Факторы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.10.2017

Статья просмотрена: 1511 раз

Библиографическое описание:

Хаустова, А. И. Факторы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности / А. И. Хаустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45874/ (дата обращения: 27.04.2024).



Процесс социально-психологической адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности осуществляется под воздействием многих факторов. Их можно классифицировать по различным группам в зависимости от разных классификационных признаков. В частности, наиболее важным является анализ факторов адаптации молодых педагогов в зависимости от источников адаптационных механизмов (внутренних или внешних).

Всю систему факторов, которые влияют на процесс адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности, можно разделить на две большие группы:

1) внутренние факторы, то есть качества, которыми владеет молодой педагог;

2) внешние факторы, которые создаются в трудовой среде.

Рассмотрим более детально внутренние факторы успешной социально-психологической адаптацией педагогического сотрудника к профессиональной деятельности. К таким факторам можно отнести:

– во-первых, личностные характеристики педагога;

– во-вторых, его профессиональные компетенции.

Безусловно, педагог должен обладать широким спектром личностных качеств, способствующих профессиональномy становлению личности. Среди таких качеств можно назвать: способность к эмпатии, рефлексии и профессиональномy мышлению, способность обучать других, способность планировать свое будущее, упорство, чувство ответственности, терпеливость, способность к устным высказываниям, стремление понять позицию другого, дружелюбие, тщательность действий, общительность, энтузиазм в трудовой деятельности, аккуратность и последовательность в работе [2].

Среди внешних факторов, которые могут способствовать (или же препятствовать) адаптации педагога к профессиональной деятельности, можно выделить:

1) материальные и социальные факторы трудовой деятельности;

2) условия профессиональной среды (коллектива).

К первой группе выделенных внешних факторов адаптации можно отнести такие как:

– отношение государства и общества к профессии учителя ее престиж;

– материально-техническое обеспечение отечественного образования и конкретного образовательного учреждения;

– материальная обеспеченность учителя и его бытовые условия;

– условия труда и отдыха учителя;

– возможности повышения квалификации и профессионального роста молодого учителя [3].

Среди условий профессиональной среды, которые влияют на адаптацию молодого специалиста, можно назвать:

– взаимодействие администрации образовательного учреждения и молодого учителя;

– зрелость педагогического коллектива и его психологический климат;

– качество помощи со стороны наставника, опытных коллег, коллектива;

– роль и влияние общественных организаций (Совета молодых учителей, профсоюза);

– эффективность взаимодействия с учениками и их родителями [3].

Следует отметить, что психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса и препятствуют адаптации. К таким факторам можно отнести:

– перегрузки на работе;

– необходимость выполнять трудно совместимые функции;

– поведение руководства, других педагогов и воспитанников;

– плохие условия труда;

– несправедливую оценку труда;

– неспособность адаптироваться к изменениям [1].

Если рассматривать классификацию факторов в зависимости от этапов профессиональной адаптации педагогов, то можно отметить следующее:

1) на первом этапе адаптации (последние курсы вуза) факторами влияния могут быть социокультурная среда учебного заведения и внешняя профессиональная среда. Если первая направлена на усвоение студентом основ профессиональной культуры, а также нормативно-ценностной базы профессии, то вторая мотивирует дальнейший интерес к конкретной сфере трудовой деятельности.

2) на втором этапе адаптации (первый год работы в организации) наиболее важными факторами адаптации являются материально-технические условия труда педагога и психологический климат в коллективе;

3) на третьем этапе адаптации (интеграция норм и ценностей личности педагога и трудового коллектива) начинают действовать факторы, формирующие представления о профессиональной карьере, возможностях личностного развития в конкретной сфере трудовой деятельности [5].

В целом, по результатам ряда исследований, ведущими факторами, влияющими на процесс социально-профессиональной адаптации молодого педагога, являются следующие: мотивация, профессиональные ценности, образовательная среда, уровень психолого-педагогической и коммуникативной подготовки учителя [4].

Таким образом, на процесс адаптации педагога к профессиональной деятельности влияет значительное количество факторов, которые включают как внутренние факторы (личностные характеристики молодого специалиста и уровень его профессиональной подготовки), а также внешние факторы (условия труда, его оплаты, технического обеспечения, а также организационные условия работы в коллективе и его психологический климат).

Литература:

  1. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — С. 76–80.
  2. Коноваленко К. В. Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 512–514.
  3. Фролов А. Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.lt/resursai/Uzsienio %20leidiniai/IEEE/Russian/2006/Nr %202/OTO_2006_2_03.pdf
  4. Черникова Е. Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 2. — С.171–179.
  5. Чернышева Ж. В. Интеграция молодых педагогов в профессию: основные понятия, этапы, показатели // Всероссийская научно-методическая конференция «Современная система образования: опыт и перспективы» июль-сентябрь 2015 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.konf-zal.ru/attachments/article/187/chernysheva_peterburg.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, молодой педагог, трудовая деятельность, психологический климат, этап адаптации, молодой специалист, молодой учитель, образовательное учреждение, профессиональная среда, условие труда.


Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией, включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на четыре основных вида

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Основополагающей задачей руководителя образовательной организации является адаптация молодого специалиста. Эффективное решение данной задачи предполагает формирование профессионального наставничества.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой педагог, образовательное учреждение, молодой специалист, образовательный процесс, педагогический коллектив, профессиональное отношение, период адаптации, коллектив, наставник.

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, молодой учитель, молодой специалист, начинающий...

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая, профессиональное становление, молодой педагог...

Профессиональная адаптация молодых педагогов...

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения.

В связи в этими условиями назрела необходимость определения механизмов успешности процесса адаптации молодых педагогов, выявления...

Особенности профессиональной адаптации специалистов...

Сложнее всего приходится молодым специалистам, которые адаптируются к изменившимся условиям жизни (они втягиваются в трудовую деятельность), привыкают к профессиональным обязанностям...

Проблема адаптации молодых педагогов | Статья в журнале...

Проблема адаптации молодых педагогов. Автор: Козлова Мария Анатольевна.

Процесс самореализации в педагогической сфере начинается с адаптации к труду в образовательной организации.

Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией, включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на четыре основных вида

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Основополагающей задачей руководителя образовательной организации является адаптация молодого специалиста. Эффективное решение данной задачи предполагает формирование профессионального наставничества.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой педагог, образовательное учреждение, молодой специалист, образовательный процесс, педагогический коллектив, профессиональное отношение, период адаптации, коллектив, наставник.

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, молодой учитель, молодой специалист, начинающий...

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая, профессиональное становление, молодой педагог...

Профессиональная адаптация молодых педагогов...

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения.

В связи в этими условиями назрела необходимость определения механизмов успешности процесса адаптации молодых педагогов, выявления...

Особенности профессиональной адаптации специалистов...

Сложнее всего приходится молодым специалистам, которые адаптируются к изменившимся условиям жизни (они втягиваются в трудовую деятельность), привыкают к профессиональным обязанностям...

Проблема адаптации молодых педагогов | Статья в журнале...

Проблема адаптации молодых педагогов. Автор: Козлова Мария Анатольевна.

Процесс самореализации в педагогической сфере начинается с адаптации к труду в образовательной организации.

Задать вопрос