Особенности мотивации достижения у студентов вузов разных курсов обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 28.05.2023

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, А. И. Особенности мотивации достижения у студентов вузов разных курсов обучения / А. И. Овчинникова, М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 497-499. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103298/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье представлены результаты изучения мотивации достижения студентов разных курсов обучения. Показано, что для первокурсников характерно доминирование мотива избегания неудачи по сравнению со студентами выпускного курса.

Ключевые слова: мотивация, мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, студенты.

Мотивация достижения — это феномен, без которого нельзя представить полноценное развитие личности. Достижение чего-либо — это деятельность, при которой человек ставит достаточно высокие для себя стандарты и стремится добиться соответствующих этим стандартам результатов, после чего проводит оценку проделанной работы, т. е. достигает определенного уровня, который считает обязательным для себя. В конце 1930–х гг. Г. Мюррей в рамках собственной теории психологических потребностей указал на то, что потребность достижения, т. е. стремление побеждать, преуспевать и преодолевать препятствия, характерна для любого человека.

Место мотивации достижения в структуре личности может быть представлено когнитивным и атрибутивным подходами. В рамках когнитивного подхода выдвигается положение о том, что роль мотивации и веры человека в собственные силы оказывает большее влияние на успешное выполнение деятельности, чем объективные способности субъекта. В атрибутивном подходе рассматриваются особенности понимания причин переживаемых и наблюдаемых событий, а также чьего-либо поведения [1].

Мотивацию достижения обычно рассматривают в рамках учебной и профессиональной деятельности — то есть в сферах, где присутствует направленность на результат, так как в этих областях она имеет наибольшее значение. Согласно Х. Хекхаузену, эта деятельность должна:

1) оставлять после себя осязаемый результат;

2) результат деятельности должен оцениваться качественно или количественно;

3) требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни заниженными, ни завышенными, т. е. деятельность может увенчаться успехом, но этого может и не произойти;

4) для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным;

5) деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим [2].

Решительные сдвиги в общем строении и содержании мотивационной сферы человека происходят в старшем подростковом и юношеском возрасте, приходящимся на годы студенчества.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей мотивации достижения студентов в процессе обучения в вузе. В исследовании принимали участие студенты НИУ «БелГУ» 1 курса обучения (30 человек) и 4 курса (34 человека). В качестве диагностического инструментария была использована методика «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиана.

Результаты исследования показали, что для 57 % первокурсников характерно доминирование мотива избегания неудачи (рис. 1). Это проявляется в мотивации избежать неудачи больше, чем добиться непосредственно успеха. Для таких студентов более характерна неуверенность в себе, а также озабоченность оценками и боязнь критики.

Распределение студентов 1 курса по доминирующему типу мотивации достижения (%)

Рис. 1. Распределение студентов 1 курса по доминирующему типу мотивации достижения (%)

Для 29 % первокурсников характерно доминирование мотива достижения успеха, что указывает на постановку данными студентами положительных целей, к достижению которых они стремятся. Такие студенты рассчитывают на успех в новом деле.

У 14 % студентов 1 курса не был выявлен доминирующий мотив достижения. Это может указывать на наличие у студентов как признаков поведения стремления к успеху, так и избегания неудачи.

Результаты исследования мотивации достижения студентов 4 курса представлены на рисунке 2.

Распределение студентов 4 курса по доминирующему типу мотивации достижения (%)

Рис. 2. Распределение студентов 4 курса по доминирующему типу мотивации достижения (%)

По сравнению с первокурсниками количество студентов 4 курса с доминированием мотива избегания неудачи уменьшилось на 42 %. В то же время на 36 % увеличилось количество студентов, у которых выявлен неопределенный мотив достижения. Количество студентов с доминированием мотива достижения успеха увеличилось на 6 %.

Статистический анализ данных с помощью U-критерия Манна-Уитни показал, что существуют значимые различия (p≤0,01) мотивации достижения студентов 1 и 4 курсов обучения.

Мы полагаем, что наблюдаемые изменения в структуре мотивации достижения студентов 4 курса связаны с более глубоким и содержательным освоением профессии, с завершением процесса обучения и получением диплома и, соответственно, большей ориентацией на будущую профессиональную деятельность.

Литература:

  1. Крупнов А. И., Шляхта Д. А. Комплексные исследования свойств личности: теория и практика [Текст] /А. И. Крупнов, Д. А. Шляхта. — М.: Просвещение, 2017. — 220 с.
  2. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения/ Х. Хекхаузен — СПБ.: Речь, 2001. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, доминирование мотива избегания неудачи, курс обучения, атрибутивный подход, доминирование мотива достижения успеха, доминирующий тип мотивации достижения, курс, мотивация достижения, мотивация достижения студентов, распределение студентов.


Ключевые слова

мотивация, студенты, мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи

Похожие статьи

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Мотивация достижения успеха современных старшеклассников

В статье описаны результаты эмпирического исследования уровня развития мотивации достижения успеха старшеклассников городских и сельских школ.

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Факторы, определяющие профессиональную направленность студентов колледжа

В статье представляются результаты регрессионного анализа, выявляющие основные факторы смыслового будущего студентов колледжа и их значение при подготовке студентов, обучающихся по разным специальностям.

Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе

В статье автором рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, трудности, встречаемые на начальном этапе обучения в вузе, а также определяются меры по профилактике дезадаптационных процессов в среде студентов...

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей

В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медико...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения

В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Похожие статьи

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Мотивация достижения успеха современных старшеклассников

В статье описаны результаты эмпирического исследования уровня развития мотивации достижения успеха старшеклассников городских и сельских школ.

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Факторы, определяющие профессиональную направленность студентов колледжа

В статье представляются результаты регрессионного анализа, выявляющие основные факторы смыслового будущего студентов колледжа и их значение при подготовке студентов, обучающихся по разным специальностям.

Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе

В статье автором рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, трудности, встречаемые на начальном этапе обучения в вузе, а также определяются меры по профилактике дезадаптационных процессов в среде студентов...

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей

В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медико...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения

В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Задать вопрос