Личные имена в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 28.05.2023

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Левина, Э. М. Личные имена в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина / Э. М. Левина, Ю. А. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103281/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье дано полное и развернутое описание понятия «личные имена», определен их смысл в контексте «Повестей Белкина» А. С. Пушкина.

Ключевые слова: личные имена, ономастика, онимы, антропонимика, антропонимы.

Ономастика — наука, которая занимается изучением, возникновением, исторической трактовкой, изменением и переделыванием имен собственных.

Ономастические проблемы выделяются из основного аспекта лингвистического круга и обуславливаются определенными законами имен собственных в языке. Так, существует два термина, определяющих общее понятие ономастики:

— во-первых, ономастика обуславливается как обобщенная, то есть комплексная наука об именах собственных;

— во-вторых, − сами имена собственные. В данном значении также допустим термин «онимия».

По мнению А. В. Суперанской, построение общей теории имени собственного — это «выявление общих закономерностей, присущих данной лексической категории, это поиски закономерных свойств имен (онома), независимо от языка, в котором они созданы или употребляются» [2, с. 6].

Основные отличительные признаки имен собственных:

— даются индивидуальному объекту, а не классу объектов, имеющих черту, характерную для всех индивидов, входящих в этот класс;

— именуемый с помощью имени собственного объект всегда четко определен, отграничен, очерчен;

— имя не связано непосредственно с понятием и не имеет на уровне языка четкой и однозначной коннотации [2, с. 324].

Антропонимика (с греческого — имя человека) − один из разделов ономастики. Данный раздел занимается изучением имен людей (антропонимов). Известно, что имена могут быть употреблены в различных формах.

Имена в цикле повестей А. С. Пушкина «Повести Белкина» − это определенный способ исследования и познания автором самих героев его произведения.

Личные имена в цикле повестей можно разделить на определенные подгруппы:

  1. Социальное положение (мужик, господин, помещик, барышня, дама).
  2. Семейное положение (жених, любовник, суженый, папенька, родители, жена и др.).
  3. Пол (мужчина, парень, женщина и др.).
  4. Возраст (мальчик, старик, девчонка, старушка и др.).
  5. Национальность (француз).
  6. Взаимоотношения (друг, подруга).
  7. Место жительства (сосед).
  8. Чин военный (гусар, капитан-исправник, прапорщик, солдат, офицер и др.).
  9. Занятость (заседатель, землемер, смотритель, горничная и др.).
  10. Государственный статус (государь и др.).
  11. Общественная деятельность (свидетель, проводник, победитель, искатель и др.).
  12. Религия (священник, поп).
  13. Верховное божественное существо (Бог).

Важную роль в цикле «Повести Белкина» среди наименований лиц мужского пола занимает Бог, царь и отец. Это неотъемлемая часть художественного мира, ведь именно верховное божественное существо помогает главным героям повестей выбрать правильный путь и обрести чувство покаяния.

Подповесть «Гробовщик» имеет сюжет глубоко-религиозный и мистический: все перемены в главном герое происходят в богослужебное время. В подповести «Станционный смотритель» судьба Авдотьи Самсоновны Выриной — прототип истории Евангелия о блудном сыне. Божественное счастье Дуни наступает через несчастье ее отца. Именно так А. С. Пушкин описывает чувство покаяния героев данной повести. В «Барышне-крестьянке» законы Божие происходят только лишь с помощью родительской воли. Ярый конфликт, сравнимый с Добром и Злом, Богом и Дьяволом А. С. Пушкин показывает в подповести «Выстрел», а в «Метели» главная героиня — Марья Гавриловна отправляется к своему жениху и уверена в том, что именно он предназначен ей Богом.

В антропонимике цикла повестей употребляется определенным образом равное количество женских и мужских имен. Имена Иван, Григорий, Гаврил, Акулина, Аксинья, Дуня, Марья, Лиза используются в тексте произведения более одного раза. Большому числу действующих лиц, они же являются сюжетными и внесюжетными, А. С. Пушкин присвоил лишь должность, чин, но не назвал по имени.

«Повести Белкина» объединили героев различных социальных слоев. Обратимся к подповести «Метель». Мы знакомимся с прекрасной богатой девушкой семнадцати лет — Марьей Гавриловной и ее избранником — бедным прапорщиком Владимиром. Девушка предстает перед нами веселой, задорной, подвижной. Главная героиня «…стройная, бледная и семнадцатилетняя девица, «была воспитана на французских романах и следственно была влюблена». Она считалась «богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей» [1, с. 44]. В тексте произведения имя Марья употребляется и в другой форме: Маша (разг.). А. В. Суперанская отмечает и другие формы этого имени: анг. Мэри, нем. Мари, ит. Мария, рус. разг. Марья, сокр. Маня, Маша, Мара, Муся, Маруся, Мура [3, с. 312–313].

