Влияние санкций на российский рынок кинопроката | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 27.05.2023

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Луппова, А. В. Влияние санкций на российский рынок кинопроката / А. В. Луппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103221/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается влияние санкций на состояние российского кинопроката.

Ключевые слова: санкции, экономические санкции, кино, кинопрокат, фильм, культура.

Вводимые Западом санкции нашли отражение во всех отраслях российской экономики. Изменения в геополитической обстановке повлекли за собой перемены в том числе и в сфере российского рынка кинематографа. В марте 2022 г. ввиду эскалации российско-украинского конфликта о своем решении покинуть российский рынок и остановить прокат фильмов на российских «больших экранах» объявили зарубежные крупнейшие киностудии Disney, Sony Pictures, UPI, Paramount, Warner Bros., Lionsgate и другие [4, с. 5]. Сильная зависимость сферы кино от иностранной медиапродукции поставило под удар постепенно восстанавливающиеся после пандемийного периода российские кинотеатры. Так, согласно данным Фонда кино, в 2021 г. из десяти фильмов с наибольшими сборами на территории России только две киноленты были отечественного производства, а подавляющая часть фильмов американские [11, с. 6]. Подобная ситуация наблюдалась в 2018–2019 гг., когда доля российского кино была 28,9 % и 22,1 % соответственно [3, с. 5; 2, с. 2]. Периоды подъема продукции российской киноиндустрии приходятся на пандемийный 2020 г., когда съемки лент за рубежом были приостановлены или велись с соблюдением жестких ограничений, и на 2022-II кв. 2023 гг. В 2022 г. российское кино было наиболее востребовано (6 из 10), вопреки сложившимся обстоятельствам, зарубежные ленты также располагаются в рейтинге, однако все они вышли в прокат до СВО. Таким образом, усиление интереса зрителей российскими фильмами зачастую результат возникновения дефицита зарубежного контента [11, с. 6].

Своеобразная «выжженная земля» оставленная после ухода иностранных лидеров открыла возможность роста для отечественного кино, однако совокупные сборы, хоть и превысили уровень 2020 года, вернуться к прежним показателям не смогли, снизившись в 2022 г. по отношению к 2021 г. на 41,7 % (см. рис. 1).

Размер кассовых сборов в2020–2022 гг., млрд р. Источник: составлено автором по данным: [1, с. 5]

Рис. 1. Размер кассовых сборов в2020–2022 гг., млрд р. Источник: составлено автором по данным: [1, с. 5]

Общая сумма проданных билетов в 2022 г. составила 83,2 млн ед., что меньше показателя предыдущего года на 42,9 %. Остановка деятельности зарубежных компаний привела к потере кинотеатрами выручки, которая формировалась в большей степени за счет проката крупных голливудских блокбастеров. Так, сообщается, что объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино», управляющая 65 кинотеатрами, понесла убытки на сумму 1,8 млрд р. Федеральная сеть кинотеатров «Киномакс» недополучила 1 млрд р., сеть «Каро» недосчиталась в 2022 г. 1.3 млрд р. (см. рис. 2) [6, с. 6].

Количество проданных билетов, млн, 2020–2022 гг. Источник: составлено автором по данным: [1, с. 5]

Рис. 2. Количество проданных билетов, млн, 2020–2022 гг. Источник: составлено автором по данным: [1, с. 5]

Еще одной из причин и в тоже время следствием снижения выручки является снижение количества кинозалов, а следственно и числа посещений. Поскольку доход кинотеатра — это совокупность выручки от продажи билетов (около 30 % от суммы дохода) и реализации продукции бара (попкорн, газировка, сувениры и пиво), то важным показателем становиться посещаемость. По данным «Яндекс-афиши», в 2022 г. россияне купили через сервис в два раза меньше билетов, чем годом ранее, причиной указывают отсутствие интересных премьер, привлекающих аудиторию, рост обращений к пиратским сайтам и онлайн-кинотеатрам, а также общее снижение интереса к кинотеатрам.

Не улучшает ситуацию и рост цен на билет при снижении реально располагаемых доходов жителей страны. «Бюллетень кинопрокатчика» утверждает, средняя цена билета в отечественных кинотеатрах по итогам января 2022 г. составила 323,7 р. (+13,2 % к стоимости январе 2021 г.). В среднем в прошлом году поход в кино в России стоил 278,1 р. [13, с. 6].

Средняя цена билета в кино в 2017–2022 гг., р. Источник: [10, с. 6]

Рис. 3. Средняя цена билета в кино в 2017–2022 гг., р. Источник: [10, с. 6]

Спад выручки, стремление и тяготение зрителя к поиску альтернативных способов просмотра иностранных фильмов привел к тому, что к концу 2022 г. в стране закрылось около 10–12 % кинотеатров (в целом с 2020 г. число «больших экранов» снизилось на 16,3 % [12, с. 6]) по оценке Ассоциации владельцев кинотеатров [13, с. 6]. В попытках выжить ряд кинотеатров пустили в повторный прокат старые фильмы отечественные и зарубежные фильмы, а затем стали без лицензии показывать новинки зарубежного кинематографа показывая их перед показом российских короткометражных фильмов. Таким способом благодаря теневому показу россияне смогли увидеть «Бэтмена», третий «Мир Юрского периода» и «Аватар: Путь воды».

Онлайн-кинотеатры также пострадали от введения санкций. Пандемия показала, что смотреть фильмы онлайн — это хорошая альтернатива классическому походу в кино, а подписка на онлайн-сервисы не пустая трата денег. Поэтому часть зрителей после ухода компаний для просмотра иностранных фильмов стала обращаться к таким платформам как «Кинопоиск», «Kion», «Иви» и т. п., где несмотря на прекращение размещения западных новинок, содержалась внушительная фильмотека из видео-контента иностранного и отечественного производства. Однако вскоре онлайн-кинотеатры столкнулись с проблемой продления лицензий с крупными студиями (Walt Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Universal Pictures) на фильмы в библиотеках, вызванной невозможностью продлить контракты на лицензионный показ из-за санкций. Если в марте 2022 г. речь шла исключительно о новых фильмах, то с августа решение начало касаться и уже вышедшего медиаконтента. Фильмы и сериалы данных компаний стали частично удалятся с сайтов российских сервисов. Так, стали недоступны сериалы «Друзья» и «Клон», фильмы «1+1», «Интерстеллар», «Пароль «Рыба-меч», трилогия «Властелин колец», «Маска» и другие культовые или популярные произведения, включая трилогию «Матрица» и её четвёртую часть. ВВС, британская радиовещательная корпорация, также отозвала свой контент и запретила его трансляцию на территории России [8, с. 6]. С 1 февраля 2023 г. на платформах «Амедиатеки» и «Кинопоиска» просмотр фильмов о Гарри Поттере невозможен, с 1 марта 2023 г. отечественные видеосервисы начали убирать из своих каталогов фильмы и сериалы от Walt Disney Company. На начало 2023 г. примерное сокращение ассортимента оценивается от 10 % до 70 % в зависимости от сервиса [9, с. 6]. К лету текущего года ожидается, что иностранный контент на легальных площадках уйдет полностью [7, с. 6]. Дефицит западного контента непременно вызовет отток аудитории в сторону пиратских сайтов. Согласно опросу, организованного TelecomDaily, 25 % зрителей онлайн-кинотеатров планируют отказаться от оплаты сервисов [5, с. 5]. Причина в увеличении стоимости подписки, при сокращении фильмотеки. Между тем TelecomDaily сообщает, что рынок онлайн-кинотеатров по итогам 2022 года вырос на 5 % и достиг 63,3 млрд руб. против 60,3 млрд руб. годом ранее [7, с. 6].

Выйти из кризиса как утверждают эксперты поможет уже начавшаяся переориентация на Азию и другие доступные рынки, где происходит создание медиапродукции подобного типа, а также формирование собственного оригинального российского контента. Хочется отметить, что онлайн-кинотеатры и телевидение уже транслируют сериалы и фильмы из Турции, Южной Кореи и Китая.

В целом можно сделать вывод, что санкции действительно сильно повлияли на российский кинопрокат. С одной стороны, уход медиагигантов с территории России нанес тяжелый удар по кинопрокату, с другой дал импульс развития отечественной киноиндустрии и поиску, открытию новых партнеров.

