Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 07.07.2015

Статья просмотрена: 1499 раз

Библиографическое описание:

Захаров, С. М. Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России / С. М. Захаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 253-261. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21002/ (дата обращения: 19.04.2024).

Одной из основных задач продюсера является монетизация аудиовизуального произведения, превращение фильма в объект коммерческой ценности. Получение прибыли от продаж фильма позволяет продюсеру повышать свою деловую репутацию в глазах действующих и потенциальных инвесторов, что крайне важно для поиска финансовых средств на следующие кинопроекты.

Для того, чтобы осуществлять продажи аудиовизуального произведения, продюсеру необходимо точно понимать, на какую аудиторию рассчитан фильм, знать ее вкусы и предпочтения, чтобы найти фильму лучшие варианты каналов его распространения, что позволит донести фильм максимально широкой аудитории.

В связи с выше изложенным для обеспечения максимально успешной прокатной судьбы документальной картины необходимо правильно оценить конъюнктуру рынка документального кино в России.

По данным компании «Невафильм Research», в в 2014 году было закончено производство 390 документальных фильмов (общей продолжительностью 405,3 часа), из которых 227 (167,7 часа) произведено с государственной поддержкой в размере 333,7 млн рублей. Было создано 87 полнометражных картин, из которых 44 получили государственную поддержку. [6, с.79]

В производстве документальных фильмов в 2013–2014 гг. участвовало 326 компаний, при этом 157 из них за этот период выпустило только по одному фильму. Производителей документального кино в Российской Федерации можно разделить на три категории: независимые продюсерские компании (культурно-этнографический фонд «Вне времени», «ДС фильм», «Киноартель», кинокомпания «Мегафильм», «Вианж продакшн», ассоциация «Наше кино», киностудия «Версия», продюсерский центр «Синема продакшн»), государственные киностудии (Центр национального фильма, Санкт-Петербургская студия документальных фильмов), мастерские при высших учебных заведениях (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Всероссийский государственный институт кинематографии).

Как было сказано ранее, в 2014 году в России было произведено 390 документальных фильмов. Большая часть из них показывается на кинофестивалях, Интернет-ресурсах, а также в эфире федеральных и спутниковых телевизионных каналов.

По данным периодического издания «Бюллетень кинопрокатчика», в 2004–2014 гг. в российский прокат вышло 125 документальных фильмов. [1]

Рассмотрим десять наиболее кассовых документальных фильмов в российском прокате (табл. 1):

Таблица 1

Топ-10 самых кассовых документальных фильмов в российском прокате в 2004–2014 гг.

Номер фильма по количеству кассовых сборов

Дата начала проката

Название фильма

Страна

Прокатчик

Кассовые сборы в РФ, тыс. руб.

1

02.12.2010

Чудаки 3D

США-Румыния

Централ Партнершип

137 000

2

29.10.2009

Майкл Джексон: Вот и все

США

BVSPR Sony

62 000

3

22.04.2010

Большое путешествие вглубь океанов 3D: Возвращение

Великобритания-Австрия-Германия

Люксор

62 000

4

02.01.2014

Земля медведей 3D

Франция

Люксор

37 000

5

06.08.2009

Большое путешествие вглубь океанов 3D

Великобритания

Люксор

35 000

6

09.09.2010

Океаны

Франция-Швейцария-Испания

Кино без границ

31 000

7

23.09.2010

Морские динозавры 3D: Путешествие в доисторический мир

Великобритания-Франция

Люксор

27 000

8

28.07.2011

Пина: Танец страсти в 3D

Германия-Франция-Великобритания

Премиум Фильм

20 000

9

06.11.2014

Амазония: Инструкция по выживанию

Франция-Бразилия

Люксор

16 000

10

12.10.2006

Придурки

США

UIP

15 000

 

По данным таблицы 1, шесть фильмов из десяти были сняты в формате 3D: третья часть киноверсии программы канала «MTV» «Чудаки 3D» о команде профессионалов, исполняющих экстремальные трюки, заработала в прокате 137 млн рублей (тогда как предыдущая часть франшизы — «Придурки» — заработала лишь 15 млн рублей); научно-популярные фильмы о живой природе «Большое путешествие вглубь океанов 3D: Возвращение», «Земля медведей 3D», «Большое путешествие вглубь океанов 3D» и «Морские динозавры 3D: Путешествие в доисторический мир» заработали 62, 37, 35 и 27 млн рублей соответственно; фильм Вима Вендерса о танцовщице Пине Бауш «Пина: Танец страсти в 3D», который позиционировался прокатчиком «Премиум Фильм» как первый представитель арт-хауса, снятый в 3D, собрал в прокате 20 млн рублей.

Также в топ-10 присутствуют фильм о подготовке прощального турне короля поп-музыки Майкла Джексона «Майкл Джексон: Вот и все» (сборы 62 млн рублей) и научно-популярный фильм «Амазония: Инструкция по выживанию» о жизнедеятельности домашнего капуцина в диких условиях (сборы 16 млн рублей).

Рассмотрим самые кассовые российские документальные фильмы, вышедшие в 2004–2014 гг. (табл. 2):

Таблица 2

Топ-10 самых кассовых российских документальных фильмов в российском прокате в 2004–2014 гг.

Номер фильма по количеству кассовых сборов

Дата начала проката

Название фильма

Прокатчик

Кассовые сборы в РФ, тыс. руб.

