Авторы: Абазалиев Магомед Джашербекович, Дергачева Анастасия Анатольевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Абазалиев М. Д., Дергачева А. А. Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных средств в рамках государственной поддержки российского кинематографа // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 233-237.



Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино. В связи с приближением эпилога, богатого на отечественные киноновинки, кинематографического года, реализованного благодаря государственной поддержке, остро встает вопрос о том, во сколько же обошлось федеральному бюджету содействие в развитии российского «Голливуда»? Кто является получателем и выгодоприобретателем данных бюджетных средств, предусмотренных на поддержку отечественного рынка кино, и как это влияет на конкурентоспособность российских киностудий и компаний?

Прежде чем говорить о конечных получателях компании следует сначала определить кем распределяются средства, направленные на поддержание отечественного кинорынка, и какой объем бюджетных ассигнований предусмотрен инициативой Правительства Российской Федерации. Для ответа на эти вопросы обратимся к нормативно-правовой базе, а именно к Федеральному закону № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и к Постановлению Правительства Российской Федерации N 1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».

Согласно вышеуказанным достоверным правовым источникам, полномочия по осуществлению государственной поддержки кинематографии возложены Правительством на Министерство культуры Российской Федерации [1], которое их реализует путем предоставления субсидий Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее Фонд Кино).

Основными задачами Фонда Кино являются:

а) содействие реализации социально-экономических программ в области отечественной кинематографии;

б) оказание финансовой поддержки организациям, осуществляющим производство, прокат, показ и продвижение национальных фильмов;

в) привлечение российских и иностранных инвесторов к финансированию производства, проката и показа национальных фильмов;

г) аккумулирование финансовых средств для развития отечественной кинематографии, включая кинопроизводство, прокат, показ и продвижение национальных фильмов, а также реализацию некоммерческих киномероприятий;

д) поддержка мастеров кино, специалистов и предпринимателей, работающих в сфере кинематографии [2].

По данным отчета о расходовании денежных средств Фондом Кино за 2015 год, представленному на официальном сайте фонда, на финансирование отрасли кино, а также на производство и прокат кинофильмов было выделено 4 399 734 000 руб., что составляет 95,2 % расходов Фонда Кино. Обратная ситуация с финансированием российских кинотеатров — 49 849 000 руб. или 1,08 % от общей суммы расходов. В 2015 году Фонду Кино была предоставлена Министерством Культуры Российской Федерации субсидия из федерального бюджета на поддержку кинематографии в размере 3 000 000 тыс. рублей [3].

Таблица 1

Расходы Фонда Кино за 2015 год [4]

Вид расходования денежных средств

Сумма

1

Финансирование отрасли кино из средств субсидий Министерства Культуры (Соглашения 2012–2015 гг)

3 819 030 000,0р.

2

Прочие целевые расходы, направленные на производство и прокат к/фильмов

580 704 000,0р.

3

Финансирование кинотеатров, в рамках Соглашения с Министерством Культуры

49 849 000,0р.

4

Иные расходы на содержание аппарата Фонда кино, приобретение основных средств и т. д.

171 250 000,0р.

ИТОГО

4 620 833 000,0р.

Получатели денежных средств Фонда определяются Попечительским советом. Для того, чтобы оказаться в списке претендентов на финансирование кинопроекта, кандидатам следует оформить заявку, презентовать сюжет и ознакомить с сценарием конкурсное жюри, далее Фонд Кино объявит победителей, которые могут рассчитывать на финансовое обеспечение своих проектов. К сожалению, данная мера пагубно влияет на конкурентоспособность в среде российских кинокомпаний, так по результатам отборочных конкурсов за 2015–2016 года государственную поддержку получили восемь компаний-лидеры отечественного кинорынка, что приводит к формированию олигополии на российском рынке кинопроката.

Рис. 1. Движение денежных средств в рамках государственной поддержки кино

По итогам заседания Попечительским советом Фонда Кино в 2015 году был утвержден список из 23 проектов 8 кинокомпаний-лидеров отечественного кинопроизводства, которые получили поддержку от Фонда кино в 2015 году. Поддержка проектов осуществлялась на стадии производства и на стадии разработки [5].

Таблица 2

Список кинопроектов икинематографических компаний, получивших государственную поддержку от Фонда Кино в 2015 году

п/п

Кинематографическая компания

Кинопроект

1

ЗАО «Дирекция Кино»

Викинг

2

ООО «Арт Пикчерс Студия»

Бейрут

3

Библиотекарь

4

Воин

5

Любовь с ограничениями

6

Притяжение

7

Пузя

8

ООО «Кинокомпания «СТВ»

Без выходных

9

Бука

10

Салют 7

11

Три богатыря и Морской царь

12

Человек из будущего

13

ООО «Нон-Стоп Продакшн»

Дуэлянт

14

ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова»

Движение вверх

15

ООО «ТаББаК»

Алиса знает, что делать!

