Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального звена школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.10.2021

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Нуриева, А. Р. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального звена школы / А. Р. Нуриева, З. Ш. Шайхутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84527/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье автор рассматривает развитие младшего школьника. Главная задача младших школьников — познать окружающий мир, природу человеческих отношений. Основными новообразованиями младшего школьного возраста является осознанность своих психических процессов. Их принятие, которое происходит благодаря овладению научными понятиями, осознание своих изменений в результате обучения в школе.

Некоторые качества, заложенные в этом возрасте, остаются неизменными на всю жизнь: социальные, нравственные взгляды. К концу этого периода достаточно хорошо развито общение и мелкая моторика, она становится точной и скоординированной.

Ключевые слова: развитие, обучение, воспитание, младший школьник, психические процессы, начальная школа, программа обучения.

In the article, the author examines the development of a younger schoolboy. The main task of junior schoolchildren is to learn about the world around them, the nature of human relations. The main neoplasms of primary school age are awareness of their mental processes. Their acceptance, which occurs due to the mastery of scientific concepts, awareness of their changes as a result of studying at school.

Some qualities inherent in this age remain unchanged for life: social, moral views. By the end of this period, communication and fine motor skills are quite well developed, it becomes accurate and coordinated.

Keywords: development, training, education, primary school student, mental processes, primary school, training program.

К шести годам ребенок практически готов к обучению в школе. Он уже становится личностью, так как умеет анализировать свое поведение, сопоставляет себя с другими. К концу данного возраста формируются новые психические образования:

— желание заниматься общественно-полезной деятельностью;

— навыки управления своим поведением;

— умение делать элементарные обобщения;

— совершенствование речевых навыков;

— умение сотрудничать с окружающими и налаживать связи [5, с. 36].

Как пишет Г. М. Барин, младший школьный возраст — это период жизни, где ребенок начинает заниматься учебной деятельностью, которая социально значима и общественно оценивается.

В семь лет ребенка ждут серьезные новшества, так как переход в школу всегда связан с изменениями привычной деятельности, общения, отношений с детьми и взрослыми. Здесь меняется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения в группе.

Основная деятельность первоклассника — это учение, в результате которого возникают новые психические образования.

Оно характеризуется произвольностью, результативностью и обязательностью. В физическом отношении у младших школьников, по сравнению с дошкольным возрастом, замедляется рост и растет вес, скелет становится крепким, но на этом процесс не завершается, активно развивается личностная система.

Развитие тонких движений приводит здесь к овладению навыками быстрого письма, увеличивается в целом сила мышления.

Получается, что весь детский организм находится в состоянии роста. У младшего школьника совершенствуется и нервная система, в результате развития больших полушарий мозга, возрастает синтетическая и аналитическая функция коры мозга. Так вес его увеличивается в младшем школьном возрасте на 1500 граммов, что приближено к весу головного мозга взрослого человека.

Быстро меняется и психика ребенка. Развиваются процессы возбуждения и торможения. Процессы торможения усиливаются, но в целом в психике младшего школьника берут верх процессы возбуждения. Более точно в этом возрасте начинает работать чувственность.

В развитии прослеживается неравномерное развитие психики и физиологии ребенка, все это отражается на ослаблении нервной системы.

Младший школьник может быстро утомляться, повышается потребность в движении, часто возникают беспокойные состояния. Активно в этом возрасте развиваются и двигательные функции ребенка. Существенный прирост моторного развития наблюдается в возрасте семи — одиннадцати лет (выносливость мышц, ориентация движений в пространстве, зрительная и двигательная координация).

Можно увидеть в этот период, ярко выраженный психомоторный прогресс. Развиваются точные силовые движения, что необходимо для освоения новых двигательных навыков и ручных манипуляций.

У младшего школьника возрастает ловкость в лазании, метании и спортивных движениях. Двигательные функции существенно совершенствуются, особенно координация движений, благодаря физической культуре и различным видам спорта (плавание, гимнастика), а также трудовой деятельности, ручному труду и др.