1

20.11.2014

Здорово и вечно

Beat Films

4 200

2

13.08.2009

Последний герой: 20 лет спустя

НеваФильм Emotion

2 300

3

12.02.2009

Девственность

Кино без границ

1 460

4

28.06.2012

Снежное шоу 3D

Другое кино

1 100

5

18.09.2014

Еще

Beat Films

1 000

6

24.05.2012

Гражданин поэт. Прогон года

KinoClub

750

7

11.10.2012

Антон тут рядом

Другое кино

612

8

12.09.2013

ИЛЬФИПЕТРОВ

ПРОвзгляд

330,46

9

17.10.2013

Рудольф Нуреев. Мятежный демон

Свой почерк

213

10

28.07.2011

Родина или смерть

Кино без границ

166

 

По данным таблицы 2, самым кассовым российским документальным фильмом является фильм «Здорово и вечно», рассказывающий о музыкальной группе «Гражданская оборона» (сборы 4,2 млн рублей). В топ-10 присутствуют картины и о других культовых исполнителях: фильм Алексея Учителя «Последний герой: 20 лет спустя» о лидере группы «Кино» Викторе Цое заработал 2,3 млн рублей, фильм о группе «АукцЫон» «Еще» — 1 млн рублей.

Третье место в топ-10 самых кассовых российских документальных фильмов занял скандально известный фильм Виталия Манского «Девственность» о девушках, готовых продать свою честь. Фильм, авторский текст к которому написал Дмитрий Быков, а озвучил Александр Цекало, собрал в прокате 1,46 млн рублей.

В топ-10 также присутствуют фильмы «Снежное шоу 3D» (история создания культового представления Вячеслава Полунина) — 1,1 млн рублей; «Гражданин поэт. Прогон года» (фильм о создании и закрытии сатирического проекта Михаила Ефремова, Андрея Васильева и Дмитрия Быкова) — 750 тыс. рублей; «Антон тут рядом» (фильм о тяжелой судьбе аутиста Антона) — 612 тыс. рублей; «ИЛЬФИПЕТРОВ» (документально-анимационная лента о дуэте писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова) — 330,46 тыс. рублей; «Рудольф Нуреев. Мятежный демон» (фильм об одном из величайших артистов балета XX века) — 213 тыс. рублей; «Родина или смерть» (фильм Виталия Манского о современной Кубе) — 166 тыс. рублей.

Таким образом, анализируя данную статистику, можно прийти к выводу, что для того, чтобы российский кинозритель пришел в кинотеатр на документальный фильм, ему должна быть предложена либо научно-популярная картина в 3D-формате, либо история жизни знаменитого человека или история создания культового бренда.

С учетом того, что лишь малая часть создаваемых документальных фильмов выходит в кинопрокат, необходимо проанализировать позиции неигрового кино на телевизионном рынке. В первую очередь для этого необходимо изучить динамику объема показа документального контента в 2010–2014 гг. (табл. 3):

Таблица 3

Динамика объема показа документального контента на эфирных российских телеканалах в 2010–2014 гг.

Телеканал

Год

Документальный фильм, ч

Документальный сериал, ч

Всего

Изменение в 2014 г. по отношению к 2010 г., %

Первый канал

2010

341

82,1

423,1

-13,7

2014

292,2

73,0

365,2

Россия-1

2010

348,3

88,5

436,8

-43,5

2014

178,8

68,0

246,8

Россия-2

2010

13,7

1150,6

1164,3

21,8

2014

279,2

1139,6

1418,8

Россия-К

2010

910,9

400,6

1311,5

9,2

2014

636

796,8

1432,8

НТВ

2010

95

59,2

154,2

56

2014

48,1

192,6

240,7

ТНТ

2010

73,1

0

73,1

-4,3

2014

51,2

18,8

70

СТС

2010

19,3

0

19,3

68,9

2014

24,6

8,0

32,6

Домашний

2010

307,3

182,4

489,7

85,4

2014

167,3

740,7

908

Перец (до 17.10.2011 — ДТВ)

2010

292,7

323,5

616,2

-452

2014

3,9

107,7

111,6

Пятый канал

2010

1617,6

623,3

2240,9

-564,9

2014

72,6

264,4

337

РенТВ

2010

935,7

288,4

1224,1

17,6

2014

98

1341,7

1439,7

ТВ 3

2010

848,9

609,5

1458,4

-13

2014

179,3

1110,4

1289,7

Пятница! (до 01.06.2013 — MTV Россия)

2010

0

0

0

-

2014

3,1

0

3,1

Disney (до 31.12.2011–7ТВ)

2010

275

151

446

-

2014

0

0

0

ТВЦ

2010

564,4

127,3

691,7

40,5

2014

594,5

377,5

972

Звезда

2010

486,4

726,6

1213

22,6

2014

419,6

1068,4

1488

Ю

2010

0

0

0

-

2014

2,3

89,6

91,9

 

По данным таблицы 3, в десятку лидеров по показу документального кино в 2014 году вошли телевизионные каналы «Звезда» (1488 ч), «РенТВ» (1439,7 ч), «Россия-К» (1432,8 ч), «Россия-2» (1418,8 ч), «ТВ-3» (1289,7 ч), ТВЦ (972 ч), «Домашний» (908 ч), «Первый канал» (365,2 ч), «Пятый канал» (337 ч), «Россия-1» (246,8 ч). Следом идут телеканалы НТВ (240,7 ч), «Перец» (111,6 ч), «Ю» (91,9 ч), ТНТ (70 ч), СТС (32,6 ч), «Пятница!» (3,1 ч).

