Обслуживание населения пассажирским транспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017

Статья просмотрена: 3174 раза

Библиографическое описание:

Дворникова, Е. Е. Обслуживание населения пассажирским транспортом / Е. Е. Дворникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 347-350. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41517/ (дата обращения: 25.04.2024).



Качество жизни в городах определяется рядом ключевых факторов, среди которых чаще всего используют продолжительность жизни, уровень доходов населения, экономического развития, обеспеченность и доступность предоставляемых услуг учреждениями социальной сферы, комфортность и безопасность жилищных условий, уровень преступности, развитость инфраструктуры. При составлении рейтингов качества жизни в регионах России используется ряд показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни, а также отношение удовлетворенности населения в различных социальных сферах. Существенную роль при достижении определенной позиции в рейтинге занимают инфраструктурные составляющие, где выделяют и транспортную инфраструктуру. Общественный пассажирский транспорт — важнейшая инфраструктурная составляющая городского хозяйства, экономическую и социальную роль которого трудно переоценить. Городской пассажирский транспорт является составной частью территориальной инфраструктуры, от его гармоничной работы зависит уровень качества жизни населения и в целом дальнейшее социально-экономическое развитие муниципального образования. [1, с 16] Обеспечивая качественную работу, пассажирский транспорт осуществляет доставку работающего населения к местам осуществления труда и оказывает влияние на эффективное функционирование экономики региона. Социальный эффект от развития системы городского пассажирского транспорта проявляется в повышении доступности учреждений образования, здравоохранения и спорта, культуры и отдыха, торговли, что способствует полному удовлетворению спроса населения на различные виды услуг. Состояние экономики в стране и регионе нашло свое отражение в работе предприятий транспортной инфраструктуры, следствием этого стало снижение объемов перевозок и качества транспортного обслуживания населения. Статистические данные свидетельствует, что объемы перевозок пассажиров всеми видами городского пассажирского транспорта за период 2000–2015 гг., имеют тенденцию к снижению (табл. 1).

Таблица 1

Показатели перевозки пассажиров транспортом вАлтайском крае (2000–2015гг.)

Перевозки пассажиров транспортом общего пользования в 2012–2015гг., млн чел.

2000

2005

2009

2012

2013

2014

2015

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования

544,7

251,4

147,4

154,7

147,2

140,2

152,9

В том числе: железнодорожным

21,5

20,7

15,6

9,7

9,5

9,2

9,0

электротранспортом

375,2

190,1

101,8

96,5

100,9

97,3

97,0

автобусами

148,0

40,6

30,0

48,5

36,8

33,7

46,9

Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru)

Объемы перевозок пассажиров всеми видами пассажирского транспорта снизились с 545 млн. чел. в 2000 г. до 152 млн. чел. в 2015 г., трамваями — с 269 млн. чел. до 70 млн. чел., троллейбусами — с 105 до 26 млн. чел. Сокращение объема перевозок пассажиров обусловлено нескольким причинами. Во-первых, это связано с ростом уровня автомобилизации: в условиях экономического роста и доступности кредитных ресурсов увеличился отток пассажиров с общественного транспорта на легковой. Во-вторых, с низким уровнем доходов населения. В-третьих, сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава[4].Внастоящее время предприятия городского пассажирского транспорта находятся в трудной экономической ситуации. Сложность финансово-экономического положения проявилась в отрицательной динамике убыточных транспортных организаций и физического состояния подвижного состава. Характерной чертой транспортного парка является высокая степень износа. Трамваев, имеющих срок службы более 25 лет, — свыше 90 %, троллейбусов, имеющих срок службы более 25 лет, — более 37 %. Пассажирский городской транспорт — самый проблемный транспорт в России в целом и регионах в частности. Острая проблема общественного транспорта — обновление парка транспортных средств. Эта проблема для пассажирских автотранспортных предприятий с каждым годом становится все более острой. Тарифы на городском транспорте за последние несколько лет выросли более чем в два раза. В значительной мере это связано с ростом расходов, плохим техническим состоянием транспортных средств, низким уровнем квалификации части водителей. [5]

