Развитие критического мышления и творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Кравченко, Т. Ю. Развитие критического мышления и творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках биологии / Т. Ю. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 542-544. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103967/ (дата обращения: 01.05.2024).



Ключевые слова: проектная деятельность, внеурочная деятельность, критическое мышление, проект.

Современное общество испытывает потребность в активных личностях, способных ставить реальные цели, брать на себя ответственность, поэтому проблема развития творческой активности и критического мышления учащихся становится особенно актуальной в школе.

Проектная деятельность на уроках биологии и внеурочных занятиях позволяет развивать творческий потенциал и критическое мышление школьника, дает ему осознание того, что он является полноценной и полноправной личностью. Ситуация успеха позволяет поверить в собственные силы и возможности [1].

Педагогический процесс развития творческого потенциала на уроках биологии направлен на то, чтобы дать человеку выбор путей самореализации. Основная задача педагога: помочь ученику найти свой путь, воплотить самые смелые идеи, используя собственные уникальные способности [2].

Изучение и анализ динамики развития творческого потенциала личности школьника приобретает особую актуальность в современной школе.

Л. Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» [3].

Сегодня современная система школьного образования заставляет учителя не передавать знания в готовом виде, а организовывать обучение в рамках самостоятельной деятельности. Проектная деятельность рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Проектно-исследовательские действия входят в состав обобщённых профессиональных умений педагога [4].

Обоснование использование проектной деятельности находит свое подтверждение в психологических исследованиях, на основании которых психологи утверждают, что такая деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, т. е. способствует развитию социально активной личности [5].

Проектная деятельность обучающихся — этосовместная учебно-познавательная или творческая деятельность обучающихся, имеющая общую цель , согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата [6].

Каковы же условия проектной деятельности?

— четкое представление о конечном результате деятельности,

— обязательное наличие этапов проектирования и реализации проекта,

— постановка временных ограничений (начало и конец во времени),

— результат работы должен быть представлен заказчику или представителям общественности, т. е. проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Успешный учебный проект — это правило 5 « П »: 1. П роблема; 2. П роектирование (планирование); 3. П оиск информации; 4. П родукт; 5. П резентация

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, и др.);

художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации и т. д.;

материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты [7].

Задумывая проект, учитель должен четко представлять себе проектный замысел , т. е. ту идею и тот результат, который он планирует изначально и ради которого он проводит проект.

Учитель — решающее звено этой новации.Из носителя знаний информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества и радость эвристических открытий. Классический образовательный процесс из скучной принудиловки перевоплощается в результативную созидательную творческую работу.

Проектная деятельность проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения проектной деятельности определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей решения [2].

Выбор темы. Проект не должен стать школьной лабораторной работой или чем-то на нее похожим. Тема должна быть актуальной, вызывать интерес, быть понятной, и, наконец, она не должна вызывать сомнений в возможности ее реализации. В выборе проекта не стоит строить «наполеоновские» планы, тема должна быть посильна для ученика, учитывать возможности школы.

Что дальше? А дальше следует формулирование целей и задач проекта . Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель и задачи исследования должны быть понятны исполнителям, задачи — выполнимыми.

Следующий шаг в работе — анализ литературы по проблеме. Подборка литературы для анализа — задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителем работы. Литературный обзор позволяет познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы в знаниях, которые можно восполнить в ходе работы.

Итак, анализ литературы проведен, ясно, что можно сделать в данной области, настало время определить предполагаемый результат проекта

Вооруженные знаниями, необходимыми для реализации проекта с пониманием цели и задач, а также представляя результат соей деятельности, переходим к выбору методики реализации проекта [8].

Представление результатов проектной деятельности.

Результатом проектной деятельности становятся самые невообразимые творческие работы. Приведу примеры некоторых из них:

— 5-е классы: Проект «Покормите птиц зимой!» (внеурочная деятельность) результатом проектной деятельности стали кормушки, скворечники, флешмоб, агитационные плакаты, представленные на территории школы.

— 6-е классы: Проект «Разнообразие плодов» (в рамках проведения уроков) результатом проектной деятельности стали рисунки, плоды, вылепленные из глины, пластилина, папье-маше, сказки и стихи, презентации и фотоработы.

— 7-е классы: Проект «Гидра» (в рамках проведения уроков) результатом проектной деятельности стали рисунки, сказки и стихи, сшитая и связанная модель гидры.

— 9-е классы: Проект «Продукты ГМО» (внеурочная деятельность) результатом проектной деятельности стали презентации, информационные плакаты о продуктах содержащих ГМО, исследованиях ученых в этой области.

— 10-е и 11-е классы: Проект «Стоп СПИД!» (в рамках проведения уроков) результатом проектной деятельности стали презентации, информационные плакаты, семинар.