Как правило, младшие школьники умеют [1, с. 44]:

— прямо ходить, твердо бегать и прыгать;

— они точно кидают мяч и умеют ловить его;

— могут переносить предметы больших размеров на значительные расстояния;

— самостоятельно завязывают шнурки и застегивают пуговицы;

— рисуют прямые и дрожащие линии;

— уверенно применяют ножницы;

— собирают паззлы без помощи посторонних лиц;

— обводят разные рисунки по пунктирным линиям;

— дорисовывают половины симметричных рисунков и многое другое.

Поэтому вместе с развитием физиологии, в семь-десять лет идет становление психических процессов, в том числе и высших нравственных чувств.

Познавательная деятельность школьника проходит в процессе обучения, важным здесь становится общение. Идет быстрое становление новых качеств, которые необходимо развивать у учеников, исходя из этого, педагог придерживается четкой целенаправленной учебно-воспитательной работы.

Восприятие младшего школьника характеризуется неорганизованностью и неустойчивостью, но в то же время оно свежее, острое, любознательное. Ученик в первом классе может путать цифры «6» и «9», «ь» знак и «ъ» знак, но его любопытство к познанию нового крепнет с каждым днем. Слабость процессов анализа, заменяется на практике яркими эмоциями. Опираясь на эмоции, педагог учит детей слушать и смотреть с определенной целью, развивает наблюдательность ребенка. К концу младшего школьного возраста восприятие ребенка усложняется и становится более глубоким, анализирующим и организованным.

Что касается внимания младших школьников, следует отметить, что оно недостаточно устойчиво и ограничено в объеме. Дети могут наблюдать за процессами, которые им неинтересны, но все же преобладающим остается непроизвольное внимание [4, с. 18].

Поэтому учебный процесс в первом классе подчинен совершенствованию навыков внимания, так как без достаточного его развития невозможно построить процесс обучения [2, с. 55].

Организация процесса школьного обучения требует от ребенка постоянного произвольного внимания, воли и сосредоточенности. Внимание развивается вместе с другими психическими процессами, это мотивация к получению знаний, ответственность за результат учебной работы.

Мышление у младшего школьника развивается в направлении от эмоционально-образного к абстрактно-логическому мышлению. С. А. Васильев говорил, что ребенок мыслит звуками, формами, красками, что в целом следует учитывать педагогам младших классов. Задача первого класса — развивать мышление ребенка до уровня понимания причинно-следственных отношений.

Л. С. Выготский пишет, что ребенок приходит в школу со слабым интеллектом, но у него хорошо развита память, в школе интеллект выходит на новый уровень, оно развивается стремительно быстро.

И здесь очень важна работа педагога. Исследования показали, что разный учебно-воспитательный процесс, разные методики и содержание обучения, а также формы организации познавательной деятельности детей в целом способствуют получению абсолютно разных характеристик мышления учеников данного возраста.

Школьное обучение строится так, что словесно-логическое мышление является ведущим. Если до второго класса ребенок работает с образцами и наглядными примерами, то позднее, занятия такого характера сокращаются.

У детей начинают проявляться индивидуальные различия, выделяют детей «теоретиков», которые легко решают «словесные» задачи. Дети «практики» любят работать с наглядным материалом, дети «художники» отличаются ярким образным мышлением. Некоторые дети могут показывать равномерное развитие между разными видами мышления.

Невозможно развивать мышление без речи. Словарный запас младшего школьника растет очень быстро, к семи-восьми годам он состоит из 7 000 слов. Обучение в школе ориентируется не только на развитие речи ребенка, но и прежде всего на развитие умения устно и письменно выражать свои мысли. Уровень развития ребенка можно определить по развитию контекстной речи.

Существенную роль в процессе познания школьника играет память. Возможности ученика младшего звена большие, он может дословно запоминать различные задачи, так как его мозг обладает пластичностью. Память имеет в основном наглядно-образный характер, ученик первого класса запоминает материал, который интересен и яркий по своему содержанию.

В отличие от дошкольника, младший школьник запоминает материал с определенной целью, даже если он ему не совсем интересен.

Дальнейшее обучение начинает опираться на производную память. Совершенствуются смысловые ее виды, благодаря чему можно освоить широкий круг рациональных способов запоминания. Развиваются следующие виды памяти — оперативная, кратковременная и долговременная.

Воображение младших школьников опирается на определенные предметы, но в ходе дальнейшего развития на первое место выступает слово, оно дает новый простор фантазии.

