Особенности сделок слияний и поглощений на мировом и российском рынках пассажирских авиаперевозок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 12.06.2017

Статья просмотрена: 341 раз

Библиографическое описание:

Решетникова М. С., Цорионова А. А. Особенности сделок слияний и поглощений на мировом и российском рынках пассажирских авиаперевозок // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 61-64. — URL https://moluch.ru/archive/157/44359/ (дата обращения: 21.04.2019).



Несмотря на экономический кризис, сделки M&A компаний рынка авиаперевозокв странах Европы и США активно продолжаются. Авиакомпании наращивают долю на мировом авиарынке. В России же одна из крупнейших авиакомпаний претерпела банкротство, что привело ее к сделке поглощения и реструктуризации компании.

По мнению представителей IATA консолидация является неотъемленной частью сферы авиаперевозок. На сегодняшний день как российский, так и мировой рынок перенасыщен авиакомпаниями. Анализируя рынок авиаперевозок можно увидеть сотни низкобюджетных частных и государственных перевозчиков. Основной целью таких компаний является оптимизация и разнообразие сети маршрутов, снижение топливных и эксплуатационных расходов, увеличение пассажиропотока и соответственно увеличение прибыли.

За последние двадцать лет наблюдается устойчивая тенденция объединений авиакомпаний. В качестве примера можно привести американские авиакомпании Alaska Air Group и Virgin America. Сделка была завершена 1 января 2017 года. Министерство юстиции США запросило от Alaska Air Group Incorporated 4 миллиарда долларов для завершения код-шерингового соглашения с Virgin America. В 2017 году авиакомпании объявили о более 30 новых беспосадочных маршрутов. По официальным данным авиакомпании Alaska Airlines итоговой целью развития альянса является «one combined airline» [1].

В качестве другого примера можно рассмотреть Lufthansa Group. Ведущей компанией в Lufthansa Group является немецкая Lufthansa. Компания последовательно наращивала свою долю на мировом рынке. На сегодняшний день концерн состоит из следующих авиакомпаний: SWISS, Austrian Airlines, Brussels Airlines, Eurowings, Lufthansa Regional. «В январе 2017 года Lufthansa и Etihad Aviation Group объявили о заключении договора о начале код-шеринговых полетов. Кроме этого, объявлено о подписании соглашения по аренде воздушных судов с экипажами между Lufthansa Group и авиакомпанией Airberlin, в которой Etihad Aviation Group косвенно владеет 29 % пакета акций. Авиакомпании Eurowings, и Austrian Airlines, входящие в состав Lufthansa Group арендуют 38 самолетов с экипажами у компании Airberlin. Из них 33 самолета будут работать в Eurowings Group, а остальные пять воздушных судов — в Austrian Airlines. Соглашение сроком на шесть лет вступит в силу с февраля 2017 года с учетом всех нормативных требований. В основе сделки лежат конкурентоспособные цены на лизинг». [2]

Российские авиакомпании в 2017 году не сильно вовлечены в сделки слияния и поглощения, однако любая авиакомпания заинтересована в код-шеринговом соглашении. Так например, пассажир может купить билет на рейс Москва-Париж компании «Аэрофлот», но в путь он отправится на самолете, который принадлежит Air France. Или например, пассажир купит билет до Екатеринбурга авиакомпании Air Berlin, несмотря на то, что их самолеты не летают в этот город. В такой ситуации, пассажир пересядет на самолет S7 Airlines до Екатеринбурга, хотя билет он купил еще в Берлине. Суть код-шерингого соглашения в том, чтобы развить маршрутные сети, экономя на приобретении новых воздушных судов и экономя на топливных и эксплуатационных расходах. Еще 10 лет назад российский рынок слияний и поглощений был закрыт для иностранных авиакомпаний, поскольку главным акционером является государство. Даже в 2017 году довольно сложно представить ситуацию, когда внутренние рейсы будут совершать иностранные перевозчики. Такая закрытость особенно влияет на переговорные процессы и на продвижение на иностранные рынки российских компаний.

