Универсальный дизайн — ключевое условие формирования и функционирования транспортно-пересадочных узлов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Гантов, Г. А. Универсальный дизайн — ключевое условие формирования и функционирования транспортно-пересадочных узлов / Г. А. Гантов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/468/102672/ (дата обращения: 02.05.2024).



В работе рассматривается значение транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ) и предлагаются решения, необходимые к внедрению при реорганизации существующих либо проектировании новых ТПУ с участием железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: ТПУ, доступная среда, реконструкция, общественный транспорт, урбанистика, градостроение, эффективность.

Качество транспортного обслуживания населения является маркером социально-экономического развития района, города, страны. Грамотное проектирование ТПУ на пересечениях магистральных линий не только сокращает время пассажира в пути, но и оказывает прямое влияние на увеличение доходности бюджета ввиду повышения эффективности функционирования транспортного комплекса, роста транспортной подвижности (туристической и трудовой мобильности) населения. Кроме того, «правильная» организация ТПУ предусматривает общественные пространства (парки, скверы, пешеходные улицы) с прилегающими коммерческими зонами повышенной потребительской привлекательности, в том числе генерирующими налоговые поступления в бюджет.

ТПУ необходимо рассматривать как комплексный объект недвижимости, увязывающий воедино инфраструктурные и технико-технологические особенности различных видов транспорта, генплан, требования бизнеса и ряд других важных составляющих. При планировании реорганизации уже действующих ТПУ необходимо проводить комплексный анализ величины и характера пассажиропотоков ТПУ, «узких» мест при осуществлении пересадок/переходов в ТПУ, зачастую препятствующих качественному обслуживанию даже фактического пассажиропотока, без учёта потенциального увеличения пропускной способности объекта пассажирской инфраструктуры. К сожалению, сегодня все эти показатели рассматриваются каждым видом транспорта в отдельности. Отсутствует единая нормативно-правовая база, регламентирующая терминологию и технико-технологические решения.

Utrecht Central Station by Benthem Crouwel Architects - Architizer

Например, одним из ключевых принципов организации доступной среды на транспорте является «универсальный дизайн» — дизайн предметов и среды, максимально пригодный к пользованию для всех категорий населения, без необходимости адаптации. При этом сегодня нет ни одного документа, предъявляющего (стандартизирующего) требования к единой навигации, справочно-информационному обслуживанию и технологии обслуживания маломобильных пассажиров всеми видами транспорта в рамках одного ТПУ.

Одной из первостепенных задач при строительстве новых и реконструкции действующих ТПУ является обеспечение минимального времени пересадки пассажиров между видами транспорта и повышение привлекательности общественного транспорта в целом. Достигается данная цель различными способами, но общий тренд сводится к минимизации расстояния между платформами прибытия и отправления транспортных средств путём уменьшения числа препятствий для пассажиров и «умной» организацией пространства ТПУ с учётом требований универсального дизайна. Ключевую роль в ориентации пассажира на объекте будет играть не только классическая навигация (визуальные указатели, либо объявления автоинформаторов), но и интуитивно понятное строение пассажирских обустройств, отсутствие визуального и шумового загрязнения благодаря минималистичному оформлению переходов и помещений в строгом дизайн-коде.

При организации ТПУ с участием железнодорожного транспорта нельзя не принимать во внимание высоту пассажирской платформы. Высокие платформы (1100+ мм над УГР) — дополнительные материальные затраты не только в процессе их возведения, оснащения дорогостоящими лифтами или пандусами для обеспечения доступа к ним с учётом переходов в разных уровнях, но и высокие эксплуатационные расходы. Куда разумнее строить полувысокие платформы (550–600 мм над УГР) по евростандарту. Их использование совместно с низкопольным подвижным составом (например, ЭП5ДА, Stadler Flirt, Talgo и др.) обеспечит не только беспрепятственный доступ в вагон для маломобильных пассажиров, но и ощутимое сокращение времени посадки-высадки при высоких пассажиропотоках, и, соответственно, увеличение скорости хода пригородных поездов.

https://ic.pics.livejournal.com/mostovoy/28566193/840425/840425_original.jpg

Кроме того, нельзя не учитывать, так называемый, «театр безопасности» на железнодорожном транспорте. Досмотровые зоны являются не только «узкими местами» и «лабиринтами» на объектах с высоким пассажиропотоком, но и фактором, препятствующим организации прямой пересадки с одного вида транспорта на другой. Помимо создания столпотворения, траты времени, раздражения и неудобств пассажиров, это ещё и затраты на содержание раздутого штата сотрудников транспортной безопасности, приобретение и эксплуатацию аппаратуры.

Таким образом, ТПУ следует рассматривать как крупный социально-экономический и транспортно-урбанистический объект устойчивого развития, пользование которым должно быть максимально удобным для всех категорий пассажиров. Бенефициары строительства должны помнить, что экономия на базовых решениях при возведении (реконструкции) объекта и пустые бюджетные траты для соблюдения нуждающихся в трансформации норм и требований приведут к увеличению эксплуатационных расходов и ухудшению эффективности работы ТПУ. Только разработка новой единой нормативно-правовой базы, унифицирующей и стандартизирующей конструкторские, технико-технологические, информационно-навигационные, организационные и экономические подходы, обеспечивающие эффективное взаимодействие всех видов транспорта в рамках одного ТПУ, позволит широко применять универсальные решения по улучшению качества транспортного обслуживания населения на объектах пассажирских обустройств.

Литература:

  1. Вукан Р. Вучик, Транспорт в городах, удобных для жизни — 2023, издательство АльпинаPRO, с.342–598.
  2. Российская общественная инициатива [Электронный ресурс]. Дата обращения — 05.05.2023. Инициатива № 36Ф58701
  3. Александр Мостовой, статья от 22.06.2017 «Зачем нужны низкопольные электрички и платформы», LiveJournal [Электронный ресурс]. Дата обращения — 04.04.2023.
Основные термины (генерируются автоматически): вид транспорта, железнодорожный транспорт, доступная среда, единая нормативно-правовая база, общественный транспорт, транспортное обслуживание населения.


Похожие статьи

Правовое регулирование транспортных перевозок: пассажирские...

Ключевые слова: транспорт, перевозки, договор, правовое регулирование железнодорожных перевозок

В Российской Федерации развиты и активно используются все виды транспорта для осуществления

Таким образом, в современных нормативно-правовых актах, в частности, в Гражданском

Железнодорожный транспорт: железнодорожные транспортные тарифы.

Обслуживание населения пассажирским транспортом

...пассажиров всеми видами городского пассажирского транспорта за период 2000–2015 гг

Таблица 1. Показатели перевозки пассажиров транспортом вАлтайском крае (2000–2015гг.)

Острая проблема общественного транспорта — обновление парка транспортных средств.

Участниками процесса предоставления услуг пассажирского транспорта населению являются...

Доступность пассажирского транспорта для населения с точки...

Несмотря на относительно более высокую стоимость перевозок, данный вид транспорта, как

общественный транспорт, услуга, перевозка пассажиров, тариф, фактический тариф

Острая проблема общественного транспорта — обновление парка транспортных средств.

Пассажирский городской транспорт — самый проблемный транспорт в России в целом и...

Понятие, признаки и содержание транспортных услуг

Ключевые слова: транспортная услуга, пассажир, вид транспорта, железнодорожный транспорт

В последующем нормативные акты о видах транспорта и порядке их эксплуатации

– содержание услуг всегда зависит от вида транспорта и, как правило

Железнодорожный транспорт представляется основной частью единой транспортной...

Анализ доступности объектов транспортной инфраструктуры

Ключевые слова: доступная среда, инвалиды, транспортная инфраструктура.

Транспорт является наиболее проблемной сферой для этих лиц — 61 % из опрошенных инвалидов

Сочи-2014 и Фондом поддержки инвалидов «Единая страна», всего 26841 доступных объектов [5].

 разработка мероприятий для создания доступной среды на транспорте для инвалидов и...

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

...транспорта (городской электрический, железнодорожный, автомобильный, воздушный

 Имеет место неравномерное развитие различных видов пассажирского транспорта, так в

К главным целям в области городского пассажирского транспорта относят: обеспечение

транспортное обслуживание населения, автомобильный транспорт, подвижной состав...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Основным в транспортной системе России является железнодорожный транспорт.

– повышение качества транспортного обслуживания, увеличение сервисных услуг; – увеличение степени безопасности работы железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт представляется основной частью единой транспортной...

Мобильность населения как социальный приоритет...

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд.

Похожие статьи. Обслуживание населения пассажирским транспортом.

Городской общественный транспорт обеспечивает транспортную подвижность основной части

2. Доля транспорта общего пользования в общем пассажирообороте транспорта.

К вопросу о методах и особенностях регулирования...

Соответственно, управление транспортом осуществляется обособлено для каждой отрасли

Ключевые слова: нормативно-правовые основы, автомобильный транспорт, безопасность

Ключевые слова: транспорт, город, городская транспортная система, общественный...

Транспорт охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

Научный подход к проблеме развития систем городского...

На современном этапе главной проблемной областью развития городского пассажирского транспорта по нашему мнению является возможность осуществления перевозок различными видами городского пассажирского транспорта как единой транспортной системой.

Похожие статьи

Правовое регулирование транспортных перевозок: пассажирские...

Ключевые слова: транспорт, перевозки, договор, правовое регулирование железнодорожных перевозок

В Российской Федерации развиты и активно используются все виды транспорта для осуществления

Таким образом, в современных нормативно-правовых актах, в частности, в Гражданском

Железнодорожный транспорт: железнодорожные транспортные тарифы.

Обслуживание населения пассажирским транспортом

...пассажиров всеми видами городского пассажирского транспорта за период 2000–2015 гг

Таблица 1. Показатели перевозки пассажиров транспортом вАлтайском крае (2000–2015гг.)

Острая проблема общественного транспорта — обновление парка транспортных средств.

Участниками процесса предоставления услуг пассажирского транспорта населению являются...

Доступность пассажирского транспорта для населения с точки...

Несмотря на относительно более высокую стоимость перевозок, данный вид транспорта, как

общественный транспорт, услуга, перевозка пассажиров, тариф, фактический тариф

Острая проблема общественного транспорта — обновление парка транспортных средств.

Пассажирский городской транспорт — самый проблемный транспорт в России в целом и...

Понятие, признаки и содержание транспортных услуг

Ключевые слова: транспортная услуга, пассажир, вид транспорта, железнодорожный транспорт

В последующем нормативные акты о видах транспорта и порядке их эксплуатации

– содержание услуг всегда зависит от вида транспорта и, как правило

Железнодорожный транспорт представляется основной частью единой транспортной...

Анализ доступности объектов транспортной инфраструктуры

Ключевые слова: доступная среда, инвалиды, транспортная инфраструктура.

Транспорт является наиболее проблемной сферой для этих лиц — 61 % из опрошенных инвалидов

Сочи-2014 и Фондом поддержки инвалидов «Единая страна», всего 26841 доступных объектов [5].

 разработка мероприятий для создания доступной среды на транспорте для инвалидов и...

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

...транспорта (городской электрический, железнодорожный, автомобильный, воздушный

 Имеет место неравномерное развитие различных видов пассажирского транспорта, так в

К главным целям в области городского пассажирского транспорта относят: обеспечение

транспортное обслуживание населения, автомобильный транспорт, подвижной состав...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Основным в транспортной системе России является железнодорожный транспорт.

– повышение качества транспортного обслуживания, увеличение сервисных услуг; – увеличение степени безопасности работы железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт представляется основной частью единой транспортной...

Мобильность населения как социальный приоритет...

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд.

Похожие статьи. Обслуживание населения пассажирским транспортом.

Городской общественный транспорт обеспечивает транспортную подвижность основной части

2. Доля транспорта общего пользования в общем пассажирообороте транспорта.

К вопросу о методах и особенностях регулирования...

Соответственно, управление транспортом осуществляется обособлено для каждой отрасли

Ключевые слова: нормативно-правовые основы, автомобильный транспорт, безопасность

Ключевые слова: транспорт, город, городская транспортная система, общественный...

Транспорт охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

Научный подход к проблеме развития систем городского...

На современном этапе главной проблемной областью развития городского пассажирского транспорта по нашему мнению является возможность осуществления перевозок различными видами городского пассажирского транспорта как единой транспортной системой.

Задать вопрос