Личность младшего школьника формируется под влиянием отношений с взрослыми, педагогами, родителями и сверстниками. Также на процесс формирования личности здесь влияют новые виды деятельности ребенка, общение, его участие в жизни коллектива [1, с. 59].

У младшего школьника формируются социальные чувства, навыки поведения в обществе, ответственность за свое поведение, поступки, товарищество, особое место занимает в жизни ребенка взаимная поддержка.

Бурно развиваются в этом возрасте и нравственные качества личности. Этому содействует внушаемость школьников, их податливость, доверчивость, склонность подражать окружающим, и главное — огромный авторитет педагога. Начальная школа играет существенную роль в социализации ученика, становлении его нравственного поведения. Мотивационная сфера ученика в этом возрасте отстает от интеллектуальной сферы.

Здесь отсутствует воля, и многие мотивы ребенком не осознаются. Излишняя чувствительность, сильные переживания берут верх над разумом, поэтому младший школьник совершает ряд необдуманных действий.

Изменения в воспитании связаны с позитивной самооценкой школьников. На формирование самооценки влияет переход ребенка из условий семьи в школу.

То, как ребенка оценивают в семье, и то, как его оценивают в школе, в сравнении с другими детьми, часто не совпадает. Получается двойное давление, с которым ребенку не просто справиться, и он выбирает наиболее легкий вариант — заниженный уровень самооценки.

Когда взгляды родителей и педагогов в оценке ребенка расходятся — это всегда создает трудности для психики. Низкая самооценка вызывает душевный дискомфорт.

А. В. Леонтьев говорил, что развивать гармоничную личность можно только тогда, когда ребенок занимается тем, чем он хочет [3, с. 67].

Ребенок упрямый до тех пор, пока не освободиться от особенностей своего поведения, сложно добиться его перевоспитания. Поэтому первые проявления свободы следует направлять на то, чтобы у ученика формировалась самостоятельность.

Эмоционально-волевая сфера младшего школьника характеризуется:

— откликом на события, ярким восприятием, физическими и умственными эмоциями;

— искренностью выражения своих чувств (страх, радость);

— быстрой сменой настроения;

— склонностью к бесконтрольному поведению;

— эмоционально значимой для младших школьников остается не только игра и общение с другими детьми, но и успехи в обучении, оценка этих успехов педагогом и другими учениками;

— свои, чужие эмоции и чувства слабо понимаются младшими школьниками.

Неверно понимается мимика остальных, что часто приводит к неадекватным реакциям.

У детей данного возраста слабо развивается эмпатия, умения переживать. Внешнее поведение ребенка отражается на его духовном мире, поэтому младший школьник требует к себе пристального внимания.

Таким образом, развитие младшего школьника — это очень сложный процесс. В этом возрасте ребенку следует очень многое понять, поэтому каждый день его жизни получается очень насыщенным [5, с. 88].

Главная задача младших школьников — познать окружающий мир, природу человеческих отношений. Основными новообразованиями младшего школьного возраста является осознанность своих психических процессов. Их принятие, которое происходит благодаря овладению научными понятиями, осознание своих изменений в результате обучения в школе.

Некоторые качества, заложенные в этом возрасте, остаются неизменными на всю жизнь: социальные, нравственные взгляды. К концу этого периода достаточно хорошо развито общение и мелкая моторика, она становится точной и скоординированной.

Литература:

  1. Зиновьев, А. М. Развитие процессов внимания при изучении курса окружающий мир / А. М. Зиновьев. — Киров: Школа, 2019. — 222 с.
  2. Зубов, В. У. Уроки окружающего мира / В. У. Зубов. — СПб.: Астра, 2019. — 155 с.
  3. Иванов, С. А. Объем внимания младших школьников / С. А. Иванов. — Пермь: Слово, 2019. — 123 с.
  4. Качалина, А. М. Педагогика и психология / А. М. Качалина. — Витебск: Звезда, 2019. — 214 с.
  5. Кит, С. А. Диагностика уровня развития внимания детей / С. А. Кит. — М.: Орда, 2019. — 302 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, ребенок, младший школьный возраст, возраст, школа, школьник, главная задача, мелкая моторика, начальная школа, нервная система.


Задать вопрос