Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 22.06.2018

Статья просмотрена: 2424 раза

Библиографическое описание:

Балагурова, М. С. Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления / М. С. Балагурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 288-291. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51535/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адаптации. Предложены пути решения профессионального становления начинающего педагога.

Ключевые слова: методическое сопровождение; начинающий учитель; образовательное учреждение; профессиональное становление; профессиональная адаптация; педагогический коллектив.

This article deals with the problems faced by beginning teachers at the beginning of their professional activities and that may cause occupational adaptation. The conditions that contribute to a more effective professional development of novice teachers.

Keywords: methodological support; novice teacher; educational institution; professional development; professional adaptation; teaching staff.

Методическое сопровождение — это специально организованное планомерное, систематическое взаимодействие, направленное на оказание помощи молодому специалисту в выборе решения задач и типовых проблем, возникающих в педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта [4, с.44].

В основную часть методического обеспечения педагога необходимо включить две идеи:

– методическое сопровождение педагога в период профессионального становления;

– создание эффективной среды профессионального развития.

Первая идея должна делать акцент на создании среды, которая позволяет молодому специалисту иметь четкие примеры профессиональной компетентности, определенную среду, способствующая постоянному развитию работы на более высоком уровне сложности. Самое первое, с чего начинается работа с молодыми педагогами — это знакомство с традициями учебного заведения, особенностями учебного процесса, Уставом школы, правами и обязанностями и т. д. Администрация школы, особенно на начальном этапе, должна ежедневно давать советы начинающему специалисту.

Вторая идея в работе с начинающим специалистом — это этап обучения учителя в процессе его работы. В этот период администрация учебного заведения, наставники посещают занятия и внеклассные мероприятия молодого специалиста. Сначала анализируется один урок, а затем их система, и на основе текущего понимания работы начинающего учителя для него разрабатываются специальные рекомендации, корректирующие его профессиональную деятельность. Таким образом, осуществляется обеспечение индивидуального роста учителя с учетом его личностных качеств, уровня развития, педагогических данных [5, с. 56].

Первый год работы школы является особенно важным этапом в профессиональном развитии молодых педагогов. Самый важный экзамен, который выполняет учитель в этот период, может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого не может быть полноценного развития профессии, но может также стать очень сложным периодом выгорания, разочарования и неверия в себя и свои силы. Многое, конечно, зависит от самого учителя. Но, можно с точностью сказать, что особое влияние оказывает и сама администрация школы, весь педагогический коллектив, ученики и родители за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

В этот период необходимо оказывать методическую поддержку молодому педагогу в проведении уроков, в построении общения с учениками и их родителями. Когда молодой педагог приходит впервые проводить урок, дисциплину он по неопытности не может удержать, и чаще всего проведенный первый урок не приносит должного удовлетворения. Первые уроки зависят не только от удачно разработанного конспекта, а также от того насколько молодой педагог владеет собой перед классом (мимика, жесты, речь и т. д.). Конечно, такой опыт приходит не сразу, но от этого в большей степени зависит усвоение учебного материала.

Начинающий учитель, приходя в школу, не имея опыта работы, сталкиваются со сложностями, т. к. теория значительно отличается от практики. У многих начинающих специалистов возникает вопрос «Как же преодолеть все трудности и справиться с ними?» Прежде всего, начинающему специалисту нужно быть готовым к кардинальному изменению своих личных интересов, привычек и стереотипов в соответствии со статусом педагога, к работе над самим собой, к развитию в себе профессиональных качеств.

Основную и главную задачу, которую ставят молодые специалисты — сделать семью учеников своим союзником. В настоящее время с родителями работать намного труднее, чем с детьми. Бывает такое, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Учителю необходимо всегда помнить «золотое правило»: относитесь к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам. На собрании необходимо поднимать вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с отдельным ребенком, лучше обсудить в индивидуальной беседе с родителем. Не стоит избегать конфликтов. Надо своевременно решать назревшие противоречия [2, с.54].

Многие сталкиваются с такой трудностью в своей работе, как: неумение точно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении нового материала, сложности при постановке вопросов ученикам и. т.д. Также часто испытывали значительные трудности в подборе материала, при разработке урока, внедрении новых технологий.