Наибольший прирост документального кино в эфирной сетке в 2014 году по сравнению с 2010 годом показал телеканал «Домашний»: 85,4 %, что связано с изменением программной политики канала — заменой зарубежных сериалов в поздний прайм на документальные сериалы. Наибольший же спад документалистики в эфире произошел на «Пятом канале»: -564,9 %, который связан с изменением концепции канала (из канала с позиционированием «компетентный собеседник» с уклоном на ток-шоу и документалистику был трансформирован в фильмово-сериальный канал с уклоном на детективные многосерийные ленты).

Рассмотрим, какие документальные фильмы пользуются спросом на федеральных телеканалах, лидирующих в показе документального кино.

Для подсчета зрительской аудитории используют понятия «рейтинг» и «доля». Рейтинг программы показывает отношение числа фактических зрителей программы к числу всех зрителей в регионе, у которых есть телевизор. Доля программы показывает отношение числа фактических зрителей программы к числу всех зрителей в регионе, который в момент показа программы находились у экрана телевизора. [3, с.71] Различные топы наиболее популярных программ составляются по их рейтингу компанией «TNS Russia» [2], доля аудитории программы сопоставляется с среднесуточной долей аудиторией канала, чтобы выявить реакцию лояльной аудитории канала на конкретную программу. [5, с.247]

На телеканале «Звезда» основной уклон делается на показ научно-популярной патриотической документалистики (табл. 4):

Таблица 4

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «Звезда» в 2014 г.

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

25.10.2014

Задело!

18:20:09

18:42:37

1.3

4.4

2

27.10.2014

Ставка

18:30:01

19:12:04

1.3

4.4

3

09.11.2014

Легенды советского сыска

20:51:28

21:29:46

1.3

3.4

3

11.12.2014

Истребители Второй мировой войны

18:31:04

19:14:28

1.1

3.7

5

12.11.2014

Колеса Страны Советов

18:30:14

19:15:04

1.0

3.5

6

24.11.2014

Партизанский фронт

18:29:29

19:16:19

1.0

3.4

7

29.11.2014

Научный детектив

18:23:04

18:43:23

1.0

3.2

8

19.12.2014

Военная приемка

18:30:08

19:10:44

0.9

3.3

9

24.12.2014

Бомбардировщики и штурмовики Второй мировой войны

18:30:12

19:15:45

0.9

3.3

10

13.05.2014

Незримый бой

22:59:48

23:48:43

0.9

3.2

 

По данным таблицы 4, доля зрительской аудитории документального кино на канале «Звезда» варьируется от 3.2 до 4.4, тогда как среднесуточная доля аудитории телеканала «Звезда» в 2014 году составила 2.3, что говорит о том, что выбранное направление документалистики вписывается в текущую концепцию канала и отвечает запросам целевой аудитории.

На телеканале «РенТВ» показываются мистические и военные расследования, снятые по заказу канала (табл. 5):

Таблица 5

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «РенТВ» в 2014 г.

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

05.01.2014

День космических историй

20:00:14

21:00:54

2.6

6.8

2

11.01.2014

Секретные территории

18:00:58

19:02:31

2.4

7.9

3

25.01.2014

Тайны мира

17:57:58

18:59:00

2.3

7.9

4

02.04.2014

Вам и не снилось

20:58:47

23:00:00

2.3

6.3

5

31.01.2014

Секретные территории

22:01:13

23:01:24

2.2

6.4

6

31.03.2014

Военная тайна

20:58:33

22:59:52

2.2

6.0

7

31.01.2014

Странное дело

21:01:05

22:01:13

2.2

5.9

8

07.01.2014

Территория заблуждений

17:29:06

01:28:18

2.1

6.8

9

23.01.2014

Великие тайны

19:58:37

22:59:51

2.0

5.3

10

12.03.2014

Пища богов

21:59:53

22:59:55

1.9

5.5

 

По данным таблицы 5, доля аудитории документального кино на «РенТВ» варьируется от 5.3 до 7.9, что является высоким результатом при среднесуточной доле канала 4.1.

На телеканале «Россия-К» основу документального вещания составляют биографические, событийные и научно-популярные неигровые фильмы отечественного и зарубежного производства (табл. 6):

Таблица 6

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «Россия-К» в 2014 г.

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

20.12.2014

Муслим Магомаев. Незаданные вопросы

19:23:40

20:07:40

1.4

4.0

2

11.01.2014

Морские цыгане Мьянмы

17:05:43

17:58:50

1.2

4.2

3

02.05.2014

Кирилл Лавров. Прожить достойно

19:41:11

20:19:58

1.0

3.6

4

09.02.2014

Из жизни животных

14:31:58

15:24:03

1.0

3.4

5

06.01.2014

Больше, чем любовь

18:27:36

19:06:34

1.0

3.1

6

13.03.2014

Вода

22:07:05

22:55:28

1.0

3.0

7

11.10.2014

Неизвестный бенефис. Савелий Краморов

20:13:47

20:57:39

1.0

2.9

8

02.04.2014

Тень над Россией. План «ОСТ»

20:41:40

21:20:40

1.0

2.7

9

03.01.2014

Марина Неелова. Мечтая о себе другой

20:43:11

21:09:12

1.0

2.6

10

22.01.2014

ГУМ

21:11:13

21:58:45

1.0

2.6

 

По данным таблицы 6, доля аудитории документального кино на канале «Россия-К» варьируется от 2.6 до 4.2, что в несколько раз превышает среднесуточную долю канала 1.2.

На телеканале «Россия-2» показываются научно-популярные фильмы преимущественно военной и спортивной тематики (табл. 7):

Таблица 7

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «Россия-2» в 2014 г.

