Профессиональное самоопределение старшеклассников профильных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Эмиргамзаев, А. С. Профессиональное самоопределение старшеклассников профильных классов / А. С. Эмиргамзаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 475-478. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103987/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье авторы исследуют особенности профессионального самоопределения старшеклассников профильных классов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассники, профильные классы

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что процесс профессионального самоопределения является важнейшим этапом в жизни любого человека, особенно старшеклассника. Выбор траектории профессионального пути — сложный и многогранный процесс, требующий тщательного учета различных факторов.

Существенный вклад в исследование проблем профессионального самоопределения внесли как отечественные, так и зарубежные ученые. Среди которых: Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников, А.Адлер, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Э. Ф. Зеер. Исследованием профильного обучения занимались такие ученые, как Т. М. Ерина, И. М. Осламовская, С. Н. Чистякова и др., которые профильное обучение рассматривают с позиции дифференциации и индивидуализации обучения на основе реализации личностно-ориентированного подхода образовательного процесса, что расширяет возможности реализации индивидуальной образовательной программы личности.

В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают:

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева; исследования в области профессионального самоопределения Климова Е. А., Пряжникова Н. С., Э. Ф. Зеера, Е. А. Головахи, Егоренко Т. А.;

исследования Т. М. Ериной, И. М. Осламовской, С. Н. Чистяковой и др., посвященные профильному обучению.

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников

Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников профильных классов

Гипотеза исследования: существуют особенности профессионального самоопределения старшеклассников профильных классов

Частные гипотезы:

— существует связь ведущего типа мотивации и преобладающих карьерных ориентаций у старшеклассников профильных классов.

— существует связь типа мышления и преобладающих карьерных ориентаций у старшеклассников профильных классов.

Методики:

— Опросник карьерных ориентаций личности «Якоря карьеры»» — Э.Шейна;

— «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой;

— Методика «Тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г. Резапкиной)

Эмпирическая база и выборка исследования: 100 обучающихся 10–11 классов историко-филологического профиля в возрасте 16–17 лет в Университетской гимназии (школа-интернат) МГУ им. М. В. Ломоносова.

Для нахождения корреляционных связей карьерных ориентаций и мотивов выбора профессии был проведен математико-статистический анализ данных при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена.

Получены следующие данные:

Таблица 1

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число

Автоматически созданное описание

«Профессиональная компетентность» (r = 0.245*; p= 0.015). Данная связь указывает на то, что для обучающихся, которые при выборе профессии руководствуются личными, имеющими для них значимость мотивами и смыслами выбора профессии, важным является развитие и совершенствование своих профессиональных навыков, которые будут приносить им результаты и пользу, а также удовлетворение от осуществляемой деятельности.

— «Автономия (независимость)» (r = 0.291**; p= 0.003), Также мы видим наличие прямой связи между шкалами «Внутренние индивидуально значимые мотивы» и «Автономия (независимость)». Это объясняется тем, что для таких людей личностно значимым мотивом при выборе профессии является возможность сохранения полной независимости и самостоятельности в их профессиональной деятельности. Свобода в принятии решений и способов достижения поставленных целей, ориентируясь на свое видение, а не мнение других людей.

— «Служение» (r = 0.410**; p= 0.000), наличие связи между шкалами «Внутренние индивидуально значимые мотивы» и «Служение» позволяет нам предположить, что для данной категории людей в выбираемой профессиональной деятельности важным является возможность приносить пользу обществу. Для таких людей основным ориентиром является то, чтобы их работа имела смысл и давала возможность оказать помощь другим. Через свою деятельность они стремятся вносить положительные изменения в мир.

Таблица 2

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число

Автоматически созданное описание

Выявленная прямая связь между шкалой «Внутренние социально-значимые мотивы» и «Профессиональная компетентность» (r=0.311**; p=0.002) объясняется тем, что данной категории людей важно не только быть мастерами, экспертами в своем деле, для них также важно, чтобы они могли применять свои компетенции во взаимодействии с другими людьми, например, в качестве наставника, который будет передавать свои знания и опыт.

Также мы видим наличие прямой связи между шкалами «Внутренние социально-значимые мотивы» и «Менеджмент» (r=0.306**; p=0.002). В данном случае мы можем предположить, что для людей, ключевым мотивом у которых является внутренний социальный мотив способом удовлетворения потребностей взаимодействия, а также управления другими людьми или различными проектами в профессиональной деятельности является менеджмент, через который как раз и удовлетворяется их потребность управлениям людьми, бизнесом, проектами и т. п.

