Автор: Султанова Мая Садриевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 04.05.2017

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Султанова М. С. Технология проектной деятельности (из опыта работы) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 86-87. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12350/ (дата обращения: 14.12.2017).



В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача воспитателя — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения школьников. И одной из наиболее эффективных технологий, стала проектная деятельность.

Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Цель данной технологии развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им.Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (для решения проблемы ученику необходимо приложить полученные знания).

Проектное обучение в России возникло практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе — запрещено.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  1. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель — участие детей в групповой деятельности.
  2. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
  3. Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
  4. Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

Практико-ориентированный проект — нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Примером подобного проекта на базе нашего центра является проект по толерантности с учащимися общеобразовательных школ западного округа города Москвы совместно с ЦВР «Синегория» в рамках окружной программы «Город равных».

Исследовательский проект — по структуре напоминает научное исследование, успешно использован учителями нашей школы.

Информационный проект — направлен на сбор информации, о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

Творческий проектпредполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов, успешно используется во внеклассных общешкольных мероприятиях.

Ролевой проект.

По характеру контактов проекты бывают:

− Внутриклассные,

− Внутришкольные,

− Региональные (в пределах одной страны),

− Международные.

По продолжительности проекты делятся:

Мини-проекты — могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации — в рамках внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты — выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

Долгосрочные (годичные) проекты — могут выполняться и в группах, и индивидуально. Весь цикл — от определения темы до презентации (защиты) — выполняется во внеурочное время. В нашей школе действуют годичные проекты по параллелям:

5-е классы — «Этот загадочный и фантастический мир»

6-е классы — «Азбука вежливости и хороших манер в школе»

7-е классы — «Дом, в котором я живу»

8-е классы — «Я и моя семья»

9-е классы — «Большие интеллектуальные игры»

10–11-е классы — «Дерзайте, Вы талантливы!»

12 классы — 1-е курсы «Время, вперед!»

2–3-и курсы — «Фильм, фильм, фильм!»

Литература:

  1. Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования. — М., 2005.
  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.
  2. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. — М., 2004.
  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Метод проектов, Технология проектной деятельности, метода проектов, технологии проектной деятельности, Метод проектов возник, Инновационные педагогические технологии, основе метода проектов, разработчик метода проектов, характеру контактов проекты, самостоятельную деятельность учащихся, самостоятельная деятельность детей, целесообразную деятельность ученика, классификацию учебных проектов, ходе проектной недели, Постановлением ЦК ВКП, Повествовательные проекты, подлинную ситуацию творчества, Экскурсионные проекты, рамках внеклассной деятельности, Конструктивные проекты.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос