Медиация в современной школе: как провести беседу с участниками конфликта? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 07.01.2019

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Калиткина, Е. В. Медиация в современной школе: как провести беседу с участниками конфликта? / Е. В. Калиткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 153-154. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55352/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье рассматриваются стадии примирительных процедур в конфликте.

Ключевые слова: конфликт, медиация, медиатор.

Современная школа — открытая динамическая площадка, сложная многоуровневая система, взаимосвязанная сотней невидимых связей. Каждый участник образовательного процесса каждый день вступает в различные коммуникации, по-разному выстраивая данные взаимоотношения. Результатом таким отношений могут быть и конфликты.

Конфликт — наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия. [1]. Мы сами ежедневно становимся и свидетелями, и участниками конфликтов: огрызания прохожих, ссоры в транспорте, в очереди в магазинах, не уступают на дорогах и водители. Наши дети постепенно привыкают к тому, что потасовка — единственный выход из сложившейся ситуации, а в жизни, у людей, как и животных, все решает закон выживания.

Разрешать конфликты, выяснять отношения не кулаками, не оскорблениями, а мирным способом, путем переговоров — вот истинное искусство! Но, к сожалению, не каждый взрослый владеет данными умениями. Для того, чтоб обучать детей разрешению конфликтов, в России в школах организуются службы примирения. С 1 января 2011 года в российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» (№ 193 — ФЗ).

Медиация — переговоры, с участием третьей нейтральной стороны, которая заинтересована лишь в том, чтоб спор решился максимально эффективно для конфликтующих сторон. Медиатор — третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами; понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Специалист службы примирения, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины своего поступка. [3].

Если говорить о медиации как о технологии, то очень важно обозначить четыре ключевых принципа ее реализации:

1) Первый принцип — нейтральность (независимость) медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Он не заинтересован в каком-то конкретном решении, не принимает ни чью из сторон конфликта. Более того, он не принимает решения за стороны, он лишь стимулирует участников беседы к поиску оптимальных вариантов разрешения конфликтной ситуации. Задача медиатора — грамотно организовать пространство для эффективных переговоров.

2) Второй принцип– добровольность. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса медиации в любой момент. Технология предполагает, что всё происходит только с согласия сторон.

Стоит отметить, что чаще всего к медиатору (третье стороне) обращается одна из сторон конфликта, задача медиатора — помочь выявить мотивы второй стороны и прийти к взаимному компромиссу.

3) Третий принцип — конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Сами стороны, в свою очередь, могут распоряжаться полученной в процессе медиации информацией так, как они пожелают.

4) Четвертый принцип медиации — равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждой стороне равное количество времени и внимания.

Если соблюдать все принципы и чётко следовать логике в ходе медиации, то можно достичь договоренности, устраивающую каждую из сторон.

Процедура восстановительной медиации имеет определенную структуру, состоит из последовательных этапов, каждый из которых связан с остальными определенной цепочкой.

Этап 1 — начало процесса, проведение предварительной беседы с каждым участником конфликта по отдельности, создание благоприятной атмосферы в разговоре, оценка эмоциональной составляющей в данном конфликте, выяснение сути претензий.

Этап 2 — проведение повторной беседы с каждым их участников конфликта отдельно, с целью сбора и анализа информации, необходимой для медиатора, выявление интересов и побудительных причин поступков конфликтующих сторон, подготовка ко встрече конфликтующих сторон.

Этап 3 — проведение совместной беседы с участниками конфликта, налаживание взаимодействия между конфликтующими сторонами, установление атмосферы взаимопонимания, выслушивание точек зрения каждой из сторон, обдумывание вариантов решения проблемы.

Кокус — беседа с каждой стороной поочередно в индивидуальном порядке. Цель кокуса — подготовить участников конфликта к дальнейшим конструктивным переговорам.

Этап 4 — завершение процесса, проведение примирительной финальной встречи, заключение примирительного (мирового) соглашения (письменного или устного). Данное соглашение — еще одна возможность подвести итоги беседы и закрепить взаимные договоренности.

В школе заключение письменного примирительного договора может быть осуществлено для предоставления результатов встречи на педсовете, или на совете профилактики, где он может служить основанием для смягчения последствий обидчика [4; с.48].

В медиации все участники конфликта могут услышать другую сторону, чтоб понять, какие мотивы и претензии имеются. По продолжительности, медиация, в отличии от других примирительных процедур, может занимать гораздо больше времени, т. к. сторонам нужно гораздо больше времени для рассмотрения целого спектра вопросов и выработки единого решения.

Использование медиации в школе позволяет взрослым разрешать свои конфликты и конфликты детей более конструктивно, а детям учиться, выступая медиаторами в разрешении своих собственных конфликтов и конфликтах своих сверстников. Данная практика воспитывает чувство ответственности за принятие собственных решений. Участие в медиациях школьников, таким образом, делает их более самостоятельными и приспособленными к окружающей действительности, где качество договоренности начинает цениться все выше; школьники начинают ценить и уважать, прислушиваться к мнениям своего окружения.

