Санкционный режим и вызовы гражданской авиации России в ближайшей перспективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 23.05.2023

Статья просмотрена: 320 раз

Библиографическое описание:

Дрига, Е. В. Санкционный режим и вызовы гражданской авиации России в ближайшей перспективе / Е. В. Дрига. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 387-390. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103083/ (дата обращения: 02.05.2024).



В настоящей статье автор определяет основные проблемы современной гражданской авиации России, обусловленные рядом политических, геополитических, экономических факторов, представляет обзор основных документов, регламентирующих деятельность авиакомпаний в условиях санкций.

Ключевые слова: воздушное пространство, рынок авиаперевозок, контрсанкции.

Одним из важнейших событий последних месяцев для всего мира: экономического, внешнеполитического, авиационного стало частичное закрытие воздушного пространства России и ЕС в качестве симметричных по отношению друг к другу мер, то есть контрсанкций, в ответ на те или иные действия одной из сторон. Регламент и процедура использования воздушного пространства Российской Федерации установлены в Постановлении Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» [7].

Закрытие воздушного пространства, а фактически приостановление или отмена свобод воздуха над определённой территорией, представляет собой серьезную ограничительную меру (санкцию), которая по сути является ударом по затрагиваемым ею странам и, прежде всего, по авиаперевозчикам, которые в результате такого шага теряют способность предоставлять определенные международные пути сообщений. В свою очередь, это приводит как минимум к снижению прибыли, но в основном мешает выполнению ключевых задач такого важного ресурса страны, как региональных, национальных, флагманских авиакомпаний, а именно: выполнение полётов на социально значимых маршрутах, в нашей стране — перевозка пассажиров и грузов в интересах нефтегазового комплекса, полёты по обеспечению миротворческих и гуманитарных операций ООН.

Российская авиация — одна из первых в иерархии отраслей, которая понесла глобальный ущерб в результате геополитических действий в феврале 2022 года. Через несколько дней после начала СВО европейские страны начали закрывать свое воздушное пространство для российских воздушных судов. Соединенные Штаты последовали их примеру 2 марта, приостановив, среди прочего, свои рейсы Москва-Нью-Йорк, на переговоры по инициации и организации которых еще в советские времена ушло почти десять лет. Российские авиакомпании никогда не были так изолированы ранее.

Как отмечает Травников А. И., после распада Советского Союза российские авиаперевозки стали одним из крупнейших бенефициаров открытия страны миру и перехода к рыночной экономике [11].

Рынок авиаперевозок был разделен на несколько субъектов национального уровня и десятки небольших региональных перевозчиков, которые быстро вышли на новые стандарты качества. Ведущие компании присоединялись к глобальным авиационным альянсам и активно обновляли свои парки, заменяя старые советские самолеты новыми «Эйрбасами» и «Боингами».

Хотя западные санкции, введенные против России после присоединения Крыма в 2014 году, действительно оказали давление на российских производителей самолетов [3], полеты в Европу и США продолжались, а контракты на покупку самолетов оставались в силе. Аэрофлот получил свой первый Airbus A350 в начале 2020 года [2]. В 2019 году, накануне пандемии COVID, российские авиакомпании перевезли рекордные 128 млн человек: из них 43 % на международных рейсах и 57 % на внутренних. Международные рейсы приносили гораздо больше доходов, но многочисленные внутренние маршруты позволили отрасли удержаться на плаву в годы пандемии [1].

Санкции 2022 года оказали значительно большее воздействие: всего за несколько дней тесно интегрированные с мировым рынком российские авиакомпании лишились международных направлений, договоров лизинга и технической поддержки своих иностранных самолетов, партнерских отношений с другими перевозчиками, зарубежного программного обеспечения, страхования и других услуг. Наиболее существенные убытки понес «Аэрофлот: крупнейшая авиакомпания и флагманский перевозчик страны только начали восстанавливаться после пандемического спада, увеличив количество пассажиров почти на треть в годовом исчислении в феврале 2022 года. Ранее компания планировала сосредоточиться на премиальных и высокодоходных рейсах [10], но это на этот сегмент приходилось всего 20 процентов от общей выручки на конец 2022 года. Кроме того, когда Россия в ответ закрыла собственное воздушное пространство для западных авиакомпаний, «Аэрофлот» лишился лицензионных отчислений от европейских перевозчиков, которые составляли 500–800 миллионов долларов за год до пандемии [4].

