Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 28.12.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Стародумова, Е. А. Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста / Е. А. Стародумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 447-449. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76988/ (дата обращения: 07.03.2021).



В данной статье рассматривается проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста. Также рассматриваются условия развития учебной самостоятельности и её уровни.

Ключевые слова: учебная самостоятельность, младший школьный возраст, учебная деятельность.

This article deals with the problem of developing the educational independence of primary school children. The conditions for the development of educational independence and its levels are also considered.

Keywords: academic independence, primary school age, educational activities.

Учебная самостоятельность заключается в умении обучающихся ставить перед собой цель и находить пути её решения, а также проявлять инициативу и быть достаточно замотивированными для выполнения учебной задачи, которую ставит перед ними школа.

Формирование учебной самостоятельности у учащихся начальной школы является одной из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Это заключается в первую очередь в том, что объем информации окружающий человека огромен и поэтому очень важно, чтобы дети могли организовать себя на целенаправленный, быстрый поиск новых знаний, а также уметь организовать свое поведение в изменяющихся ситуациях.

Изучением данной проблемы, связанной с развитием учебной самостоятельности младших школьников, занимались следующие авторы С. В. Косикова [1], Н. Г. Мокшина [2], М. С. Деревянко [2], Е. А. Овсянникова [3], О. Д. Третьякова [3], З. А. Фазылова [4].

«Учебная самостоятельность школьника — это личностное качество ученика, характеризующееся познавательной инициативностью, предвидением содержания учебной деятельности, умением самостоятельно осуществлять учебные действия, проводить их контроль и оценку» [1, с. 3]. Самостоятельность начинает формироваться в дошкольном возрасте, но именно в школьном возрасте, когда ведущим видом деятельности является учение, появляются предпосылки для формирования учебной самостоятельности школьников [2].

С. В. Косикова [1] выделила четыре уровня развития учебной самостоятельности, исходя из знаний и умений, которые относятся к учебной самостоятельности:

  1. Первый уровень развития учебной самостоятельности заключается в том, что ученик выполняет задания только по указанию со стороны учителя и при этом ученику нужен пример, по которому будет происходить выполнение задания, обучающийся не имеет потребности в самостоятельном решении поставленной задачи.
  2. Второй уровень развития учебной самостоятельности проявляется в умении ученика выполнять цель поставленную учителем и уметь контролировать свои действия.
  3. Третий уровень развития учебной самостоятельности — это уровень, на котором обучающийся в процессе диалога с учителем начинает проявлять интерес к самостоятельному решению поставленных задач, а также к адекватной оценке своих действий.
  4. Четвертый уровень развития учебной самостоятельности — уровень, при котором учащийся самостоятельно без помощи со стороны ставит перед собой цель и стремится её достигнуть [1].

Для того чтобы младший школьник мог учиться и при этом повышать свой уровень учебной самостоятельности важно создавать условия для его развития. На основании исследований работ Н. Г. Мокшиной [2], М. С. Деревянко [2], Е. А. Овсянниковой [3], О. Д. Третьяковой [3], З. А. Фазыловой [4], мы определили, что следующие условия являются наиболее эффективными для работы учителя по формированию учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста:

1) Важен выбор заданий, в которых школьники могут проверять задания одноклассников или самостоятельно проверить свою работу, но при их проверке важен контроль со стороны учителя. Такой вид работы будет наиболее действенным в 3-х, 4-х классах.

2) Использование наглядных материалов таких, как таблиц, схем и др. Все это поможет ребенку дошкольного возраста найти необходимую информацию в нужный момент без помощи учителя.

3) В этом возрасте важно не ругать обучающихся за допущенные ошибки в работах, если они возникают, то учителю нужно спокойно спросить о том, что дается ученику сложнее всего. При необходимости повторить информацию повторно. Также похвала или победные трофеи могут стать толчком для развития самостоятельности.

4) Также одно из важных мест в развитии учебной самостоятельности занимает игра, так как в этом возрасте она все еще имеет большое значение в жизни младшего школьника. Наиболее сильное влияние на развитие учебной самостоятельности оказывают сюжетные, предметные и соревновательные игры.

5) Проведение мероприятий таких, как классные часы, выставки работ, участие в субботниках, различных конкурсах и др., это также стимулирует мотивацию школьников на самостоятельное решение учебной задачи.

Самостоятельность обучающихся наиболее сильно проявляется в процессе выполнения домашнего задания, но многие родители, начиная с первого класса стремятся выполнить задание на более высокий балл и не дают ребенку самостоятельно, путем проб и ошибок выполнять задания, что с каждым годом все больше будет сказываться на мотивации ребенка учиться самостоятельно, без использования различных электронных средств или без помощи родителей и сверстников. Также многие школьники начинают бояться ошибок в своих работах и теряют уверенность в своих силах. Поэтому очень важно давать ребенку возможность самостоятельно делать домашнее задание и другие задания, связанные с учебной деятельностью.

Таким образом, учебная самостоятельность является очень важным качеством личности школьника, поэтому учителю важно создать определенные условия, для того чтобы он научился самостоятельно без помощи извне ставить перед собой цель и стремиться ее достичь. Младший школьный возраст является наиболее важным для формирования учебной самостоятельности, так как в этом возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность.

Литература:

  1. Косикова С. В. О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях ее развития // Проблемы современного образования. 2018. № 4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-uchebnoy-samostoyatelnosti-shkolnikov-i-urovnyah-ee-razvitiya (дата обращения: 09.12.2020).
  2. Мокшина Н. Г., Деревянко М. С. Формирование самостоятельности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе школы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-samostoyatelnosti-u-mladshego-shkolnika-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-shkoly (дата обращения: 09.12.2020).
  3. Овсянникова Е. А., Третьякова О. Д. Развитие у младших школьников навыков самоконтроля в процессе учебной деятельности как предмет педагогического анализа // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-u-mladshih-shkolnikov-navykov-samokontrolya-v-protsesse-uchebnoy-deyatelnosti-kak-predmet-pedagogicheskogo-analiza (дата обращения: 12.12.2020).
  4. Фазылова З. А. Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности // Современные инновации. 2016. № 3 (5). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-samostoyatelnosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-znachimyh-vidah-deyatelnosti (дата обращения: 11.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): учебная самостоятельность, уровень развития, младший школьный возраст, учебная деятельность, самостоятельное решение, домашнее задание, дошкольный возраст, младший школьник, сторона учителя, учебная задача.


Задать вопрос