Литература:

  1. Итоги кинопроката 2022 года / / Фонд кино. — 1995–2023. — URL: https://ekinobilet.fond-kino.ru/news/detail/itogi-kinoprokata-2022-goda/ (дата обращения: 18.05.2023).
  2. Итоги кинопроката в 2019 году / Фонд кино. — 1995–2023. — URL: https://www.fond-kino.ru/news/itogi-kinoprokata-v-2019-godu/ (дата обращения: 18.05.2023).
  3. Кинопрокат России. Итоги 2018 года / Фонд кино. — 1995–2023. — URL: https://goo.su/wk48 (дата обращения: 18.05.2023).
  4. «Недружественные» киностудии — на абордаж: как российский зритель привыкает к пиратскому кино / Росбалт.RU. — 2000–2023. — URL: https://www.rosbalt.ru/piter/2022/09/12/1973697.html (дата обращения: 18.05.2023).
  5. Подписка есть, смотреть нечего: онлайн-кинотеатры рискуют растерять клиентов / INFOX.ru. — 2008–2023. — URL: https://www.infox.ru/news/251/290888-podpiska-est-smotret-necego-onlajn-kinoteatry-riskuut-rasterat-klientov (дата обращения: 18.05.2023).
  6. Российские кинотеатры потеряли миллиарды рублей из-за отсутствия голливудских премьер / СРБ. — 2012–2023. — URL: https://srb62.ru/2023/04/27/rossijskie-kinoteatry-poteryali-milliardy-rublej-iz-za-otsutstviya-gollivudskih-premer/ (дата обращения: 18.05.2023).
  7. Рынок онлайн-кинотеатров в России вырос на фоне ухода западных сервисов / «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ». — 1995–2023. — URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/07/03/2023/6405b1b29a794753afbf9a6c (дата обращения: 18.05.2023).
  8. С 1 марта российские видеосервисы уберут из библиотек фильмы и сериалы Disney / Habr. — URL: https://habr.com/ru/news/716350/(дата обращения: 18.05.2023).
  9. Спрос на российские онлайн-кинотеатры будет падать: кто их заменит / Fintolk.pro. — 2006–2023. — URL: https://fintolk.pro/news/spros-na-rossijskie-onlajn-kinoteatry-budet-padat-kto-ih-zamenit/ (дата обращения: 18.05.2023).
  10. Средняя цена билета в кино в России установила рекорд по итогам января 2022 года / Метрополитэн Медиа. — 2012–2023. — URL: https://goo.su/agspbX (дата обращения: 18.05.2023).
  11. Статистика / Фонд кино. — 1995–2023. — URL: https://ekinobilet.fond-kino.ru/statistics/ (дата обращения: 18.05.2023).
  12. Число кинотеатров в России уменьшилось почти на 20 % / СКБ Контур. — 1988–2023. — URL: https://kontur.ru/press/news/38128-chislo_kinoteatrov_v_rossii_umenshilos (дата обращения: 18.05.2023).
  13. Январь 2023 года стал лучшим месяцем в истории кинопроката России. Что ждет индустрию дальше / «Тинькофф Банк». — 2023. — URL: https://journal.tinkoff.ru/news/cinema-in-russia/ (дата обращения: 18.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, территория России, UPI, кино, кинотеатр, млрд, отечественное производство, российский кинопрокат, цена билета.


Ключевые слова

культура, санкции, кино, экономические санкции, фильм, кинопрокат

Похожие статьи

Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг.

Проанализируем данные о состоянии российского кинематографа в 2010–2014 гг., изучив, сколько в среднем зарабатывают

В 1939 г. появилось цветное кино, но в широкий прокат цветные фильмы вышли лишь в 60–70-е года.

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России.

Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных...

Проблемы монетизации драматического кино | Статья в сборнике...

Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг.

млрд рублей, WDSSPR, драм, россия, фильм, США, российский прокат, UPI, военная драма, фантастическая драма.

Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино.

в) привлечение российских и иностранных инвесторов к финансированию производства, проката и показа...

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России

В производстве документальных фильмов в 2013–2014 гг. участвовало 326 компаний, при этом 157 из них

Топ-10 самых кассовых документальных фильмов в российском прокате в 2004–2014 гг.

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «Россия-К» в 2014 г.

По данным таблицы 6, доля аудитории документального кино на канале «Россия-К» варьируется от 2.6 до...

Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных...

Библиографическое описание: Абазалиев, М. Д. Рынок отечественного кино и конечные получатели

 Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино.

