Теоретические основы формирования умственной самостоятельности младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сергеева, Б. В. Теоретические основы формирования умственной самостоятельности младших школьников / Б. В. Сергеева, Д. С. Кононенко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 98-103. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17881/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье определяются основы формирования умственной самостоятельности младших школьников.

Ключевые слова: самостоятельность, умственная самостоятельность, младшие школьники, виды самостоятельности младших школьников, умения, формирующие умственную самостоятельность, показатели, критерии, признаки и компоненты умственной самостоятельности.

Многовековой опыт, накопленный человечеством, усваиваемый в процессе активной познавательной деятельности каждым новым поколением, а также анализ по проблеме эффективности и оптимизации обучения и практики работы школ, дают нам понять, что одним из немаловажных условий повышения качества обучения является формирование умственной самостоятельности у младших школьников. Эта способность позволяет детям в совершенстве владеть общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, приобретения знаний, творческого их применения в сложившейся ситуации.

На современном этапе системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить самостоятельность, активность, творчество в обучении, развить свой собственной, индивидуальный стиль учебной деятельности.

Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека как личности, и как субъекта деятельности. Человек как личность, всегда сам, самостоятельно прокладывает свой уникальный, индивидуальный путь. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как способность, и как показатель активности человека, успешности в какой-либо области. Умственная самостоятельность — это лишь одно из конкретных проявлений самостоятельности как свойства личности и субъекта деятельности [10].

Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулирования самостоятельности школьников привлекает многих исследователей. Значимыми являются работы Т. В. Быстровой, Г. Ф. Гаврилычевой, А. А. Люблинской, А. Я. Савченко, Н. Н. Светловской и др.; диссертационные исследования Т. А. Капитоновой, З. Д. Кочаровской, А. И. Поповой, Г. П. Ткачук и др., посвященные вопросам развития самостоятельности учащихся начальных классов.

Несомненно, проблема формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста была актуальна во все времена и находила отклик в трудах ученых и педагогов. На эту тему рассуждали многие русские психологи, среди них наиболее известные С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман. Подходы к решению проблем развитие самостоятельности также отражены в 4 работах философа Э. Ильенкова и педагога Л. В. Мархадаева.

Также важным вкладом в прогрессивное теоретическое понимание проблемы формирования самостоятельности младших школьников считаются труды педагогов и учёных различных исторических эпох, таких как К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. В. Давыдов, Л. И. Божович, позволившие выявить главные обстоятельства формирования самостоятельности.

Мы дали сущностную характеристику понятию умственная самостоятельность. Рассмотрели трактовки понятия разных авторов. Были выделены виды самостоятельности, используемые в процессе обучения: познавательная, организационно-техническая, учебная, умственная.

В нашей работе мы придерживались трактовки определения А. С. Ворониной «умственная самостоятельность — это способность, которая состоит в том, что ученик в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, приобретения знаний, творческого их применения в сложившейся и новой ситуации» [2].

Были выявлены критерии умственной самостоятельности в учебной деятельности младших школьников. В зависимости от того, как учащийся может приобретать и использовать знания, было выделено 3 уровня умственной самостоятельности: копирование, воспроизведение и творчество. Также были выявлены показатели умственной самостоятельности предложенные М. С. Морозовым [7].

Определены формы деятельности самостоятельной деятельности младших школьников: самостоятельное познавательная деятельность, работа на учебном-опытным участке, самостоятельное чтение, наблюдение, подготовка ответов на вопросы [8].

На основе видов самостоятельности были выделены уровни сформированность умственное самостоятельности: репродуктивный, творческий (продуктивный), А в реальном же учебном процессе с учетом современного развития педагогической науки и практики обучения при формировании устной самостоятельности как качественные характеристики учащегося оказалось возможным выделить 4 уровня сформированности умственное самостоятельности: воспроизводящий, реконструктивно-вариативный, частично-поисковый, творческий. Руководствуясь данными положениями, были выделены типы умственной самостоятельности которая наиболее характерна для процесса обучения младших школьников: воспроизводящий, эвристический, исследовательский.

Были выделены черты умственной самостоятельности, а также в исследовании И. А. Архиповой умственное самостоятельность определялась уровнем сформированности следующих интеллектуальных умений: видеть проблему, переформулировать ее на своем языке, критически относиться к содержанию учебного задания, ставить вопросы и т. д. [1].