Гаврила Гаврилович − человек, которому невозможно солгать, а если и случится подобное, то отвечать придется перед самим Богом; отец Марьи Гавриловны. А. С. Пушкин представляет читателю героя доброжелательного и гостеприимного: «добрый Гаврила Гаврилович Р*», «он славился во всей округе гостеприимством и радушием, соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою» [1, с. 43–44]. Гаврила — древнееврейское имя, образовано от основ со значением сильный муж + Бог. Антропоним имеет следующие формы: церк. Гавриил, разг. Гаврил, Гаврило, анг. Гейбриил, рус. сокр. Гавря, Гаврик, Ганя, Гаша [3, с. 70]. Характер главных героев А. С. Пушкин показывал с помощью семантики имени.

Помимо распространенных и известных всем имен, автор в подповести «Выстрел» употребил имя Сильвио, которое не характерно для обычного русского человека эпохи А. С. Пушкина. Таким именем автор произведения наделил главного героя — бывшего гусара, лет 35. Стоит отметить, что другие действующие лица «Выстрела», имен не имеют.

Иван Петрович Белкин является главным рассказчиком цикла повестей А. С. Пушкина. Автор рассказал читателю, что именно покойный И. П. Белкин записал различные сюжеты, услышанные им от «разных особ».

Стоит разобраться в трактовке происхождения антропонима Иван. Итак, данный антропоним произносился как Йоханаан в древней Иудее. «Ванами» в древние времена были названы все славяне. Можно предположить, что русское имя Иван произошло с помощью прибавления христианством начальной буква «и» к имени прародителя славян — Вана. В XIX — начале XX веков данный антропоним пользовался популярностью среди крестьянского населения (каждого четвертого из них называли Иваном).

Иван Петрович Белкин создан А. С. Пушкиным как герой, рассказчик, который смог соединить мир вымышленный и провинциальный, а соединить эти миры повествователь смог именно собой.

А. С. Пушкин в цикле «Повести Белкина» показывает, насколько важна истинная жизнь героев повестей с Богом. Герои произведения каждый по-своему относятся к вере в Бога. Болдинский цикл показывает одну из жизненных сторон идеалом, который возможно достичь с помощью веры. Это то, что есть в каждом человеке, что изначально заложено Творцом.

А. С. Пушкин показал пример того, какой должна быть русская литературно-художественная ономастика как общность наименований, типизированно воссоздающих действительность и выражающих отношение к ней, как важный элемент образно-художественной структуры произведения.

Анализ текста позволяет сделать вывод о том, что все имена собственные в рамках художественного текста приобретают дополнительные смыслы и выполняют специфические функции. В частности, было установлено, что различные типы онимов используются автором для раскрытия образа главных героев, создания хронотопического образа эпохи в качестве «строительного материала» нового творческого метода.

Литература:

  1. Пушкин А. С. Повести Белкина. — «Public Domain», 1831.
  2. Суперанская А. В. Общая теории имени собственного. — М.: ЛКИ, 2007.
  3. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. — М.: Эксмо, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, имя, антропоним, Бог, верховное божественное существо, главная героиня, главный герой, текст произведения, цикл повестей.


Похожие статьи

Ономастическое пространство в произведении Н. С. Лескова...

В статье проанализировано ономастическое пространство в произведении Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Выявлен смысл использования автором того или иного имени собственного. Рассмотрены особенности и функции антропонимов и топонимов.

Словарь языка повести югорского писателя Еремея Айпина...

Главный герой повести Микуль Сигильетов тоже принадлежит к хантам, на это указывает, в том числе его фамилия.

В повести Айпина есть интересный момент, когда для площадки буровой расчищают деревья.

Совершенно по-особому к этому событию относится главный герой.

Их героями являются Верховное божество Торум, его сыновья, птицы.

Творческая история лирических произведений через призму...

Таким образом, Пушкин сумел уже в первом подражании затронуть многие главные темы

Основные термины (генерируются автоматически): подражание, Коран, Пушкин, текст

Девять стихотворений Пушкина, составивших этот цикл, принадлежат к шедеврам поэзии. Видения Востока и мусульманские образы, герои Ислама органично соседствуют у него с христианским...

Образ фавна в античной мифологии и «Хрониках Нарнии»...

Их появление в произведении не случайно. Несмотря на то, что «миф как литературная форма ушел в

Прежде всего, необходимо остановиться на происхождении данного героя. Фавны — существа римской мифологии. И латинизированные имена фавнов в «Хрониках Нарнии»

Фавны взаимодействуют с главными героями, помогают им, участвуют в диалогах и, как было...

Парадокс душевной болезни в рассказе А. П. Чехова...

Главного героя произведения Андрея Васильевича Коврина можно рассматривать как

3) Принимая во внимание возраст главного героя (40 лет), 2–3 –летний период течения

В пространстве текста произведения отчетливо прослеживаются симптомы: возникновение у

[7] Рассказ «Черный монах» наглядно подтверждает существо подобного творческого метода...

