Особенности профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 523 раза

Библиографическое описание:

Карушева А. В., Севостьянова Е. П. Особенности профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 687-691. — URL https://moluch.ru/archive/108/25955/ (дата обращения: 17.10.2018).



 

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения, а также проведено экспериментальное исследование по данной проблеме.

Ключевые слова: профориентация, старшеклассники, выбор профессии.

 

Особенности профессиональной ориентации со старшеклассниками весьма актуальная тема для изучения в связи с нестабильной ситуацией в экономической сфере, а также с необходимостью перехода к новому социально-экономическому опыту.

Изучением проблемы профориентации в старшем школьном возрасте занимались такие отечественные ученые как И. В. Дубровина, Е. К. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников. Психолого-педагогические факторы развития профориентации старшеклассников рассматривались в трудах таких известных ученых как В. И. Жуковской, Н. Е. Конторович, Т. В. Кудрявцева, Е. В. Пфейфер и т. д.

В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ 1996 года «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» говорится: «профессиональная ориентация — это компонент общечеловеческой культуры, в которой проявляется забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, о развитии природных дарований, о проведении комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда». [2].

Согласно Н. С. Пряжникову, профориентация — это широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении [3]. Е. А. Климов говорит о том, что и профориентация, и профконсультация — это «ориентирование» школьника (оптанта), являющегося субъектом самоопределения [1].

Основные формы и методы работы педагога — психолога по развитию профориентации старшеклассников в условиях общеобразовательной школы были раскрыты в трудах Е. А. Климова, З. А. Решетовой, М. Ю. Савченко, Е. Е. Смирновой, Т. В. Черниковой и т. д. [4].

С целью изучения особенностей профориентации старшеклассников нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 58 г. Арзамас, Нижегородской области. Испытуемыми были учащиеся 10 класса в составе 20 человек в возрасте 14–16 лет, из них 9 мальчиков и 11 девочек. Тестирование проходило в один этап. В качестве основных психодиагностических методик были выбраны: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО-20) Е. А. Климова; методика «Семь качеств личности» А. Г. Грецова, Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда.

Перейдем к обсуждению результатов по каждой проведенной методике.

Результаты, полученные в ходе проведения дифференциально-диагностического опросника (Е. А. Климов) представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты методики Дифференциально-диагностический опросника (ДДО-20) Е. А. Климова на группе (1 — Человек-природа; 2 — Человек-техника; 3 — Человек-человек; 4 — Человек-знак; 5 — Человек-художественный образ)

 

Анализ результатов исследования показывает, что учащиеся отдали свои предпочтения следующим типам профессий:

А) Тип «человек — человек» — выбрали 35 % (7 чел.) учащихся. Представители профессии данного типа отлично руководят коллективами и группами. К важным качествам относят готовность помочь, доброжелательность, отзывчивость, умение слушать. Такой тип имеют развитую сферу общения и сбалансированную социальную направленность;

Б) Тип человек — художественный образ — выбрали 25 % (5 чел.) старшеклассников. Для представителей этой сферы лучше всего подходят все специальности, относящиеся к творчеству. Характерными чертами таких людей выступают художественный такт, хорошо развитое чувство эстетики, нестандартное мышление;

В) Тип человек — знаковая система — характерен для 20 % (4 чел.) испытуемых. Для них подходят любые профессии, которые так или иначе связанны с буквами и цифрами, включая музыку. Представители данного типа имеют системность в работе, аккуратность, скрупулезность.

Наименьшее количество баллов набрали типы профессий:

Г) человек — техника предпочли 5 % (1 чел.) учащихся. Данный тип отличается добросовестностью, аккуратностью, деловитостью, отличным чувством ответственности, эмоциональной сдержанностью, а также способностью работать самостоятельно;

Д) Тип человек — природа — характерно для 15 % (3 чел.) испытуемых. Таким учащимся подходят все профессии, которые так или иначе связаны с лесным хозяйством, растениями и животными;

Таким образом, в экспериментальной выборке испытуемые предпочитают профессии типа «человек — человек» 35 % (7 чел.), а это значит, что все профессии данного типа, связанные с взаимодействием людей друг с другом, с общением имеют социальную направленность.

