Образ идеального педагога-наставника глазами студентов-первокурсников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 08.06.2023

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Ю. В. Образ идеального педагога-наставника глазами студентов-первокурсников / Ю. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 578-581. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103776/ (дата обращения: 01.05.2024).



2023 год указом президента объявлен годом педагога и наставника. Многие мероприятия года направлены на то, чтобы повысить статус педагога в принципе и возродить институт наставничества в частности. В этой связи стало интересным изучить мнение студентов первокурсников об образе идеального педагога — наставника. Для достижения поставленной цели был проведен опрос студентов первого курса, и по его результатам составлен портрет идеального педагога-наставника.

Ключевые слова: наставничество, наставник, педагог, студент, черты личности, высшее образование, вуз.

Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Что говорит об актуальности вопроса наставничества. С 2018 года в нашей стране действует национальный проект «Образование», согласно которому наставничеству отводится одна из важнейших ролей в модернизации образовательного процесса. Система наставничества выступает не только как механизм повышения качества учебного процесса, но и как инструмент профессионального развития молодых педагогов. Наставничество — одна из форм передачи опыта, в ходе которой студент (начинающий работник) практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-наставника [7, 15].

В настоящее время в России начинает возрождаться система наставничества, в связи с этим встает вопрос об образе идеального наставника [2,10,11,13]. По мнению ряда авторов, идеальный наставник должен быть опытным, мудрым, способным оказать методическую помощь [14]. Если говорить о мнении самих педагогов, то педагоги со стажем более 15 лет считают, что наставник должен быть компетентным, квалифицированным, подготовленным, тактичным, надежным, ответственным, опытным, трудолюбивым, отзывчивым. Педагоги со стажем менее 15 лет выделяют квалифицированность, опытность, внимательность, ответственность, тактичность, готовность прийти на помощь, справедливость, как главные в личности педагога-наставника [1].

В ранее проведенных исследованиях по методике «Преподаватель глазами студента», основной целью был анализ исключительно сторон процесса преподавания [3–9,12]. Целью же нашей работы стало составление полного портрета идеального педагога-наставника глазами студентов-первокурсников. Для этого было проведено анкетирование среди студентов первого курса факультета клинической психологии Курского государственного медицинского университета, студентов первого курса естественно-научного факультета Юго-Западного государственного университета, студентов первого курса художественно-графического факультета Курского государственного университета. В анкетировании приняло участие 57 человек в возрасте от 17 до 25 лет обоего пола. Все они были ознакомлены с ходом и целью исследования и дали письменное добровольное согласие на участие в эксперименте. Опросник содержал 7 блоков: данные респондента, внешний образ идеального педагога-наставника, личностные качества идеального педагога-наставника, образование идеального педагога-наставника, особенности преподавания идеального педагога-наставника, особенности коммуникации с идеальным педагогом-наставником, а также дополнительные факты об идеальном педагоге-наставнике.

Анализ полученных ответов показал следующее. Внешние данные, такие как пол, национальность, рост, телосложение, цвет глаз, цвет, структура и длина волос, стиль в одежде не имеют значения для 90 % опрошенных. Возраст также является фактором, не имеющим значения, однако 22,8 % респондентов считают идеальным возраст от 30 до 40 лет. К значимым личностным качествам первокурсники отнесли экстравертивность (61,4 %), харизматичность (91,2 %), творческое начало (57,9 %), эрудированность (94,7 %), требовательность (73,7 %), ироничность (57,9 %). Большое внимание респонденты уделили особенностям речи идеального педагога-наставника. Его речь должна быть четкой (86 %), поставленной (82,5 %) и красочной (54,7 %). В вопросе о том, каким темпераментом должен обладать идеальный педагог-наставник, мнение большинства респондентов распределились между сангвиником (33,3 %) и смешанным типом (31,6 %). При этом идеальный педагог-наставник не должен быть вспыльчивым (91,2 %) и язвительным (78,9 %).