Литература:

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 4-е изд. — М.: Эксмо, 2009.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)». От 27 июля 2010 г. № 193 — ФЗ.
  3. Донских И. Г. Убедить. Призвать. Добиться своего / И. Г. Донских. — Спб.: Речь, 2011.
  4. Школьная служба восстановительной медиации. Система подготовки медиаторов. 5–9 кл.: практические занятия, тренинговые задания. / О. А. Уварова. — Волгоград: Учитель. — 123с.
Основные термины (генерируются автоматически): сторона, участник конфликта, конфликт, медиатор, процесс медиации, задача медиатора, процедура медиации, согласие сторон, сторона конфликта, ходя медиации.


Ключевые слова

конфликт, медиация, медиатор

Похожие статьи

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Медиация (от лат. «mediare» – посредничать) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной сторонымедиатора (посредника) с целью достижения взаимопонимания и составления...

медиатор, сторона, процедура медиации, медиация, решение...

Медиатор — это независимое физическое лицо (лица), привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании конфликтов для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о медиации (Федеральный закон Российской Федерации от...

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

Ключевое отличие медиации, состоящее в отсутствии у медиатора права на вынесение вердикта и в максимальной ориентированности процедуры на интересы и потребности сторон, делает ее наиболее предпочтительным способом разрешения споров в современных условиях.

медиатор, сторона, процедура медиации, медиация, решение...

Медиация — это учитывающее все интересы нахождение консенсуса с помощью третьего лица.

Признание медиатора всеми сторонами конфликта. Это условие является обязательным для любой медиации, поскольку без согласия на привлечение одного общего...

К вопросу о понятии медиации в российском праве

Ряд исследователей, давая понятие медиации используют его в качестве синонима посредничества. Так, Т. А. Савельева полагает, что посредничество (медиация) — это способ урегулирования конфликта между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального...

Эффективность семейной медиации. Почему ее надо вводить...

Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте сторонымедиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору...

Медиация как альтернативный способ разрешения споров

процедура медиации, сторона, медиация, США, Российская Федерация, проведение процедуры медиации, отношение, мировое соглашение, медиатор, конфликтная ситуация. Новые технологии примирения в российском правовом поле. Это изменение ситуации на...

Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их...

примирительная процедура, медиация, институт медиации, сторона, процедура медиации, принцип, медиатор, обязательная процедура медиации, Российская Федерация, судебное разбирательство. Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их...

Медиация как способ досудебного урегулирования споров...

Медиация — это внесудебный способ урегулирования спора, институт альтернативного разрешения конфликта между сторонами при участии третьего беспристрастного, не заинтересованного в данном конфликте лица — медиатора.

К вопросу о медиации как формы урегулирования...

Медиация представляет собой процесс, при котором квалифицированный, беспристрастный, незаинтересованный человек помогает сторонам, которые вовлечены в конфликт, достичь взаимоприемлемого урегулирования. Медиатор помогает сторонам прийти к соглашению...

Похожие статьи

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Медиация (от лат. «mediare» – посредничать) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной сторонымедиатора (посредника) с целью достижения взаимопонимания и составления...

медиатор, сторона, процедура медиации, медиация, решение...

Медиатор — это независимое физическое лицо (лица), привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании конфликтов для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о медиации (Федеральный закон Российской Федерации от...

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

Ключевое отличие медиации, состоящее в отсутствии у медиатора права на вынесение вердикта и в максимальной ориентированности процедуры на интересы и потребности сторон, делает ее наиболее предпочтительным способом разрешения споров в современных условиях.

медиатор, сторона, процедура медиации, медиация, решение...

Медиация — это учитывающее все интересы нахождение консенсуса с помощью третьего лица.

Признание медиатора всеми сторонами конфликта. Это условие является обязательным для любой медиации, поскольку без согласия на привлечение одного общего...

К вопросу о понятии медиации в российском праве

Ряд исследователей, давая понятие медиации используют его в качестве синонима посредничества. Так, Т. А. Савельева полагает, что посредничество (медиация) — это способ урегулирования конфликта между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального...

Эффективность семейной медиации. Почему ее надо вводить...

Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте сторонымедиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору...

Медиация как альтернативный способ разрешения споров

процедура медиации, сторона, медиация, США, Российская Федерация, проведение процедуры медиации, отношение, мировое соглашение, медиатор, конфликтная ситуация. Новые технологии примирения в российском правовом поле. Это изменение ситуации на...

Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их...

примирительная процедура, медиация, институт медиации, сторона, процедура медиации, принцип, медиатор, обязательная процедура медиации, Российская Федерация, судебное разбирательство. Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их...

Медиация как способ досудебного урегулирования споров...

Медиация — это внесудебный способ урегулирования спора, институт альтернативного разрешения конфликта между сторонами при участии третьего беспристрастного, не заинтересованного в данном конфликте лица — медиатора.

К вопросу о медиации как формы урегулирования...

Медиация представляет собой процесс, при котором квалифицированный, беспристрастный, незаинтересованный человек помогает сторонам, которые вовлечены в конфликт, достичь взаимоприемлемого урегулирования. Медиатор помогает сторонам прийти к соглашению...

Задать вопрос