Медиация как технология урегулирования конфликта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 26.05.2023

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Мартемьянова, З. С. Медиация как технология урегулирования конфликта / З. С. Мартемьянова, А. М. Бабич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103208/ (дата обращения: 28.04.2024).



В данной научно-исследовательской работе авторами рассмотрено применение медиации как эффективного способа разрешения конфликтов. Рассмотрена роль и функции медиатора в процессе переговоров между субъектами конфликта. Автором проанализирован процесс проведения медиативных переговоров и выделены его преимущества как способа урегулирования споров.

Ключевые слова: конфликт, урегулирование конфликта, медиация, медиатор.

На протяжении всей жизни люди взаимодействуют друг с другом по поводу различных аспектов организации жизнедеятельности и удовлетворения своих интересов и потребностей. Но часто эти интересы не совпадают или вступают в противоречие друг с другом, провоцируя возникновение конфликтных ситуаций.

Конфликт представляет собой ситуацию противоборства двух сторон, возникающую при несовпадении взглядов, целей или отстаивания своей позиции. При этом главным субъектам конфликта и заинтересованным сторонам важно разрешить сложившуюся ситуацию с минимальными потерями и ущербом, при этом удовлетворив свои потребности по поводу объекта спора. Для этого и применяют различные способы урегулирования конфликтов. Одним из эффективных способов разрешения, приводящим к положительному результату является медиация.

Медиация — альтернативный способ урегулирования конфликта, представляющий собой совокупность методов и процедур ведения переговоров с привлечением третьей стороны (медиатора). Медиатор (посредник) — незаинтересованная в объекте конфликта сторона, задачей которой является изменение восприятия конфликта сторонами с противоборства на решаемую при помощи диалога проблему. В процессе своей работы медиатор исполняет следующие функции [1]:

Аналитическое сопровождение. Приступая к процессу разрешения конфликта медиатор собирает имеющуюся информацию о возникшей проблеме при помощи диалога со сторонами и собственных знаний о предмете спора. Главными задачами данной функции является определение существующих проблем, побуждение сторон к анализу ситуации и возможных вариантов решения.

Аутентичная функция. Медиатор выполняет роль активного слушателя, выделяя эмоциональные и содержательные составляющие речи спорящих, и формулируя истинные причины спора.

Организаторская функция. Медиатор регулирует процесс переговоров, организует коммуникацию со сторонами. Также устанавливает правила и регламент проведения процедуры переговоров и взаимодействия участников, организует место проведения переговоров.

Созидательная функция. В процессе переговоров медиатор формулирует новые решения и предложения, на основе проанализированного конфликта. Медиатор может лишь подтолкнуть стороны к поиску альтернативных решений конфликта, а не навязывать собственное.

Надзорно-оценивающая функция. на этапе завершения медиации посредник повторно уточняет принятие сторонами условий соглашения и убеждается в реалистичности и способности реализации условий сторонами.

Педагогическая функция. Медиатор обучает стороны выстраивать переговоры и дальнейшее взаимодействие с установкой сотрудничество.

Процесс медиации в каждом случае будет выстраиваться в зависимости от особенностей конфликта, однако медиативные переговоры имеют ряд обязательных этапов:

  1. Открытие медиативной сессии (вступительное слово медиатора).
  2. Презентация сторон конфликта.
  3. Дискуссия по выработке тем для обсуждения.
  4. Индивидуальные встречи с каждой из сторон (кокусы).
  5. Дискуссия по выработке вариантов соглашения.
  6. Подготовка проекта соглашения.
  7. Завершение медиативной сессии (заключительное слово медиатора) [2].

После определения причины конфликта и анализа ситуации, медиатор переходит к активной работе с участниками. На протяжении всего процесса переговоров, медиатор применяет различные тактики взаимодействия в целях стабилизации ситуации и выработке оптимальных вариантов решения:

— тактика поочередного выслушивания на совместной встрече — используется при остром конфликте;

— сделка — большое количество переговоров с участием обеих сторон, целью которых является нахождение компромисса;

— челночная дипломатия — медиатор взаимодействует со сторонами по отдельности, согласуя интересы;

— давление на одного из оппонентов — преимущественная работа с одним из участников, в целях склонения его к уступкам;

— директивное воздействие — аргументация необоснованных аспектов и ошибочного отношения участников друг к другу с целью примирения.