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

13.12.2014

24 кадра

14:20:18

14:50:37

1.0

4.4

2

14.12.2014

Танки. Уральский характер

14:18:23

16:00:00

1.0

4.1

3

10.11.2014

Диверсанты

18:46:48

19:42:18

1.0

3.1

4

26.10.2014

Рейтинг Баженова. Могло быть хуже

09:20:38

09:52:31

0.8

3.7

5

09.10.2014

Полигон

22:22:40

22:35:43

0.8

2.6

6

12.05.2014

Освободители

20:07:31

21:00:06

0.8

2.4

7

24.05.2014

Битва титанов. Суперсерия-72

18:36:01

19:27:35

0.7

3.5

8

16.11.2014

Иду на таран

15:14:52

16:06:27

0.7

2.8

9

14.04.2014

Небесный щит

19:37:02

20:08:05

0.7

2.0

10

25.01.2014

Наука на колесах

09:53:22

10:24:47

0.6

3.5

 

По данным таблицы 7, все присутствующие в топ-10 фильмы, за исключением проекта Аркадия Мамонтова «Небесный щит», прошли в эфире с долей, превышающей среднесуточную (2.2).

На телеканале «ТВ-3» показываются цикловые документальные расследования с уклоном на мистицизм и эзотерику (табл. 8):

Таблица 8

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «ТВ-3» в 2014 г.

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

27.11.2014

Слепая

17:31:17

18:02:52

1.4

6.2

2

31.10.2014

X-версии. Громкие дела

18:23:06

19:28:17

1.4

4.9

3

06.02.2014

Гадалка

17:28:32

17:58:51

1.1

5.0

4

10.01.2014

Загадки истории

18:02:00

18:56:25

1.1

4.0

5

06.01.2014

Святые

17:04:18

18:06:32

1.0

3.4

6

01.01.2014

13 знаков зодиака

16:58:51

19:23:59

1.0

3.1

7

28.11.2014

X-версии. Колдуны мира

17:57:06

19:00:22

0.9

3.4

8

02.01.2014

Китайский гороскоп

09:52:15

18:01:16

0.8

2.9

9

03.03.2014

Психосоматика. Другая медицина

17:31:14

18:04:52

0.7

3.2

10

19.06.2014

Мистические истории

15:04:09

16:01:14

0.6

3.7

 

По данным таблицы 8, доля аудитории документальных проектов «ТВ-3» варьируется от 2.9 до 6.2, что превосходит среднесуточную долю канала 2.5.

На телеканале ТВЦ, ранее специализировавшемся преимущественно на показе биографического документального кино, с 2014 года появились детективные расследования, посвященные политической ситуации на Украине (табл. 9):

Таблица 9

Топ-10 документальных фильмов на телеканале ТВЦ в 2014 г.

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

12.04.2014

Украина. Восточный вопрос

23:11:57

23:46:13

1.8

6.7

2

21.06.2014

Линия защиты. Бежать нельзя остановиться

23:19:12

23:46:09

1.5

6.3

3

14.06.2014

Президент на десерт

23:07:25

23:39:51

1.4

6.2

4

05.07.2014

Убить русского в себе

23:31:52

00:31:19

1.3

6.7

5

30.11.2014

Нина Дорошина. Пожертвовать любовью

10:06:03

10:58:08

1.3

6.3

6

04.01.2014

Список Лапина. Запрещенная эстрада

13:26:45

14:29:29

1.3

5.5

7

30.12.2014

Задорнов — больше, чем Задорнов

17:53:12

19:29:41

1.3

4.7

8

10.02.2014

Вечная свежесть

23:19:21

00:04:24

1.2

5.2

9

26.05.2014

Выбор Украины

22:34:58

23:08:04

1.1

3.6

10

25.10.2014

Николай Караченцов. Нет жизни до и после

09:44:48

10:48:50

1.0

5.6

 

По данным таблицы 9, доля аудитории документальных проектов ТВЦ варьируется от 3.6 до 6.7, что превышает среднесуточную долю канала 3.1.

Телеканал «Домашний» специализируется на показе документальных сериалов и фильмов о различных проблемах, которые актуальны для современных женщин (табл. 10):

Таблица 10

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «Домашний» в 2014 г.

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

10.11.2014

Настоящая Ванга

21:02:13

22:00:30

1.5

3.9

2

01.03.2014

Звездные истории

22:40:39

23:00:06

1.4

4.2

3

15.03.2014

Звездная жизнь

22:40:02

23:00:06

1.3

4.0

4

23.11.2014

Заговор диетологов

23:08:11

23:59:56

1.0

4.2

5

22.11.2014

Давайте похудеем?

22:44:32

23:45:34

1.0

3.2

6

24.08.2014

Битвы за наследство

22:40:18

23:43:52

0.9

3.5

7

17.08.2014

Сергей Жигунов. Теперь я знаю, что такое любовь

22:35:43

23:45:16

0.8

3.0

8

11.10.2014

Моя правда

22:46:22

23:42:26

0.8

3.0

9

02.11.2014

Валерия. От разлуки до любви

22:44:35

23:46:31

0.8

3.0

10

29.11.2014

Похудеть любой ценой

22:50:52

23:54:09

0.8

2.8

 

По данным таблицы 10, самым популярным документальным проектом, вышедшим в эфир канала «Домашний» в 2014 году, стал сериал «Настоящая Ванга» (рейтинг 1.5, доля 3.9), в отличие от предыдущих фильмов о данной ясновидящей сделавший ставку не на мистицизм, а не женскую долю пророчицы. В топ-10 также присутствуют фильмы и сериалы о жизни звезд («Звездные истории», «Звездная жизнь», «Сергей Жигунов. Теперь я знаю, что такое любовь», «Валерия. От любви до разлуки»), фильмы о похудении («Заговор диетологов», «Давайте похудеем?», «Похудеть любой ценой»), и другие фильмы о проблемах, волнующих современных женщин («Битвы за наследство», «Моя правда»). Доля аудитории документальных фильмов на канале «Домашний» варьируется от 2.8 до 4.2, тогда как среднесуточная доля аудитории канала в 2014 году составила 2.4.

