К вопросу о методах и особенностях регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 25.01.2019

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Чернышкова А. В. К вопросу о методах и особенностях регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 271-274. — URL https://moluch.ru/archive/242/55926/ (дата обращения: 20.06.2019).



Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строгое соблюдение законодательных норм и правил безопасности, экономическую обоснованность принимаемых решений, грамотное использование современных технологий мониторинга и контроля.

Так, совершенствование хозяйственного руководства неразрывно связано с возрастанием роли нормативно-правового регулирования транспортных процессов. Развитие экономики страны и рост валового продукта невозможен без существенного развития транспортного комплекса. Вступление во Всемирную торговую организацию значительно расширили возможности транспортного бизнеса в сфере транзитных перевозок по системе общеевропейских транспортных коридоров. В свете этого нормативно-правовое обеспечение данной деятельности приобретает особое значение.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, государственное управление в области транспорта, нормативно-правовое регулирование, транспортная отрасль.

Транспорт представляет собой ключевое звено в экономике любой страны, а автомобильный транспорт является связующим звеном транспортной деятельности. Последнее обуславливается тем, что основополагающим требованием на современном этапе развития экономики, науки и техники является доставка груза (или пассажира) «от подъезда к подъезду». В результате, независимо от того, каким основным видом транспорта воспользуется потребитель транспортной услуги, начальным и конечным видом транспорта в основном будет автомобильный.

Автомобильный транспорт является одной из крупнейших отраслей экономики страны и представляет собой сложную систему составляющих её элементов, которые связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Поэтому система управления автомобильным транспортом является сложным, уникальным элементом с характерными для неё особенностями, отличающимися по своей сущности и организации от систем управления других видов отраслей [3, с. 14].

В Российской Федерации нормативно-правовое регулирование автотранспортной деятельности имеет следующие основные тенденции развития [6]:

– использование современных свойств мониторинга и контроля над перевозочными процессами для обеспечения строгого соблюдения норм и правил перевозки грузов и пассажиров;

– применение прогрессивных технологий для упрощения документооборота, повышение эффективности управления;

– использование современных информационных технологий для автоматизации основных бизнес-процессов и управления субъектами транспортного процесса на основе единого правового пространства.

Реализации перечисленных тенденций зависят от соответствия российского законодательства с мировой практикой.

С развитием рыночной экономики количество предприятий, работающих в транспортной отрасли, значительно увеличилось, соответственно развитие отрасли также ускорилось. Присутствие факта развития отрасли и увеличения количества предприятий, занятых в сфере предоставления транспортных услуг вызывает необходимость административного регулирования отрасли. Отсутствие ограничений, контроля и управления в транспортной отрасли могут привести к серьезным негативным последствиям.

Современное состояние социально-экономических процессов характеризуется бурным развитием транспортной отрасли: растет количество отечественных перевозчиков и транспортных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории России, открываются новые маршруты, появляются более совершенные виды транспортных средств, расширяется правовое регулирование отношений, связанных с перевозкой пассажиров и грузов [2, с. 31].

Таким образом, транспорт с экономической точки зрения — это организационная система государственного и административно-правового управления в целях увеличения эффективности реализации грузовых и пассажирских перевозок в различных субъектах страны.

Целью государственного управления в области транспорта является своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках и потребностей обороны государства, защиту их прав при транспортном обслуживании, безопасное функционирование транспорта, соблюдения необходимых темпов и пропорций и др. [4, с. 12].

Органом управления транспортной отраслью на федеральном уровне является Министерство Транспорта Российской Федерации, в котором организованы четыре федеральных агентства по видам транспорта и федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Основными задачами, на которые направлена деятельность Минтранса России, являются разработка и реализация транспортной политики, включающей также совершенствование транспортных услуг, способных максимально удовлетворить потребности населения и государства, сокращение издержек, поддержание единого транспортного пространства страны [5].

Правительство России принимает активное участие в процессе разработки и реализации программ развития транспортной системы, утверждает положения о федеральных органах, осуществляющих управление транспортом. А также Правительство принимает правила перевозок грузов, пассажиров и багажа в некоторых транспортных отраслях.

Для достижения целей и задач министерства транспорта применяются экономические, нормативно-правовые и комплексные методы регулирования транспортной системы, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Методы регулирования транспортного комплекса России [1, с. 13]

Методы регулирования имеют равнозначное влияние на транспортную систему страны, а поэтому использование их в комплексе, включающем и экономические и нормативно-правовые методы.

