При создании образа главного героя (Германа Неволина) А. Иванов использует множество приемов: ретроспекцию, подробную биографию, говорящую фамилию, тропы, речевую характеристику (взаимохарактеристика персонажей), тип литературного героя (романтический герой, маленький человек).
Ключевые слова: Алексей Иванов, Ненастье, роман, образ героя, персонаж, литературные приемы, романтический герой, маленький человек.
Алексей Викторович Иванов (1969 г.р.) — один из самых экранизируемых русских писателей современности. Известность Иванову принесли такие книги как «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы», их публикация в 2003 году привлекла немалое внимание критиков и журналистов. Позже его работы были удостоены множеством литературных премий и переведены на иностранные языки (китайский, французский, сербский) [1].
На данный момент множество работ Иванова уже экранизированы и интерес ведущих российских кинокомпаний к его произведениям не спадает до сих пор.
Роман «Ненастье» (2015) [2] также получил шесть предложений на экранизацию (некоторые даже до выхода книги), благодаря фактурности текста, емко продуманным героям и запутанной драматической истории. Произведение объединило в себе черты драмы, детектива, боевика и социально-психологического романа. Проводя глубокое осмысление 1990-х годов, автор подробнейшим образом описал типы людей того времени, их психологические портреты, затронув даже эпизодических героев.
Методология анализа образа героя основывается на трудах А. Б. Есина [3, 4] и С. А. Мартьяновой [5], посвященных литературоведческой категории героя, его структуре, типологии и психологическому анализу текста.
Поскольку персонаж является важнейшим звеном в составе художественного произведения, он крайне неоднозначен, а его структура сложна и разнообразна.
Главный герой романа «Ненастье» — Герман Неволин — имеет признаки романтического героя, потому что мечтает вырваться из суровой реальности к светлому, но далекому будущему, которое никогда не наступит. Герой‑мечтатель, который выстраивает для себя романтическое двоемирие: он мечтает об Индии, как о стране-блаженстве, райском месте, которое наконец позволит «разбудить» его возлюбленную и начать жить полно, вольно, по‑настоящему.
Для создания данного образа автор использует множество способов изображения, самые явные из них — говорящие имя и фамилия, действия и портрет персонажа. Помимо этого автор использует речевую характеристику (авторскую и взаимохарактеристику персонажей), мнение самого героя о себе и разнообразные тропы в портрете героя.
При описании внешности данного персонажа автор часто прибегает к характеристикам, звучащим из уст других героев. Так, например, Лихолетов видел Немца как «длинного, нескладного, словно состоящего из палок и шарниров» [2, с 204]. Лихолетов поручал ему важные дела и был уверен, что тот сделает все «как надо», потому что по своей натуре Герман Неволин был солдатом, четко выполняющим поручения своего командира. Не спросит лишнего, пойдет до конца, «потребуется — сдохнет» [2, с. 205]. Сергей Лихолетов считал его другом, настоящим солдатом. Щебетовский запомнил Германа еще по разгрому «Юбиля» как не злого, исполнительного, спокойного.
Помимо описания главного героя с точки зрения персонажей, в тексте присутствует и описание от лица автора-повествователя: высокий, худой и нескладный, будто сколоченный из косых досок [2, с. 16]. Герман имел крупный фигурный нос и маленькие глазки, расположенные близко к носу. Вид у него всегда был немного странный — одновременно и сонный, и сосредоточенный. [2, с. 16].
Эти характеристики напоминают льва Бонифация из мультфильма «Каникулы Бонифация», у которого похожее описание внешности и такой же кроткий нрав, он так же послушен и ему не нужно повторять дважды, как и Герману.
Также автор использует и довольно распространенный прием — говорящую фамилию — Неволин, как неволя, из которой герой никак не может выбраться, хотя прикладывает все усилия. Конечно, он не героическая личность, как Лихолетов, но он тоже боролся, как и сообщает читателю автор. «Он не бездельник, не алкаш, не трус» [2, с. 449] — и все равно ничего не добился: идея Лихолетова о братстве «афганцев» потерпела крах, как и надежды Неволина на счастливую жизнь в Индии, за пределами ненастья.
Главный герой, как находящийся в неволе, в ненастье — это образ человека 1990-х годов в российской действительности, который пытается вырваться из ненастья к благополучию, личному и социальному.
Имя героя (как и его прозвище — Немец) еще раз подчеркивает инородность персонажа — он чужой в этом городе, что в очередной раз подтверждает его обособленность как романтического героя.
