Особенности деятельности школьного психолога по развитию внимания у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 09.01.2021

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Умхажиева, Х. Т. Особенности деятельности школьного психолога по развитию внимания у младших школьников / Х. Т. Умхажиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77466/ (дата обращения: 28.02.2021).



Данная статья посвящена вопросу развития внимания у младших школьников и деятельности педагога-психолога по его развитию. В настоящее время возникает потребность в активном развитии внимания младших школьников посредством целенаправленных психолого-педагогических действий для избегания проблем с усвоением и пониманием учебного материала.

Ключевые слова : внимание, особенности внимания, развитие, учебная деятельность, психолог, понимание.

Весьма уникальной является проблема внимания в целом, так как до сих пор определяется возможность ее существования как отдельного психического процесса, а также по сегодняшний день отсутствует единое мнение о том, что оно собой представляет. Следующую идею по изучению проблемы внимания выделяет Гиппенрейтер Ю. Б.: «…не только плодотворное исследование этого психического феномена, но и само его определение требует реализации одновременного многопланового подхода — подхода со стороны сознания, со стороны деятельности и со стороны физиологических процессов» [3, с. 603].

Место внимания в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами является ярко выраженным, но внимание как самостоятельный процесс сильно отличается от остальных, поэтому непонятным остаётся возможность освещения и раскрытия внимания и определение его итогового продукта.

Отечественные представители таких наук, как психология и педагогика, по-разному подходят к тому, что такое внимание, какова его структура, виды, каковы условия, способы и методы его развития. При рассмотрении проблемы внимания детей младшего школьного возраста отметим, что в последних научных публикациях и теоретических изысканиях важная роль придается тем работам, в которых, с одной стороны, рассматривают теоретические основы развития внимания младших школьников, а с другой стороны, имеющим значительную практическую направленность. Тем не менее необходимым представляется отметить, что понятие внимания не является однозначным, то есть до сих пор ученые не выработали к нему единого подхода.

Действия школьного психолога могут способствовать развитию качественно нового уровня свойств внимания младших школьников в учебной деятельности. Внимание детей младшего школьного возраста может быть развито, сформировано, мотивировано в учебной деятельности. При этом определяющими мы видим не столько усилия педагога, сколько усилия школьного психолога-консультанта, строго определенные в целенаправленной и системной деятельности, но рассматриваемые исключительно в сотрудничестве с педагогами начальных классов, а также родителями учащихся и, несомненно, самими учениками.

Для эффективности и продуктивности любой сознательной деятельности внимание выступает как главное условие, при этом играет важную роль в развитии познавательной деятельности, а конкретно в учебной деятельности. Ошибки в решении учебных задач, отсутствие или недостаточное понимание учебного материала, все подобные проблемы в обучении зачастую вызываются полным отсутствием внимания со стороны учащихся.

К. В. Макарова определяет понимание как «процесс познания, направленный на выявление существенных свойств и признаков предметов и явлений, детерминированных изменением системы связей с окружающей действительностью», приводящее к повышению качественного уровню знаний субъекта [1, с. 10]. В нашем случае идет повышение качественного уровня знаний младшего школьника за счет внимания детей, которое реализует отбор значимой информации при восприятии, тем самым обеспечивая формирование личностного смысла субъекта и его понимание. Внимание в различных видах деятельности может проявлять себя с разной интенсивностью. В процессе осуществления младшими школьниками любой деятельности моменты чрезвычайно интенсивной концентрации чередуются с моментами ослабления концентрации внимания.

В развитии произвольного внимания важным компонентом является формирование учебной деятельности. Сначала формируется умение воспринимать учебную задачу, которую поставил учитель и психолог, затем ребенок учится самостоятельной постановке учебной задачи и удержанию внимания при ее выполнении, осуществлению контроля. Все это — общее направление развития внимания.

При развитии внимания детей младшего школьного возраста (7–10 лет) Черемошкина Л. В. в своей работе «Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка» предлагает использование следующих игр, заданий и упражнений: Таинственный путешественник — на развитие наблюдательности; «Медведи разбрелись…» — на развитие объема внимания, способности к переключению внимания и распределению; «Что изменилось?» — на тренировку объема внимания; «Играем в Шерлока Холмса» — на развитие наблюдательности и объема внимания; Психологическая задача — на развитие наблюдательности и объема внимания; «Потерялся мягкий знак» — на развитие операций контроля умственных действий; «Галки и палки» — народная задача на внимательность и сообразительность; «На что вы намекаете?» — на развитие наблюдательности, объема и устойчивости внимания; «Время растяжимо…» — на тренировку объема внимания и развития способностей к концентрации внимания; «Сидят рыбаки, берегут поплавки…» — на развитие способностей распределять и переключать внимания; «К нам приехал зоопарк!» — на наблюдательность и развитие объема внимания; «Тайнопись» — на развитие устойчивости и концентрации внимания и многие другие [4].

Цель проведения подобных упражнений — формирование у ребенка навыка сосредоточения внимания на конкретных деталях общего фона.

Работа психолога-консультанта по развитию внимания младших школьников должна вестись по двум направлениям: использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания; использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения — дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого [2]. В своей деятельности по выявлению состояния аттенционных процессов детей школьный психолог во время консультирования опирается на основные составляющие поведенческого аспекта: специфическая мимика, жестикуляция и позы, установление зрительной фиксации школьника; а также требующие более детального наблюдения физиологические параметры регистрирующего устройства — ритмы (биотоки) головного мозга: активность мыслительных команд, проявления респираторных процессов, расширение и сужение зрачков и микродвижения глазных яблок [3].

Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физминутке или итоге урока. Эти упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению и даже проверке уже изученного; а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Всё зависит от общих целей конкретного урока.

Таким образом, развитие внимания у детей школьного возраста не может происходить моментально, то есть это целенаправленный процесс и правильно диагностируемая и прогнозируемая работа компетентностного школьного психолога совместно со всеми участниками образовательного процесса.

Литература:

  1. Макарова К. В. Психология понимания. М.: Правда-Пресс, 2020. — 168 с.
  2. Выготский Л. С. Психология внимания: развитие высших форм внимания в детском возрасте. / Л. В. Выготский. Москва //Психология внимания: хрестоматия /ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Изд-во 2-е, перераб. М.: АСТ: Астрель, 2008. — 656 с.
  3. Общая психология: хрестоматия: в 5 т. / сост. В. А. Мазилов, В. Д. Шадриков, М. В. Груздев при участии А. А. Костригина. — Т. 3. — М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2020. — 696 с.
  4. Черемошкина Л. В. Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка: учебное пособие для вузов / Л. В. Черемошкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 277 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие внимания, учебная деятельность, развитие наблюдательности, младший школьный возраст, концентрация внимания, объем внимания, развитие объема внимания, учебная задача, учебный материал, школьный психолог.


Ключевые слова

развитие, учебная деятельность, внимание, понимание, психолог, особенности внимания
Задать вопрос