система высшего образования опирается на новую парадигму, предоставляющую субъектам образовательного процесса...

Задать вопрос