По мнению целого ряда исследователей данные проблематики формирование и развитие качеств умственной самостоятельности неразрывно связано с увеличением объема и улучшением качества аудиторной самостоятельной работы в процессе обучения) [9]. Исходя из этого были выделены виды самостоятельной работы младших школьников: развивающие, обучающие, творческие, контрольные, тренировочные, закрепляющие и повторительные [5].

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, было выделено четыре её разновидности в процессе обучения. Также выделены умения, в которых раскрывается сформированность умственной самостоятельности учащихся и её показатели. Для проверки степени сформированности умственной самостоятельности были выделены критерии и определены ведущие признаки [6].

На основе ведущих признаков умственной самостоятельности были подобраны диагностические методики для определения уровня сформированности умственной самостоятельностью младших школьников результаты диагностики представлены на рисунке 1.

Результаты диагностики уровня сформированности умственной самостоятельности учащихся

Рис. 1. Результаты диагностики уровня сформированности умственной самостоятельности учащихся

Был разработан комплекс уроков с использованием различных способов формирования умственной самостоятельности, для динамики улучшения её уровня, часть комплекса представлена в таблице 1.

Таблица 1

Комплекс уроков с использованием различных способов формирования умственной самостоятельности

Урок/тема

Способы

Формируемые параметры умственной самостоятельности

Методы

Формы

Средства педагогических технологий

Русский язык. Подбор и запись слов с изученными орфограммами.

Самостоятельная работа по карточке.

Индивидуальная работа.

Комментируемое управление Н. С. Лысенкова.

Точность и скорость восприятия младших школьников.

Математика. Равные фигуры.

Самостоятельная работа.

Групповая работа.

Пособие «Игровизор» В.В Воскобович

Умение понимать учебную задачу и планировать свои действия.

Окружающий мир. Водоём — дом из воды.

Исследовательского обучения.

Работа в парах.

Опорные схемы.

Умение самостоятельно разрабатывать план поиска.

Русский язык. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Дискуссия.

Групповая работа.

Технология организации самостоятельной деятельности школьников.

Умение самостоятельно проверять на достоверность полученные результаты.

Математика. Составление таблицы умножения числа 6 и деления на 6 с числами в пределах 100

Эвристического обучения

Индивидуальная работа.

Пособие «Планета умножения» В.В Воскобович

Умение выдвигать и формулировать гипотезу.

Таким образом, проблема формирования у детей умственной самостоятельности в наше время приобретает особое внимание и значение, так как умственная самостоятельность становится необходимой не только в учебных целях на уроках, но и для формирования у будущих граждан потребностей для непрерывного образования и самообразования, а также в умении видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда.

Литература:

  1. Архипова И. А. Статья «Психологические особенности формирования умения учиться» http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1984/Arxipova_I_A_1984.pdf — Спб., 1984. (Дата обращения 22.03.2023г.)
  2. Воронин А. С. Словарь терминов общей и социальной педагогике — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2009.
  3. Габдулхаков В. Ф. Об игре как ведущем типе деятельности ребёнка. Образование и саморазвитие: научный журнал. Казань: 2015.
  4. Земцова Е. А. Воспитательные занятия с младшими школьниками, сост. е. А. Земцова. Минск: Красико-Принт, 2015.
  5. Зимняя А. И. Основы педагогической психологии — М.: Просвещение 2020.
  6. Ковтун Е. А. статья «Самостоятельность учащихся и её развитие в процессе обучения, как психолого-педагогическая проблема». https://infourok.ru/samostoyatelnost-uchaschihsya-i-ee-razvitie-v-processe-obucheniya-kak-psihologopedagogicheskaya-problema-1087121.html (Дата обращения 12.02.2023)
  7. Морозова М. С. Психологическое состояние школьников при переходе из начальной школы в среднее звено. В. Д. Абросимова, И. В. Королева. Постулат. Биробиджан, 2017.
  8. Попова С. И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 Москва, 2015.
  9. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова. — М.: Школа-Пресс, 2012.
  10. Устина Т. И. научная статья «Умственная самостоятельность как фактор оценки успешности обучения» — М. Вестник АРБ, 2010.

Ключевые слова

умения, самостоятельность, критерии, показатели, младшие школьники, умственная самостоятельность, виды самостоятельности младших школьников, формирующие умственную самостоятельность, признаки и компоненты умственной самостоятельности