Кроме того, мы видим, что для людей, у которых определяющими являются социально-значимые мотивы важным является такой ориентир в карьере, как «служение»(r=0.685**; p=0.000). Для таких людей важным является использование своих способностей и талантов на благо обществу. Они также выбирают подходящие для этого профессии, приносящие пользу обществу. Соответственно, чем более значимыми являются внутренние социальные мотивы, тем более сильной будет карьерная ориентация «служение».

Также можно заметить наличие прямой связи между шкалами «Внутренние социально-значимые мотивы» и «Интеграция стилей жизни»(r=0.327**; p=0.001). Для старшеклассников, которые руководствуются таким карьерным ориентиром, как интеграция важным является наличие баланса в их жизни между их работой и семьей, они не любят выбирать что то одно в качестве приоритета. Можно предположить, что данная связь обусловлена тем, что осуществляя свой выбор, такие люди будут выбирать профессию, которая не будет требовать большего объема времени и внимания, что позволит сохранить баланс между важными сферами жизни.

Выявлена прямая связь между шкалами «Внутренние социально-значимые мотивы» и «Предпринимательство» (r=0.380**; p= 0.005). Это объясняется тем, что удовлетворение потребности сделать что-то полезное для социума можно реализовать через сферу предпринимательства путем создания определенной организации, товара или услуг.

Таблица 3

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, линия

Автоматически созданное описание

Наличие прямой связи между шкалами «Внешние положительные мотивы» и «Стабильность работы», «Стабильность места жительства». В данном случае объясняется данная связь тем, что для людей, которые ориентированы на такие внешние мотивы, как заработок, одобрение коллектива, престиж и тп., важно постоянство и ощущение безопасности, что как раз и выражается в ориентации на стабильность в карьере.

Для нахождения корреляционных связей карьерных ориентаций и типа мышления был проведен математико-статистический анализ данных при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена.

Получены следующие результаты:

Таблица 4

Карьерные ориентации

Креативность

Коэффициент корреляции

Уровень статистической значимости

Профессиональная компетентность

0.300**

0.003

Автономия (независимость)

0.545**

0.000

Служение

0,438**

0,000

Менеджмент

0, 320**

0,001

Предпринимательство

0, 416**

0,000

Вызов

0,337**

0,001

Исходя из полученных данных можно предположить, что креативность, как тип мышления формирует такие карьерные ценности, как профессиональная компетентность, желание быть мастером своего дела, возможность управлять проектами, бизнес-процессами, свобода и независимость в трудовой деятельности, достижение таких целей, которые кажутся недостижимыми, создание своего дела или продукта, будь то бизнес, либо какой либо товар или услуга, помимо этого желание приносить пользу людям через свою профессиональную деятельность

Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: существуют особенности профессионального самоопределения старшеклассников профильных классов. Если рассматривать в частности, то существует связь ведущего типа мотивации и преобладающих карьерных ориентаций у старшеклассников профильных классов, а также существует связь типа мышления и преобладающих карьерных ориентаций.

Подводя итоги нашего исследования, можно говорить о том, что полученные результаты указывают на важность совершения профессионального выбора осознанно, ведь правильный выбор профессии позволяет развивать и использовать свои навыки и таланты наиболее эффективным образом, а помочь в этом обучающимся в силах образовательные учреждения и специалисты, осуществляющие в них свою профессиональную деятельность.

Литература:

  1. Егоренко Т. А. Актуальные проблемы профессионального самоопределения личности старшеклассника / // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Ярославль, 20–22 октября 2015 года. Том Часть 1. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2015. — С. 160–162.
  2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с. — (Серия «Библиотека психолога»)
  3. Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения //Психологическая наука и образование www. psyedu. ru. — 2014. — №. 3. — С. 255–263.
  4. Имакаев В. Р. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению: эмпирическая модель и ее интерпретация / В. Р. Имакаев, Вихман А. А., Гаджиева Л. А., Попов А. Ю. // Успехи современной науки. — 2015. — № 3. — С. 78–84.
  5. Кайкаева, А. К. Содержательные особенности ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников / А. К. Кайкаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 485–489
  6. Кузнецова, О. В. Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Кузнецова; под редакцией Л. Ф. Обуховой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 440 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978–5-9916–8783–6.
  7. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения //Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — №. 2 (18)
  8. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях //Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — №. 1. — С. 54–60.
  9. Петровская В. Г. Профессиональные предпочтения обучающихся профильного класса //Вестник экспериментального образования. — 2022. — №. 1 (30). — С. 1–9.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение старшеклассников, прямая связь, профессиональная деятельность, класс, мотив, ориентация, профессиональное самоопределение, профильное обучение, тип мышления, профессиональная компетентность.