Для данного класса не свойственны профессии типа «человек-техника» 5 % (1 чел.).

По нашему мнению, такие результаты получились потому, что изначально данный класс разбит по профилю. Данный класс считается гуманитарным.

Для того, чтобы определить качества личности и их связь с выбором профессии мы провели методику «Семь качеств личности» А. Г. Грецова.

Полученные результаты нашли отражение в рисунке 2.

Рис. 2. Результаты методики «Семь качеств личности» А. Г. Грецова

 

Из рисунка видно, что по шкале 1 «замкнутость — общительность» в группе 35 % (7 чел.) испытуемых представили низкий показатель. Это означает, что данные учащиеся характеризуются замкнутостью, необщительностью, проявляет высокие требования к окружающим. У 25 % (5 чел.) испытуемых обнаружили высокий показатель. Эти учащиеся общительны, открыты и добродушны. Они охотно взаимодействуют с людьми, активны, не конфликтны, не боятся критики, живо откликаются на любые события.

По результатам шкалы 2 «эмоциональная неустойчивость — устойчивость» выявлено, что 25 % (5 чел.) относятся к низкому уровню. Это говорит о том, что учащиеся данного типа подвержены чувствам, бурно реагируют на препятствия в достижении целей, настроение часто меняется. В свою очередь, 20 % (4 чел.) испытуемых у которых высокие показатели — выдержанны, реалистически настроенные. Для характерно постоянство интересов, способны следовать требованиям группы, могут проявлять недостаточную гибкость, черствость по отношению к окружающим.

По шкале 3 «склонность к подчинению — к доминированию» выявлено 20 % (4 чел.) испытуемых с низкими показателями. Они склонны к беспокойству о своих возможных ошибках, уступать, брать вину на себя. 45 % (9 чел.) испытуемых относятся к высокому уровню. Они властные, независимые, самоуверенные, напористые, упрямые, иногда склонны проявлять агрессивность.

По шкале 4 «сдержанность — экспрессивность» 30 % (6 чел.) испытуемых набрали низкие показатели. Им свойственна осторожность, рассудительность, контроль над поведением. Склонны проявлять беспокойство и озабоченность о будущем, избегают демонстрации ярких эмоций, в силу чего окружающие считают их несколько скучным, вялым. 30 % испытуемых относятся к высоким оценкам. Они жизнерадостны, импульсивны, беспечны, веселы, активны.

Шкала 5: «Робость — смелость». Низкие оценки набрало 10 % (2 чел.) — испытуемые робки, сдержаны, проявляют осторожность, не вполне уверены в своих силах. И 30 % (6 чел.) испытуемых относятся к высоким оценкам. Они смелы, активны, склонны к риску.

По шкале 6: «Доверчивость — подозрительность». 30 % (6 чел.) испытуемых — низкие оценки. Испытуемые характеризуется открытостью, доверчивостью, откровенностью, благожелательностью по отношению к окружающим. А 25 % (5 чел.) набрали высокие оценки. Испытуемые характеризуется повышенной подозрительностью, настороженно, склонен видеть в подвох в действиях окружающих.

По последней шкале 7: «Уверенность в себе — тревожность» 15 % (3 чел.) испытуемые относятся к низким показателям. Они уверены в себе, безмятежны, хладнокровны, спокойны. И 60 % (12 чел.) испытуемых относятся к высоким показателям. Им свойственно переживать по самым различным поводам, они проявляют ранимость и впечатлительность.

Таким образом, мы получаем информацию о качествах личности, которая делает дальнейшее тестирование более эффективным. Это так же положительно сказывается на профессиональном ориентировании и выборе профессии.

Далее мы провели опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда.