Увеличение транспортной подвижности населения, в условиях сокращения провозных возможностей приводит к росту наполняемости салонов. Маршрутная сеть городского транспорта не всегда соответствует пассажиропотокам, поэтому одни маршруты переполнены, а на других (особенно в межпиковое время) курсируют полупустые транспортные средства. Не обеспечивается не только минимальный уровень комфортности поездок пассажиров, но и необходимые условия соблюдения безопасности при их перевозках. На ряде направлений велика доля поездок, требующих пересадок. Такое положение на транспорте способствует высокому уровню транспортной дискриминации, т. е., когда из-за недостаточного развития транспортной системы люди испытывают дополнительные трудности при получении доступа к социальным, образовательным услугам и услугам здравоохранения.

Устойчивое и эффективное функционирование городского пассажирского транспорта, с одной стороны, является одним из важнейших элементов социально-экономической инфраструктуры, а с другой — одним из условий улучшения качества жизни населения. Предприятия пассажирского транспорта находятся в состоянии постоянного финансового кризиса, который проявляется в быстром многократном росте издержек на приобретение энергии, топлива, техническое содержание и обновление подвижного состава. В целях создания условий для сохранения и развития транспортной системы Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края от 16 октября 2014 года № 479 утверждена государственная программа Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края» на 2015- 2022 годы, в которой ставится цель — обеспечить комфортные условия жизнедеятельности населения путем развития устойчиво функционирующей, экономически эффективной, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы городского пассажирского транспорта города.

Развитие рынка пассажирских транспортных услуг, появление перевозчиков разных организационно-правовых форм собственности приводят к росту конкуренции. Сформировавшиеся подходы при реализации муниципального заказа на оказание транспортных услуг населению не создают мотивации к сокращению эксплуатационных расходов и не стимулируют роста эффективности использования бюджетных средств.

В связи с этим актуальной задачей современного этапа развития регионов выступает разработка механизмов увеличения доходов и сокращения расходов муниципальных унитарных предприятий, работающих в системе городского общественного транспорта.

Участниками процесса предоставления услуг пассажирского транспорта населению являются и автоперевозчики (хозяйствующие субъекты), к которым относятся муниципальные и частные предприятия, частные перевозчики при наличии лицензии на перевозку. Муниципальные предприятия пассажирского транспорта могут быть отнесены к числу особых субъектов управления, поскольку находятся, как правило, в статусе унитарных предприятий. Можно выделить несколько особенностей данных субъектов. Во-первых, потребность установления более жестких требований к организации контроля на линии обслуживания, использования средств связи в условиях осуществления производственного процесса за пределами территории предприятия. Во-вторых, процесс осуществления перевозок оказывается важнейшей социально-экономической задачей, решаемой органами местной власти отдельной территории, требуя ужесточения ответственности в отношении как самих предприятий, так и их руководителей. В-третьих, потребность логистического регулирования транспортных потоков, в связи со статическим (стабильным) характером потребности в них. В-четвертых, особый порядок финансирования перевозчиков в условиях наличия значительной доли льготных категорий пассажиров. В-пятых, потребность обеспечения безопасности перевозок преобладает над финансово-экономическими интересами перевозчиков.

Сформировавшийся рынок городских пассажирских перевозок в Алтайском крае обладает своей особенностью. Организацией транспортного обслуживания населения на маршрутной сети города в соответствии с федеральным законодательством о муниципальных образованиях занимаются органы местного самоуправления. Организацией транспортного обслуживания города занимается Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края. В его обязанности вменено регулирование муниципальных контрактов с перевозчиками, состава исполнителей транспортных услуг. В процессе выполнения муниципального контракта на рынке пассажирского транспорта происходит взаимодействие муниципальных и частных перевозчиков. Это стало причиной изменения состава подвижного состава и распределения объема работ по видам перевозчиков.

Это определило ситуацию на рынке: произошли изменения в составе, количестве подвижного состава и объемах транспортной работы по видам перевозчиков. Пассажирские перевозки электротранспортом осуществляет Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Горэлектротранс» г. Барнаула.

