Автор: Леонтьева Ольга Леонидовна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Библиографическое описание:

Леонтьева О. Л. Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 97-98.

В современном мире обучение школьников обусловлено личностно-ориентированным подходом к выбору профессии. Подросток является субъектом всего образовательного процесса, а его личностное развитие и самореализация рассматриваются обществом в качестве приоритетной задачи. Профильное обучение создает условия для допрофессиональной подготовки школьника. Речь идет не о подготовке к конкретной специальности, а об определении профессионального маршрута по окончании общеобразовательной школы.

В московской гимназии № 1590 сформирована система профориентационной работы, берущая свое начало с лицейских педагогических классов, открытых в 1985 году. Работа по формированию профессионального самосознания учащихся включена в общую систему обучения. В неё входит деятельность, направленная на развитие навыков целеполагания, совершения осознанного выбора, активное и систематизированное знакомство учеников средней школы с миром профессий, со специфическими качествами и умениями, психологическое сопровождение. Формы работы делятся на пять блоков: психологическое сопровождение профориентационной работы, спецкурс в 9-х классах «Психология и выбор профессии», взаимодействие с ВУЗ-ами, дополнительное образование, внеклассная работа (схема № 1).

Схема № 1. Формы профориентационной работы в гимназии №1590.







Содержание психологического сопровождения профориентационной работы включает в себя: психодиагностику; аналитическую и прогностическую деятельность; развивающую работа; консультирование; психологическое просвещение. Психологическое сопровождение профильного обучения нельзя рассматривать в отрыве от «основной» работы школьного психолога. Профориентационная деятельность полноценно реализуется только в процессе решения общих задач психологического обеспечения функционирования школьной образовательной среды в соответствии с программой развития школы. Все виды психологических мероприятий служат основой для грамотного построения профориентационной работы.

Цель спецкурса по профессиональному самоопределению «Психология и выбор профессии» (Г.В. Резапкина) - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере [1]. В него входят различные типы уроков, включающих профессиональную диагностику с использованием методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

Основные задачи спецкурса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

По результатам диагностических мероприятий всем учащимся составляются рекомендации по профилю дальнейшего обучения, проводятся индивидуальные консультации.

Изучение курса заканчивается защитой проекта «Моя будущая профессия». Цель защиты - показать осознанность и обоснованность своего выбора, рассказать о своих профессиональных целях и путях их достижения.

Взаимодействие с ВУЗами осуществляется по нескольким направлениям:
- презентация факультетов;
- участие в олимпиадах учащихся гимназии;
- встречи преподавателей с учащимися и родителями;
- курсы довузовской подготовки;
- тестирование учащихся 10-х классов по профильному обучению;
- сотрудничество на уровне ведомственных подразделений;
- совместные заседания и семинары преподавательского состава.

Дополнительное образование является неотъемлемой частью в работе по профессиональному самоопределению. Задачи дополнительного образования и профориентации пересекаются и дополняют друг друга и ведут к общей цели – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры. Блок дополнительного образования несет дополняющую функцию в обучающей, развивающей и адаптационной деятельности гимназии. Занятия в объединениях дополнительного образования позволяют детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства.

Не всегда школьные занятия выявляют творческое начало в ребенке, да и сами дети, еще не до конца разбираясь в себе, могут выбрать увлечение по душе. Занятия в системе дополнительного образования позволяют взглянуть на детей с другой стороны, раскрыть творческие способности, наметить направленность будущей сферы профессиональной деятельности. Дети могут научиться различным техникам и творческим навыкам, посмотреть и опробовать различные материалы, узнать больше о своих сверстниках, а у родителей появляется возможность увидеть с неожиданной стороны своих детей и поддержать их интерес.

Первичные карты интересов, анкеты по их изучению могут быть предъявлены учащимся уже в 5-м классе. Безусловно, четкой картины предпочтений они не дадут, и это обусловлено особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики интересов и склонностей. Накопление информации о профессиональных намерениях учащихся может оказаться важным для решения вопроса о профессиональном будущем учащегося.

В 7-9 классах работа психолога ориентирована на допрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, основанных на психодиагностических исследованиях. Обычно применяются анкеты, беседы, сочинения, комплексы психодиагностических методик.

Старшим подросткам (учащимся 9-х кл.) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся.

Следующий этап (10-11кл.) называется этапом профессионального самоопределения и здесь учащийся должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов. Теперь школьник должен совершить выбор профессии, оценить с этой позиции школьные дисциплины, стремясь отдать больше времени и сил тем, которые соотносимы с будущей профессией.

Большую роль играет внеклассная работа, включающая в себя традиционные экскурсии на предприятия, выставки, музеи, культмассовые мероприятия. Это помогает ребятам расширить свои горизонты, познать мир и себя в этом мире.

Зрелый выбор, в отличие от романтического или случайного, предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы и верно оценивает возможность для их реализации, а сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения.

Перечисленные мероприятия позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся, профориентационное и психологическое просвещение создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях; психологические занятия способствуют развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности за совершаемый выбор. Профконсультирование и личностно-ориентированное консультирование направлены на формирование у учащегося стремления к самостоятельному выбору профессии, с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития.


Литература:
  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. -2-е изд. – Генезис, 2008. – 208.
  2. http://profession.krsnet.ru/teacher/metod/prof.html
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационной работы, профессионального самосознания учащихся, дополнительного образования, учащихся гимназии, профессионального самоопределения, самосознания учащихся гимназии, профессионального самоопределения учащихся, Формирование профессионального, олимпиадах учащихся гимназии, психологическое сопровождение, выбору профессии, психологическое просвещение, внеклассная работа, выбор профессии», профессиональному самоопределению, психологическое сопровождение профориентационной, профессиональный выбор учащихся, формированию профессионального самосознания, Похожая статья, учащихся 10-х классов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle