Международное правовое регулирование авиаперевозок и обеспечение безопасности полетов гражданской авиации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Рахманов, Р. А. Международное правовое регулирование авиаперевозок и обеспечение безопасности полетов гражданской авиации / Р. А. Рахманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76244/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье автор пытается описать деятельность международной организации гражданской авиации.

Ключевые слова: ИКАО, гражданская авиация.

В статье представлены правовые основы эксплуатации воздушных судов и авиаперевозок.

В современном мире авиатранспорт является не только самым безопасным видом транспорта, но еще и самым популярным. Соответственно, международное правовое регулирование в данной области считается необходимым, несомненно, что правовые нормы по успешной эксплуатации воздушных судов является обязательным в данной области, ведь напрямую от этого зависит безопасность полетов, как самих пассажиров, так и всего экипажа на борту ВС.

Воздушный транспорт регулируется определенной международной организацией гражданской авиации (ИКАО), штаб-квартира которой находится в городе Монреаль (Канада). В которой главную роль играет Совет ИКАО. Совет является постоянно действующим органом Организации, подотчетным Ассамблее. Он состоит из 36 государств-членов, избранных Ассамблеей на трехгодичный срок. При выборах обеспечивается надлежащее представительство государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте; государств, не включенных на ином основании, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств обслуживания для международной аэронавигации; и государств, не включенных на ином основании, назначение которых обеспечит представительство в Совете всех основных географических районов мира. И именно Совет созывает Ассамблею ИКАО. Организация финансируется национальными правительствами стран-участниц. В состав ИКАО входят 193 страны, которые подписали Чикагскую конвенцию 1944 года. Ее основная задача заключается в том, чтобы оказывать административную и экспертную поддержку (Секретариат ИКАО) такому дипломатическому взаимодействию и разрабатывать новые руководящие принципы и стандарты в области воздушного транспорта в соответствии с указаниями и решениями правительств, утвержденными Ассамблеей ИКАО или избираемым ею Советом ИКАО. По достижении правительствами дипломатического консенсуса в отношении сферы охвата и содержания нового стандарта он принимается вышеупомянутыми 193 странами, чтобы привести их национальные правила в соответствие с этим всемирным стандартом и способствовать осуществлению безопасных, надежных и устойчивых воздушных перевозок на подлинно глобальной основе. Положения, содержащиеся в Стандартах ИКАО, никогда не отменяют главенствующую роль национальных нормативных требований. Эксплуатанты воздушных судов, использующие воздушное пространство суверенных государств и расположенные в них аэропорты, юридически обязаны всегда соблюдать местные и национальные правила, устанавливаемые этими государствами на своей территории. Следовательно, ИКАО не является международным регулирующим органом в области авиации. Организация не уполномочена произвольно закрывать или ограничивать воздушное пространство страны, упразднять маршруты или выражать осуждение в отношении аэропортов или авиакомпаний за их неудовлетворительные показатели в области обеспечения безопасности полетов или низкое качество обслуживания пассажиров. [6]

Подводя итог можно сказать, что ИКАО непосредственно осуществляет контроль за нормативной базой системы гражданской авиации и авиаперевозок в целом.

Международные авиаперевозки регулируются международным воздушным правом, на принципах которого основывается деятельность международных организаций, связанных с авиаперевозками, а также на двусторонних договорах государств. Основными принципами международного воздушного права являются:

  1. Принцип полного и исключительного суверенитета государств в их воздушном пространстве;
  2. Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве;
  3. Принцип обеспечения безопасности международных полетов и полетов над открытым морем летательных аппаратов.

Данные принципы легли в основу создания двусторонних договоров, конвенций международных организаций, которые на данный момент и являются источниками нормативно-правовой базы по эксплуатации воздушных перевозок и авиаперевозок. Основными международными документами по регулированию международной правовой системы воздушного транспорта являются: Варшавская (1929), Чикагская (1944), Римская (1952) и Монреальская (1999) конвенции.