В настоящее время работа городского пассажирского транспорта, характеризуется рядом устойчивых негативных тенденций:

‒ сокращение провозных возможностей городского пассажирского транспорта;

‒ физическое и моральное старение подвижного состава;

‒ дублирование маршрутов муниципального транспорта маршрутными такси;

‒ уменьшение эксплуатационной скорости и снижение коэффициента использования парка подвижного состава;

‒ повышение бюджетных расходов на обеспечение работы системы городского пассажирского транспорта.

Сложное финансовое состояние муниципальных предприятий городского пассажирского транспорта связано с постоянным повышением цен на все виды потребляемых материальных ресурсов: электроэнергии, запасных частей, прочих видов материалов и как следствие ростом себестоимости транспортного процесса. Основными факторами, вызывающими рост затрат по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, являются высокий уровень износа транспортных средств, а также высокая стоимость запасных частей импортного и отечественного производства.

Поддержание в работоспособном состоянии пассажирского транспорта достигается за счет проведения капитально-восстановительных ремонтов.

В настоящее время в эксплуатации МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула находятся:

1) 232 трамвайных пассажирских вагонов «Татра», средний срок службы которых составляет 25,5 лет при нормативном сроке службы 16 лет, из них:

‒ до 10 лет — 3 ед.;

‒ свыше 20 лет — 229 ед.;

2) 61 пассажирский троллейбус, средний срок службы которых составляет 19,8 лет при нормативном сроке службы 6 лет, из них:

‒ до 10 лет — 27 ед.;

‒ от 10 до 20 лет — 7 ед.;

‒ свыше 20 лет — 27 ед. [3, с.849]

В рамках Программы «Развитие транспортной системы Алтайского края» на 2015- 2022 годы, предполагается реализация 5 подпрограмм, одна из которых «Развитие городского электрического транспорта» (Подпрограмма 5) целью которой является обновление подвижного состава городского электрического транспорта (ГЭТ) и его инфраструктуры в городах Алтайского края и повышение качества предоставления населению транспортных услуг.Конечным результатом является приобретение для МУП «Горэлектротранс» десять троллейбусов и двадцать трамваев, также капитально-восстановительный ремонт с модернизацией подвижного состава ГЭТ в объеме 166 единиц (70 трамваев, 24 троллейбусов в г. Барнауле; 35 трамваев в г. Бийске; 37 троллейбусов в г. Рубцовске). [2]

В сложившихся условиях модернизация городского пассажирского транспорта должна быть направлена на формирование взаимной заинтересованности в отношениях между потребителями и перевозчиками. Решение задачи полного и качественного транспортного обслуживания населения города напрямую связано с уровнем организации и управления всеми транспортными процессами. Возникает потребность выработки механизма согласования интересов всех субъектов (органов местной власти, потребителей, хозяйствующих субъектов) на основе разумного соотношения потребностей бюджетной системы и экономических интересов поставщиков транспортных услуг.

Анализ управления пассажирским транспортом позволили выявить следующий комплекс проблем. Во-первых, дотационность предприятий пассажирского транспорта, обусловленная не отлаженностью финансовых потоков со стороны отраслевых органов исполнительной власти региона и муниципалитета. Во-вторых, отсутствие мотивации для работы в условиях конкуренции и рынка. В-третьих, комплексное решение проблем транспортного обслуживания пассажиров отсутствует. В-четвертых, не отлажена схема взаимовыгодного партнёрства с частными перевозчиками. В-пятых, отсутствует дифференциация услуг пассажирского транспорта на основе рыночных механизмов. Выявленные проблемы оказываются следствием более системного противоречия — рыночные условия, конкурентная среда, созданная на рынке услуг пассажирского транспорта контрактной системой, не привела к ликвидации традиционных механизмов административного контроля и надзора на всех уровнях управления. Наиболее перспективным вариантом преодоления данного противоречия в условиях общей дотационости отрасли, ее недофинансирования, становится окончательный переход к рыночным механизмам ее регулирования при условии перераспределения функционала в структуре отраслевых органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, в заключение можно сказать, что существует множество проблем разного масштаба, без решения которых наш город никогда не будет по-настоящему идеальным городом. Но сейчас намечается положительная тенденция к развитию и улучшению транспортного комплекса страны, которая базируется на огромном потенциале работников транспортного комплекса и простых граждан.