Кроме этого, нормативно-правовое управление включает в себя обеспечение безопасности (ПДД, устав автомобильного транспорта, различные правила перевозок грузов и пассажиров, экологическая безопасность и другие стандарты, нормы и правила) и регулирование рынка транспортных услуг (ограничения и квоты, лицензирование). Экономические методы предусматривают налоги, тарифы, дотации, кредиты, штрафные санкции и другие дополнительные операции [1, с. 14].

В условиях современной экономической нестабильности была разработана Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, в которой определяются основные положения транспортной политики, а также этапы и направления ее реализации в долгосрочном периоде [6].

Что касается автомобильного транспорта, то там предстоит выполнить большой объем работ, связанных с улучшением состояния дорог всех типов, которые используются при транспортировке пассажиров и грузов. В частности, к данному направлению можно отнести: улучшение дорожного покрытия, строительство обводных дорог, которые позволят разгрузить городские дороги, и улучшит экологическую обстановку [3, с. 37].

По своей структуре транспортная отрасль имеет централизованную вертикальную систему управления, где каждый из уровней имеет влияние, как на транспортную отрасль в целом, так и на подведомственные органы управления транспортной отраслью на разных уровнях.

На рисунке 2 представлена взаимосвязь уровней управления транспортной системы России, каждый из которых постоянно взаимодействуют друг с другом. Подобная иерархическая система управления с возможностью делегирования некоторых полномочий позволяет принимать нормативно-правовые акты, носящие обязательный или рекомендательный характер, для каждого из уровней.

Рис. 2. Вертикаль управления транспортной отраслью [1, с. 15]

Федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции управления в области транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации, которому подчиняются федеральные служба и агентства [5]:

– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

– Федеральное агентство воздушного транспорта;

– Федеральное дорожное агентство;

– Федеральное агентство железнодорожного транспорта;

– Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Соответственно, управление транспортом осуществляется обособлено для каждой отрасли:

– воздушный транспорт;

– автотранспорт;

– железнодорожный транспорт;

– метрополитен;

– водный транспорт;

– электротранспорт.

Стоит заметить, что административное управление автомобильным транспортом включает в себя управление дорожным хозяйством. Так, Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, которое осуществляет деятельность по управлению федеральным имуществом в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг, связанных с автомобильным транспортом.

Касательно автомобильной отрасли и дорожного хозяйства в ведении только федерального уровня находятся федеральные автомобильные дороги, а также автотранспортная деятельность международного сообщения.

Осуществление деятельности по управлению транспортом на уровне регионов также имеет важное значение. Отсутствие эффективной системы управления транспортной отраслью на региональном уровне ведет к застою в её развитии, а это тормозит рост валового регионального продукта, уменьшает количество и качество экономических связей с другими регионами, в следствие, показатели социальной сферы снижаются [3, с. 39].

Соответственно от уровня управления транспортной системы на региональном уровне зависит эффективность функционирования и бесперебойность работы производств, и взаимодействие остальных экономических отраслей.

Далее, система муниципального управления транспортной отраслью представлена тремя типами управляющих структур: органами транспортной администрации, неадминистративными хозяйственно-финансовыми структурами и координационными органами.

На региональном и местном уровне выполняются такие функции, как контроль за ценообразованием, вопросы применения налоговых льгот (в пределах местных налогов), покрытие текущих убытков транспортных предприятий, занимающихся социально-значимыми перевозками, развитие региональной транспортной инфраструктуры.

Кроме представленной структуры органов управления транспортной отраслью в целом для автомобильного транспорта можно выделить органы управления, специализирующиеся на этом виде.

Среди всех видов транспортных организаций именно организации, действующие в сфере автомобильного транспорта, являются самыми распространенными (наиболее общественными), и в этой связи качественное и эффективное правовое регулирование их профессиональной деятельности имеет огромное экономическое значение для государства. Автомобильный транспорт выполняет свыше 78 % объема перевозок грузов и более 45 % пассажиров перевозится посредством автобусного парка в России [5].

Кроме организационных и нормативно-правовых особенностей на управление транспортной системой влияют также географические, социальные и экономические аспекты.

Таким образом, развитие автотранспортной отрасли в целях реализации транспортной стратегии имеет высокую значимость, так как количество контактов различных организаций, предприятий и частных лиц с автотранспортом значительно выше, чем с другими видами транспорта.

