С ростом спроса на транспортные средства, развитием широкой сферы автопарков транспортных компаний, активизацией мобильности и востребованности путешествий в условиях расширения и распространения цифровизации во все сферы общества, всё большую актуальность приобретает каршеринг. Каршеринг для России является достаточно инновационным внедрением несмотря на то, что впервые на рынке услуг он появился в 2012 году, однако до сих пор полноценно не определена юридическая природа и рамки правового регулирования договора каршеринга, что создает определенные сложности как для компаний, предоставляющих транспортные средства, так и для пользователей.
Данное нововведение обладает как рядом преимуществ, так и недостатков. К положительным аспектам каршеринга можно отнести: низкий уровень понесенных издержек за пользование транспортным средством в отличие от пользования личным ТС, находящимся в собственности, поскольку не включаются расходы на техобслуживание, топливо, мойку, страхование и т. д.; предоставление автомобилей различной ценовой категории (Kia Rio, Renault Kaptur, Mercedes CLA и др.); выгодные цены по сравнению со стоимостью услуг такси в некоторых регионах страны [3, c. 30–31]. К отрицательным моментам следует отнести следующее: отсутствие устойчивого государственно-правового регулирования, ставящее стороны (или одну из них) в невыгодное положение; несколько дискриминационный характер договоров каршеринга (наличие требования об определенном минимальном стаже вождения и возрасте); отсутствие единого реестра каршеринговых компаний, физических и юридических лиц, предоставляющих данный сервис, и их абонентов (наличие таких реестров упростило бы систему пользования, поскольку можно было бы регистрироваться в качестве пользователя один раз в одном информационном ресурсе, а не в каждой компании по отдельности, что также способствовало бы большему выбору ТС, находящихся намного ближе к пользователю, и развитию естественной конкуренции в данной сфере) [6, с. 139–140].
Обратимся к правовой природе договора каршеринга. Так, определение каршеринга закреплено в распоряжении Правительства РФ от 25.03.2020 № 724-р, под ним понимается вид краткосрочной аренды транспортного средства у профильных компаний [2]. Одним из существенных условий данного договора является предмет, которым выступает весь автопарк той или иной организации. Выбор автомобиля конкретной марки и номера закрепляется в дополнительных договорах, количество которых зависит от каждой последующей новой сессии пользования. Данный факт указывает на то, что рассматриваемый договор можно отнести в соответствии со ст. 429.1 ГК РФ [1] к рамочному. Некоторые исследователи относили договор каршеринга к договору проката, однако в 2019 году Верховный суд РФ разъяснил, что подобное отнесение невозможно, поскольку рассматриваемый договор не предусматривает публичной оферты и не обращено к неопределенному кругу лиц. Указанная точка зрения предопределяет возможность организации, предоставляющей этот вид сервиса, предусматривать в положениях двустороннего соглашения дополнительные условия, требования, в том числе и ограничения, которым должен обладать и соответствовать потенциальный пользователь их услуг.
Другие ученые отмечают связь каршеринга с арендой транспортного средства без экипажа. Действительно, данные договоры во многом схожи, однако отличаются тем, что договор аренды ТС реальный, а договор каршеринга наоборот — консенсуальный, поскольку договор каршеринга считается заключенным не в момент передачи автомобиля, а в момент достижения соглашения между профильной организацией и абонентом [5, с. 32–33]. По договору аренды ТС арендатор имеет обязательства по содержанию транспортного средства путем оплаты соответствующих расходов, возлагает на себя обязанности по проведению текущего и капитального ремонта, что не соответствует условиям договора каршеринга. Кроме того по договору аренды ТС предусмотрена возможность сдачи в субаренду, в свою очередь, договор каршеринга исключает это, поскольку связан с конкретным лицом, зарегистрированным в соответствующем приложении / сайте [4, с. 194–195].
Договор каршеринга можно охарактеризовать как смарт-договор, поскольку его заключение, исполнение связано с использованием информационных технологий, автоматической оплатой по окончании поездки по тарифу, установленному в правилах пользования соответствующим видом транспортного средства конкретной профильной компании. Также рассматриваемый вид договора можно отнести к алеоторному, поскольку риски повреждения имущества ложатся на пользователя сразу после того, как он подтвердил путем нажатия соответствующей кнопки в приложении / на сайте выбор конкретного автомобиля.
Также следует отметить, что судебная практика исходит из признания договора каршеринга смешанным видом договора, состоящим из частей, относящихся к возмездному оказанию услуг и аренды ТС.
Аккумулируя все вышесказанное, приходим к выводу о неоднозначности правовой природы договора каршеринга, поскольку его договорная конструкция включает в себя признаки различных видов договоров, однако ни один из договоров, признаки которого каршеринг включает в себя, не характеризует каршеринг в полном объеме, что усложняет правовое регулирование в случаях возникновения споров. В настоящее время, в зарубежных странах, например, В Германии существует отдельный закон, регулирующий каршеринговую деятельность, что существенно упрощает работу правоприменителей и иных субъектов права. Видится целесообразным, разработать законодательному органу с учетом зарубежного опыта подобный Закон РФ, чтобы исключить в дальнейшем злоупотребление правом со стороны профильных организаций в ущерб интересам неграмотных в юридической сфере пользователей. Развитие законодательства в каршеринговой сфере позволило бы преодолеть возникающие проблемы в сфере неустоек, сервиса и ответственности сторон.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301; 2022. — № 16. — Ст. 2601.
2. Распоряжение Правительства РФ от 25.03.2020 № 724-р «Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 13. Ст. 1995.
3. Гриднева О. В. Правовая природа договора каршеринга // Юридическая наука. 2020. № 8. С. 30–31.
4. Муратова С. А. Правовая природа договора каршеринга и перспективы его развития // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2021. № 11. С. 194–195.
5. Ёркина Т. Н., Губина Т. К. Проблемы правового регулирования договора каршеринга // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 7(57). С. 32–33.
6. Филиппов С. А., Переярина П. О. Каршеринг как новое явление в гражданском праве Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 3(128). С. 139–140.