Использование нейропсихологических упражнений в коррекции дисграфии у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 27.05.2023

Статья просмотрена: 472 раза

Библиографическое описание:

Гладкова, П. О. Использование нейропсихологических упражнений в коррекции дисграфии у младших школьников / П. О. Гладкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 517-519. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103226/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор описывает особенности нейропсихологического подхода к коррекции дисграфии у младших школьников, рассматривает возможности использования различных нейропсихологических упражнений для становления процесса письма.

Ключевые слова: дисграфия, нейропсихологический подход, младшие школьники, методика использования нейропсихологических упражнений.

В настоящее время продолжается активная разработка использования нейропсихологического подхода в коррекции дисграфических и дислексических расстройств у детей младшего школьного возраста. Успешность этого подхода находит свое экспериментальное подтверждение, нейропсихологические упражнения включаются наряду с традиционными в логопедические программы по коррекции дисграфии и показывают свою эффективность.

Методологической основой нейропсихологического подхода являются теоретические положения А. Р. Лурия о системном строении высших психических функций, активация и нормальное функционирование которых зависит от взаимосвязанной работы трех блоков мозга. Письменная речь включает активацию, поддержание тонуса в процессе операции письма (I функциональный блок мозга); операции по переработке слухоречевой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации (II функциональный блок); программирование, серийную организацию движений; регуляцию и контроль акта письма (III блок мозга) [4]. Процессы чтения и письма могут быть нарушены при недостаточной сформированности любого из этих компонентов. Т.В Ахутиной проведен нейропсихологический анализ ошибок на письме, разработана классификация видов дисграфии у младших школьников, выработаны рекомендации по использованию нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у детей [2].

При дисграфии имеет место несформированность высших психических функций(восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

Для повышения нейродинамических характеристик, то есть работы с I блоком мозга могут использоваться приемы, повышающие уровень активации больших полушарий, упражнения на межполушарное взаимодействие, нормализацию мышечного тонуса, а также дыхательные, глазодвигательные упражнения, «растяжки», различные виды массажа и самомассажа, стимулирование тактильных ощущений, предложенные в рамках метода замещающего онтогенеза А. В. Семенович [6].

Для преодоления трудностей обучения, вызванных недостаточным развитием функций программирования и контроля, применяются методики, направленные на активизацию произвольного внимания, умения переключаться, планировать в уме свои действия. Для дошкольников и младших школьников разработаны упражнения по методике «Школа внимания» Н. М. Пылаевой и Т. В. Ахутиной [2]. В развивающую работу также включаются методика классификации В. М. Когана, «Куб Линка», игры на внимание и память, различные виды шифровок, адаптированные для целей развивающего обучения. Интересны, описанные в методической литературе, такие игры, как: «Парад» (детям необходимо маршировать под счет. В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором на счет «два» и т. д.), игра «Считаем до 100» (учащимся нужно сосчитать до ста, перекидывая друг другу мячик, но нельзя вслух называть числа, в состав которых входят «запретные» цифры; игра должна быть быстрой, игроки, назвавшие запретные слова, получают штрафные очки), «Запретная буква» (в обычную игру в слова (придумать слово на последнюю букву) вводится правило: нельзя говорить слова, в составе которых есть «запретная» буква), «Азбука Морзе» (необходимо рисовать различные значки в ответ на определенный сигнал: на два хлопка рисуем звездочку, на два свистка кружочек, на три стука палочку), «Кодировщик» (учащемуся надо поднять правую руку, если он услышит название, например, морского животного, левую руку  при указании на несъедобный предмет, хлопнуть в ладоши в ответ на слово, обозначающее неодушевленный предмет). Так же интересен вариант «графического диктанта» с условными обозначениями задания: на один стук рисовать линию вниз, на три влево и т. д., корректурная проба с переключением: после условного сигнала смена зачеркиваемой буквы на другую [5]. Система саморегуляции и контроля произвольных действий имеет пять основных компонентов (целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекция) и работает как единый неразрывный процесс, обеспечивая структуру построения не только выполняемой деятельности, но и поведения. Для развития этих пяти компонентов на коррекционных занятиях необходимо формировать навыки упреждающего, текущего и следового контроля письма с использованием разных способов проверки, побуждая детей к самостоятельному поиску ошибок.

Использование игровой и познавательной мотивации повышает работоспособность детей, нейродинамические характеристики их деятельности. На фоне работы над произвольным вниманием могут одновременно применяться задания по развитию графических движений.

Другая работа строится при слабости функций II блока мозга. По мнению Т. В. Ахутиной, если в системе методов, направленных на развитие и коррекцию функций программирования, важно вынесение программы вовне и дозирование заданий, то для коррекции функций II блока мозга важно обеспечение простоты выбора нужного элемента: от выбора среди далеких элементов к выбору среди близких элементов. Этот методический подход определяется предложенным А. Р. Лурия пониманием механизма ошибок и при дефиците функций III блока основными типами ошибок являются упрощение программы и инертность, при дефиците функций II блока — трудности выбора близких элементов [2].

При выявлении слабости обработки слуховой информации важна тщательная проработка звукового анализа, работа над расширением словаря, и развития слухоречевой памяти. При этом необходимо учесть, что дифференцировка сначала максимально упрощается, автоматизируется и постепенно усложняется. Здесь может быть эффективным упражнение под названием «испорченное эхо». Первоначально для работы отбирается одна пара оппозиционных звуков, например, ж — ш. Ведущий кидает ребенку мячик и говорит: «шар», ребенок ловит мячик, говорит: «жар» и возвращает мячик ведущему и т. д. При проведении упражнения следует добиваться автоматических ответов. Также может использоваться игра «Найди общий звук», где читается ряд слов, и задача ребенка услышать, какой звук есть во всех словах. Одновременно с этим может идти обучение детей навыкам узнавания слова как целостного образа. Материалом для обучения могут быть игры и упражнения «Отгадай слово», «Игра в слова», «Поймай букву», «Слоги», «Охотники за словами», «Телеграмма» [5].