Варшавская конвенция о международных воздушных перевозках 1929 года унифицировала некоторые правила воздушных перевозок, а также определила порядок и пределы ответственности, основные принципы предъявления исков и претензий авиаперевозчику.

Именно Варшавская конвенция определила перечень и содержание перевозочных документов, которые используются авиакомпаниями и сейчас, такие, например, как посадочный билет, багажная бирка и прочие документы, подтверждающие возможность авиаперевозки.

Наверное, самой важной конвенцией для всего авиасообщества стала Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, ведь именно с нее и началось создание и начало деятельности ИКАО. Данная конвенция занимает особое место в международном воздушном праве. И на сегодня этот документ является основным международным правовым документом, который регулирует всю деятельность международной гражданской авиации, порядок использования воздушного пространства и эксплуатацию воздушных судов. [5, стр. 56]

Данная конвенция признает и основывается на принципах международного воздушного права. Так в первой части конвенции признается суверенитет воздушного пространства каждого государства-члена ИКАО над всей его территорией. [1, ст. 1]

Территорией в конвенции признается сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся над суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного государства-члена ИКАО. [1, ст. 2]

Данные принципы лежат в основе национального воздушного законодательства многих стран.

Римская конвенция о возмещении ущерба, причиненного иностранным воздушным судном третьей стороне на поверхности 1952 года установила объективную ответственность владельца-эксплуатанта воздушного судна за ущерб причинённый третьим лицам, так же в конвенции установлен предел этой ответственности в зависимости от массы воздушного судна: до 1 тыс. кг — 33168 тыс. дол., 50 тыс. кг — 698518 тыс. дол., свыше 50 тыс. кг — 663 дол. за каждый 1 кг массы. Ответственность за гибель лиц или нанесение им телесных повреждений не должна превышать 33168 дол. нормы ИКАО широко используются в практике авиационного страхования. [7, стр. 174]

Стоит отметить, что достаточно сильный рост воздушных правонарушений потребовал проработки старых, а также создание новых правовых норм по обеспечению безопасности авиаперевозок. Таким образом был создан ряд международных правовых документов, способствующих борьбе с подобными явлениями. Примерами таких документов являются:

  1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970, Гаага);
  2. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963, Токио);
  3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971, Монреаль).

Представленные примеры международных документов действуют и сегодня.

Подводя итог, можно сказать, что роль ИКАО как международной организации по регулированию деятельности гражданской авиации, а так же правового обеспечения безопасности авиаперевозок является сегодня одним из важнейших путем направления развития организации, а так же направление на создание единой политики, общих подходов и международных правовых актов для решения проблемы связанной с авиационной безопасностью.

Литература:

  1. Конвенция о международной гражданской авиации. — Текст: электронный // ООН. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/chicago_conv.pdf (дата обращения: 05.12.2020).
  2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. — Текст: электронный // ООН. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aviation_security.shtml (дата обращения: 05.12.2020).
  3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. — Текст: электронный // ООН. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aircraft_seizure.shtml (дата обращения: 05.12.2020).
  4. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов. — Текст: электронный // ООН. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimes_aboard.shtml (дата обращения: 05.12.2020).
  5. Афанасьев, В. Г. Международные отношения в области гражданской авиации / В. Г. Афанасьев. — М:, 1983. — 201 c. — Текст: непосредственный.
  6. Все об ИКАО. — Текст: электронный // ИКАО. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.icao.int/about-icao/Pages/RU/default_RU.aspx (дата обращения: 05.12.2020).
  7. Краткий экономический словарь [Текст] / Под ред. Г. А. Козлова и С. П. Первушина. — Москва: Госполитиздат, 1958. — 391 с.; 22 см.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская авиация, воздушное пространство, воздушный транспорт, конвенция, международная организация, Варшавская конвенция, международная гражданская авиация, Монреаль, Совет, Чикагская конвенция.


Ключевые слова

гражданская авиация, ИКАО
Задать вопрос