В начале работы медиатор прибегает к техникам рефлексивного вмешательства, которые помогают ему сориентироваться в проблеме, заинтересовать участников конфликта в процессе медиации, поднять свой авторитет в их глазах [3].

Процесс медиации и характер её протекания зависит от ряда факторов:

— компетентность и профессионализм медиатора;

— индивидуальные характеристики конфликтующих сторон (личностные, социокультурные, моральные качества);

— характер и степень обостренности конфликтной ситуации;

— степень желания сторон, разрешить конфликт;

— насколько негативно настроены стороны по отношению друг к другу.

Эффективность медиации как способа урегулирования конфликта характеризуется следующими особенностями данного процесса:

— добровольное стремление сторон разрешить спор;

— конфиденциальность процесса;

— сохранение партнерских отношений сторон;

— экономия ресурсов, направленных на разрешение конфликта;

— выработка решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон;

— получение сторонами опыта конструктивного разрешения конфликтов;

— предупреждение появления подобных конфликтов.

Таким образом, медиация способствует получению результатов разрешения конфликтов с наибольшим положительным эффектом для обеих сторон. Данный способ урегулирования наиболее действенен, когда оппоненты уже не могут разрешить противоречия самостоятельно и не способны найти пути решения по ряду причин. Посредник способен рассмотреть конфликтную ситуацию с объективной стороны и помочь прийти к итогу, в полной мере удовлетворяющему интересы сторон.

Литература:

  1. Залиханова, А. А. Медиация как способ разрешения конфликтов / А. А. Залиханова, О. Н. Тишонок // Россия и мир: развитие цивилизаций. Инновации и консерватизм: поиск баланса: Материалы XII международной научно-практической конференции, Москва, 06–07 апреля 2022 года. — Москва: Институт мировых цивилизаций, 2022. — С. 271–274. — EDN MDHZSY.
  2. Азарнова А. Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов / А. Н. Азарнова. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 288 с.
  3. Замедлина, Е. А. Конфликтология: учебное пособие / Е. А. Замедлина. — 2-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2022. — 141 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi.org/10/12737/19528. — ISBN 978–5-369–01082–2. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1815598 — Режим доступа: по подписке.
Основные термины (генерируются автоматически): медиатор, сторона, процесс переговоров, процесс медиации, анализ ситуации, друг, конфликт, конфликтная ситуация, медиация, помощь диалога.


Похожие статьи

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

- скорость разрешения конфликта. Медиация занимает гораздо меньше времени, чем судебный процесс, вступление

В отличие от разрешения конфликтной ситуации в судебном порядке, при медиации скорость

Успех медиации зависит от степени доверия сторон к медиатору.

Процедура медиации проводится в несколько этапов: - организация процесса переговоров

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

Ключевое отличие медиации, состоящее в отсутствии у медиатора права на вынесение вердикта и в максимальной ориентированности процедуры на интересы и потребности сторон, делает ее наиболее предпочтительным способом разрешения споров в современных условиях.

Медиация как альтернативный способ разрешения семейных...

Ключевые слова: медиация, семейная медиация, семейные споры, семейные конфликты. Медиацияпроцесс, посредником которого является нейтральное третье лицо при разрешении конфликта между двумя и более противоборствующими сторонами.

Медиация в современной школе: как провести беседу...

Ключевые слова: конфликт, медиация, медиатор.

Медиатор — третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими

Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса медиации в любой момент.

Медиация — это учитывающее все интересы нахождение консенсуса с помощью третьего лица.

Роль медиатора в практике решения правовых споров

Медиацияпроцесс предельно рациональный, он рассчитан на спокойное и разумное обсуждение проблем.

Технология медиации требует, чтобы медиатор меньше говорил сам, а больше задавал вопросы.

1. Бесемер, Христоф. Медиация: Посредничество в конфликтах / Перевод с нем.

медиатор, сторона, процедура медиации, медиация, решение, конфликт...

Проблематика внедрения института медиации в российскую...

В отличие от разрешения конфликтной ситуации в судебном порядке, при медиации скорость.

медиатор, сторона, процедура медиации, медиация, решение, конфликт.

Ключевые слова: медиация, коммерческий арбитраж, разрешение споров, переговоры.

Кроме того, стороны могут в одностороннем порядке отказаться от процедуры медиации.

Переговоры как способ разрешения юридического конфликта

Переговоры — это процесс принятия совместного решения двумя или более сторонами.

Переговоры, как правило, включают три стадии: 1) подготовку к переговорам; 2) процесс их ведения; 3)

сторона, медиация, интерес, сторона конфликта, решение, истинный консенсус, судебный процесс

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Медиация как альтернативная форма урегулирования споров.

...медиации, внесудебная медиация, сторона конфликта, форма медиации, медиация, сторона.

Медиация — это один из альтернативных способов урегулирования конфликтов [2, с. 49].

Сторонами являются лица, желающие урегулировать спор при помощи процедуры медиации.

На данном этапе независимое лицо — медиатор, организует переговоры между...

Правовые особенности реализации примирительной процедуры...

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о медиации медиатор — физическое лицо, отвечающее требованиям Закона о медиации, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров).

Похожие статьи

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

- скорость разрешения конфликта. Медиация занимает гораздо меньше времени, чем судебный процесс, вступление

В отличие от разрешения конфликтной ситуации в судебном порядке, при медиации скорость

Успех медиации зависит от степени доверия сторон к медиатору.

Процедура медиации проводится в несколько этапов: - организация процесса переговоров

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

Ключевое отличие медиации, состоящее в отсутствии у медиатора права на вынесение вердикта и в максимальной ориентированности процедуры на интересы и потребности сторон, делает ее наиболее предпочтительным способом разрешения споров в современных условиях.

Медиация как альтернативный способ разрешения семейных...

Ключевые слова: медиация, семейная медиация, семейные споры, семейные конфликты. Медиацияпроцесс, посредником которого является нейтральное третье лицо при разрешении конфликта между двумя и более противоборствующими сторонами.

Медиация в современной школе: как провести беседу...

Ключевые слова: конфликт, медиация, медиатор.

Медиатор — третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими

Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса медиации в любой момент.

Медиация — это учитывающее все интересы нахождение консенсуса с помощью третьего лица.

Роль медиатора в практике решения правовых споров

Медиацияпроцесс предельно рациональный, он рассчитан на спокойное и разумное обсуждение проблем.

Технология медиации требует, чтобы медиатор меньше говорил сам, а больше задавал вопросы.

1. Бесемер, Христоф. Медиация: Посредничество в конфликтах / Перевод с нем.

медиатор, сторона, процедура медиации, медиация, решение, конфликт...

Проблематика внедрения института медиации в российскую...

В отличие от разрешения конфликтной ситуации в судебном порядке, при медиации скорость.

медиатор, сторона, процедура медиации, медиация, решение, конфликт.

Ключевые слова: медиация, коммерческий арбитраж, разрешение споров, переговоры.

Кроме того, стороны могут в одностороннем порядке отказаться от процедуры медиации.

Переговоры как способ разрешения юридического конфликта

Переговоры — это процесс принятия совместного решения двумя или более сторонами.

Переговоры, как правило, включают три стадии: 1) подготовку к переговорам; 2) процесс их ведения; 3)

сторона, медиация, интерес, сторона конфликта, решение, истинный консенсус, судебный процесс

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Медиация как альтернативная форма урегулирования споров.

...медиации, внесудебная медиация, сторона конфликта, форма медиации, медиация, сторона.

Медиация — это один из альтернативных способов урегулирования конфликтов [2, с. 49].

Сторонами являются лица, желающие урегулировать спор при помощи процедуры медиации.

На данном этапе независимое лицо — медиатор, организует переговоры между...

Правовые особенности реализации примирительной процедуры...

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о медиации медиатор — физическое лицо, отвечающее требованиям Закона о медиации, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров).

Задать вопрос