В итоге российские авиакомпании быль вновь вынуждены делать ставку на внутренние маршруты, но, в отличие от пандемических лет, даже в этом секторе возникают трудности. Одиннадцать аэропортов на юге России, в том числе в нескольких популярных местах отдыха, были закрыты для гражданских самолетов с началом начала СВО. Одним из аспектов реакции России на западные санкции было присвоение самолетов иностранного производства, которые брали в аренду российские авиаперевозчики. Лизинг является распространенной практикой в авиационной отрасли, при которой владелец самолета несет ответственность за его обслуживание, страхование и регистрацию, среди прочего. По состоянию на конец февраля 2022 года в России эксплуатировалось 1290 гражданских самолетов, 70 % из которых были иностранного производства и обеспечивали 95 % воздушного движения страны. На тот момент общая рыночная стоимость лизингового парка самолетов России превысила 10 миллиардов долларов. После начала СВО и последовавших санкций, запретивших поставки в Россию гражданских самолетов и запасных частей, лизингодателям самолетов удалось конфисковать 77 самолетов, арендованных российскими авиакомпаниями, прежде чем остальные были остановлены в России и быстро перерегистрированы там, чтобы их можно было использовать внутри страны, хотя этот процесс исключает их использование на международных маршрутах, поскольку самолеты с двойной регистрацией считаются угрозой безопасности. Китай и Турция также запретили летать в свои страны самолетам с двойной регистрацией [12].

Всего по состоянию на февраль 2023 России удалось снять двойную регистрацию с 180 перерегистрированных самолетов, правительство обещает продолжить этот процесс [9]. Однако у самолетов, лишенных двойной регистрации, могут возникнуть проблемы с международными рейсами, потому что Соединенные Штаты заносят в черный список иностранные самолеты, по крайней мере, на 25 % принадлежащие США. Эти самолеты могут столкнуться с ограничениями обслуживания или столкнуться с трудностями при дозаправке в пункте назначения. По этой причине у российских авиакомпаний не остается иного выбора, кроме ориентации на внутренний рынок. К 2030 году Аэрофлот планирует увеличить свою долю на этом рынке с 38 до 50 % и привлечь на 60 % больше пассажиров. Тем не менее международные рейсы по-прежнему в два-три раза выгоднее для «Аэрофлота», чем внутренние [6]. В июне 2022 года Россия приняла программу развития авиационной отрасли до 2030 года. Исходя из того, что страна останется частично изолированной, в ней предусмотрено, что только 10 процентов пассажиров российских авиакомпаний будут летать за границу.

Запад, со своей стороны, также пострадал от изоляции России. В то время как российские авиаперевозчики теряли маршруты и членство в глобальных альянсах, их западные коллеги лишались удобных маршрутов полетов в Азию через российское воздушное пространство над Сибирью и Арктикой. Обход России удлиняет европейские маршруты в Азию на несколько часов, и, следовательно, увеличивает расходы на топливо. Полеты между Токио и Хельсинки, например, теперь занимают тринадцать часов вместо девяти с половиной. Европейские авиакомпании также могут столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны Китая, когда он вновь откроется после пандемии и его самолеты начнут летать над территорией России.

По многим оценкам, американские авиакомпании находятся не в лучшем положении по сравнению со своими азиатскими конкурентами. American Airlines и United были вынуждены отменить некоторые рейсы в Индию, которые больше не являются рентабельными, в то время как Air India может продолжать летать через российское воздушное пространство. Американские рейсы в Токио и Сеул теперь занимают дополнительно от шестидесяти до девяноста минут, хотя самая большая угроза, вырисовывающаяся на горизонте, снова связана с открытием Китая. США пригрозили Турции штрафами и даже тюремным заключением, если она будет обслуживать российские авиакомпании, летающие на американских самолетах. Затем Турция сделала заявление о рисках, связанных с обслуживанием самолетов «Аэрофлота», но по состоянию на май 2023 продолжает их обслуживать. Со своей стороны, Евросоюз пригрозил Грузии санкциями, если она возобновит полеты в Россию [8].

2022 год во многом стал ударом для российских авиакомпаний, но они выстояли благодаря солидным государственным субсидиям и обширному опыту, накопленному за десятилетия работы на мировом авиационном рынке, где они переняли навыки, процедуры, технологии и стандарты у своих западных партнеров. Накопленный опыт поможет российским самолетам еще какое-то время оставаться в воздухе, особенно крупным авиаперевозчикам, располагающим молодым флотом, квалифицированным персоналом и техническими центрами. Также, из-за введения западных санкций и факта того, что российским перевозчикам запретили приобретать самолеты иностранного производства и запчасти к ним, а также осуществлять техобслуживание и страхование воздушных судов, очевидным побочным следствием стало нарушение цепей регулярных поставок компонентов для своевременного технического обслуживания воздушных судов и поддержания их лётной годности, в некоторых случаях — просто увеличились сроки их поставки до станций требования. Таким образом, регулярной практикой в работе отечественных Maintenance, Repair, and Overhaul (MRO) организаций стала процедура Robbery или Cannibalization, которую в начале 2023г. узаконили российские власти [5]. Robbery — это процесс снятия исправных запчастей и компонентов с гражданских самолетов для их хранения или установки на другие воздушные суда. Каннибализация флота — это нормальная мировая практика, но требуются четкие процедуры исполнения, в том числе составление определённых специфических ярлыков на каждый подобным образом снимаемый компонент. При этом ожидается, что к 2025 году в России останется не более 70 % самолетов иностранного производства.