Результаты по данной методике у экспериментальной группы мы отразили на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты исследования по опроснику профессиональных предпочтений» Дж. Холланда

 

Анализируя результаты, делаем вывод, что у испытуемых ведущим типом личности является — «социальный» 30 % (6 чел.) от числа учащихся. Представители, данного типа, характеризуются такими качествами как: легкое налаживание контактов с окружающими, умение общаться, желание учить, воспитывать, склонность к профессиям в сфере образования, обслуживания и медицины.

«Предприимчивый» — 20 % (4 чел.) испытуемых, данный тип ориентирован на управленческие профессии и должности. Для них более характерны профессии типа «человек- человек». Люди данного типа владеют такими качествами как: энергичностью, предприимчивостью, импульсивность, избегают занятий требующих больших усилий, двигательных навыков, усидчивости, внимания.

Также большой показатель у «артистического» — 25 % (5 чел.) испытуемых, «конвенциального» типа — 15 % (3 чел.) учащихся. У таких подростков высокие жизненные идеалы с утверждением своего «Я». Они автономны в своих решениях, оригинальны. Также им свойственно опираться на интуицию, эмоции, воображения. У них хорошо развиты вербальные и моторные способности. Предпочитают творческие занятия: художественную деятельность, музыку, литературное творчество. Высоко развиты способности к общению.

При «конвенциальном» типе личности испытуемые, как правило, выбирают профессии типа человек — знаковая система. Они более ориентированы на общественные нормы и правила.

Менее выражены:

«Интеллектуальный» — 5 % (1 чел.) испытуемых, люди этого типа выбирают профессии научно — исследовательского направления: философы, ботаник, и т. д.

«Реалистический» — 5 % (1 чел.) испытуемых. Данный тип личности соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек — природа. Характеризует склонность на рабочие и инженерно-технические специальности. В группе преобладают такие факторы как: замкнутость, робость, эмоциональная неустойчивость.

В группе выбирают профессии типа «человек-человек» 35 % (7 чел.), а это значит, все профессии, связанные с общением, обслуживанием людей. Для них не характерна профессия типа «человек-техника» 5 % (1 чел.). А также преобладает «социальный» тип- 30 % (6 чел.) испытуемых. Представители данного типа, обладают такими качествами как: нахождение контактов с окружающими, желание учить, воспитывать, умение общаться. Социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический и наиболее отличается от реалистического. «Социальный» тип определяет склонность к профессиям типа «человек — человек».

Проведя ряд методик, мы выявили определенные склонности старшеклассников к выбору будущей профессии. Но личностные качества испытуемых мешают их реализации в данной области. Тем самым, на основе полученных данных, педагогу-психологу необходимо разработать программу по развитию профориентации старшеклассников в общеобразовательной школе.

 

Литература:

 

  1.    Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 296 с.
  2.    Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1
  3.    «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
  4.    Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М., Изд-во Московского психолого-социального института. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. — 218 с.
  5.    Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. -544 с.
Основные термины (генерируются автоматически): испытуемый, выбор профессии, тип, учащийся, Тип человек, развитие профориентации старшеклассников, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, знаковая система, эмоциональная неустойчивость.


Похожие статьи

Формирование профессионального самоопределения...

Психологический словарь определяет, «профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии». Она по своей сути представляет собой систему мероприятий...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональная ориентация старшеклассников...

Профессиональная ориентация старшеклассников (эмпирическое исследование социального педагога).

После обработки бланков каждого испытуемого, были составлены таблицы, по уровням готовности к выбору профессии учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов.

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями.

‒ основная школа (5–7 классы)-развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. На классных часах с ребятами проводятся беседы, дискуссии, анкетирование и...

Психологические особенности личностного и профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, план, неопределенное отношение, перспективный уровень, профессиональное самоопределение старшеклассников, ситуация выбора профессии...

Профессиональная ориентация школьников в условиях...

Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии...

Особенности профессионального самоопределения старших...

...профессиональное самоопределение, тип профессии, профессиональное становление, уровень, профессиональное самоопределение старших подростков, профессиональная сфера, профессиональное развитие, профессиональная деятельность...

