Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Корсакова, Л. Ю. Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии / Л. Ю. Корсакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47668/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны включать в себя индивидуальный урок и групповые занятия.

Ключевые слова: перспективы психологии, афазии, нейропсихологическая реабилитация, нейропсихология.

Abstract. The article is devoted to verbal violations and methods of their rehabilitation. There are different forms and methods of organizing neuropsychological rehabilitation of patients, but for qualitative restoration of speech processes, they must be combined. They should include an individual lesson and group lessons.

Keywords: prospects of psychology, neuropsychological rehabilitation, aphasia, neuropsychology

Цель исследования – рассмотрение причин, локализации и нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями речи при локальных поражениях мозга.

Задачи исследования:

1) проанализировать и обобщить теоретический материал по проблеме речевых расстройств;

2) выделить и сопоставить между собой основные подходы к изучению афазии в отечественной и западной психологии;

3) изложить концептуальный подход к нарушению ВПФ при локальных поражениях мозга, в том числе и афазии, подробно разработанный А.Р. Лурией и другими авторами;

4) проанализировать основные механизмы определения нарушений речи и их последующей нейропсихологической реабилитации.

Объект исследования – речевые расстройства.

Предмет исследования – анализ патологии речевого мышления.

Актуальность.

Речь и ее нарушения затрагивают большой круг различных областей знания, таких как общая и детская психология, лингвистика, неврология, нейропсихология, физиология, дефектология, акустика, логопедия и т. д.

Как известно, общение человека с внешним миром в основном происходит с помощью речи, которая представляет собой сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь помогает человеку выражать переживания и чувства, получать информацию из внешнего мира о чувствах других людей по поводу внутренних и внешних событий их жизни. Она влияет на социальные действия и взаимодействия людей, а также на восприятие физического мира и действий в нем.

Особая актуальность изучения речевых расстройств связана с тем, что органические поражения мешают человеку гармонично существовать в мире. Они осложняют личную, семейную и в целом социальную жизнь человека. Таким людям необходима помощь и правильная коррекционная работа. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, психика человека сложная и многоуровневая система, а нарушение какой-либо «ячейки» этого механизма ведет к серьезным проблемам во всем функционировании.

Актуальность проблемы в клинико-психологическом аспекте связана с необходимостью разработки эффективных методов помощи больным людям вновь обрести себя, вернуться к семье, к работе, в окружающий социальный мир и поиске средств для обучения больных повторению, воспроизведению и пониманию речи.

Методы исследования – анализ исследований в данной области.

Результаты.

Одной из важных научных основ подхода к проблеме афазии явилась теория о системно-динамической локализации ВПФ. На ее основе А. Р. Лурия и его сотрудники смогли разработать методику определения формы нарушений и план ее реабилитации соответственно. В их работах показано, что виды афазий бывают разные и к каждой форме нарушения нужен свой определенный подход и анализ.

Трудности, возникшие в афазилогии (рассогласование теоретических представлений об афазиях, их классификаций с клиническими фактами и т.д.), потребовали нового подхода к изучению афазии. Концептуальный аппарат нейропсихологии, разработанный А. Р. Лурия и его сотрудниками является научной теоретической основой, которая открывает новое учение о речевых расстройствах и указывает на важность правильного определения формы афазии для реабилитации. Нейропсихологический метод анализа, современные представления о речи дают нам возможность более точно определить форму нарушения.

«Анализ афазии должен проводиться по следующей схеме:

1. Анализ клинической картины и выделение в ней существенных признаков.

2. Выделение основного дефекта.

3. Выделение (прогностически) фактора.

4. Выделение симптомокомплекса.

5. Выделение синдрома на основе симптомокомплекса.

6. Окончательное выделение центрального механизма (фактора).

7. Анализ психологическое картины нарушения речи (памяти, интеллектуальной деятельности и других ВПФ).

Эта схема позволяет структурировать получаемый при обследовании больных материал, отделять существенное от несущественного, проникать в суть нарушения речи или других ВПФ» (9, стр.72).

Наиболее эффективным является применение систем методов, в основе которых лежит восстановительное обучение. НРП требует работы над всей психической сферой субъекта и имеет ряд разных задач, но основная из них не просто приспособление больного к дефекту, а восстановление его высших психических функций.

Общие методы восстановительного обучения и реабилитации больных с локальными поражениями мозга можно поделить на вербальные и невербальные. При подборе рабочего материала к обоим видам необходимо учитывать частность, фонетическую и грамматическую сложность вербального материала и частотность и образность картиночного.

Другим важным аспектом нейропсихологической реабилитации являются аудиовизуальные методики и их роль в восстановлении речи при афазии. Специфические дефекты ВПФ, возникающие при локальных поражениях мозга часто сопровождаются рядом неспецифических общемозговых дефектов (общее снижение активности коры мозга, сужение объема и снижение темпа восприятия, увеличение времени, необходимого для переработки поступающей информации), что усложняет клиническую картину проявления основного дефекта психических процессов, хотя они и не затрагивают структуры процессов.