В настоящей статье лишь в общих чертах описаны изменения и спровоцированные ими трудностей в области международного воздушного пространства за последние годы, участие государств — эксплуатантов в данном процессе. Исследование данной проблемы имеет важное, как теоретическое, так и практическое значение для понимания процессов построения международных отношений и возможных путей решения тех задач, с которыми субъектам пришлось столкнуться.

Литература:

  1. Авиакомпании держатся: предпосылок для банкротства нет. Интервью Виталия Савельева «Российской газете» [Электронный ресурс] URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/interviews/516 (дата обращения: 18.05.2023)
  2. Аэрофлот» получил свой первый Airbus А350 [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/business/697162 (дата обращения: 01.05.2023)
  3. Все санкции Запада против России. США [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства России «ТАСС». URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587? (дата обращения: 01.05.2023)
  4. Год военного положения. Как российская авиация пережила потерю неба, доходов и репутации [Электронный ресурс] URL: https://carnegieendowment.org/politika/89138 (дата обращения: 20.05.2023)
  5. ЕС предупредил Грузию о вторичных санкциях, если Тбилиси возобновит авиасообщение с Москвой [Электронный ресурс] URL: https://www.bfm.ru/news/518586 (дата обращения: 20.05.2023)
  6. Крупнейшие авиакомпании России получили рекордную прибыль на фоне санкций [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/23/04/2023/6442b1969a794764554a9a5d (дата обращения: 18.05.2023)
  7. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=370637&dst=100423#Ek3ZwcTAnH88Kjge1 (дата обращения: 18.05.2023)
  8. Постановление правительства № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»
  9. Правительство установило возможность регистрации прав на самолёты для иностранных «дочек» российских организаций [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/47254/ (дата обращения: 18.05.2023)
  10. Савельев представил Мишустину обновленную стратегию развития «Аэрофлота» [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/07/14/834527-savelev-rasskazal-mishustinu (дата обращения: 18.05.2023)
  11. Травников А. И.: Влияние национального воздушного права на совершенствование международно-правового режима воздушного пространства // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-natsionalnogo-617 vozdushnogo-prava-na-sovershenstvovanie-mezhdunarodno-pravovogo-rezhima-vozdushnogoprostranstva (дата обращения: 08.04.2023)
  12. UNITED NATIONS SECURITY COUNCIL Functions and Powers [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/securitycouncil/content/functions-and-powers (дата обращения: 18.05.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, самолет, воздушное пространство, авиакомпания, двойная регистрация, иностранное производство, рейс, США, авиационная отрасль, Российская Федерация.


Похожие статьи

Особенности сделок слияний и поглощений на мировом...

На сегодняшний день как российский, так и мировой рынок перенасыщен авиакомпаниями.

В такой ситуации, пассажир пересядет на самолет S7 Airlines до Екатеринбурга, хотя билет он

Еще 10 лет назад российский рынок слияний и поглощений был закрыт для иностранных

МС-21 — российский ближне-среднемагистральный среднефюзеляжный самолет.

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Таблица 4. Внешние ивнутренние угрозы авиационной отрасли РФ.

Как следствие с 1993 года наблюдался спад в производстве гражданских судов (Рис. 5) [12].

Рис. 5. Производство гражданских коммерческих пассажирских самолетов в РФ в 1990–2012 гг.

Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых...

В своей работе авиакомпания сталкивается с достаточным количеством проблем.

Во-первых, состав парка самолётов грузовых авиакомпаний, как правило, находится в состоянии

Для Российской Федерации такая тенденция представляет угрозу тем, что отечественный рынок

Данная отрасль в России имеет широкие перспективы, связанные, в первую очередь, с...

Тенденции правового регулирования международных авиаперевозок

Оценивается влияние пандемии COVID-19 на сферу международных воздушных перевозок.

В России согласно ст. 164 Налогового кодекса РФ применяется нулевая ставка налога.