На «Первом канале» показываются биографические, исторические, а также посвященные актуальным событиям неигровые фильмы (табл. 11):

Таблица 11

Топ-10 документальных фильмов на «Первом канале» в 2014 г.

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

08.02.2014

Энциклопедия зимней Олимпиады

14:54:40

15:29:26

6.6

24.7

2

09.02.2014

Между землей и небом. Секреты церемонии открытия Олимпиады

19:59:44

20:59:59

5.3

12.4

3

26.04.2014

Голос. Дети. На самой высокой ноте

19:58:05

20:59:55

4.5

13.8

4

09.02.2014

Первая пара. Больше, чем любовь

12:13:11

13:15:03

4.4

16.8

5

15.04.2014

Алла Пугачева — моя бабушка

23:52:08

00:55:47

4.3

25.1

6

03.11.2014

Александр Градский. Обернитесь!

23:19:07

00:15:33

4.3

16.9

7

30.03.2014

Тайна пропавшего рейса

10:13:02

11:07:05

4.0

17.8

8

04.06.2014

Тайны века

22:54:11

23:55:18

4.0

15.9

9

19.01.2014

Анна Нетребко. И тут выхожу я!

17:33:24

18:36:46

3.9

12.6

10

28.12.2014

Голос. На самой высокой ноте

17:48:19

18:53:01

3.9

11.9

 

По данным таблицы 11, из топ-10 документальных фильмов только 6 прошли в эфире «Первого канала» с долей, превышающей среднесуточную (14.8): посвященная Олимпиаде в Сочи «Энциклопедия зимней Олимпиады» (рейтинг 6.6, доля 24.7), истории любви звезд фигурного катания «Первая пара. Больше, чем любовь» (рейтинг 4.4, доля 16.8), фильмы-портреты о легендах российской эстрады «Алла Пугачева — моя бабушка» (рейтинг 4.3, доля 25.1) и «Александр Градский. Обернитесь!» (рейтинг 4.3, доля 16.9) и детективные расследования «Тайна пропавшего рейса» (рейтинг 4.0, доля 17.8) и «Тайны века» (рейтинг 4.0, доля 15.9).

В отличие от нацеленных на узкие сегменты зрительской аудитории телеканалов «Звезда», «РенТВ», «Россия-К», «Россия-2», «ТВ-3», ТВЦ, «Домашний» «Первый канал» является центральным каналом, стремящимся удовлетворить потребности максимально широкой аудитории, подобное размывание тематики канала и приводит к тому, что ряд документальных проектов проходит в эфире с долей ниже среднесуточной.

На «Пятом канале» показываются детективные, криминальные и исторические расследования (табл. 12):

Таблица 12

Топ-10 документальных фильмов на «Пятом канале» в 2014 г.

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

08.09.2014

Момент истины

23:16:47

00:14:14

1.8

8.3

2

16.11.2014

Место происшествия. О главном

17:00:10

18:00:09

1.7

5.4

3

27.01.2014

Блокадники

17:12:01

17:59:59

1.6

6.8

4

27.01.2014

Блокада. Операция «Искра»

15:54:00

17:12:01

1.5

7.6

5

03.07.2014

Вне закона. Реальные расследования

17:32:06

17:58:03

1.2

7.3

6

07.03.2014

Гагарин. Триумф и трагедия

17:35:22

18:30:00

1.2

5.3

7

07.07.2014

БАМ. Русская дорога

00:11:48

00:46:30

1.1

7.7

8

14.07.2014

Защита Метлиной

00:13:31

00:48:16

1.1

7.7

9

24.07.2014

Место происшествия

17:58:12

18:30:07

1.1

6.2

10

04.07.2014

Правда жизни

19:03:11

19:36:21

1.1

5.4

 

По данным таблицы 12, доля аудитории документальных фильмов на «Пятом канале» варьируется от 5.3 до 8.3, 7 фильмов из 10 прошли в эфире с долей, превышающей среднесуточную (5.5) — «Момент истины» (рейтинг 1.8, доля 8.3), «Блокадники» (рейтинг 1.6, доля 6.8), «Блокада. Операция «Искра» (рейтинг 1.5, доля 7.6), «Вне закона. Военные расследования» (рейтинг 1.2, доля 7.3), «БАМ. Русская дорога» (рейтинг 1.1, доля 7.7), «Защита Метлиной» (рейтинг 1.1, доля 7.7), «Место происшествия» (рейтинг 1.1, доля 6.2).

На телеканале «Россия-1», который так же, как и «Первый канал», является центральным каналом, показываются преимущественно исторические и детективные расследования, а также биографические документальные фильмы (табл. 13):

Таблица 13

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «Россия-1» в 2014 г.