Похожие статьи

Особенности профессионального самоопределения...

 Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подростки, старшеклассники.

В этом возрасте возникают проблемы самосознания, самоопределения и самооценки.

1. «Мотивы выбора профессии», Р. В. Овчарова. 2. Методика «Определение типа будущих

Бордаченко, Н. С. Профессиональная ориентация как средство профессионального...

Профессионально-личностное самоопределение...

Профессионально-личностное самоопределение — это процесс и результат сознательного выбора и утверждения личностью своей позиции в конкретных профессионально-жизненных ситуациях [2, с.4]. Создание таких ситуаций возможно в условиях профильного обучения.

Взаимосвязь профессионального самоопределения...

К внешним факторам, влияющим на профессиональное самоопределение, относится окружение старшеклассника.

В заключение можно сделать вывод, что на развитие профессионального самоопределения большое влияние оказывает ценностные ориентации.

Формирование профессионального самосознания учащихся...

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения.

Профильное обучение создает условия для допрофессиональной подготовки школьника.

- тестирование учащихся 10-х классов по профильному обучению

интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Профессиональная ориентация старшеклассников...

Рис. 3. Сводные данные по профессиональным склонностям учащимися 9 «А» класса.

Итак, изучение профессиональной ориентации старшеклассников в 9 классах дает возможность получить более

Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу с людьми.

‒ Преимущества в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Библиографическое описание: Французова, Е. А. Профессиональное самоопределение

‒ основная школа (8–9 класс) — формирование профессиональной мотивации, готовности к

разрабатываются памятки по правильному выбору профессиональной деятельности.

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная...

Связь субъектной позиции обучающегося и профессионального...

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.

— Методика изучения статусов профессиональной идентичности. А. А. Азбель, А. Г. Грецов

Эмпирическая база и выборка исследования: 101 старшеклассник 16–17 лет, обучающихся в 10

— 304 с. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального...

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Мотивы и ценности в системе профессионального...

Мотивация представлена как стимулирующая профессиональное самоопределение.

Из системы профессионального самоопределения личность «черпает мотивы и цели своей деятельности

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, готовность к выбору...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Похожие статьи

Особенности профессионального самоопределения...

 Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подростки, старшеклассники.

В этом возрасте возникают проблемы самосознания, самоопределения и самооценки.

1. «Мотивы выбора профессии», Р. В. Овчарова. 2. Методика «Определение типа будущих

Бордаченко, Н. С. Профессиональная ориентация как средство профессионального...

Профессионально-личностное самоопределение...

Профессионально-личностное самоопределение — это процесс и результат сознательного выбора и утверждения личностью своей позиции в конкретных профессионально-жизненных ситуациях [2, с.4]. Создание таких ситуаций возможно в условиях профильного обучения.

Взаимосвязь профессионального самоопределения...

К внешним факторам, влияющим на профессиональное самоопределение, относится окружение старшеклассника.

В заключение можно сделать вывод, что на развитие профессионального самоопределения большое влияние оказывает ценностные ориентации.

Формирование профессионального самосознания учащихся...

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения.

Профильное обучение создает условия для допрофессиональной подготовки школьника.

- тестирование учащихся 10-х классов по профильному обучению

интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Профессиональная ориентация старшеклассников...

Рис. 3. Сводные данные по профессиональным склонностям учащимися 9 «А» класса.

Итак, изучение профессиональной ориентации старшеклассников в 9 классах дает возможность получить более

Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу с людьми.

‒ Преимущества в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Библиографическое описание: Французова, Е. А. Профессиональное самоопределение

‒ основная школа (8–9 класс) — формирование профессиональной мотивации, готовности к

разрабатываются памятки по правильному выбору профессиональной деятельности.

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная...

Связь субъектной позиции обучающегося и профессионального...

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.

— Методика изучения статусов профессиональной идентичности. А. А. Азбель, А. Г. Грецов

Эмпирическая база и выборка исследования: 101 старшеклассник 16–17 лет, обучающихся в 10

— 304 с. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального...

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Мотивы и ценности в системе профессионального...

Мотивация представлена как стимулирующая профессиональное самоопределение.

Из системы профессионального самоопределения личность «черпает мотивы и цели своей деятельности

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, готовность к выбору...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Задать вопрос