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии...

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

К вопросу о функционировании антропонимов-реалий...

Ключевые слова: антропоним-реалия, личное имя, культурно-историческая функция

Все вышеперечисленные персонажи изворачиваются и сражаются за главный приз — руку богатой

Так как главная героиня романа является представительницей женского пола, то.

Внутренние монологи главного героя и образы женщин, с которыми главный герой романа.

Ономастический пласт в художественной речи дастанов

Особое внимание при этом обращается на имя главного героя.

В дастане «Шахрияр» о рождении главного героя Шахрияра и обряде его имянаречения повествуется следующим

Эпиклеса (греч.) – разновидность прозвища, а именно: прозвище бога или героя в Древней...

Привлекают внимание и модели антропонимов, составленные из необычного имени и.

Поэтическая ономастика М.А. Булгакова (на материале...)

В тексте наблюдается следующая закономерность: чем ярче апеллятив, входящий в состав именования персонажа, тем меньше образ носителя проявляется в тексте, и наоборот – чем ярче обозначается образ персонажа, тем нейтральней его имя.

Научный журнал «Молодой ученый» №17 (203) апрель 2018 г.

В 2007 году была удостоена награды L’Oréal-UNESCO «Женщинам в науке» (которую еще называют Нобелевской премией для женщин) за её вклад в понимание форм, размеров и движения больших молекул. В 2008 году стала лауреатом премии имени В. А. Каргина РАН.

Похожие статьи

Ономастическое пространство в произведении Н. С. Лескова...

В статье проанализировано ономастическое пространство в произведении Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Выявлен смысл использования автором того или иного имени собственного. Рассмотрены особенности и функции антропонимов и топонимов.

Словарь языка повести югорского писателя Еремея Айпина...

Главный герой повести Микуль Сигильетов тоже принадлежит к хантам, на это указывает, в том числе его фамилия.

В повести Айпина есть интересный момент, когда для площадки буровой расчищают деревья.

Совершенно по-особому к этому событию относится главный герой.

Их героями являются Верховное божество Торум, его сыновья, птицы.

Творческая история лирических произведений через призму...

Таким образом, Пушкин сумел уже в первом подражании затронуть многие главные темы

Основные термины (генерируются автоматически): подражание, Коран, Пушкин, текст

Девять стихотворений Пушкина, составивших этот цикл, принадлежат к шедеврам поэзии. Видения Востока и мусульманские образы, герои Ислама органично соседствуют у него с христианским...

Образ фавна в античной мифологии и «Хрониках Нарнии»...

Их появление в произведении не случайно. Несмотря на то, что «миф как литературная форма ушел в

Прежде всего, необходимо остановиться на происхождении данного героя. Фавны — существа римской мифологии. И латинизированные имена фавнов в «Хрониках Нарнии»

Фавны взаимодействуют с главными героями, помогают им, участвуют в диалогах и, как было...

Парадокс душевной болезни в рассказе А. П. Чехова...

Главного героя произведения Андрея Васильевича Коврина можно рассматривать как

3) Принимая во внимание возраст главного героя (40 лет), 2–3 –летний период течения

В пространстве текста произведения отчетливо прослеживаются симптомы: возникновение у

[7] Рассказ «Черный монах» наглядно подтверждает существо подобного творческого метода...

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии...

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

К вопросу о функционировании антропонимов-реалий...

Ключевые слова: антропоним-реалия, личное имя, культурно-историческая функция

Все вышеперечисленные персонажи изворачиваются и сражаются за главный приз — руку богатой

Так как главная героиня романа является представительницей женского пола, то.

Внутренние монологи главного героя и образы женщин, с которыми главный герой романа.

Ономастический пласт в художественной речи дастанов

Особое внимание при этом обращается на имя главного героя.

В дастане «Шахрияр» о рождении главного героя Шахрияра и обряде его имянаречения повествуется следующим

Эпиклеса (греч.) – разновидность прозвища, а именно: прозвище бога или героя в Древней...

Привлекают внимание и модели антропонимов, составленные из необычного имени и.

Поэтическая ономастика М.А. Булгакова (на материале...)

В тексте наблюдается следующая закономерность: чем ярче апеллятив, входящий в состав именования персонажа, тем меньше образ носителя проявляется в тексте, и наоборот – чем ярче обозначается образ персонажа, тем нейтральней его имя.

Научный журнал «Молодой ученый» №17 (203) апрель 2018 г.

В 2007 году была удостоена награды L’Oréal-UNESCO «Женщинам в науке» (которую еще называют Нобелевской премией для женщин) за её вклад в понимание форм, размеров и движения больших молекул. В 2008 году стала лауреатом премии имени В. А. Каргина РАН.

Задать вопрос