Литература:

  1. Балабаева И. Актуальные вопросы развития автотранспортной отрасли // Автомобильный транспорт. — 2011. — № 5. — С. 16.
  2. Постановление Администрации Алтайского края от 16.10.2014 № 479 об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края» на 2015–2020 годы»
  3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: P 32 Стат.сб./ Росстат. — М.,2016.-1326 с.
  4. Совершенствование логистического управления пассажирским транспортом [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=580563 (Дата обращения 03.04.2017)
  5. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.moluch.ru/archive/35/3976/ (Дата обращения 03.04.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): пассажирский транспорт, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, Алтайский край, срок службы, транспортная система, барнаул, городской транспорт, городской электрический транспорт, местная власть.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Одной из основных проблем городского общественного транспорта является сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава. Как следствие износа подвижного состава...

Современное состояние транспортных сетей общественного...

Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов, А. А. Сериков; ВолгГТУ.

Модель логистической системы общественного пассажирского транспорта.

Противоречия в экономико-организационном механизме...

городской общественный пассажирский транспорт, длительное пользование, перевозка пассажиров, билет, подвижной состав, пассажир, факт, линейное время, бюджетная доплата, маршрутная сеть.

Анализ комплексной транспортной системы наземного...

Развитие пассажирского наземного городского транспорта является актуальной проблемой во многих городах России.

Но практически не учитывается транспортная сеть электрического транспорта, а также развитие скоростного трамвая.

Научный подход к проблеме развития систем городского...

Попробуем поставить цель и предложить концептуальную схему такой организации системы городского пассажирского транспорта, которая бы не противоречила общесистемным принципам, общей теории систем.

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

Маршрутные сети транспортных систем мегаполисов представляет сверхмощные и разветвленные структуры. Так, городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга, второго по величине города Российской Федерации...

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Транспортная система России, включает все виды современного пассажирского транспорта (городской электрический, железнодорожный, автомобильный, воздушный; водный); располагает обширной сетью путей сообщения.

Доступность пассажирского транспорта для населения с точки...

Городской пассажирский транспорт в целом является подсистемой и областью взаимодействия трех более общих систем: город (как экономическое образование), транспорт (как отрасль, выполняющая услуги по перевозке), население (пассажиры...

Перспективы развития городского пассажирского транспорта...

В настоящее время половина населения Земли проживает в городах. В России доля горожан составляет 74 % населения страны [1]. При этом около четверти россиян живет в городах «миллионниках».

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Одной из основных проблем городского общественного транспорта является сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава. Как следствие износа подвижного состава...

Современное состояние транспортных сетей общественного...

Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов, А. А. Сериков; ВолгГТУ.

Модель логистической системы общественного пассажирского транспорта.

Противоречия в экономико-организационном механизме...

городской общественный пассажирский транспорт, длительное пользование, перевозка пассажиров, билет, подвижной состав, пассажир, факт, линейное время, бюджетная доплата, маршрутная сеть.

Анализ комплексной транспортной системы наземного...

Развитие пассажирского наземного городского транспорта является актуальной проблемой во многих городах России.

Но практически не учитывается транспортная сеть электрического транспорта, а также развитие скоростного трамвая.

Научный подход к проблеме развития систем городского...

Попробуем поставить цель и предложить концептуальную схему такой организации системы городского пассажирского транспорта, которая бы не противоречила общесистемным принципам, общей теории систем.

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

Маршрутные сети транспортных систем мегаполисов представляет сверхмощные и разветвленные структуры. Так, городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга, второго по величине города Российской Федерации...

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Транспортная система России, включает все виды современного пассажирского транспорта (городской электрический, железнодорожный, автомобильный, воздушный; водный); располагает обширной сетью путей сообщения.

Доступность пассажирского транспорта для населения с точки...

Городской пассажирский транспорт в целом является подсистемой и областью взаимодействия трех более общих систем: город (как экономическое образование), транспорт (как отрасль, выполняющая услуги по перевозке), население (пассажиры...

Перспективы развития городского пассажирского транспорта...

В настоящее время половина населения Земли проживает в городах. В России доля горожан составляет 74 % населения страны [1]. При этом около четверти россиян живет в городах «миллионниках».

Задать вопрос