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

15.04.2014

Специальный корреспондент

20:58:23

21:59:55

5.9

16.0

2

07.02.2014

Философия мягкого пути

23:03:39

00:25:47

4.9

17.4

3

19.03.2014

Тайна трех океанов

22:47:27

23:51:26

3.1

11.1

4

11.10.2014

МН 17. Прерванный полет

19:02:18

19:58:42

2.9

10.1

5

01.02.2014

Честный детектив

11:52:40

12:25:43

2.8

12.2

6

27.03.2014

На пороге вечности. Код доступа

22:50:29

00:36:46

2.7

11.8

7

15.01.2014

Романовы. Царское дело

23:51:17

00:58:42

2.6

14.8

8

26.11.2014

Операция «Анадырь». На пути к Карибскому кризису

23:35:08

00:31:30

2.6

13.1

9

07.03.2014

Григорий Потемкин — великолепный князь Тавриды

23:15:03

00:11:00

2.4

9.5

10

26.06.2014

Геннадий Зюганов. История в блокнотах

22:55:00

23:55:44

2.2

8.9

 

По данным таблицы 13, доля документальных фильмов на канале «Россия-1» варьируется от 8.9 до 17.4. Среднесуточная доля аудитории канала в 2014 году составила 13.2, из 10 фильмов, присутствующих в данном топе, только 3 прошли в эфире с долей выше среднесуточной — цикл детективных расследований «Специальный корреспондент» (рейтинг 5.9, доля 16.0), посвященный Олимпиаде в Сочи фильм «Философия мягкого пути» (рейтинг 4.9, доля 17.4) и исторический проект «Романовы. Царское дело» (рейтинг 2.6, доля 14.8). Падение популярности документального кино на канале «Россия-1» привело к тому, что неигровое кино переместилось на другие каналы холдинга ВГТРК — «Россия-К», «Россия-2», «Наука 2.0», «Моя планета» и т. д.

Таким образом, документальное кино пользуется высоким спросом на тематических каналах с четким позиционированием, на центральных каналах («Первый канал», «Россия-1») доля документального кино падает.

Следует отметить, что документальное кино является неотъемлемым атрибутом множества существующих кинофестивалей, среди специализированных фестивалей неигрового кино стоит выделить фестиваль зрительского документального кино «Саратовские страдания» (президент фестиваля — Олег Табаков) и фестиваль авторского документального кино «Артдокфест» (президент фестиваля — Виталий Манский).

При создании документального кино также необходимо учитывать достижения научно-технического развития в области производства и доставки конечному потребителю (то есть зрителю) аудиовизуального контента, которые могли бы быть использованы в готовом постановочном проекте для совершенствования его финансово-экономических результатов. [7, с.160]

Одной из главных сложностей в создании документального кино является трудность уловить сиюминутность происходящих событий, оператору приходится долго настраивать камеру, чтобы можно было вести съемку в приемлемом для зрителя качестве. Немецкая компания «Arri Group», которая специализируется на производстве киносъемочного оборудования, в 2014 году ввела в обращение новую камеру «ARRI AMIRA», которая существенно облегчила труд документалистов: она быстро включается и не требует дополнительных настроек для начала работы. Камера поддерживает форматы HD и 2К, издает мало шума и может снимать с частотой до 200 кадров в секунду. Стоимость данной камеры — 25 980 евро. Аренда данной камеры в смену обходится в среднем в 20 000 рублей.

На наш взгляд, новые технологии следует использовать не только для совершенствования качества съемки. Поскольку документальное кино как вид кинематографа основано на съемке реальных людей, нельзя забывать о том, что миллионы людей по всему миру имеют видеокамеры в мобильных телефонах и смартфонах, позволяющих им записывать все, что происходит вокруг них. В связи с этим особое внимание следует уделять такому направлению, как UGC (User Generated Content) — аудиовизуальный контент, который создается непосредственно конечным пользователем, то есть зрителем. И если раньше подобный контент использовался исключительно как основа юмористических программ («Сам себе режиссер», «Самое смешное видео», «+100500»), то успех проекта телеканала СТС «Настоящая любовь» (зрители СТС загружали на сайт канала истории любви, затем наиболее популярные истории были пересняты с участием профессиональной съемочной группы), запущенного осенью 2013 года, доказал, что подобный формат работает и в серьезных жанрах. Совокупная аудитория программы составила 53 миллиона зрителей: 30 миллионов зрителей канала СТС и 23 миллиона Интернет-пользователей. То есть, программу посмотрел каждый третий житель России. [4, с.107]

На наш взгляд, для совершенствования процесса монетизации документального кино можно использовать опыт холдинга «СТС-Медиа» в области создания трансмедийных проектов, в частности для проекта «Молодежка» было создано приложение «второй экран», которое синхронизируется при просмотре с ходом видео и показывает дополнительные материалы по мере развития сюжета. Приложение распространяется через «App Store» и «Google Play Store». Приложение использует микрофон, чтобы уловить звук проекта в комнате, и начинает выдавать контент с того места, где остановился зритель. Звук захватывается не однократно, а постоянно: это означает, что даже если просмотр идёт не в прямом эфире и с многочисленными остановками (например, при запуске видео на компьютере в записи), приложение всё равно соблюдает полную синхронизацию. Данная технология — ноу-хау Департамента трансмедийных проектов «СТС-Медиа» под руководством Алексея Пивоварова. На западе уже есть несколько успешных примеров реализации подобной технологии, с той лишь разницей, что за рубежом «второй экран» синхронизируется не по звуку, а по времени выхода программы или сериала в эфир. Внедрение подобной технологии было связано с трудностями из-за подвижек по времени в прямом эфире и большого количества часовых поясов. Но разработанная в рамках холдинга технология позволила добиться синхронизации «второго экрана» по звуку в течение трёх секунд, и этого оказалось достаточно, чтобы решить эту проблему.

По нашему мнению, подобная технология идеально подходит для циклового телевизионного документального кино. Благодаря приложению «второй экран» зритель сможет смотреть фильм и синхронно получать на свой смартфон фотографии с участием героев, различные факты, что позволит усилить эмоциональное воздействие фильма на зрителя.