Безусловно в данной ситуации существуют исторические корни. В времена СССР единственным монополистом на рынке авиаперевозок был «Аэрофлот». Однако после распада СССР авиакомпания была раздроблена и те предприятия, которые находились в бывших советских республиках. Они стали независимыми перевозчиками, получив статус национальный. Сегодня в России существует более 180 авиакомпаний. По данным Федерального агентства воздушного транспорта по количеству перевезенных пассажиров в 2016 году лидируют «Аэрофлот», «S7 Airlines», «Россия», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии». Далее в таблице 1 представлены 15 крупнейших авиакомпаний России по числу перевезенных пассажиров по данным статистики.

Таблица 1

Перевозки пассажиров 15-ти крупнейших авиакомпаний РФ

Авиакомпания

Перевезено пассажиров 2015г.

Перевезено пассажиров 2016г.

Изменения%

Аэрофлот

26111728

28977880

111,0

S7 Airlines (Сибирь)

8208508

9509018

115,8

Россия

4751568

8099498

170,5

ЮТэйр

5540382

6654417

120,1

Уральские Авиалинии

5445134

6467188

118,8

Итого по 5 авиакомпаниям

19641695

25131670

128,0

Уд. вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА, %

52,5

55,4

Победа

3089676

4285937

138,7

Глобус(S7Group)

2422259

3637451

150,2

АЗУРэйр

2354038

2344322

99,6

Вим-Авиа

1594911

2076406

130,2

Северный Ветер

2665553

1788452

67,1

Ямал

1425103

1454456

102,1

Аврора

1124792

1376224

122,4

Nord Star

1124792

1286878

114,4

Royal Flight

867162

994183

114,6

Икар

1083991

988084

91,2

Итого по 15 авиакомпаниям

37393972

45364063

121,3

Источник: Составлено автором на основе данных статистики авиаперевозок пассажиров в 2015 и 2016 году

Как видно из таблицы 1 на эти авиакомпании приходится более 50 % всего пассажирооборота в год. Далее в списке приведены авиакомпании на каждую из которых приходится от 0,8 до 4 миллионов пассажиров в год.

После кризиса в 2008 году было принято решение о создании авиаперевозчика на базе государственных активов, который составил бы конкуренцию компании «Аэрофлот» под другим брендом. Учредителями новой компании «Росавиа» стали Правительство Москвы и госкорпорация «Ростехнологии». Последующей стратегией развития компании стало поэтапное присоединение таких авиакомпаний как: ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Кавминводавиа», «Владивосток Авиа», «ДальАвиа», «Саратовские авиалинии».

В процессе выбора базового аэропорта между Внуково (Москва) и Пулково (Санкт-Петербург) министерство транспорта предложило продолжить дальнейшее развитие с таким крупным авиаперевозчиком как «Аэрофлот» для усиления российского рынка.

По данным 2017 года в состав группы компаний Аэрофлот входят следующие компании: ООО «Авиакомпания «Победа», ОАО «Авиакомпания «Россия», ОАО «Авиакомпания «Аврора», ОАО «Шеротель», ЗАО «Аэромар», Частное профессиональное образовательное учреждение «Авиационная школа Аэрофлота», ООО «Аэрофлот-Финанс», ООО «А-Техникс».

После банкротства лидера авиаперевозок «Трансаэро», правительство предложило «Аэрофлот» выкупить акции «Трансаэро», так как «Аэрофлот» является не только лидером на рынке авиаперевозок, но и 51 % акций принадлежит государству. (Рисунок 1)

Рис. 1. Источник: Составлено автором на основе данных статистики авиаперевозок пассажиров в 2016 году

«К концу 2015 года общая сумма заявленных требований кредиторов «Трансаэро» превышает 251,8 млрд руб. При этом основной долг — 249 млрд руб. — составляют требования третьей очереди (требования первой и второй очередей — около 15 млн руб.) [3]. Данная сделка сильно ударила не только по «Аэрофлот», но и по основным кредиторам (Сбербанк и ВТБ). На восстановление парка самолетов, полученных по залогу от прекратившей свою деятельность «Трансаэро» Сбербанк потратил свыше $19 миллионов. Группе «Аэрофлот» пришлось выплачивать большую часть долгов после завершения сделки поглощения (75 % плюс одну акцию). Несмотря на сильный удар по акциям компании, авиаперевозчик остался лидером на российском рынке.

