Самостоятельность как качество личности ученика и ее развитие в процессе обучения в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 09.06.2023

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Макеева, А. А. Самостоятельность как качество личности ученика и ее развитие в процессе обучения в начальной школе / А. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103893/ (дата обращения: 01.05.2024).



В данной статье рассматривается самостоятельность как качество личности ученика, а также способы развития самостоятельности в процессе обучения в начальной школе.

Ключевые слова: самостоятельность, младший школьник, развитие самостоятельности, групповая деятельность.

Современное образование, направленное на всестороннее развитие личности, сопровождается различными трудностями. Часть из них обусловлена отсутствием или снижением самостоятельности младшего школьника.

В соответствии с ФГОС НОО [1] обучение направлено на личностное развитие обучающегося, которое возможно только в разнообразии организационных форм познавательной деятельности и стимулировании самостоятельности ученика.

Проблема снижения самостоятельности — одна из значимых проблем психологии и педагогики на сегодняшний день, ведь с ней связна вся деятельность человека и, следовательно, человечества в целом.

Для определения понятия самостоятельности в философском понимании выделяют несколько позиций:

  1. Самостоятельность рассматривается как индивидуальное личностное качество;
  2. Самостоятельные действия всегда осознаются и осуществляются на основе свободного выбора;
  3. Самостоятельность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека благодаря накоплению опыта самостоятельных действий;
  4. Проявление самостоятельности может быть ограничено внешними факторами, такими как система законов, норм и предписаний, а также внутренними факторами, включая ценности, мотивы и потребности.

Савенков А. И. рассматривает самостоятельность как личностное свойство, которое характеризует людей с признаками поисковой активности. В структуре самостоятельности им выделяются три составляющие: «…во-первых, это независимость суждений и действий, способность без посторонней помощи реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия, и, в-третьих, внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно». [2]. Автор также приводит аргумент, что люди, склонные к высокому уровню самостоятельности, чаще всех отличаются большей интеллектуальности и творческим подходом к решению задач.

Автор понимает ее как «одно из важнейших, интегративных качеств личности, отражающее высокую степень сформированности системы осознанной регуляции, и которое с одной стороны, можно рассматривать как тип субъектной регуляции, а с другой стороны, как тип активности личности».

Понятие учебная самостоятельность рассматривалась многими педагогами и психологами (Осницкий А. К., Цукерман Г. А., Венгер А. Л., Зайцев С. В. и т. д.)

Под понятием учебная самостоятельность Цукерман Г. А. и Вергер. А.Л. определяют способность обучающихся овладевать знаниями и умениями, недостающими для решения учебных задач.

Также учебная самостоятельность была рассмотрена Зайцевым С. В. Автор утверждает, что «умение ученика самостоятельно организовывать и осуществлять свою учебную деятельности» можно назвать учебной самостоятельностью.

Интересен подход Прыгина Г. С. к пониманию самостоятельности. Низкий уровень самостоятельности младших школьников — это достаточно острая проблема, стоящая перед педагогами и психологами современности.

Развитие самостоятельности младших школьников включает в себя постепенное формирование у них навыков, умений и характеристик, которые помогают им быть автономными и самостоятельными в различных ситуациях. Процесс развития самостоятельности психологами выделяется в несколько этапов:

  1. Этап формирования предпосылок самостоятельности — дети знакомятся с новым миром и начинают познавать его.
  2. Этап формирования элементарной самостоятельности — дети начинают выполнять простые задачи без посторонней помощи.
  3. Этап формирования элементов социальной самостоятельности — дети научаются сотрудничать с другими, а также общаться со взрослыми.
  4. Этап формирования прогрессивной самостоятельности — дети приобретают новые знания и умения и начинают использовать их в различных сферах жизни. [6]

Кроме этого, развитие самостоятельности младших школьников связано с их умением принимать решения, анализировать ситуацию, делать выводы и реагировать на изменения, происходящие вокруг них. Общение с другими людьми, особенно со сверстниками, также играет важную роль в становлении и развитии самостоятельности.

Чтобы способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности, Цукерман Г. А. рассматривает разные степени помощи ученикам. Так, один ученик может нуждаться в общем наводящем вопросе для решения сложной задачи, другой в кратком изложении проблемы или наглядном представлении условия, а третий — в алгоритме решения. [4]

Зайцев С. В. выдвигает идею активного взаимодействия, которая заключается в том, что для развития учебной самостоятельности младших школьников необходима активная образовательная среда, которая стимулирует обучающихся с самостоятельному осуществлению основных учебных действий и задач.