ООО «Кинокомпания «СТВ» — российская кинокомпания по производству и продвижению отечественных фильмов.

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России.

Текущее состояние и перспективы развития рынка кинопоказа...

Рис. 1. Российский рынок кинопроката Рис. 2. Ежегодный прирост российского в 2000-2008гг. рынка

Как показали исследования рынка кинопроката в России, он имеет ряд характерных черт

Top 10 крупных операторов сетей кинотеатров России за период 2005-2008 гг.

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России. Рынок отечественного кино и конечные...

Факторы кинопроизводства в Российской Федерации и пути его...

...в кино — возврата кинопроизводителям части их расходов на производство фильмов из бюджетов регионов, на территории которых

Похожие статьи. Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных...

Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг.

Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино.

Основы управления персоналом организации | Статья в журнале...

Проведение экономических реформ и вызванный этим спад объемов производства вызвали обострение отношений занятости, уменьшение спроса на рабочую силу, усиление процессов роста безработицы населения, в результате чего возникли проблемы менеджмента персонала.

Трансформация бренда: ребрендинг, рестайлинг и ренейминг

Можно отметить, что примером успешного рестайлинга в России стала компания «М.Видео» [6]. Компания осуществила рестайлинг визуальных элементов бренда, включая логотип, дизайн сайта и мобильных приложений.

Концепции управления ИТ-проектами | Статья в журнале...

Размер команды: В кораблестроении команды могут состоять из сотен или даже тысяч человек, в то время как ИТ-проекты могут быть реализованы командами от нескольких человек до нескольких десятков. Стоимость проектов: Кораблестроение — это крайне дорогостоящий...

Похожие статьи

Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг.

Проанализируем данные о состоянии российского кинематографа в 2010–2014 гг., изучив, сколько в среднем зарабатывают

В 1939 г. появилось цветное кино, но в широкий прокат цветные фильмы вышли лишь в 60–70-е года.

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России.

Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных...

Проблемы монетизации драматического кино | Статья в сборнике...

Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг.

млрд рублей, WDSSPR, драм, россия, фильм, США, российский прокат, UPI, военная драма, фантастическая драма.

Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино.

в) привлечение российских и иностранных инвесторов к финансированию производства, проката и показа...

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России

В производстве документальных фильмов в 2013–2014 гг. участвовало 326 компаний, при этом 157 из них

Топ-10 самых кассовых документальных фильмов в российском прокате в 2004–2014 гг.

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «Россия-К» в 2014 г.

По данным таблицы 6, доля аудитории документального кино на канале «Россия-К» варьируется от 2.6 до...

Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных...

Библиографическое описание: Абазалиев, М. Д. Рынок отечественного кино и конечные получатели

 Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино.

ООО «Кинокомпания «СТВ» — российская кинокомпания по производству и продвижению отечественных фильмов.

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России.

Текущее состояние и перспективы развития рынка кинопоказа...

Рис. 1. Российский рынок кинопроката Рис. 2. Ежегодный прирост российского в 2000-2008гг. рынка

Как показали исследования рынка кинопроката в России, он имеет ряд характерных черт

Top 10 крупных операторов сетей кинотеатров России за период 2005-2008 гг.

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России. Рынок отечественного кино и конечные...

Факторы кинопроизводства в Российской Федерации и пути его...

...в кино — возврата кинопроизводителям части их расходов на производство фильмов из бюджетов регионов, на территории которых

Похожие статьи. Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных...

Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг.

Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино.

Основы управления персоналом организации | Статья в журнале...

Проведение экономических реформ и вызванный этим спад объемов производства вызвали обострение отношений занятости, уменьшение спроса на рабочую силу, усиление процессов роста безработицы населения, в результате чего возникли проблемы менеджмента персонала.

Трансформация бренда: ребрендинг, рестайлинг и ренейминг

Можно отметить, что примером успешного рестайлинга в России стала компания «М.Видео» [6]. Компания осуществила рестайлинг визуальных элементов бренда, включая логотип, дизайн сайта и мобильных приложений.

Концепции управления ИТ-проектами | Статья в журнале...

Размер команды: В кораблестроении команды могут состоять из сотен или даже тысяч человек, в то время как ИТ-проекты могут быть реализованы командами от нескольких человек до нескольких десятков. Стоимость проектов: Кораблестроение — это крайне дорогостоящий...

Задать вопрос