Преодолению недочетов обработки зрительно-пространственной информации способствует обеспечение высокой мотивации через соревнование и использование уместных игровых приемов. Младшим школьникам необходимы действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием, нужны упражнения с опорой на сохранную аналитическую стратегию с поэтапным подключением целостной стратегии переработки зрительно-пространственной информации. Коррекция нарушений письма при слабости холистической стратегии разрабатывалась Н. М. Пылаевой и Э. В. Золотаревой и включает комплекс методик, направленных на коррекцию и развитие зрительно-пространственных функций. В него входят упражнения на отработку схемы тела, на ориентировку в помещении, в пространстве стола и листа, блок заданий на перцептивное моделирование «Сложи фигуру» [1, 3].

При выстраивании нейропсихологической программы по коррекции дисграфии у младших школьников необходимо обращать внимание на использование заданий и игр, которые предусматривают полимодальное воздействие на учащегося, то есть активизируют одновременно зрительные, слуховые или тактильные анализаторы.

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Золотарева Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы коррекции // Школа здоровья, 1997. — Т. 4. — № 3. — С. 37–42.
  2. Ахутина Т. В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме// Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция/ Под ред. О. А. Величенковой. — М.: Логомаг, 2018. — С.76–96
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. — М.: Академия, 2015. — 282 с.
  4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во МГУ. 1973. — 374 с.
  5. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении/ Под ред. Ж. М. Глозман. — М.: Генезис, 2021. — 336 с.
  6. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М.: Генезис, 2021. — 474 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нейропсихологический подход, III, блок мозга, зрительно-пространственная информация, упражнение, дефицит функций, игра, коррекция, произвольное внимание, развитие.


Ключевые слова

младшие школьники, дисграфия, нейропсихологический подход, методика использования нейропсихологических упражнений

Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей...

Библиографическое описание: Салихзянова, Л. И. Метод нейропсихологической

Масса детей демонстрирует гиперактивность, дефицит внимания, задержки психоречевого

1 блок — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления.

Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой...

Отстают в развитии функции внимания, целенаправленности действий.

Отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации.

Второй блокблок приема, переработки и хранения информации — включает основные анализаторные системы

Пример упражнения на перенос из тактильной в зрительную модальность.

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов...

Серьезного внимания заслуживает нейропсихологический аспект реабилитации таких

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение

3) третий блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля над психической

При работе над третьим блоком мозга используется когнитивная программа коррекции для...

Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений

Предпринята попытка эмпирически выявить нейропсихологические маркеры различий и качественно их описать.

Второй блок мозга — «блок приема, переработки и хранения информации»

5 блок: Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса.

11 блок: Исследование мнестических функций (слухоречевой, зрительной памяти).

Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии

Поэтому нейропсихологический подход к исследованию механизмов дисграфии в

Р. Лурия, в рамках нейропсихологического подхода, модель мозга была разделена на три основных блока

У таких детей отмечается недостаточно развитое внимание и логика. [7, с. 154].

В исследованиях многих ученых отмечается, что дети с нарушениями функций III блока...

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

3) изложить концептуальный подход к нарушению ВПФ при локальных поражениях мозга, в том числе

обучения – дело будущего и экспериментальные исследования в этом направлении пока еще на стадии развития.

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов...

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья.

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс...

Тренировка памяти, внимания, мышления и т.д. приобретает характер муштры. Эти психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функциями.

Стержнем коррекционной программы является нейропсихологический подход, на основе которого

Упражнения для языка и мышц челюсти. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей...

Библиографическое описание: Салихзянова, Л. И. Метод нейропсихологической

Масса детей демонстрирует гиперактивность, дефицит внимания, задержки психоречевого

1 блок — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления.

Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой...

Отстают в развитии функции внимания, целенаправленности действий.

Отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации.

Второй блокблок приема, переработки и хранения информации — включает основные анализаторные системы

Пример упражнения на перенос из тактильной в зрительную модальность.

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов...

Серьезного внимания заслуживает нейропсихологический аспект реабилитации таких

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение

3) третий блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля над психической

При работе над третьим блоком мозга используется когнитивная программа коррекции для...

Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений

Предпринята попытка эмпирически выявить нейропсихологические маркеры различий и качественно их описать.

Второй блок мозга — «блок приема, переработки и хранения информации»

5 блок: Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса.

11 блок: Исследование мнестических функций (слухоречевой, зрительной памяти).

Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии

Поэтому нейропсихологический подход к исследованию механизмов дисграфии в

Р. Лурия, в рамках нейропсихологического подхода, модель мозга была разделена на три основных блока

У таких детей отмечается недостаточно развитое внимание и логика. [7, с. 154].

В исследованиях многих ученых отмечается, что дети с нарушениями функций III блока...

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

3) изложить концептуальный подход к нарушению ВПФ при локальных поражениях мозга, в том числе

обучения – дело будущего и экспериментальные исследования в этом направлении пока еще на стадии развития.

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов...

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья.

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс...

Тренировка памяти, внимания, мышления и т.д. приобретает характер муштры. Эти психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функциями.

Стержнем коррекционной программы является нейропсихологический подход, на основе которого

Упражнения для языка и мышц челюсти. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Задать вопрос