На этапе развития младших школьников необходимо сохранять их способность работать в малых группах, так как это усиливает их самостоятельность и позволяет быть независимыми от взрослых. Однако, рекомендуется использовать проектные формы групповой работы, которые помогают детям перейти к работе со системами понятий и обучиться работе на учебником, содержащим информацию без задач. Также, важно стимулировать самостоятельное создание учебников и справочников. [4]

Таким образом, формирование самостоятельности младших школьников, является необходимым условием гармоничного развития обучающегося. В образовательном процессе необходимо организовывать такие условия, которые будут способствовать повышению уровня самостоятельности школьников.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf
  2. Зайцев С. В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 50–58.
  3. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследование поведения дошкольников: учебное пособие. — СПб.: Питер Принт, 2004. — 272
  4. Цукерман Г. А. Две фазы младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование 2000, № 2 (45–67)
  5. Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. — М., 1992.-108 с
  6. Прыгин, Г. С. Психология самостоятельности: монография / Г. С. Прыгин. — Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. — 565 с.с.8
Основные термины (генерируются автоматически): развитие самостоятельности, учебная самостоятельность, младший школьник, посторонняя помощь, ребенок, самостоятельность, учебная деятельность, школьник, этап формирования.


Ключевые слова

самостоятельность, младший школьник, развитие самостоятельности, групповая деятельность

Похожие статьи

Формирование самостоятельности младших школьников...

Самостоятельность младшего школьника ученика в учебной деятельности выражается, прежде

В исследовании были предложены критерии формирования самостоятельности младших школьников в

В качестве испытуемых были изучены 42 младших школьника (N общ.выб. =

Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Развитие учебной самостоятельности.

Развитие учебной самостоятельности у детей младшего...

...проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста.

Также похвала или победные трофеи могут стать толчком для развития самостоятельности.

Главной деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, освоение.

На втором этапе задачей учителя выступает развитие интереса у младшего школьника к.

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем...

В статье рассматриваются вопросы формирования самостоятельности и трудолюбия у детей, проанализированы взгляды

Рис. 1. Представления о самостоятельности и трудолюбии учащихся3 классов.

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Индивидуально-психологические особенности детей младшего...

Учебная деятельность стимулирует так же и развитие памяти.

Кудрина С. В. «Учебная деятельность младших школьников» Санкт- Петербург.

Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9.

Также рассматриваются условия развития учебной самостоятельности и её уровни.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

С целью развития контрольно-оценочной самостоятельности школьников изучены

Этапы развития контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Работа по развитию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников осуществлялась на каждом уроке.

Значимо формирование универсальных учебных действий, в том числе развитие умения...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального...

В статье автор рассматривает развитие младшего школьника.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

Формирование учебной деятельности младших школьников.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок...

Теоретические основы формирования умственной...

Несомненно, проблема формирования самостоятельности у детей младшего школьного

Подходы к решению проблем развитие самостоятельности также отражены в 4 работах

Были выявлены критерии умственной самостоятельности в учебной деятельности

Рис. 1. Результаты диагностики уровня сформированности умственной самостоятельности учащихся.

Формирование учебной деятельности младших школьников

По определению Б. С. Волкова учебная деятельность— ведущий вид деятельности детей

Процесс формирования учебной деятельности — это процесс передачи от учителя к ученику отдельных его звеньев.

Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11. Чутко Н. Я. «Учебная деятельность знакомая и незнакомая» Самара 2003 г.

К вопросу о психологических особенностях формирования...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников. Психолого-педагогические особенности детей младшего... Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует...

Похожие статьи

Формирование самостоятельности младших школьников...

Самостоятельность младшего школьника ученика в учебной деятельности выражается, прежде

В исследовании были предложены критерии формирования самостоятельности младших школьников в

В качестве испытуемых были изучены 42 младших школьника (N общ.выб. =

Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Развитие учебной самостоятельности.

Развитие учебной самостоятельности у детей младшего...

...проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста.

Также похвала или победные трофеи могут стать толчком для развития самостоятельности.

Главной деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, освоение.

На втором этапе задачей учителя выступает развитие интереса у младшего школьника к.

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем...

В статье рассматриваются вопросы формирования самостоятельности и трудолюбия у детей, проанализированы взгляды

Рис. 1. Представления о самостоятельности и трудолюбии учащихся3 классов.

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Индивидуально-психологические особенности детей младшего...

Учебная деятельность стимулирует так же и развитие памяти.

Кудрина С. В. «Учебная деятельность младших школьников» Санкт- Петербург.

Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9.

Также рассматриваются условия развития учебной самостоятельности и её уровни.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

С целью развития контрольно-оценочной самостоятельности школьников изучены

Этапы развития контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Работа по развитию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников осуществлялась на каждом уроке.

Значимо формирование универсальных учебных действий, в том числе развитие умения...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального...

В статье автор рассматривает развитие младшего школьника.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

Формирование учебной деятельности младших школьников.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок...

Теоретические основы формирования умственной...

Несомненно, проблема формирования самостоятельности у детей младшего школьного

Подходы к решению проблем развитие самостоятельности также отражены в 4 работах

Были выявлены критерии умственной самостоятельности в учебной деятельности

Рис. 1. Результаты диагностики уровня сформированности умственной самостоятельности учащихся.

Формирование учебной деятельности младших школьников

По определению Б. С. Волкова учебная деятельность— ведущий вид деятельности детей

Процесс формирования учебной деятельности — это процесс передачи от учителя к ученику отдельных его звеньев.

Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11. Чутко Н. Я. «Учебная деятельность знакомая и незнакомая» Самара 2003 г.

К вопросу о психологических особенностях формирования...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников. Психолого-педагогические особенности детей младшего... Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует...

Задать вопрос