Таким образом, точное определение целевой аудитории, на которую рассчитан документальный фильм, правильный выбор платформ для показа фильма и его продвижения, а также эффективное использование научно-технических достижений позволяет усилить коммерческую эффективность создаваемых документальных фильмов.

 

Литература:

 

1.                  Аналитика [Электронный ресурс] // Бюллетень кинопрокатчика: [сайт]. — URL: http://www.kinometro.ru/kino/analitika (01.07.2015)

2.                  Данные по аудитории [Электронный ресурс] // TNS Russia: [сайт]. — URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/audience/ (01.07.2015)

3.                  Евменов А. Д., Данилов П. В., Какосьян Э. К. Организация производства на предприятиях социально-культурной сферы (в кинематографии и на телевидении): Учебное пособие. — СПб.: СПбГУКиТ, 2009. — 97 с.

4.                  Захаров С. М., Добренькова И. А. Монетизация контента в Интернете и усиление коммуникации с телевизионной аудиторией // Правовые и социально-экономические аспекты молодежной политики в современной России: Материалы IX Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 24–25 апреля 2014 г. — М.: Изд-во СГУ, 2014. — С. 107–109.

5.                  Захаров С. М. Телевизионные рейтинги как показатели культурных запросов населения // Предпринимательство и реформы в России: материалы 18-й международной конференции молодых ученых-экономистов 22–23 ноября 2012 г. / Восемнадцатая международная конференция молодых ученых-экономистов «Предпринимательство и реформы в России» (22–23 ноября 2012 г.; СПб), Санкт-Петербургский государственный университет (СПб), Экономический факультет; ред. Е. Г. Чернова [и др.]. — СПб.: ОЦЭиМ, 2012. — С. 247.

6.                  Киноиндустрия Российской Федерации: исследование компании «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iKS-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. — СПб.: ЕАО, 2014. — 213 с.

7.                  Тютрюмов А. А. Пути повышения экономической эффективности телевизионного продюсирования // Российское предпринимательство. — 2012. — № 20 (218). — С. 160–164.

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, доля, кино, рейтинг, канал, таблица, телеканал, доля аудитории, данные, рубль.


Похожие статьи

Анализ рейтинговых показателей телевизионных каналов СТС...

По данным таблицы 1, из десяти наиболее рейтинговых проектов канала в 2014 года лишь два — собственного производства (то есть сняты по заказу канала) — комедийный сериал «Кухня» (рейтинг 5.0, доля 13.0) и юмористическое шоу «Уральские пельмени» (рейтинг 4.6...

Изменение спроса на отечественные сериалы в эфирной сетке...

Доля канала зависит от того, насколько популярны выходящие в прайм-тайм проекты.

По данным таблицы 4, самым популярным сериалом СТС в 2007 году стало «Кадетство» (рейтинг 7.9, доля 19.6), при этом рейтинг и доля сократились по сравнению с 2006 годом, когда сериал...

Варианты оптимизации затрат на телевизионный контент...

В первую очередь, телеканалам следует научиться самостоятельному поиску рекламодателей. Большинство каналов продают рекламу через посредника — агентство «Video International», которое в зависимости от показателей телесмотрения (доля и рейтинг в целевой аудитории)...

Изменение спроса на юмористические программы в эфирной сетке...

По данным таблицы 1, самым рейтинговым юмористическим проектом 2004 года стал «Новогодний вечер с Максимом Галкиным», показанный на «Первом канале» в праздничный вечер 31 декабря (рейтинг 18.6, доля 38.9).

Классификация основного контента телеканалов по...

Телевизионные каналы являются информационными ресурсами, их наполняют различные эфирные продукты.

Это программы, передачи, фильмы, сериалы, т. е. продукты стороннего и собственного производства телеканалов, а также видео и кинофильмы.

Реализация культурно-образовательной функции журналистики...

В таблице 1. представлены данные Аналитического центра «Видео Интернешнл»

Объем идоля «детского» контента вэфире крупнейших телеканалов за 2012. Канал.

Сейчас же, если убрать мультфильмы, доля детских передач на телевидении ничтожна (см. Таблицу 3 [5, 37]).

Анализ тональности отзывов пользователей в мета-области...

В статье рассмотрена задача анализа тональности текста на примере отзывов о фильмах.

Полнота(recall) — это доля найденных системой документов, принадлежащих классу

Данные значения можно рассчитать на основе таблицы контингентности. Таблица 1.

Анализ рейтинговых показателей телевизионных каналов СТС...

По данным таблицы 1, из десяти наиболее рейтинговых проектов канала в 2014 года лишь два — собственного производства (то есть сняты по заказу канала) — комедийный сериал «Кухня» (рейтинг 5.0, доля 13.0) и юмористическое шоу «Уральские пельмени» (рейтинг 4.6...

Изменение спроса на отечественные сериалы в эфирной сетке...

Доля канала зависит от того, насколько популярны выходящие в прайм-тайм проекты.

По данным таблицы 4, самым популярным сериалом СТС в 2007 году стало «Кадетство» (рейтинг 7.9, доля 19.6), при этом рейтинг и доля сократились по сравнению с 2006 годом, когда сериал...

Варианты оптимизации затрат на телевизионный контент...

В первую очередь, телеканалам следует научиться самостоятельному поиску рекламодателей. Большинство каналов продают рекламу через посредника — агентство «Video International», которое в зависимости от показателей телесмотрения (доля и рейтинг в целевой аудитории)...

Изменение спроса на юмористические программы в эфирной сетке...