Литература:

  1. Богомазов В. А. Регулирование транспортной деятельности и стратегическое управление автотранспортными предприятиями. — СПб., СПбГИСПб., 2017. — 210 с.
  2. Герами В., Колик А. Управление транспортными системами. Транс-портное обеспечение логистики. Учебник и практикум. — Издательство «Юрайт» 2017.-303 с.
  3. Государев М. А., Костров В. Н., Телегин А. И. Государственное регулирование на транспорте: Учебное пособие. — Н. Новгород, 2016. — 147 с.
  4. Троицкая Н. А. Единая транспортная система. — М.: Академия, 2013. — 240 с.
  5. Официальный сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mintrans.ru (дата обращения 13.01.2019)/
  6. Транспортная стратегия РФ-2030: курс на навигационные и инфокоммуникационные технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik-glonass.ru/stati/transportnaya_strategiya_rf_2030_kurs_na_navigatsionnye_i_infokommunikatsionnye_tekhnologii/ (дата обращения 12.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная отрасль, автомобильный транспорт, Российская Федерация, транспортная система, нормативно-правовое регулирование, область транспорта, дорожное хозяйство, управление транспортом, Федеральное агентство, Федеральная служба.


Похожие статьи

Государственное регулирование транспортной деятельности

Задачи регулирования транспортной деятельности: 1. Основные операции транспорта необходимо

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей

Особая роль в транспортной системе принадлежит автомобильному транспорту, который...

Особенности и современные подходы к организации управления...

В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. указано, что эффективное

5) Федеральное агентство морского и речного транспорта. В России действует единая

В системе административного управления областью транспорта организационно...

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения

Ключевые слова: нормативно-правовые основы, автомобильный транспорт, безопасность дорожного движения. Проблема безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью более общей проблемы организации дорожного движения, социально-экономическое...

Совершенствование управления на транспорте | Молодой ученый

Особая роль в транспортной системе принадлежит автомобильному транспорту, который выполняет не только непосредственные перевозки пассажиров, но также является связующим звеном между производственными предприятиями и другими видами транспорта.

Иерархическая структура национального (внутригосударственного)...

Транспорт является связующим звеном экономики страны. Транспорт охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. Продукцией транспорта является деятельность территориальному перемещению груза и людей. Отрасли права.

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Автомобильный транспорт, обладая по сравнению с другими видами транспорта более высокой мобильностью

Модели регулирования транспортного обслуживания населения различаются соотношением рыночных и административных механизмов регулирования.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

железнодорожный транспорт, Российская Федерация, отрезок рельса, Федеральное агентство

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по

Ключевые слова: транспорт, город, городская транспортная система, общественный...

Административно-правовые аспекты лицензирования на...

В статье рассматриваются административно-правовые аспекты лицензирования на транспорте. Выделяются основные виды функциональной деятельности на транспорте, которые подлежат обязательному прохождению данной процедуры.

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Министерство транспорта Российской Федерации разрабатываетгосударственную политикуи вопросы нормативно-правового

Росжелдор (Федеральное агентство железнодорожного транспорта) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по...

Похожие статьи

Государственное регулирование транспортной деятельности

Задачи регулирования транспортной деятельности: 1. Основные операции транспорта необходимо

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей

Особая роль в транспортной системе принадлежит автомобильному транспорту, который...

Особенности и современные подходы к организации управления...

В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. указано, что эффективное

5) Федеральное агентство морского и речного транспорта. В России действует единая

В системе административного управления областью транспорта организационно...

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения

Ключевые слова: нормативно-правовые основы, автомобильный транспорт, безопасность дорожного движения. Проблема безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью более общей проблемы организации дорожного движения, социально-экономическое...

Совершенствование управления на транспорте | Молодой ученый

Особая роль в транспортной системе принадлежит автомобильному транспорту, который выполняет не только непосредственные перевозки пассажиров, но также является связующим звеном между производственными предприятиями и другими видами транспорта.

Иерархическая структура национального (внутригосударственного)...

Транспорт является связующим звеном экономики страны. Транспорт охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. Продукцией транспорта является деятельность территориальному перемещению груза и людей. Отрасли права.

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Автомобильный транспорт, обладая по сравнению с другими видами транспорта более высокой мобильностью

Модели регулирования транспортного обслуживания населения различаются соотношением рыночных и административных механизмов регулирования.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

железнодорожный транспорт, Российская Федерация, отрезок рельса, Федеральное агентство

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по

Ключевые слова: транспорт, город, городская транспортная система, общественный...

Административно-правовые аспекты лицензирования на...

В статье рассматриваются административно-правовые аспекты лицензирования на транспорте. Выделяются основные виды функциональной деятельности на транспорте, которые подлежат обязательному прохождению данной процедуры.

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Министерство транспорта Российской Федерации разрабатываетгосударственную политикуи вопросы нормативно-правового

Росжелдор (Федеральное агентство железнодорожного транспорта) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по...

Задать вопрос