По мнению экспертов, для усиления российского рынка авиаперевозчиков отечественным компаниям необходимо выйти на мировой рынок. После пережитого кризиса 2015–2016 года можно с уверенностью сказать, что в 2017 году пассажиропоток вырастет и будет на уровне 2015 года (было перевезено 92 миллиона человек). За 11 месяцев до этого пассажиропоток упал на 5,4 % и составил 81,9 млн человек [4]. Объединение более мелких компаний сделает рынок более устойчивым и позволит выйти на мировой рынок, тем более, что население еврозоны превышает население Российской Федерации.

В дополнение хотелось отметить отрицательные стороны слияния российских компаний. Объединение авиагигантов приводит к монополизации рынка и росту цен. Безусловно, часть затрат состоит из высоких цен на топливо, расходы на услуги аэропортов, аэронавигационные услуги и т. д. Поскольку на российском рынке отсутствует такой уровень конкуренции как на мировом, то ценообразование в пользу клиента невозможно. С точки зрения потребителя тенденция слияния компаний в России не приведет к здоровой конкуренции.

При совершении сделки слияния и поглощения необходимо уделить особое внимание на состояние авиапарка. По данным статистики средний возраст пассажирских лайнеров составляет более 10 лет. Далее хотелось бы представить статистику изменения среднего возраста самолетов в крупнейших авиакомпаниях России в 2016 году в таблице 2.

Таблица 2

Возраст самолетов вавиапарках авиакомпаний России

Название перевозчика

Средний Возраст самолетов лет (03/2016)

К-во впарке (03/2016)

Возраст самолетов лет (04/ 2016)

К-во впарке (04/2016)

Статистика изменений во флоте

Аэрофлот

4,5

170

4,4

172

2

S7 — Сибирь

10

58

9,3

64

6

Россия

13,6

23

12,7

38

15

ЮТэйр

14,4

66

14,5

66

0

Ural Airlines

12,7

35

12,8

35

0

АЗУРэйр

18

13

18,1

13

0

Победа

1,4

12

1,5

12

0

Вим-Авиа

19,1

13

19

13

0

Северный ветер

14

6

14

6

0

Ямал

14,1

24

13,6

25

1

Как видно из таблицы 2 средний возраст лидеров таблицы уменьшился за счет приобретения новых самолетов. Необходимо также отметить, что проблема обновления авиапарка российских авиакомпаний является одной из важнейших проблем. Чем старше самолет, тем меньше вероятности присутствия на рынке запчастей необходимых деталей для данных самолетов.

В 2016 году сложилась непростая ситуация. Многие мелкие авиаперевозчики отказываются приобретать самолеты российского производства по различным причинам, в том числе по причине низкой конкурентоспособности с уже проверенными лайнерами иностранного производства.

Несмотря на низкую конкурентоспособность российские авиастроительные корпорации не стоят на месте. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) начали производство новых самолетов МС-21.

МС-21 — российский ближне-среднемагистральный среднефюзеляжный самолет. Согласно расчетам конструкторов, дальность его полета будет превосходить показатели ближнемагистрального Sukhoi SuperJet 100 почти на 2 тыс. км — 6400 км и 4578 км соответственно. Всего в разработке находятся самолеты МС-21–300, рассчитанные на 160–211 мест, и МС-21–200, в которых будет 130–176 мест. [5].