Таким образом авиакомпании смогут избежать осуществления пустых рейсов.

свое воздушное пространство для воздушных судов, зарегистрированных в Российской Федерации.

Перспективы участия российских авиакомпаний...

Статья раскрывает основные проблемы российских авиакомпаний, что препятствует их вхождению в международные стратегические альянсы.

2. производство полетов, 3. тарифная политика

И вторая, огромное количество и раздробленность авиакомпаний России.

Во-первых, это технологическое отставание воздушного транспорта РФ.

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте...

В России система безопасности на авиационном транспорте регламентируется принятым в

Россия, воздушный транспорт, США, авиационная безопасность, авиационная отрасль, время

Функционирование единого авиационного пространства очень позитивно оценивается ЕС

Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период...

Основные схемы взаимодействия авиакомпании и аэропорта по...

Представители авиакомпании — могут осуществлять часть работ по наземному обслуживанию воздушных перевозок при заключении с аэропортом соответствующего соглашения о

Ниже перечислены основные схемы: — Авиакомпания полностью обслуживает свои рейсы

Экономика и экономия безопасности полетов | Статья в журнале...

«Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до

транспортный комплекс, РФ, перевозка, воздушный транспорт, авиационная отрасль

...обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте. В настоящее время указанные акты Правительства Российской Федерации не утверждены.

Международное правовое регулирование авиаперевозок...

Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве

Римская конвенция о возмещении ущерба, причиненного иностранным воздушным судном третьей стороне на

В гражданской авиации системе авиационной безопасности уже почти 50 лет.

В Российской Федерации данными актами являются Воздушный кодекс РФ, а конкретно глава 15 ВК РФ.

Похожие статьи

Особенности сделок слияний и поглощений на мировом...

На сегодняшний день как российский, так и мировой рынок перенасыщен авиакомпаниями.

В такой ситуации, пассажир пересядет на самолет S7 Airlines до Екатеринбурга, хотя билет он

Еще 10 лет назад российский рынок слияний и поглощений был закрыт для иностранных

МС-21 — российский ближне-среднемагистральный среднефюзеляжный самолет.

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Таблица 4. Внешние ивнутренние угрозы авиационной отрасли РФ.

Как следствие с 1993 года наблюдался спад в производстве гражданских судов (Рис. 5) [12].

Рис. 5. Производство гражданских коммерческих пассажирских самолетов в РФ в 1990–2012 гг.

Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых...

В своей работе авиакомпания сталкивается с достаточным количеством проблем.

Во-первых, состав парка самолётов грузовых авиакомпаний, как правило, находится в состоянии

Для Российской Федерации такая тенденция представляет угрозу тем, что отечественный рынок

Данная отрасль в России имеет широкие перспективы, связанные, в первую очередь, с...

Тенденции правового регулирования международных авиаперевозок

Оценивается влияние пандемии COVID-19 на сферу международных воздушных перевозок.

В России согласно ст. 164 Налогового кодекса РФ применяется нулевая ставка налога.

Таким образом авиакомпании смогут избежать осуществления пустых рейсов.

свое воздушное пространство для воздушных судов, зарегистрированных в Российской Федерации.

Перспективы участия российских авиакомпаний...

Статья раскрывает основные проблемы российских авиакомпаний, что препятствует их вхождению в международные стратегические альянсы.

2. производство полетов, 3. тарифная политика

И вторая, огромное количество и раздробленность авиакомпаний России.

Во-первых, это технологическое отставание воздушного транспорта РФ.

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте...

В России система безопасности на авиационном транспорте регламентируется принятым в

Россия, воздушный транспорт, США, авиационная безопасность, авиационная отрасль, время

Функционирование единого авиационного пространства очень позитивно оценивается ЕС

Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период...

Основные схемы взаимодействия авиакомпании и аэропорта по...

Представители авиакомпании — могут осуществлять часть работ по наземному обслуживанию воздушных перевозок при заключении с аэропортом соответствующего соглашения о

Ниже перечислены основные схемы: — Авиакомпания полностью обслуживает свои рейсы

Экономика и экономия безопасности полетов | Статья в журнале...

«Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до

транспортный комплекс, РФ, перевозка, воздушный транспорт, авиационная отрасль

...обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте. В настоящее время указанные акты Правительства Российской Федерации не утверждены.

Международное правовое регулирование авиаперевозок...

Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве

Римская конвенция о возмещении ущерба, причиненного иностранным воздушным судном третьей стороне на

В гражданской авиации системе авиационной безопасности уже почти 50 лет.

В Российской Федерации данными актами являются Воздушный кодекс РФ, а конкретно глава 15 ВК РФ.

Задать вопрос