Л. С. Цветкова разработала группу специальных аудиовизуальных методов, помогающих преодолевать специфические и неспецифические дефекты. Например, метод просмотра больными кинокадров, метод озвученного чтения (синхронное чтение и прослушивание текста) и «магнитофонный метод».

Значение всех выше перечисленных методик заключается в возможности создания наиболее оптимальным условий для активного контроля за больными для восстановления речи и в возможности самостоятельного заочного обучения.

Понимание речи не простой и многоуровневый процесс, который использует различные средства для увеличения точности осознания значения и смысла текста, то есть использованию устной импрессивной речи. Ее главными центральными механизмами являются процессы звукоподрожания, удержания вербальной информации в оперативной памяти и процесс перешифровки логико-грамматических конструкций на единицы значения, а также объем воспринимаемого.

Нарушение понимания речи выступает в качестве ведущего симптома трех форм афазии – сенсорной (необходимо преодоление дефекта фонематического слуха и восстановление процесса звукоразличения), акустико-мнестической (необходимо преодоление дефектов слухоречевой памяти и сужения объема слухового восприятия, восстановление предметных образов) и семантической (необходимо обучение ориентировки в пространстве из-за нарушений понимания многих логико-грамматических конструкций).

«Важнейшим звеном в нейропсихологической практике является установление контакта с больным, что является результатом сплава научных познаний нейропсихолога (педагога, врача, логопеда) и его умений вступать в контакт с больными людьми, искусства общения. Однако в этой неформализуемой (или трудно формализуемой) части обучения имеется и ряд методов, которые показали свою эффективность. Интонация, жесты, форма общения с больным, содержание бесед – все это должно быть выверено в индивидуализировано для каждого больного, так как эта часть взаимодействия является средством реализации гуманного отношения к больному, его недугу, желанию и умению ему помочь» (9, стр. 407-408).

А. Р. Лурия писал: «Мозг человека является органом, регулирующим всю его деятельность, и поражения мозга, которые носят обычно стойкий характер, надолго выключают человека из работы, а иногда даже и из нормального общения с окружающими и нормальных жизненных отношений. Какими путями такой больной может быть включен в общественную трудовую жизнь? Какие меры должны быть приняты для того, чтобы такое включение в жизнь пошло по наиболее рациональным путям?». К сожалению, ответа на поставленные ученым вопросы все еще нет. Однако хочется надеяться, что в ближайшем будущем они появятся, а мы сможем оказывать квалифицированную помощь больным с речевыми расстройствами и другими нарушениями высших психических функций.

Выводы.

1. Изучение речевых расстройств ведется уже очень давно, и многие ученые пытались понять основные механизмы нарушений. Исходя из исследований были построены различные теории, помогающие найти способ восстановления утраченных человеком способностей. Проблема афазии актуальна до сих пор и требует дальнейшего изучения, так как люди, страдающие от этого нарушения нуждаются в правильной нейропсихологической реабилитации.

2. Наиболее качественный подход к проблеме речевых нарушений основывается на идеи динамической, системной локализации функций. Если рассматривать проблему с этой позиции, то афазия – это нарушение высших корковых процессов, то есть изменения в функционировании системы, которая страдает из-за органических поражений мозга. А. Р. Лурия и его коллеги сформулировали подход к изучению речевых расстройств, который помогает проводить качественную диагностику локальных поражений мозга и анализировать основные пути восстановления нарушенных функций.

3. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны включать в себя индивидуальный урок и групповые занятия. Однако разработка методов и способов взаимодействия этих двух форм восстановительного обучения – дело будущего и экспериментальные исследования в этом направлении пока еще на стадии развития.

Практическая значимость.

При нарушениях речевых процессов человек переживает огромный стресс, так как не может нормально контактировать с окружающим миром. Подобные нарушения речевых и интеллектуальных умений и навыков возникают часто из-за различных заболеваний головного мозга, таких как, например, инсульт или черепно-мозговая травма. Очень важно помочь людям с такой проблемой, как афазия, вернуться к общественной жизни и труду. В связи с этим перед психологами стоит задача, которая заключается в оказании квалифицированной помощи человеку с таким заболеванием.

«Одним из важнейших требований нейропсихологической реабилитации (НПР) неврологических и нейрохирургических больных является раннее начало реабилитационной работы» (9, стр.11).

Литература:

  1. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с.
  2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведение / А. Р. Лурия. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.
  3. Палмер Д. Эволюционная психология: Секреты поведения Homo sapiens. – ОЛМА Медиа Групп, 2003. – 382 с.
  4. Тонконогий И.М. Клиническая нейропсихология / И.М. Тонконогий, А. Пуанте. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 528 с.
  5. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. (+CD-ROM) / Е.Д. Хомская. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 496 с.
  6. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. Изд. «Просвещение», М., 1988.
  7. Цветкова Л. С., Торчуа Н. Г. Афазия и восприятие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 176 с.
  8. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение – АО «Учеб. Лит.», 1995. – 304 с.
  9. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 424 с.
Основные термины (генерируются автоматически): локальное поражение мозга, больной, восстановительное обучение, нарушение, нарушение речи, нейропсихологическая реабилитация, нейропсихологическая реабилитация больных, внешний мир, индивидуальный урок, качественное восстановление.


