К вопросу об оценке «гибких компетенций» подростков | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Логинова Н. Н., Панева Ю. В. К вопросу об оценке «гибких компетенций» подростков // Образование и воспитание. — 2020. — №1. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/154/4750/ (дата обращения: 29.01.2020).

Препринт статьи



Встатье описаны универсальные компетентности и соответствующие им soft skills. Показаны результаты опроса, проведенного среди участников Образовательного терренкура «Движение вверх», состоявшегося в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. Выявлена условная оценка владения учащимися универсальными компетентностями и характерными для них «гибкими компетенциями» («гибкими навыками»), данная педагогами.

Ключевые слова: soft skills, универсальные компетентности, гибкие компетенции, компетентность мышления, компетентность взаимодействия с собой, компетентность взаимодействия с другими.

Одним из наиболее актуальных видов обучения в настоящее время является дополнительное образование детей. Оно готовит подрастающее поколение к жизни в условиях меняющегося общества, формирует личность, способную адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов социума. Дополнительное образование является важным фактором в развитии компетентностей подростка, дает ему возможность реализовать себя, повышает самооценку и оценку со стороны сверстников и взрослых.

Под компетентностью обычно понимают способность эффективно мобилизовать (выбирать и использовать наиболее подходящие) знания и опыт для решения как повседневных, так и нестандартных задач. Полного списка компетентностей не существует, но три универсальные компетентности, которые являются блоками знаний, навыков и установок, у подростка должны быть обязательно. Это следующие универсальные «софт»-компетентности: компетентность мышления, компетентность взаимодействия с другими (компетентность социальная), компетентность взаимодействия с собой [3].

Уровень развития универсальных компетентностей определяет эффективность принятия решения в различных ситуациях, способность к саморазвитию (умение учиться в академическом понимании и способность овладевать новыми навыками в случае профессиональной или жизненной необходимости). Подход, соответствующий существующим классификациям и отвечающий современным теориям развития личности, сформулирован в предварительных выводах международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования по проекту «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра» [3]. Развитие указанных универсальных «софт»-компетентностей является одной из первостепенных задач массового школьного образования. Их реализация требует развития определенных (гибких) компетенций. «Гибкие компетенции», «гибкие навыки» или Soft skills в соответствии с терминологией участников международной конференции «Школьное образование 21 века: формирование и оценка гибких компетенций», прошедшей в Москве 29 августа 2019 года) [1] — это комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Списки этих навыков не являются исчерпывающими. Они дополняются в зависимости от конкретного контекста и содержания решаемых задач.

В связи с тем, что Soft skills («гибкие» или «мягкие» социально-психологические навыки или компетенции) развиваются на протяжении всей жизни и объективно оценить их практически невозможно, мы предприняли попытку в первом приближении дать условную оценку владения учащимися универсальными компетентностями и характерными для них «гибкими компетенциями» («гибкими навыками»). Рассмотрение данного вопроса продолжает серию работ по развитию Soft skills учащихся в формате деятельности Федеральной инновационной площадки Центра внешкольной работы «Академический», реализующей инновационный образовательный проект «Комплекс программ дополнительного образования «Успех каждого — наш общий успех»». Для оценки был проведен опрос педагогических работников — участников Образовательного терренкура 2019 года под названием «Движение вверх», состоявшегося в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных, который позволил обобщить мнение об уровне сформированности Soft skills современных подростков на основе личностного восприятия, полученного от непосредственного общения респондентов с учащимися. Данное исследование носило локальный характер и не претендует на обобщения широкого масштаба, но может послужить некоторым ориентиром для корректировки дополнительных образовательных программ.

Были выделены гибкие компетенции, соответствующие трем целостным универсальным компетентностям, и предложено оценить каждый Soft skills («гибкую компетенцию», «гибкий навык») по трехбалльной шкале.

Компетентность мышления:

критическое мышление — способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы;

креативное мышление — инновационное мышление любознательность и продуцирование собственных идей; обработка предложенных идей; умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;

стратегическое мышление — выбор и применение стратегии при решении комплексной задачи, включая открытые задачи с несколькими решениями, умение предлагать нескольких решений;

системное мышление — выявление и трактовка закономерностей; моделирование сложных процессов и явлений, оперативное принятие решений, управление рисками, умение компенсировать провалы и поддерживать адаптивностью к изменившимся условиям;

Компетентность взаимодействия сдругими (компетентность социальная):

кооперативность, способность к сотрудничеству — как в роли лидера, так и в роли участника, ответственность и ее распределение, организация действий внутри команды, умение предотвращать и урегулировать конфликты;

коммуникативность — способность договариваться, убеждать, аргументировать, видеть разные точки зрения и интересы, разрешать конфликты, способность поддерживать связи с людьми.

Компетентность взаимодействия ссобой:

саморегуляция, самоконтроль — способность контролировать свои эмоции и поведение в зависимости от ситуации и управлять ими;

самоорганизация — способность действовать интуитивно и осознанно, мобилизовать себя на выполнение задач, выбирать стратегию настойчивости или гибкости, умение организовать имеющиеся ресурсы.

На рисунке 1 представлено мнение респондентов об уровне развития компетенций учащихся в процентном соотношении, что позволяет судить о «взрослом» представлении о современных подростках. В опросе приняли участие более 25 педагогических работников образовательных организаций Санкт-Петербурга.

C:\Users\Настя\Pictures\Безымянный.bmp

C:\Users\Настя\Pictures\Безымянный.bmp

C:\Users\Настя\Pictures\Безымянный.bmp

Рис. 1. Оценка уровня развития компетенций подростков педагогическими работниками

Как видно из результатов мини-исследования, наиболее высоко взрослые оценивают коммуникативность подростков и креативность их мышления, в то время как более низкую оценку получили их системное и стратегическое мышление, а также способность к сотрудничеству (кооперативность), что совпадает с психологической характеристикой подросткового возраста [2].

В связи с этим педагогам дополнительного образования можно предложить строить содержание образовательных программ таким образом, чтобы оно способствовало переходу от конкретного мышления учащегося к абстрактному. Необходимо вводить задания, которые учат подростков:

− правильно и четко выражать свою мысль;

− давать правильные определения;

− решать абстрактные задачи;

− анализировать, сравнивать и различать предметы и явления;

− делать умозаключения по поводу гипотетической ситуации без связи с реальностью или собственным убеждением;

− делать логические выводы из своих рассуждений;

− делать обобщения;

− строить прогнозы и планы.

Кооперативность развивает командная деятельность, где все участники нацелены на один общий результат, но от личного вклада каждого зависит, будет ли данный результат достигнут. Это может быть решение общих задач через проектную или исследовательскую деятельность, участие в молодежном, и особенно в волонтерском движении.

Литература:

1. V Международная конференция «Школьное образование 21 века: формирование и оценка гибких компетенций». [Электронный ресурс] / Режим доступа: pedsovet66.irro.ru›articles…shkolnoe…veka…gibkih…

2. Кузнецова Д. А., Братцева О. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2018. — № 22. — С. 285–288. — Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/208/50908/

3. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (19))

Задать вопрос