Особенности профессиональной ориентации на уроках...

Систему профессиональной ориентации в образовательных организациях необходимо

По сути, это категория старшеклассников, для которых профессиональная ориентация ушла на второй план.

Они ориентируются на свои силы и возможности при выборе профессии.

Формирование профессионального самоопределения...

Психологический словарь определяет, «профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии». Она по своей сути представляет собой систему мероприятий...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональная ориентация старшеклассников...

Профессиональная ориентация старшеклассников (эмпирическое исследование социального педагога).

После обработки бланков каждого испытуемого, были составлены таблицы, по уровням готовности к выбору профессии учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов.

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями.

‒ основная школа (5–7 классы)-развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. На классных часах с ребятами проводятся беседы, дискуссии, анкетирование и...

Психологические особенности личностного и профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, план, неопределенное отношение, перспективный уровень, профессиональное самоопределение старшеклассников, ситуация выбора профессии...

Профессиональная ориентация школьников в условиях...

Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии...

Особенности профессионального самоопределения старших...

...профессиональное самоопределение, тип профессии, профессиональное становление, уровень, профессиональное самоопределение старших подростков, профессиональная сфера, профессиональное развитие, профессиональная деятельность...

Особенности профессиональной ориентации на уроках...

Систему профессиональной ориентации в образовательных организациях необходимо

По сути, это категория старшеклассников, для которых профессиональная ориентация ушла на второй план.

Они ориентируются на свои силы и возможности при выборе профессии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование профессионального самоопределения...

Психологический словарь определяет, «профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии». Она по своей сути представляет собой систему мероприятий...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональная ориентация старшеклассников...

Профессиональная ориентация старшеклассников (эмпирическое исследование социального педагога).

После обработки бланков каждого испытуемого, были составлены таблицы, по уровням готовности к выбору профессии учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов.

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями.

‒ основная школа (5–7 классы)-развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. На классных часах с ребятами проводятся беседы, дискуссии, анкетирование и...

Психологические особенности личностного и профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, план, неопределенное отношение, перспективный уровень, профессиональное самоопределение старшеклассников, ситуация выбора профессии...

Профессиональная ориентация школьников в условиях...

Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии...

Особенности профессионального самоопределения старших...

...профессиональное самоопределение, тип профессии, профессиональное становление, уровень, профессиональное самоопределение старших подростков, профессиональная сфера, профессиональное развитие, профессиональная деятельность...

Особенности профессиональной ориентации на уроках...

Систему профессиональной ориентации в образовательных организациях необходимо

По сути, это категория старшеклассников, для которых профессиональная ориентация ушла на второй план.

Они ориентируются на свои силы и возможности при выборе профессии.

Формирование профессионального самоопределения...

Психологический словарь определяет, «профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии». Она по своей сути представляет собой систему мероприятий...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональная ориентация старшеклассников...

Профессиональная ориентация старшеклассников (эмпирическое исследование социального педагога).

После обработки бланков каждого испытуемого, были составлены таблицы, по уровням готовности к выбору профессии учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов.

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями.

‒ основная школа (5–7 классы)-развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. На классных часах с ребятами проводятся беседы, дискуссии, анкетирование и...

Психологические особенности личностного и профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, план, неопределенное отношение, перспективный уровень, профессиональное самоопределение старшеклассников, ситуация выбора профессии...

Профессиональная ориентация школьников в условиях...

Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии...

Особенности профессионального самоопределения старших...

...профессиональное самоопределение, тип профессии, профессиональное становление, уровень, профессиональное самоопределение старших подростков, профессиональная сфера, профессиональное развитие, профессиональная деятельность...

Особенности профессиональной ориентации на уроках...

Систему профессиональной ориентации в образовательных организациях необходимо

По сути, это категория старшеклассников, для которых профессиональная ориентация ушла на второй план.

Они ориентируются на свои силы и возможности при выборе профессии.

Задать вопрос