Ключевые слова

перспективы психологии, афазии, нейропсихологическая реабилитация, нейропсихология

Похожие статьи

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов...

Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одна из ведущих причин смертности и инвалидности в России. В последние годы в нашей стране ежегодно регистрируется более 450 тыс. инсультов [1]. При этом наблюдается «омоложение» инсульта с увеличением его...

Паралингвистические средства коммуникации в системе...

Любовь Семеновна Цветкова в своей работе «Нейропсихологическая реабилитация больных» к условно-невербальным методам восстановления речи, других

Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга.

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой...

Нейропсихологическое исследование речи и других ВПФ.

Основные термины (генерируются автоматически): динамическая афазия, больной, грамматическое структурирование, слово, нарушение, речевое действие, речевой акт, восстановительное обучение, экспрессивная...

Когнитивные нарушения у больных с нарушениями мозгового...

Реабилитация больных, перенесших инсульт проводится по индивидуально

Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление.

Эффективность гирудотерапии в реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения.

Особенности коррекционно-восстановительного обучения...

Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга.

Ключевые слова: очаговые поражения мозга, нарушения когнитивных функций, коррекционная работа, нейродинамические показатели.

Восстановительное обучение при поражении недоминантного...

Восстановительное обучение больных с афазией имеет достаточно давнюю историю.

Учитывая особенности нейропсихологического статуса, данному пациенту была составлена программа восстановительного обучения

Вопросы реабилитации детей с последствием очагового...

Последствия очаговых поражений головного мозга в результате инсульта и черепно-мозговой травмы практически одинаковы: у больных в той или иной степени нарушаются речевая и другие

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья.

Изменения личности при нарушениях речи у взрослых

Восстановление речи у больных с афазией. М.: Изд-во МГУ, 1965, 310 с. Бурлакова (Шохор-Троцкая) М. К. Стратегия и тактик восстановления речи: нейропсихологическое введение в логопедию. М.: Просвещение, 2001, 380 с.

Особенности проявления нейропсихологических расстройств...

Ключевые слова:инсульт, высшие мозговые функции, нейропсихологические синдромы, межполушарное взаимодействия, механизм викариата.

При ЛПИ мы выявляли нарушение таких “правополушарных” функций, как оптико-пространственный гнозис у 56 % больных (Рис 2).

Похожие статьи

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов...

Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одна из ведущих причин смертности и инвалидности в России. В последние годы в нашей стране ежегодно регистрируется более 450 тыс. инсультов [1]. При этом наблюдается «омоложение» инсульта с увеличением его...

Паралингвистические средства коммуникации в системе...

Любовь Семеновна Цветкова в своей работе «Нейропсихологическая реабилитация больных» к условно-невербальным методам восстановления речи, других

Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга.

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой...

Нейропсихологическое исследование речи и других ВПФ.

Основные термины (генерируются автоматически): динамическая афазия, больной, грамматическое структурирование, слово, нарушение, речевое действие, речевой акт, восстановительное обучение, экспрессивная...

Когнитивные нарушения у больных с нарушениями мозгового...

Реабилитация больных, перенесших инсульт проводится по индивидуально

Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление.

Эффективность гирудотерапии в реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения.

Особенности коррекционно-восстановительного обучения...

Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга.

Ключевые слова: очаговые поражения мозга, нарушения когнитивных функций, коррекционная работа, нейродинамические показатели.

Восстановительное обучение при поражении недоминантного...

Восстановительное обучение больных с афазией имеет достаточно давнюю историю.

Учитывая особенности нейропсихологического статуса, данному пациенту была составлена программа восстановительного обучения

Вопросы реабилитации детей с последствием очагового...

Последствия очаговых поражений головного мозга в результате инсульта и черепно-мозговой травмы практически одинаковы: у больных в той или иной степени нарушаются речевая и другие

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья.

Изменения личности при нарушениях речи у взрослых

Восстановление речи у больных с афазией. М.: Изд-во МГУ, 1965, 310 с. Бурлакова (Шохор-Троцкая) М. К. Стратегия и тактик восстановления речи: нейропсихологическое введение в логопедию. М.: Просвещение, 2001, 380 с.

Особенности проявления нейропсихологических расстройств...

Ключевые слова:инсульт, высшие мозговые функции, нейропсихологические синдромы, межполушарное взаимодействия, механизм викариата.

При ЛПИ мы выявляли нарушение таких “правополушарных” функций, как оптико-пространственный гнозис у 56 % больных (Рис 2).

Задать вопрос