В завершение хотелось бы отметить, что своевременное обновление парка авиаперевозчиков и их переход к эксплуатации оказывает прямое влияние на позиции компаний на рынке. В случае успешного производства и продажи МС-21, производители российских авиалайнеров составят конкуренцию на рынке таким компаниям как Boeing и Airbus. В свою очередь это подтолкнет российские компании к оптимизации расходов путем слияния или поглощения своих конкурентов.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сделки слияния и поглощения в России и на Западе сильно отличаются. Большинство российских компаний были созданы с государственным участием вне зависимости от уровня на рынке России. Сделки M&A, с точки зрения управляющего компании, являются перспективными, появляется возможность привлечь дополнительные инвестиции, снизить расходы, обеспечить акционеров дополнительной прибылью. Существует, безусловно, и обратная сторона медали. Сделки M&A снижают уровень конкуренции на рынке, что влечет за собой рост цен на предоставляемые услуги авиаперевозчиков. Быстро растущий рынок влияет особенно на развитие промышленности, поскольку растет спрос на современную надежную технику и комплектующие. Данные процессы неразрывно связаны друг с другом, рост конкуренции на рынке может заставить серьезно задуматься не только о качестве предоставляемых услуг в целом, но и о диверсификации услуг.

Литература:

  1. Alaska Airlines Incorporated — Flight Plan: What to expect as we grow together [Электронный ресурс]. — 2017, 1 Jun. — Режим доступа: https://www.alaskaair.com/content/travel-info/alaska-virgin/flight-plan (дата обращения 03.06.2017).
  2. Крупнейшая в Европе группа авиакомпаний Lufthansa и Etihad Aviation Group налаживают новые связи // Крылья России. [Электронный ресурс]. — 2017 — Режим доступа: http://www.kr-media.ru/news/samoletostroenie/krupneyshaya-v-evrope-gruppa-aviakompaniy-lufthansa-i-etihad-aviation-group-nalazhivayut-novye-svyaz/ (дата обращения 03.06.2017).
  3. Трансаэро взлетит, если согласятся кредиторы // Vestfinance [Электронный ресурс]. — 2016, 14 Нояб. — Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/77546 (дата обращения 03.06.2017).
  4. Пассажиры возвращаются на борт // Ведомости. [Электронный ресурс]. — 2016, 14 Дек. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/12/14/669456-rinok-aviaperevozok (дата обращения 03.06.2017).
  5. Новый российский пассажирский лайнер МС-21 совершил первый пробный полет // Ящик Пандоры. [Электронный ресурс]. — 2017, 28 Мая. — Режим доступа: http://pandoraopen.ru/2017–05–28/novyj-rossijskij-passazhirskij-lajner-ms-21-sovershil-pervyj-probnyj-polet/ (дата обращения 03.06.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): авиакомпания, Россия, компания, мировой рынок, самолет, рынок авиаперевозок, российский рынок, пассажир, возраст самолетов, северный ветер.


Похожие статьи

Состояние, проблемы и тенденции развития рынка...

Российский рынок авиаперевозок находится в процессе развития. Он прямо зависит от уровня экономики и уровня жизни в России. Большинство авиакомпаний маленькие и находятся на грани вывода с рынка.

Особенности формирования российского рынка авиаперевозок

Ключевые слова: рынок авиаперевозок, авиакомпания, пассажиропоток, пассажирооборот.

Особое внимание следует уделить поддержке развития рынка авиаперевозок в России со стороны государственных структур.

Исследование тарифной политики авиакомпании на рынке...

Библиографическое описание: Немчинов О. А., Минеева К. И. Исследование тарифной политики авиакомпании на рынке пассажирских перевозок

В первую очередь учитывается стоимость топлива, оплата аэронавигации, оплата обслуживания в аэропорту, а также тип самолета...

Сравнительный анализ деятельности международных...

