Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 07.10.2017

Статья просмотрена: 3387 раз

Библиографическое описание:

Балагурова, М. С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / М. С. Балагурова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12933/ (дата обращения: 20.04.2024).



Современная школа имеет необходимость в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы педагог был в курсе о последних достижениях науки, постоянно совершенствовал средства и методы, используемые в учебном процессе [3, с. 7].

В сегодняшнее время многие исследователи указывают на необходимость возрождения наставничества в современное образование. Данное направление отражено так же в Федеральном государственном стандарте второго поколения, и это еще раз указывает на необходимость и приоритетность в современной школе [7, с. 54].

С. Г. Вершловский, один из первых исследователей выделил как важное условие — наставничество. По его мнению, наставничество — это такой способ подготовки к образовательной деятельности, обеспечивающий работоспособность педагога с опорой на опытного наставника, что способствует изучению работы как изнутри, так и на практике [2, с. 76].

Он указывает, что индивидуальная работа с молодым специалистом наступает с вступительного анкетирования, тестирования или собеседования, где он рассказывает о своих затруднениях, проблемах, неудачах. Затем обуславливается единая программа работы начинающего учителя с наставником, составляется маршрут профессионального роста.

В первый месяц работы молодому специалисту предоставляется независимость в деле, в этот период он ознакамливается со своим классом, завоевывает авторитет, формирует «дисциплинарное пространство» [4, с. 28].

Т. С. Полякова утверждает, что наставничество как метод подготовки молодого специалиста к профессиональной деятельности уже совершенно давно применяется в области образования. На сегодняшний день наставничество входит в новый период собственного формирования, на котором к ходу развития молодого педагога присоединяются эксперты разных областей педагогики и психологии [1, с. 98].

С учетом профессиональных нужд молодого учителя автор выделяет следующие роли педагогов-наставников:

  1. «Проводник». Обеспечит подопечному ознакомление с системой данного общеобразовательного учреждения «внутри». Наставник сможет помочь молодому учителю понять свое место в системе школы, станет реализовывать пошаговое управление его педагогической деятельностью.
  2. «Защитник интересов». Сможет оказать помощь в решении всех конфликтных ситуаций, образующихся в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; образует атмосферу взаимопомощи и партнерства; сможет помочь своему подопечному понять важность и значимость его работы.
  3. «Кумир». Наставник абсолютно всеми собственными индивидуальными и профессиональными достижениями, социальным положением, стилем работы и общения способен заинтересовать профессиональное самосовершенствование молодого учителя.
  4. «Консультант». Данная значимость осуществляет функцию поддержки. Подопечный приобретает точно такое количество поддержки, сколько ему следует и когда он об этом просит.

В организованной наставнической помощи молодой учитель самостоятельно реализовывает педагогическую деятельность, а наставник осуществляет контроль ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 10–30 %. [6, с. 51].

В ходе написания статьи, нам стало интересно как же этот процесс проходит в образовательной организации. Нами был составлен и проведен опросник на выявление необходимости наставника для реализации профессиональной деятельности молодыми педагогами. Опросник был проведен среди сотрудников педагогического коллектива.

По результатам опроса установлено, что большинство учителей обращаются за помощью к другим коллегам или разбирались во всем самостоятельно. Проведя беседу с учителями, у которых есть наставник, мы выяснили, что сотрудничество с ним проходит успешно: посещение уроков; даются рекомендации, советы; оказывается помощь в трудных моментах. Учителя указывают на то, что очень мало времени уделяют своим наставникам из-за своей загруженности профессиональной деятельностью. Побеседовав с молодыми педагогами, мы установили, что для их эффективного становления необходим опыт наставника и опыт других коллег.

По результатам беседы с педагогами и директором можно сделать вывод, что наставничество в сегодняшнее время носит формальный характер, в данной школе отсутствует система наставничества. Есть необходимость в обучении наставников, выделении категории наставника в штат образовательной организации.

Таким образом, наставничество оказывает огромное влияние на становление молодого педагога: способствует формированию профессиональной личности, самореализации и самосовершенствованию. С помощью наставника эффективность данного условия помогает администрации в образовательном учреждении быстро и качественно, решать задачи профессионального становления начинающих педагогов, а именно оказывать помощь в трудных моментах, дают рекомендации, делятся свои опытом.

Литература:

  1. Браже Т. Г. Теоретические основы совершенствования профессионального мастерства учителей. М., 2013. — С. 98–107.
  2. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Сов. педагогика. — 2014. — № 4. — С. 76–84.
  3. Гаджабова И. В. Профессиональное становление учителя // Начальная школа. — 2015. — № 3. — С. 6–10.
  4. Мороз А. Г. Педагогический коллектив как среда адаптации молодого учителя. — Киев: КППИ, 2015. — С. 28.
  5. Ситник А. П. Молодой учитель нуждается в помощи // Народное образование. — 2015. № 9. — С. 41–47.
  6. Ходаков А. И. Социально-профессиональная позиция и стиль деятельности молодого учителя. — Л., 2012. — С. 41–54.
  7. Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности молодого учителя. М., 2012. — С. 54–56.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Похожие статьи

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

наставничество, наставник, молодой педагог, профессиональные качества

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Исторический аспект наставничества как форма... | «Молодой

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой специалист, умение, опытный педагог, учитель, Льюис, воспитание, богатый жизненный опыт.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Профессиональная адаптация молодого учителя...

молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная компетентность, организация работы, образовательное учреждение, молодой специалист, методическая работа, квалификационная

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами.

Методическое сопровождение педагога как условие его...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, молодой учитель, молодой специалист, начинающий...

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

эмоциональное выгорание, образовательная организация, педагог, ситуация, педагогический коллектив, открытая самообучающаяся система, отдельный педагог, общая деятельность, молодой педагог...

Факторы адаптации педагогических работников...

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, молодой учитель, молодой специалист, начинающий... Система управления построением карьеры молодых...

Похожие статьи

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

наставничество, наставник, молодой педагог, профессиональные качества

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Исторический аспект наставничества как форма... | «Молодой

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой специалист, умение, опытный педагог, учитель, Льюис, воспитание, богатый жизненный опыт.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Профессиональная адаптация молодого учителя...

молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная компетентность, организация работы, образовательное учреждение, молодой специалист, методическая работа, квалификационная

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами.

Методическое сопровождение педагога как условие его...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, молодой учитель, молодой специалист, начинающий...

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

эмоциональное выгорание, образовательная организация, педагог, ситуация, педагогический коллектив, открытая самообучающаяся система, отдельный педагог, общая деятельность, молодой педагог...

Факторы адаптации педагогических работников...

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, молодой учитель, молодой специалист, начинающий... Система управления построением карьеры молодых...