Переговоры как способ разрешения юридического конфликта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 1342 раза

Библиографическое описание:

Канайкина Т. А. Переговоры как способ разрешения юридического конфликта // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 604-605. — URL https://moluch.ru/archive/92/19965/ (дата обращения: 22.09.2018).

В данной статье подробно анализируются переговоры, как наиболее эффективный способ разрешения юридических конфликтов. Рассматриваются основные стадии, цели, задачи переговоров.

Ключевые слова: юридический конфликт, переговоры, участники переговоров, цель переговоров, основные задачи переговоров.

 

Юридический конфликт — любой конфликт, в котором спор связан с правоотношениями сторон, а сам конфликт влечет юридические последствия. Можно сказать, что не всякий конфликт юридический, но почти каждый может закончиться юридической процедурой.

Грань между юридическим и неюридическим конфликтом тонка. Кудрявцев В.Н предложил различать два толкования юридического конфликта: узкое и широкое. Согласно узкому толкованию под юридически конфликтом понимается: такой конфликт, все элементы которого носят правовой характер. В соответствии с широким тoлкованием: к юридическому конфликту относится противоборство с наличием хотя бы одного элемента юридических отношений, причем необязательно, чтобы правовые отношения имелись на каждом этапе развития конфликта [3, с. 164].

Разнообразие содержания юридических конфликтов предполагает использование различных способов их решения переговоры, посредничество, обращение к арбитру, судебные процедуры. Их использование предполагает соблюдение логично определенной последовательности, а переход от одного способа к другому необходимость учета инструментальных возможностей каждого из них [2, с. 63].

Наиболее эффективным, на мой взгляд, является метод переговоров, потому что в результате него можно получить больше достоверной информации, что позволит принять решение с лучшим знанием и пониманием ситуации, а также стороны между собой могут установить лучшие отношения и решить конфликт мирным путем.

Переговоры — это процесс принятия совместного решения двумя или более сторонами. В сравнении другими формами разрешения правовых споров и конфликтов преимущества переговоров состоят в следующем:

-          в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;

-          субъекты конфликта имеют возможность максимально контролировать аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;

-          переговоры позволяют субъектам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон [1, с.85];

Переговоры, как правило, включают три стадии: 1) подготовку к переговорам; 2) процесс их ведения; 3) анализ результатов переговоров и выполнения достигнутых доверенностей;

Сначала нужно осуществить подготовку переговоров. Данный вид деятельности включает в себя работу как организационного, так и содержательного характера:

-          достижения соглашения о необходимости переговоров;

-          определение места и времени встречи;

-          определение стратегии и тактики переговоров;

-          определение целей и задач переговоров;

-          составление необходимых документов и материалов;

Одним из результатов подготовительного этапа должно быть понимание каждым из участников конфликта отличия того, что может быть достигнуто, от того, чего он желает достичь. Целью переговоров должно стать достижимое, а не желаемое. Результаты переговоров будут прочны тогда, когда они обоснованы реальностью, правовой действительностью, а не фантазиями, пусть даже и пользующимися поддержкой сторон [5, с. 62].

В переговорах должны учитываться следующие обстоятельства: 1) субъекты противоборства; 2) мотивы противоборства; 3) предвидимое поведение субъектов после переговоров; 4) процесс ведения переговоров; 5) взаимодействие между ведущим переговоры и субъектами конфликта, а также между самими субъектами противоборства [7, c.151–152];

Вторая стадия переговоров — процесс их ведения может быть довольно длительной и трудной, так как предполагает непосредственный контакт участников конфликта или их представителей. Выделяют следующие этапы ведения: 1) выявление и осмысление позиций и точек зрения друг друга; 2) уточнение собственной позиции оппонента на не противоречие правовым нормам; 3) диагностика личностных характеристик оппонента для выработки дальнейшей тактики поведения; 4) согласование позиций, разработка вариантов в достижении соглашения.

Секрет успеха на переговорах по разрешению правовых конфликтов во многом зависит от знания правовой ситуации, и ее правильной оценки. Прежде всего, необходимо оценить сторонами свои потребности и интересы правового характера. Важно не только собрать правовую информацию по существу обсуждаемой на переговорах проблемы, но и проанализировать ее, отобрать, структурировать в удобной для использования в ходе переговоров форме. Для переговоров важна быстрая оценка разнообразных, постоянно меняющихся юридических факторов.

Завершающей стадией является анализ и оформление результатов переговоров, т. е. формализация соглашения, стороны должны формально признать соглашение [1, с. 94].

Определенную роль играет и число участников переговоров. В любом случае в переговорах должен учитываться как можно более широкий спектр мнений. Только так может быть обеспечен честный и стабильный результат, поскольку даже проигравшие стороны по-своему способствуют его достижению

Также важно учитывать и саму ситуацию переговоров. Согласно теории игр, вероятно совместного решения возрастает, если определенная игра повторяется, хотя, возможно, на новом уровне. Отсутствие опыта у части переговорщиков делает возможным получение существенных преимуществ одними группами или лицами в ущерб другим [6, с.18].

Наконец, немаловажным фактором является — намерения и ожидания сторон. Выбор стратегии отдельными участниками переговоров зависит, в сущности, от их ожиданий результатов.

Таким образом, достичь стабильного равновесия, необходимого для принятия приемлемого для всех решения, при быстро меняющейся обстановке довольно трудно [4, с. 53].

В заключение можно сказать что, у конфликтующих сторон всегда есть возможность выбора способа его преодоления. Они могут достичь соглашения путем прямых переговоров или с помощью посредников, могут обратиться за разрешением конфликта в третейский суд, исходя из того, что подчинятся его решению и выполнят добровольно, или в государственный суд, что обеспечивает возможность прибегнуть к государственному принуждению в решении конфликта.