Объяснение материала — у многих, любимая часть урока, но здесь есть тоже свои сложности. В классе тишина, тщательно и заинтересованно вживаешься в тему урока, ребята слушают. Но урок — это не только восприятие нового, это еще и формирование знаний, умений, навыков и тут наибольшая опасность тебя поджидает: теряете контроль, класс шумит, урок срывается. Это всё потому, что начинающий учитель не имеет полный багаж методов обучения, которые приходят с опытом работы.

Ещё можно столкнуться с такой проблемой, как осуществление дифференцированного подхода к учащимся. Многим было трудно разобраться в характере способностей своих учеников, установить степень отставания, запущенности, своеобразие памяти, внимания отдельных учащихся, а поэтому были лишены возможности эффективно влиять на качество формирования знаний. Многие стараются не вызвать к доске слабых учеников, боятся их, пытаются иметь дело только с сильными, не знают как помочь отдельным учащимся [1, с.67].

Как оказалась на практике, что не меньше трудностей и в воспитательной работе. Молодой педагог, как правило, неплохо проводит с учащимися досуг: играет с ними, ходит в походы, на экскурсии, но как трудно для него провести собрание, сбор, организовать дежурство, трудовые дела. Когда организовывают какую — либо деятельность, стараются все сделать сами и думают, что «Дети у меня ничего не умеют». Трудно налаживать отношения с учениками, много эмоциональных решений, нередко возникает психологический барьер, взаимная враждебность.

Иногда возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки: либо она недостаточная, либо большая для начинающего учителя. С этой проблемой могут помочь справиться только опытные педагоги.

Хороший учитель должен любить свое дело, любить детей, именно это стремление поможет справиться с трудностями, которые встречаем в начале своей трудовой деятельности. Большой вклад в становление молодого учителя вносят опытные педагоги, которые помогают примерами и советами. Немаловажное значение имеют открытые уроки, которые необходимо посещать у опытных педагогов и проводить самой. Анализируя свои уроки с педагогами — мастерами и администрацией школы, получаешь советы, рекомендации по методике преподавания и самообразованию. Учитель профессионально совершенствуется в процессе общения и контактов с коллегами [3, с.196].

Цель методического сопровождения для молодого педагога должна включать создание условий для актуализации и реализации способности педагога к осознанному и проектируемому профессиональному и личностному саморазвитию, готовности к инновациям, созданию индивидуальных педагогической, воспитательной, дидактической систем.

Приведём примерный план работы с начинающим специалистом.

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

1.Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом;

2.Закрепление наставников;

3.Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса;

4. Изучение нормативной правовой документации;

5.Изучение и помощь в составлении рабочих программ, методических пособий;

– 6.Составление плана — конспекта урока;

– 7. Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий;

8.Посещение уроков у молодого специалиста.

Октябрь

1.Практикум по разработке тематических поурочных планов;

2.Практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»;

3.Час психолога «Как быстрее адаптироваться в школе;

4.Учебный семинар для молодых педагогов: «Педагогическое сотрудничество».

5.Посещение уроков у молодого специалиста.

Ноябрь

1.Современный урок и его анализ;

2.Планирование цели урока. Формы и методы работы на уроке;

3.Практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников»;

4.Посещение уроков у молодого специалиста.

Декабрь

1.Консультация «Современный урок: структура и конструирование»;

2.Как работать с тетрадями, дневниками учащихся. Выполнение единых; требований к ведению дневников и тетрадей учащихся»;

3.Составление аналитических справок.

Январь

1.Самоанализ урока;

2.Консультация «Эффективность урока — результат организации активной деятельности учащихся»;

3.Организация индивидуальной работы с учащимися;

4.Семинар «Формирование единых подходов к оцениванию знаний обучающихся»;

5.Посещение уроков у молодого специалиста.

Февраль

1.Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока»;

2.Посещение уроков у молодого специалиста.

Март

1.Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с учащимися» (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков);

2.Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы.

3.Мероприятия в рамках достижений молодых педагогов: «Развитие коммуникативных функций педагога»;

4.Семинар «Профилактика эмоционального выгорания учителя».