Образование педагога-наставника, его положение на кафедре не играют большой роли для респондентов (84,2 %), важно лишь наличие практического опыта работы по специальности (89,5 %). В вопросах об особенностях преподавания и коммуникации студенты были единодушны в своем мнении. Идеальный педагог-наставник должен уметь хорошо объяснять материал (98,2 %), творчески выстраивать свои занятия (84,2 %), использовать реальные случаи из практики (91,2 %), уметь корректно сделать замечание (98,2 %), мотивировать к дополнительной деятельности по предмету и за его рамками (77,2 %). Идеальный педагог-наставник не должен иметь любимчиков в группе (78,9 %). В то же время идеальный педагог-наставник не должен участвовать в личной жизни студентов (70,2 %) и контактировать с их родителями (57,9 %).

Семейное положение и наличие собственных детей у идеального педагога-наставника большинством респондентов отмечены как незначащие факты (62 %).

Было интересно, совпадают ли мнения юношей и девушек. Анализ полученных результатов показал, что значительных различий в портретных характеристиках идеального педагога — наставника глазами юношей и девушек нет. Это связано с тем, что респонденты отвечали, в первую очередь, с позиции своей студенческой роли, а не гендерной.

Таким образом, проведенное исследование позволило составить портрет идеального педагога-наставника в глазах студентов-первокурсников. Идеальный педагог-наставник — это опытный профессионал, который умеет интересно и познавательно проводить занятия. Идеальный педагог-наставник имеет высокую квалификацию, богатый опыт практической деятельности. Это ответственный и требовательный человек. Он оставляет студенту право на самостоятельность, однако не пускает его на самотек, частично ограничивая и контролируя его. Идеальный педагог-наставник имеет харизму и чувство юмора, в меру ироничен и саркастичен, но не язвителен. Умеет находить общий язык со студентами, однако при этом сохранять субординацию. По мнению студентов, идеальный наставник экстраверт, умеющий корректно сделать замечание и выдержать равное отношение ко всем студентам. Он мотивирует студентов к занятиям не только по предмету, но и дополнительной научной и внеучебной деятельности.

Литература:

  1. Алпеева Н. Н., ЧалбушеваТ. С. Особенности образа наставника у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности/ Н. Н. Алпеева, Т. С. Чалбушева. — Текст: электронный // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации.-2020.-№ 17.-С.104–111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obraza-nastavnika-u-pedagogov-s-raznym-stazhem-professionalnoy-deyatelnosti(дата обращения: 30.04.2023).
  2. Атласова С. С. О наставничестве в системе высшего образования/ С. С. Атласова.– Текст: электронный// Общество: социология, психология, педагогика.-2022.-№ 12(104).-С.248–251.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nastavnichestve-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya(дата обращения: 30.04.2023).
  3. Башбаева М. А., Жамалиева Л. М., Кашкинбаева А. Р., Замэ Ю. А. Идеальный образ преподавателя: сравнительный анализ представлений студентов медвуза/М. А. Башбаева,Л. М. Жамалиева,А. Р. Кашкинбаева, Ю. А. Замэ. — Текст: электронный // WestKazakhstanMedical Journal.-2016. № 4(52).-С.63–69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idealnyy-obraz-prepodavatelya-sravnitelnyy-analiz-predstavleniy-studentov-medvuza(дата обращения: 07.05.2023).
  4. Беляева, Г.Ф., Царенко А. С. Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент совершенствования управления учебным процессом в вузе / Г. Ф. Беляева, А. С. Царенко. — Текст: электронный// Государственное управление. Электронный вестник.-2012.-№ 32.-С.2–22.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosy-prepodavatel-glazami-studenta-kak-instrument-sovershenstvovaniya-upravleniya-uchebnym-protsessom-v-vuze(дата обращения 01.05.2023).
  5. Васильева, Е. Г. Преподаватель глазами студента, студент — глазами преподавателя (об итогах социологических исследований) / Е. Г. Васильева, Т. В. Юдина. — Текст: непосредственный // Вестник ВолГУ.- Серия 6.-Вып. 10.-2007.-С. 95–107.
  6. Взорова (Чернышова), Л. А. Личность преподавателя глазами студента на разных этапах обучения/ Л. А. Взорова (Чернышова). — Текст: электронный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи-2016. № 63.-С.128–132.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-prepodavatelya-glazami-studenta-na-raznyh-etapah-obucheniya(дата обращения 01.05.2023).
  7. Гарабажий, В. А. Современный преподаватель вуза глазами студентов/ В. А. Гарабажий. — Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика.-2011.-№ 1.-С. 77–80.
  8. Гарагуль, К. В. Профессионально значимые качества преподавателя глазами студента / К. В. Гарагуль, С. И. Сорокин.– Текст: непосредственный // Научный форум. Сибирь.-2015.-№ 1.-С. 106–107. (дата обращения 01.05.2023).
  9. Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза/ И. В. Егоров. — Текст: электронный// Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология.-2013.-№ 4 (31).-С. 123–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-predstavleniy-studentov-ob-obraze-prepodavatelya-pedagogicheskogo-vuza(дата обращения: 08.05.2023).
  10. Кочкина С. Н. Роль педагога-наставника в современном мире./ С.НКочкина. — Текст: электронный// Педагогика: история, перспективы.-2020.-№ 2-С.46–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-nastavnika-v-sovremennom-mire (дата обращения: 06.05.2023).
  11. ЛейбовскийА.Ю., ДиановА. Н. Личностныепрофессиональные качества преподавателя глазами студента/А. Ю. Лейбовский, А. Н. Дианов. // Гуманизация образования.-2019.-№ 3.-С.64–76 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-professionalnye-kachestva-prepodavatelya-glazami-studenta(дата обращения: 30.04.2023).
  12. Москвичёва, Г. Т. Какими навыками должен обладать наставник / Г. Т. Москвичёва. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 334–336. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95742/ (дата обращения: 08.05.2023).
  13. НигматулинаЛ.А., Курбанова М. А. Психологические требования к личности педагога/ Л. А. Нигматулина, М. А. Курбанова. — Текст: электронный // Современное образование (Узбекистан).-2018.-№ 9.-С.25–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-trebovaniya-k-lichnosti-pedagoga-1 (дата обращения: 08.05.2023).
  14. Салькова Ф. А. Образы педагогов-наставников в восприятии будущих педагогов/Ф. А. Салькова. — Текст: электронный // Colloquium-journal.- 2022.-№ 2 (125).-С. 46–47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-pedagogov-nastavnikov-v-vospriyatii-buduschih-pedagogov(дата обращения: 04.05.2023).
  15. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога/Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. — СПб.: Свое издательство.-2015. — С. 18- 22.
Основные термины (генерируются автоматически): идеальный педагог-наставник, идеальный наставник, глаз студентов-первокурсников, идеальный педагог, наставник, особенность преподавания, педагог, система наставничества, студент первого курса, указ Президента.


Похожие статьи

Наставничество в системе отношений «преподаватель...»

В статье представлено описание наставничество в системе отношений «преподаватель

– проведено информирование педагогов и студентов о программе наставничества

...форме «студент-студент», где в качестве наставника выступает студент старших курсов.

Исследован уровень адаптации студентов 1 курса к учебной деятельности, группе, жизни в.

Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде

В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения...

Требования к личности педагога-наставника в процессе...

В обучении студентов современным знаниям педагог-наставник должен опираться на следующие дидактические требования

Но в первую очередь учитель-наставник должен быть требователен к самому себе

В заключение следует подчеркнуть что педагог-наставник играет исключительную роль в

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами.

Какими навыками должен обладать наставник | Статья в журнале...

Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, навыки наставника, гибкие навыки, soft skills.

Существует много списков навыков, которыми должен обладать педагог-наставник.

М. А. Червонный называет наставничеством процесс обучения наставником-методистом.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Молодой педагог как наставник в исследовательской...

В статье рассматриваются особенности наставнической деятельности в модели «молодой

Библиографическое описание: Лихачева, Н. В. Молодой педагог как наставник в

Существуют разные модели наставничества: педагогпедагог, педагогстудент, студент

Впервые наставником для студента я стала в начале 2023 года, но уже имею достижения в этой области.