Но, несмотря на дистанцированность героя, который не имеет личных корыстных интересов, как другие герои романа, что еще раз подчеркивает его чужеродность. Он постоянно стремится выбраться из этого неблагополучия, неудачливости: он пытается держаться приятелей, выполнять совместные поручения и не «выпадать» из общих событий «Коминтерна» (организации ветеранов-афганцев), но в итоге все равно оказывается сам по себе.
Герман всю жизнь стремился кому-то служить. В Афгане он беспрекословно и точно выполнял поручения Лихолетова, за что тот и запомнил его как надежного человека; Немец не терял контроль, не «истерил», как другие. Даже если был крепко напуган — все делал правильно и быстро. Лихолетов ценил то, что Герман мог сохранять самообладание, услышать своего командира. Во время заключения Лихолетова в СИЗО, когда он считал, что его все предали, беспрекословно он был уверен лишь в Германе, потому что тот не следовал за толпой. Он знал его по Афгану, а в Афгане не обмануть [2, с. 545].
Герман сохраняет благородство и в отношении связи Лихолетова и Куделиной, несмотря на то, что Таня ему нравилась, он не искал отношений с ней, потому что не хотел соперничать с Лихолетовым, которого видел командиром, лидером, другом, которого он уважал.
Несмотря на серьезное преступление (Неволин ограбил банк на огромную сумму) он был не таким, как другие персонажи, ему нет дела до власти, денег, показательного положения в обществе. Его планы напоминают мечты типичного «маленького человека», желающего лишь покоя, своего маленького, тихого семейного счастья. Даже ограбление он совершил не для себя, до конца он продолжал оставаться «солдатом», потому что все эти деньги предназначались для обустройства его жены — Танюши в Индии. Он хотел увезти ее в Индию, в страну, которая представляется ему страной блаженства, где возможно осуществление их мечты, не осуществимой на родине. Он, не посвящая Танюшу в свои замыслы, все подготовил для ее отъезда из страны, даже если она приедет одна, даже если он не будет рядом с ней, он нашел людей, которые помогут ей и позаботятся о ней вместо него.
На первый взгляд кажется, что именно из-за «потребности» быть солдатом, выполнять чужие приказы, Герман и не смог завершить начатое — не было командира. Но, возвращаясь к говорящей фамилии, мы видим совершенно другое: Неволин, не как отсутствие воли, а как неволя в социальном пространстве, как бедность, отсутствие достойного социального положения, как психологическая придавленность. Но сама воля, порыв к иной жизни подтверждается поступками героя на протяжении всего романа.
Солдатство Германа выражается не как у робота, который прислуживает кому угодно (в этом смысле он выступает антиподом не рассуждающего Басунова), а как воин, самодостаточный и без руководства. Он не претендует на высокое звание, но сохраняет верность себе, своим принципам, долгу; именно поэтому остальные герои произведения были уверены в осуществимости всех обещаний, данных Германом. Они полагались на него, потому что знали, что он может все сделать самостоятельно и не отступит от своих принципов. Именно поэтому Немец и выпал из свиты Щебетовского, потому что был честен, самостоятелен, работал за идею и за свободу, а не за деньги и статус, его нельзя было купить.
«Ненастье» — роман-прозрение, потому что в финале читатель видит совершенно другой смысл, противопоставленный всему тексту. Герой открывает, что его порывы устроить идиллию в Индии иллюзорны, что счастье здесь и сейчас, а не где-то вдали. И то далекое, призрачное будущее меркнет для него в конце, потому что только от самих героев зависит их счастье или несчастье, ненастье.
Таким образом, создавая образ главного персонажа (Германа Неволина) Алексей Иванов использует разнообразные приемы: ретроспекцию, подробную биографию, говорящую фамилию, тропы, оценку героя другими персонажами, связь с литературными типами романтического героя и маленького человека, которые причудливо переплетаются в образе главного героя.
Мы можем сделать вывод, что Алексея Иванова интересуют яркие персонажи, неоднозначные и сложные личности, которые раскрываются на протяжении всего романа и полностью разрушают первое впечатление о герое. Персонажи Иванова нетипичны и, порой, нелогичны в своих поступках, что и делает их особенными.
Литература:
- Об авторе. — Текст: электронный // Алексей Иванов: [сайт]. — URL: (дата обращения: 28.05.2023).
- Иванов, А. В. Ненастье / А. В. Иванов. — М.: АСТ, 2015. — 570 c. — Текст: непосредственный.
- Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие / А. Б. Есин. — 13-е изд. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 248 c. — Текст: непосредственный.
- Есин, А. Б. Психологизм русской литературы / А. Б. Есин. — М.: Просвещение, 1988. — 250 c. — Текст: непосредственный.
- Мартьянова, С. А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальной личности / С. А. Мартьянова. — Владимир: ВГПУ, 1997. — 121 c. — Текст: непосредственный.