Проект «Чистый взгляд!» (внеурочная деятельность) результатом проектной деятельности стали фотоработы учащихся [2].

Литература:

  1. Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся. — Текст: электронный // multiurok.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 09.06.2023).
  2. Кравченко, Т. Ю. Проектная деятельность на уроках биологии и внеурочных занятиях, как средство развития творческого потенциала учащихся в условиях реализации фгос / Т. Ю. Кравченко. — Текст: электронный // elibrary.ru: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/ccggmm (дата обращения: 09.06.2023).
  3. Цитаты/Лев Толстой. — Текст: электронный // tolstoy.ru: [сайт]. — URL: https://www.tolstoy.ru/creativity/quotations/ (дата обращения: 09.06.2023).
  4. Профессиональный стандарт. (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н) с изменениями и дополнениями от: 5 августа 2016 г.
  5. Зудочкина, С. В. Научно-исследовательская работа. «Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве». / С. В. Зудочкина. — Текст: электронный // infourok.ru: [сайт]. — URL: https://www.tolstoy.ru/creativity/quotations/ (дата обращения: 09.06.2023).
  6. Проектная деятельность. — Текст: электронный // sites.google.com: [сайт]. — URL: https://www.sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/proektnaa-deatelnost (дата обращения: 09.06.2023).
  7. Основы проектной деятельности: метод. указания / Минобрнауки России, Ом. гос. техн. ун-т; сост.: А. И. Блесман, К. Н. Полещенко, Н. А. Семенюк, А. А. Теплоухов. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021.
  8. Проектная деятельность. — Текст: электронный // sites.google.com: [сайт]. — URL: https://www.sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/proektnaa-deatelnost (дата обращения: 09.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, внеурочная деятельность, проект, проектная деятельность стали, рамка проведения уроков, анализ литературы, проектная деятельность стали презентации, реализация проекта, творческий потенциал, урок биологии.


Похожие статьи

Организация проектной деятельности по биологии во...

Библиографическое описание: Подгузова, Е. А. Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время / Е. А. Подгузова.

Подгузова Елена Анатольевна, учитель биологии. МБОУ Борисоглебского городского округа Борисоглебская СОШ № 6.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Итогом проектной деятельности являются презентация и защита её финального продукта.

1. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. Ролевой проект.

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии

Проект включает стандартные этапы работы: постановка целей, задач, анализ литературы — эксперимент — анализ результатов, выводы — защита проекта. Цель: изучить антиоксидантную активность плодов калины обыкновенной, произрастающей на территории парка «Сокольники».

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа. – использовать новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников; Задачи проекта.

Организация проектной деятельности на уроках литературы

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке.

Основная проблема данной технологии — организация проектной деятельности во время

3 этап — деятельность: практическая работа (анализ текста, историко-культурологический комментарий

Чаще всего на своих уроках мы обращаемся к информационным проектам.

Использование технологии проектного обучения на уроках...

1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на

Надпредметные — внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний.

5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как

Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность учащихся.

Организация проектной деятельности младших школьников

Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают опыт жизнедеятельности по средствам планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения.

Целью проектной деятельности является реализация проектного замысла.

Проектная деятельность должна включать всебя: – выявление и анализ проблемы

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект.

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

И одной из наиболее эффективных технологий, стала проектная деятельность.

− Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп.

проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

Организация проектной деятельности на уроках литературы.

Похожие статьи

Организация проектной деятельности по биологии во...

Библиографическое описание: Подгузова, Е. А. Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время / Е. А. Подгузова.

Подгузова Елена Анатольевна, учитель биологии. МБОУ Борисоглебского городского округа Борисоглебская СОШ № 6.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Итогом проектной деятельности являются презентация и защита её финального продукта.

1. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. Ролевой проект.

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии

Проект включает стандартные этапы работы: постановка целей, задач, анализ литературы — эксперимент — анализ результатов, выводы — защита проекта. Цель: изучить антиоксидантную активность плодов калины обыкновенной, произрастающей на территории парка «Сокольники».

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа. – использовать новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников; Задачи проекта.

Организация проектной деятельности на уроках литературы

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке.

Основная проблема данной технологии — организация проектной деятельности во время

3 этап — деятельность: практическая работа (анализ текста, историко-культурологический комментарий

Чаще всего на своих уроках мы обращаемся к информационным проектам.

Использование технологии проектного обучения на уроках...

1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на

Надпредметные — внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний.

5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как

Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность учащихся.

Организация проектной деятельности младших школьников

Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают опыт жизнедеятельности по средствам планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения.

Целью проектной деятельности является реализация проектного замысла.

Проектная деятельность должна включать всебя: – выявление и анализ проблемы

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект.

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

И одной из наиболее эффективных технологий, стала проектная деятельность.

− Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп.

проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

Организация проектной деятельности на уроках литературы.

Задать вопрос