Наставничество как один из аспектов непрерывного роста...

Предлагаемая модель наставничества позволяет учитывать особенности преодоления

Итак, наставничество является грамотным инструментом адаптации молодых педагогов.

В этом случае наставником может выступать молодой педагог, владеющий технологиями.

Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, навыки наставника, гибкие навыки, soft skills.

Концепция и механизмы системы наставничества молодых...

Система взаимодействия наставника и подопечного включает этапы

«педагог-наставникстудент-наставник- студент/ абитуриент», далее перейдя к самой сложной и самой эффективной форме наставничества: «педагог-наставник — молодой педагог».

Поэтому первое, с чего нужно начинать работу наставником — с мотивации подопечных.

Современный взгляд на систему наставничества в учреждениях...

Среди синонимов выделяем термины: «идеальный образец личности, «транслятор знаний», «старший товарищ».

На первом этапе у администрации в учреждениях культуры

Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы с молодыми.

Наставники — преподаватели ведут подготовку студентов в области исследовательской и.

Наставничество как условие профессионального становления...

Необходимо, чтобы педагог был в курсе о последних достижениях науки, постоянно

С. Г. Вершловский, один из первых исследователей выделил как важное условие — наставничество.

Наставник сможет помочь молодому учителю понять свое место в системе школы, станет

наставничество, наставник, молодой педагог, профессиональные качества.

Похожие статьи

Наставничество в системе отношений «преподаватель...»

В статье представлено описание наставничество в системе отношений «преподаватель

– проведено информирование педагогов и студентов о программе наставничества

...форме «студент-студент», где в качестве наставника выступает студент старших курсов.

Исследован уровень адаптации студентов 1 курса к учебной деятельности, группе, жизни в.

Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде

В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения...

Требования к личности педагога-наставника в процессе...

В обучении студентов современным знаниям педагог-наставник должен опираться на следующие дидактические требования

Но в первую очередь учитель-наставник должен быть требователен к самому себе

В заключение следует подчеркнуть что педагог-наставник играет исключительную роль в

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами.

Какими навыками должен обладать наставник | Статья в журнале...

Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, навыки наставника, гибкие навыки, soft skills.

Существует много списков навыков, которыми должен обладать педагог-наставник.

М. А. Червонный называет наставничеством процесс обучения наставником-методистом.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Молодой педагог как наставник в исследовательской...

В статье рассматриваются особенности наставнической деятельности в модели «молодой

Библиографическое описание: Лихачева, Н. В. Молодой педагог как наставник в

Существуют разные модели наставничества: педагогпедагог, педагогстудент, студент

Впервые наставником для студента я стала в начале 2023 года, но уже имею достижения в этой области.

Наставничество как один из аспектов непрерывного роста...

Предлагаемая модель наставничества позволяет учитывать особенности преодоления

Итак, наставничество является грамотным инструментом адаптации молодых педагогов.

В этом случае наставником может выступать молодой педагог, владеющий технологиями.

Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, навыки наставника, гибкие навыки, soft skills.

Концепция и механизмы системы наставничества молодых...

Система взаимодействия наставника и подопечного включает этапы

«педагог-наставникстудент-наставник- студент/ абитуриент», далее перейдя к самой сложной и самой эффективной форме наставничества: «педагог-наставник — молодой педагог».

Поэтому первое, с чего нужно начинать работу наставником — с мотивации подопечных.

Современный взгляд на систему наставничества в учреждениях...

Среди синонимов выделяем термины: «идеальный образец личности, «транслятор знаний», «старший товарищ».

На первом этапе у администрации в учреждениях культуры

Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы с молодыми.

Наставники — преподаватели ведут подготовку студентов в области исследовательской и.

Наставничество как условие профессионального становления...

Необходимо, чтобы педагог был в курсе о последних достижениях науки, постоянно

С. Г. Вершловский, один из первых исследователей выделил как важное условие — наставничество.

Наставник сможет помочь молодому учителю понять свое место в системе школы, станет

наставничество, наставник, молодой педагог, профессиональные качества.

Задать вопрос