По данным таблицы 1, самым рейтинговым юмористическим проектом 2004 года стал «Новогодний вечер с Максимом Галкиным», показанный на «Первом канале» в праздничный вечер 31 декабря (рейтинг 18.6, доля 38.9).

Классификация основного контента телеканалов по...

Телевизионные каналы являются информационными ресурсами, их наполняют различные эфирные продукты.

Это программы, передачи, фильмы, сериалы, т. е. продукты стороннего и собственного производства телеканалов, а также видео и кинофильмы.

Реализация культурно-образовательной функции журналистики...

В таблице 1. представлены данные Аналитического центра «Видео Интернешнл»

Объем идоля «детского» контента вэфире крупнейших телеканалов за 2012. Канал.

Сейчас же, если убрать мультфильмы, доля детских передач на телевидении ничтожна (см. Таблицу 3 [5, 37]).

Анализ тональности отзывов пользователей в мета-области...

В статье рассмотрена задача анализа тональности текста на примере отзывов о фильмах.

Полнота(recall) — это доля найденных системой документов, принадлежащих классу

Данные значения можно рассчитать на основе таблицы контингентности. Таблица 1.

Похожие статьи

Анализ рейтинговых показателей телевизионных каналов СТС...

По данным таблицы 1, из десяти наиболее рейтинговых проектов канала в 2014 года лишь два — собственного производства (то есть сняты по заказу канала) — комедийный сериал «Кухня» (рейтинг 5.0, доля 13.0) и юмористическое шоу «Уральские пельмени» (рейтинг 4.6...

Изменение спроса на отечественные сериалы в эфирной сетке...

Доля канала зависит от того, насколько популярны выходящие в прайм-тайм проекты.

По данным таблицы 4, самым популярным сериалом СТС в 2007 году стало «Кадетство» (рейтинг 7.9, доля 19.6), при этом рейтинг и доля сократились по сравнению с 2006 годом, когда сериал...

Варианты оптимизации затрат на телевизионный контент...

В первую очередь, телеканалам следует научиться самостоятельному поиску рекламодателей. Большинство каналов продают рекламу через посредника — агентство «Video International», которое в зависимости от показателей телесмотрения (доля и рейтинг в целевой аудитории)...

Изменение спроса на юмористические программы в эфирной сетке...

По данным таблицы 1, самым рейтинговым юмористическим проектом 2004 года стал «Новогодний вечер с Максимом Галкиным», показанный на «Первом канале» в праздничный вечер 31 декабря (рейтинг 18.6, доля 38.9).

Классификация основного контента телеканалов по...

Телевизионные каналы являются информационными ресурсами, их наполняют различные эфирные продукты.

Это программы, передачи, фильмы, сериалы, т. е. продукты стороннего и собственного производства телеканалов, а также видео и кинофильмы.

Реализация культурно-образовательной функции журналистики...

В таблице 1. представлены данные Аналитического центра «Видео Интернешнл»

Объем идоля «детского» контента вэфире крупнейших телеканалов за 2012. Канал.

Сейчас же, если убрать мультфильмы, доля детских передач на телевидении ничтожна (см. Таблицу 3 [5, 37]).

Анализ тональности отзывов пользователей в мета-области...

В статье рассмотрена задача анализа тональности текста на примере отзывов о фильмах.

Полнота(recall) — это доля найденных системой документов, принадлежащих классу

Данные значения можно рассчитать на основе таблицы контингентности. Таблица 1.

Анализ рейтинговых показателей телевизионных каналов СТС...

По данным таблицы 1, из десяти наиболее рейтинговых проектов канала в 2014 года лишь два — собственного производства (то есть сняты по заказу канала) — комедийный сериал «Кухня» (рейтинг 5.0, доля 13.0) и юмористическое шоу «Уральские пельмени» (рейтинг 4.6...

Изменение спроса на отечественные сериалы в эфирной сетке...

Доля канала зависит от того, насколько популярны выходящие в прайм-тайм проекты.

По данным таблицы 4, самым популярным сериалом СТС в 2007 году стало «Кадетство» (рейтинг 7.9, доля 19.6), при этом рейтинг и доля сократились по сравнению с 2006 годом, когда сериал...

Варианты оптимизации затрат на телевизионный контент...

В первую очередь, телеканалам следует научиться самостоятельному поиску рекламодателей. Большинство каналов продают рекламу через посредника — агентство «Video International», которое в зависимости от показателей телесмотрения (доля и рейтинг в целевой аудитории)...

Изменение спроса на юмористические программы в эфирной сетке...

По данным таблицы 1, самым рейтинговым юмористическим проектом 2004 года стал «Новогодний вечер с Максимом Галкиным», показанный на «Первом канале» в праздничный вечер 31 декабря (рейтинг 18.6, доля 38.9).

Классификация основного контента телеканалов по...

Телевизионные каналы являются информационными ресурсами, их наполняют различные эфирные продукты.

Это программы, передачи, фильмы, сериалы, т. е. продукты стороннего и собственного производства телеканалов, а также видео и кинофильмы.

Реализация культурно-образовательной функции журналистики...

В таблице 1. представлены данные Аналитического центра «Видео Интернешнл»

Объем идоля «детского» контента вэфире крупнейших телеканалов за 2012. Канал.

Сейчас же, если убрать мультфильмы, доля детских передач на телевидении ничтожна (см. Таблицу 3 [5, 37]).

Анализ тональности отзывов пользователей в мета-области...

В статье рассмотрена задача анализа тональности текста на примере отзывов о фильмах.

Полнота(recall) — это доля найденных системой документов, принадлежащих классу

Данные значения можно рассчитать на основе таблицы контингентности. Таблица 1.

Задать вопрос