Рынок международных авиаперевозок динамично развивается, благодаря тому, что транспортировка при помощи самолетов осуществляется быстро и безопасно. Незаменим воздушный авиатранспорт для тех, кто отправляет посылку в те места...

Перспективы участия российских авиакомпаний...

Если РФ хочет выйти на мировой рынок и занять на нем свою нишу, то необходимо

2. Ильяшенко В. В. Матвеева А. В. Консолидация авиакомпаний как важнейшая особенность функционирования мирового рынка пассажирских авиаперевозок/ В. В. Ильяшенко А. В...

Маркетинговый анализ рынка авиатранспортных услуг...

Анализ рынка авиаперевозок строится на общих подходах к исследованию рынка товаров и услуг.

­ привлекая давно существующие транспортные компании

На рынке региональных авиаперевозок объектом купли-продажи являются услуги по перевозке пассажиров и грузов...

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Рис. 3. Российский рынок авиаперевозок по пассажиропотоку, % (составлено автором на основе отчетов авиакомпаний).

Большую часть парка всех российских авиакомпаний составляют иностранные марки самолетов.

Анализ конкурентной среды авиакомпании «Аэрофлот»

ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» — это самая крупная российская авиакомпания, национальный перевозчик РФ.

— Увеличение в потребности авиаперевозок в РФ; — Увеличение присутствия на рынке

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

Международные грузовые авиаперевозки в транспортной логистике. Развитие факторинговых операций для повышения предпринимательской активности на Дальнем Востоке России. Рынок труда и занятость на российском Дальнем Востоке.

Похожие статьи

Состояние, проблемы и тенденции развития рынка...

Российский рынок авиаперевозок находится в процессе развития. Он прямо зависит от уровня экономики и уровня жизни в России. Большинство авиакомпаний маленькие и находятся на грани вывода с рынка.

Особенности формирования российского рынка авиаперевозок

Ключевые слова: рынок авиаперевозок, авиакомпания, пассажиропоток, пассажирооборот.

Особое внимание следует уделить поддержке развития рынка авиаперевозок в России со стороны государственных структур.

Исследование тарифной политики авиакомпании на рынке...

Библиографическое описание: Немчинов О. А., Минеева К. И. Исследование тарифной политики авиакомпании на рынке пассажирских перевозок

В первую очередь учитывается стоимость топлива, оплата аэронавигации, оплата обслуживания в аэропорту, а также тип самолета...

Сравнительный анализ деятельности международных...

Рынок международных авиаперевозок динамично развивается, благодаря тому, что транспортировка при помощи самолетов осуществляется быстро и безопасно. Незаменим воздушный авиатранспорт для тех, кто отправляет посылку в те места...

Перспективы участия российских авиакомпаний...

Если РФ хочет выйти на мировой рынок и занять на нем свою нишу, то необходимо

2. Ильяшенко В. В. Матвеева А. В. Консолидация авиакомпаний как важнейшая особенность функционирования мирового рынка пассажирских авиаперевозок/ В. В. Ильяшенко А. В...

Маркетинговый анализ рынка авиатранспортных услуг...

Анализ рынка авиаперевозок строится на общих подходах к исследованию рынка товаров и услуг.

­ привлекая давно существующие транспортные компании

На рынке региональных авиаперевозок объектом купли-продажи являются услуги по перевозке пассажиров и грузов...

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Рис. 3. Российский рынок авиаперевозок по пассажиропотоку, % (составлено автором на основе отчетов авиакомпаний).

Большую часть парка всех российских авиакомпаний составляют иностранные марки самолетов.

Анализ конкурентной среды авиакомпании «Аэрофлот»

ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» — это самая крупная российская авиакомпания, национальный перевозчик РФ.

— Увеличение в потребности авиаперевозок в РФ; — Увеличение присутствия на рынке

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

Международные грузовые авиаперевозки в транспортной логистике. Развитие факторинговых операций для повышения предпринимательской активности на Дальнем Востоке России. Рынок труда и занятость на российском Дальнем Востоке.

Задать вопрос