16

Волшебник Ос

17

Время первых

18

Ёлки лохматые 2

19

ООО «Централ Партнершип»

Коловрат

20

ООО «Энджой мувиз»

Голоса любви

21

Защитники

22

Мафия

23

Ходжа — хозяин Востока

Согласно дополнительному соглашению в 2016 году Фонду Кино была предоставлена Министерством Культуры Российской Федерации субсидия из федерального бюджета на поддержку кинематографии в размере 4 300 000 тыс. рублей[1]. По итогам заседания Попечительского совета в 2016 году был утвержден список, в который вошли 15 кинопроектов которые получат государственную поддержку в год российского кино, состав кинематографических компаний не претерпел изменений, в него вошли те же 8 компании-лидеров, что и в 2015 году [6].

Таблица 3

Список кинопроектов икинематографических компаний, получивших государственную поддержку от Фонда Кино в 2016 году

п/п

Кинематографическая компания

Кинопроект

1

ЗАО «Дирекция Кино»

Союз спасения

2

ООО «Арт Пикчерс Студия»

Притяжение

3

ООО «Кинокомпания «СТВ»

Салют-7. История одного подвига

4

Три богатыря и морской царь

5

Бука

6

Скиф

7

ООО «Нон-Стоп Продакшн»

Девятая

8

ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова»

Движение вверх

9

ООО «ТаББаК»

Елки 5

10

Шашлыки

11

ООО «Централ Партнершип»

Невский пятачок

12

Коловрат

13

ООО «Энджой мувиз»

Защитники

14

Временные трудности

15

Алладин

Нами были рассмотрены российские кинематографические компании, получившие государственную поддержку в 2015–2016 годах и занимающие значительную долю отечественного рынка киноиндустрии, с целью определения конечных бенефициаров и наличию связей между ними. На основе данных интернет-сервиса «Спарк-Интерфакс», российская олигополия на отечественном кинорынке схематично выглядит следующим образом:

Рис. 2. Выгодоприобретатели и связи крупнейших российских кинокомпаний [7]

  1. ЗАО «Дирекция Кино» — продюсерская российская кинокомпания, работающая на отечественном кинорынке. Генеральный директор — Максимов Анатолий Вадимович. Владельцами компании являются: Дмитрий Алексеевич Егоров (75 %) и Сергей Александрович Абасов (25 %).

– Выступает совладельцем (50 %) компании по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ ЗАО «За 30» совместно с ООО «ТаББаК» (50 %).

  1. ООО «Арт Пикчерс Студия» — российская кинокомпания, работающая на отечественном и международных рынках. Сотрудничает с крупнейшими иностранными кинокомпаниями: Сони Пикчерс (Sony Pictures), Юниверсал (Universal) и Коламбия Пикчерс (Columbia Pictures). Генеральный директор — Баглай Денис Леонидович. Владельцами компании являются: Федор Сергеевич Бондарчук (51 %) и Дмитрий Олегович Рудовский (49 %).

– Компания ООО «Арт Пикчерс Студия» выступает совладельцем (50 %) ООО «Сталинград Продакшн» совместно с ООО «Нон-Стоп Продакшн» (50 %).

  1. ООО «Кинокомпания «СТВ» — российская кинокомпания по производству и продвижению отечественных фильмов. Генеральный директор и владелец компании — Сергей Михайлович Сельянов (100 %).

– Имеет дочернюю компанию ООО «Премьер-Видео-Питер».

– Выступает совладельцем (50 %) компании ООО «Студия анимационного кино «Мельница» совместно с Боярским Александром Ионовичем (25 %) и Васенковым Валентином Васильевичем (25 %).

– Компания является совладельцем (34 %) ООО «Компания «Наше кино» совместно с ООО «Профит» (33 %) и ЗАО «Киностудия «Красная стрела» (33 %).

  1. ООО «Нон-Стоп Продакшн» — российская кинокомпания по производству отечественных фильмов и сериалов. Основана в 2005 году Сергеем Георгиевичем Мелькумовым. Генеральный директор — Кудрявцева Ольга Александрова. Бенефициарными владельцами компании являются: SnapflaiLtd. (51 %), Кипр и EkskaliburDevelopment S. A. (49 %), Люксенбург.

– Компания выступает совладельцем (50 %) ООО «Сталинград Продакшн» совместно с ООО «Арт Пикчерс Студия» (50 %).

  1. ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» — творческо-производственное объединение, занимается разработкой и созданием отечественных фильмов. Генеральный директор — Верещагин Леонид Эмильевич. Владельцами компании являются: Михалков Никита Сергеевич (73,3 %), Верещагин Леонид Эмильевич (17,2 %) и Васильев Евгений Анатольевич (9,5 %).