5.Оформление документации.

Апрель

1.Семинар «Инновационные процессы в обучении»;

2.Организация повторения;

3.Подготовка к рейтинговым контрольным работам.

4.Организация проверки ЗУН учащихся.

Май

Подведение итогов работы молодого учителя, методическая выставка достижений молодого учителя.

По вышеперечисленному плану работы с начинающим специалистом, собирается портфолио. Данное портфолио собирается, пополняется и структуризируется следующими материалами: собственные разработки уроков и дидактических материалов; дипломы и сертификаты участия в различных конкурсах и мероприятиях; собственная копилка разработанных программ дополнительного образования; свидетельства о прохождении разнообразных педагогических курсов. Портфолио для начинающего специалиста соответствует структуре заключения для аттестации педагога на первую квалификационную категорию, которую можно проходить через 3 года [6, с.14].

Тем не менее во всех школах ведётся большая умозаключительная работа. Для начинающих педагогов — это хорошая практическая работа, в которая отслеживает участие в конкурсах, мастер — классах, семинарах, а это тоже способствует повышению уровня квалификации.

Между тем в современной школе остро востребованы образованные и эрудированные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Конечно, молодому учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий» [6, с.11].

Чтобы начинающий учитель в условиях современной школы чувствовал себя комфортно, имел желание учить детей, необходимо создавать благоприятные условия: практическое обучение и методическое консультирование более опытными педагогами, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями — мастерами; оказание психологической поддержки представителями администрации, проведение мастер — классов, назначение наставника, мотивирование к участию в семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду.

Таким образом, методическое сопровождение оказывает важную роль в самосовершенствовании начинающего педагога, способствует его профессиональному становлению. Эффективность методического сопровождения позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, повышать их профессиональную компетентность.

Литература:

  1. Ащепкова А. Т. Профессиональная адаптация преподавателя// Высшее образование в России. — 2014. — № 4. — С. 67–72.
  2. Бутришович М. З. Профессиональное становление учителя // Народное образование. — 2015. — № 5. — С. 54–67.
  3. Дебрянская А. А. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. — Л.: Знание, 2015. — С. 192–198.
  4. Пляцковский М. М. Активные методы обучения в методической работе.-М.,2013.-С.44.
  5. Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности. — М., 2014. — С. 54–56.
  6. Щебенькова М. В. Методическая работа учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 2014. — С. 11–15.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, начинающий учитель, начинающий специалист, урок, методическое сопровождение, молодой педагог, молодой учитель, профессиональное становление, педагог, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая, профессиональное становление, молодой педагог... Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая, профессиональное становление, молодой педагог...

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

профессиональное становление педагога, инновационная деятельность, профессиональное становление, процесс, педагог, педагогическое мышление, ближайший период, профессиональная деятельность, педагог...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Сущность и условия профессионального становления педагога

профессиональное становление педагога, инновационная деятельность, профессиональное становление, процесс, педагог, педагогическое мышление, ближайший период, профессиональная деятельность, педагог...

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

Задачи методического сопровождения малоопытных специалистоввоспитателей ДОО: – помочь адаптироваться педагогу в новых условиях; – активное и продуктивное вовлечение педагогов в образовательный процесс

Наставничество как условие профессионального становления...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. Формирование профессиональной компетентности молодых...

Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая, профессиональное становление, молодой педагог... Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая, профессиональное становление, молодой педагог...

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

профессиональное становление педагога, инновационная деятельность, профессиональное становление, процесс, педагог, педагогическое мышление, ближайший период, профессиональная деятельность, педагог...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Сущность и условия профессионального становления педагога

профессиональное становление педагога, инновационная деятельность, профессиональное становление, процесс, педагог, педагогическое мышление, ближайший период, профессиональная деятельность, педагог...

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

Задачи методического сопровождения малоопытных специалистоввоспитателей ДОО: – помочь адаптироваться педагогу в новых условиях; – активное и продуктивное вовлечение педагогов в образовательный процесс

Наставничество как условие профессионального становления...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. Формирование профессиональной компетентности молодых...

Задать вопрос