 

Литература:

 

1.         Брыжинский А. А. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России: Дис…канд. юрид. наук. — М., 2005. — 234 с.

2.         Гашин А. А. Основные формы разрешения правовых конфликтов в Российской Федерации / А. А. Гашин // Вопросы современной юриспруденции. — 2015. — № 47. — С.62–68.

3.         Монгуш А. Л. Способы разрешения правовых конфликтов / А.Л Монгуш // Вестник Тувинского государственного университета. — 2014. — № 1. — С. 163–167.

4.         Худойкина Т. В. Мирное урегулирование и разрешение споров / Т. В. Худойкина // Московский журнал международного права. — 1998. — № 2. — С.52–60.

5.         Худойкина Т. В. Перспективы развития альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов в регионах Российской Федерации / Т.В Худойкина // Регионология. — 2005. — № 4. — С.61–70.

6.         Худойкина Т. В. Разрешение правовых споров и конфликтов с помощью примирительных процедур / Т. В. Худойкина // Мировой судья. — 2004. — № 4. — С.17–19.

7.         Худойкина Т. В. Юридический конфликт: динамика, структура, разрешение: Дис…канд. юрид. наук. — М., 1996. — 189 с.

Основные термины (генерируются автоматически): переговоры, юридический конфликт, субъект конфликта, конфликт, процесс переговоров, задача переговоров, достижение соглашения, совместное решение, правовой характер, сторона.


Ключевые слова

юридический конфликт, переговоры, участники переговоров, цель переговоров, основные задачи переговоров.

Похожие статьи

Юридический конфликт: понятие и методы разрешения

Ключевые слова: конфликт, юридический конфликт, правовой конфликт.

Существуют различные методы разрешения юридического конфликта, наиболее альтернативными являются: медиация, переговоры, третейский суд.

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Между сторонами переговоров и медиатором заключается соглашение о

Его цель – примирить конфликтующие стороны, а не вынесение решения в пользу одной из сторон

- организация процесса переговоров; - изложение позиций сторон

Категория договора и категория принуждения в разрешении...

юридический конфликт, категория договора, сторона, эскалация конфликта, разрешение конфликтов, конфликт, конфликтная ситуация, Российская Федерация, институт медиации, вынесение решения.

Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации

Переговоры— специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем. Цель переговоров — найти взаимоприемлемое решение...

Понятие юридического конфликта | Статья в журнале...

юридический конфликт, проблемы законности, конфликтология, субъект права, неюридический конфликт, функции юридического конфликта.

Переговоры как способ разрешения юридического конфликта.

Гражданско-правовые способы разрешения корпоративных...

1) переговоры — процедура, не предполагающая участия в урегулировании конфликта третьих лиц и позволяющая

2) медиация — урегулирование конфликта с привлечением третьей, нейтральной стороны, задача которой содействовать сторонам в достижении соглашения

Модель поведения в переговорах русского человека

Главная цель переговоров — прийти к взаимовыгодному решению, избегнув конфликта в процессе речевого взаимодействия. По наблюдениям переговорщиков-практиков, ведение переговоров представителями разных народов накладывает свой отпечаток на характер...

Использование принципиального метода ведения деловых...

2. В ходе переговорного процесса достижение определенной цели; 3. После завершения переговоров фиксирование результатов в каком-либо юридическом документе.

Новые технологии примирения в российском правовом поле

сторона, медиация, интерес, сторона конфликта, решение, истинный консенсус, судебный процесс, сторона спора, медиатор, процедура.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Юридический конфликт: понятие и методы разрешения

Ключевые слова: конфликт, юридический конфликт, правовой конфликт.

Существуют различные методы разрешения юридического конфликта, наиболее альтернативными являются: медиация, переговоры, третейский суд.

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Между сторонами переговоров и медиатором заключается соглашение о

Его цель – примирить конфликтующие стороны, а не вынесение решения в пользу одной из сторон

- организация процесса переговоров; - изложение позиций сторон

Категория договора и категория принуждения в разрешении...

юридический конфликт, категория договора, сторона, эскалация конфликта, разрешение конфликтов, конфликт, конфликтная ситуация, Российская Федерация, институт медиации, вынесение решения.

Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации

Переговоры— специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем. Цель переговоров — найти взаимоприемлемое решение...

Понятие юридического конфликта | Статья в журнале...

юридический конфликт, проблемы законности, конфликтология, субъект права, неюридический конфликт, функции юридического конфликта.

Переговоры как способ разрешения юридического конфликта.

Гражданско-правовые способы разрешения корпоративных...

1) переговоры — процедура, не предполагающая участия в урегулировании конфликта третьих лиц и позволяющая

2) медиация — урегулирование конфликта с привлечением третьей, нейтральной стороны, задача которой содействовать сторонам в достижении соглашения

Модель поведения в переговорах русского человека

Главная цель переговоров — прийти к взаимовыгодному решению, избегнув конфликта в процессе речевого взаимодействия. По наблюдениям переговорщиков-практиков, ведение переговоров представителями разных народов накладывает свой отпечаток на характер...

Использование принципиального метода ведения деловых...

2. В ходе переговорного процесса достижение определенной цели; 3. После завершения переговоров фиксирование результатов в каком-либо юридическом документе.

Новые технологии примирения в российском правовом поле

сторона, медиация, интерес, сторона конфликта, решение, истинный консенсус, судебный процесс, сторона спора, медиатор, процедура.

Задать вопрос