– Компания является совладельцем (37 %) ООО «Голливуд Репортер Рус» совместно с Сухотиным Александром Леонидовичем (37 %) и ОАО «ТРК-1» (26 %).

  1. ООО «ТаББаК» — российская кинокомпания, занимается производством кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ. Генеральный директор — Асадов Тимур Арифджанович. Единоличным владельцем компании является Бекмамбетов Тимур Нуруахитович (100 %).

– Владеет компанией (99,54 %) ООО «Базелевс Инновации», основной вид деятельности: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие.

– Владеет компанией (97,5 %) ООО «Елки-фильм».

– Выступает совладельцем (50 %) ЗАО «За 30» совместно с ЗАО «Дирекция Кино» (50 %).

– Выступает совладельцем (50 %) ООО «АС «Москва» совместно с ООО «СКА «Петербург» (50 %).

– Выступает совладельцем (50 %) ООО «Время» совместно с ООО «Студия «Третий Рим» (50 %).

– Выступает совладельцем (50 %) ООО «Хардкор» совместно с Найшуллером Ильей Викторовичем (50 %).

  1. ООО «Централ Партнершип» — кинокомпания, российский производитель и дистрибутор фильмов. Генеральный директор — Степанов Павел Владимирович. Владельцами компании являются: ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус» (68,7 %) и ООО «Аура-Медиа» (31,7 %) ИНН 7730517394. Конечным бенефициаром обоих компаний совладельцев выступает НПФ «Газфонд».

– Компания является совладельцем (60 %) ООО «Рус-Медиа Бридж» совместно с Голден Брик Дабл-Ю Эс Кэпитал Венчер Лимитед (40 %), Гонконг.

  1. ООО «Энджой мувиз» — российская кинематографическая компания, производитель и дистрибьютер фильмов. Генеральный директор — Дрюмова Яна Вячеславовна. Владельцем компании является TornwoodEnterprisesLtd. (100 %), Кипр. Конечным бенефициаром выступает кипрская компания V. P. RenovationInvestmentsLtd.

– Имеет дочернюю компанию ООО «Ультра-стори», основной вид деятельности производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ.

– Является совладельцем компании (50 %) ООО «Тур-Комедия» совместно с Новацким Алексеем Сергеевичем (50 %) [7, 8].

Исходя из вышесказанного, а также на основании схематичной интерпретации связей и конечных бенефициаров отечественных кинокомпаний-лидеров, можно утверждать об аффилированной связи между получателями бюджетных средств на развитие российского кинематографа. Кроме того, выяснилось, что две кинокомпании: ООО «Энджой мувиз» и ООО «Нон-Стоп Продакшн», получившие государственную поддержку, принадлежат иностранным компаниям, которые находятся под юрисдикцией Кипра. Следовательно, средства из федерального бюджета, направленные на развитие ответственного кинематографа, получают иностранные компании, а возможно и вовсе «выводятся» в офшорные зоны с целью хищения.

На наш взгляд, такая тенденция не способствует планомерному развитию российского кинорынка, напротив, создает риски хищения бюджетных средств, а также возможность сговора, с целью контроля рынка. В результате такой, пагубной для рынка, ситуации мы имеем олигополию в лице крупных кинокомпаний, целью которых становится не содействие в развитии отечественного кино и разработке кинопроектов, способных конкурировать с западными аналогами, а получение максимальной выгоды, при минимальных затратах и отсутствии инноваций.

Литература:

  1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».
  3. Соглашения о предоставлении Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии субсидий из федерального бюджета в 2015–2016 годах.
  4. Официальный сайт Фонда Кино http://fond-kino.ru/
  5. Приказ Фонда Кино № 11 от 5 февраля 2015 года «Об утверждении перечня лидеров отечественного кинопроизводства на 2015 год.
  6. Приказ Фонда Кино № 16 от 9 марта 2016 года «Об утверждении перечня лидеров отечественного кинопроизводства на 2016 год.
  7. Интернет-системы «Спарк-Интерфакс», 2016 год, http://www.spark-interfax.ru/
  8. https://orbis.bvdinfo.com/

[1] Соглашение о предоставлении Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии субсидии из федерального бюджета в 2016 году.

Основные термины (генерируются автоматически): Генеральный директор, экономической поддержки отечественной, Российской Федерации, отечественной кинематографии, Фонда Кино, российская кинокомпания, поддержки отечественной кинематографии, федерального бюджета, Правительства Российской Федерации, бюджетных средств, «Арт Пикчерс Студия», Федеральному фонду социальной, кинематографии Российской Федерации», поддержке кинематографии Российской, государственную поддержку, государственной поддержке кинематографии, отечественного кинопроизводства, Владельцами компании, Культуры Российской Федерации, Российской Федерации субсидия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос