Предпосылки возникновения и характерные особенности клипового мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Сватова, И. А. Предпосылки возникновения и характерные особенности клипового мышления / И. А. Сватова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/467/103009/ (дата обращения: 27.04.2024).



Под клиповым мышлением понимают новый тип мышления или обработки информации, возникший в современном цифровом обществе.

Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и его внимание постоянно перескакивает с одного на другое. Отмечается, что зачастую таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы [5].

Термин в качестве именно такой формулировки существует только в России и отсылает к феномену «клиповой культуры», описанному Элвином Тоффлером в книге «Третья волна» [13]. «Третья волна» посвящена анализу истории развития человечества и предположениям касательно будущего развития общества. Э. Тоффлер разделяет это развитие на фазы или т. н. «волны». После общеизвестных доиндустриальной и индустриальной фаз он выделяет Третью волну, фазу постиндустриального общества, главным продуктом которой становится информация. Некоторые экономические и социологические прогнозы Тоффлера касательно устройства информационного общества считаются сбывшимися. Одним из таких прогнозов является клип-культура.

В посвящённой этому явлению главе он пишет следующее: «Демассифицированные средства информации демассифицируют и наше сознание. Во время Второй волны постоянная накачка стандартизированного образного ряда привела к тому, что критики называют «массовым сознанием». Сегодня уже не массы людей получают одну и ту же информацию, а небольшие группы населения обмениваются созданными ими самими образами.<…> На личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из–под ног наших старых идей, и обстреливают нас разорванными и лишенными смысла “клипами”, мгновенными кадрами. По сути дела, мы живем в “клип–культуре”» [13].

Им отмечается, что это различие в способе получения информации становится разрывом между представителями Второй и Третьей волн. Вместе со способом получения и обработки информации меняется и общество: «Вместо получения пространных, соотносящихся друг с другом «полос» идей, собранных и систематизированных, нас все больше пичкают короткими модульными вспышками информации — рекламой, командами, теориями, обрывками новостей, какими–то обрезанными, усеченными кусочками, не укладывающимися в наши прежние ментальные ячейки. <…> Резко критикуя то, что они называют бедламом клип–культуры, люди Второй волны испытывают подавленное раздражение против средств информации. Люди Третьей волны, напротив, чувствуют себя неплохо под бомбардировкой блицев: полутораминутный клип с новостями, полуминутный рекламный ролик, фрагмент песни или стихотворения, заголовок, мультик, коллаж, кусочек новостей, компьютерная графика» [13].

От его внимания также не уходит то, что это может негативно сказаться на ментальном состоянии людей информационного общества, вызывать перегруженность и информационную перегрузку.

В России идею реструктуризации общества, вызванной всё возрастающими информационными потоками, высказанную Э. Тоффлером в 1980-х, начиная с 1990-х, развивает отечественный философ Ф. И. Гиренок. В своём философском труде «Метафизика пата» он так описывает новый вид мышления, созданный в условиях клиповой культуры: «<…> жизнь прошла, а иллюстрации к жизни остались. Вернее, только они и остались, как клипы пата, и по этим иллюстрациям нужно восстановить текст жизни. Клипы пата не мыслят. Они рассматриваются, как картины. Клип и есть картина, только нет сознания, которое бы могло заполнить пропуски между клипами. <…> Клип отменяет сознание, создавая клиповое сознание, которое реагирует только на удар. Картина слепит ослепленных, звук оглушает оглушенных. Клип выбивают клипом» [3].

Философский взгляд на клиповое мышление у Ф. И. Гиренока нашёл более практическую трактовку у педагогов. О причинах и последствиях возникновения клипового мышления говорят с 1990–2000-х исследователи Т. В. Семеновских [10; 11], Н. В. Азаренок [1], Е. В. Митягина, Н. С. Долгополова [9] и др.

Клиповое мышление как научный термин является спорным понятием, даже исследователи, солидарные в том, что он имеет место существовать, зачастую высказывают различные утверждения о том, что именно он обозначает, у учеников какого возраста можно его обнаружить, а также о том, насколько он вреден для разума молодых поколений.

Разные исследователи описывают клиповое мышление и как имеющее негативный эффект на молодые поколения студентов, снижающее их умственные способности и способность к критическому мышлению, и как позитивный, позволяющее не только защититься от переизбытка информационных потоков, но и преуспеть в наиболее современных научных сферах. Клиповое мышление воспринимается как специфическая форма обработки информации, соответствующая стремительной цифровизации современного общества [14].

К. Г. Фрумкин в своей статье «Клиповое мышление и судьба линейного текста» выделил следующие предпосылки для возникновения клипового мышления:

1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы [14].

Современные молодые люди с детства по-другому воспринимают и обрабатывают информацию. Произошел переход от линейной модели мышления к сетевой, построенной на визуальных образах. Различные данные больше не надо запоминать, достаточно знать «путь к ним», нужную информацию всегда можно найти лишь протянув руку и вбив запрос в поисковик. На замену знаниям пришли гиперссылки на знания. Память, соответственно, становится кратковременной и неглубокой. Мозг приучается обрабатывать информацию только небольшими порциями и мышление приобретает характеристики клипового [8].

Касающиеся клипового мышления исследования психологов выделяют разнообразные присущие ему характерные черты: быстрое переключение на новый незнакомый раздражитель; высокая скорость восприятия информации; формулировка мнения на основе поверхностного изучения объекта; уменьшение способности анализировать информацию; проблемы в устанавливании логических связей; умение одновременно выполнять несколько операций; неумение концентрироваться на одной задаче в конкретном отрезке времени; восприятие мира через короткие яркие образы и сообщения; дискретность восприятия; языковой минимализм в описании объектов восприятия и мышления и пр. [2; 4; 6; 7; 11; 12].

Таким образом, клиповое мышление, развивающееся в результате перечисленных факторов, оказывающих колоссальное влияние на развитие мышления представителей молодых поколений с самого рождения, представляет собой скорее развитие одних когнитивных навыков за счет других, тонкую перенастройку гибкого от рождения мышления человека под требования современности [11].

Многие исследователи отмечают, что современное образование должно научить студентов критически мыслить, аргументировать свою точку зрения и применять знания на практике. Важно, чтобы студенты понимали материал и не учили его наизусть, а также не обязательно иметь оригинальную, непохожую на другие точку зрения, главное — умение анализировать получаемые знания и обосновывать свои мысли, а также применять их на практике [9].

Большое количество исследований подводит выводы на позитивной ноте, проблема клипового мышления воспринимается как педагогический вызов, требующий от преподавателя понимания сильных и слабых сторон своих учеников, обладающих клиповым мышлением. Отмечается потребность в умении пользоваться новыми стратегиями поведения и учитывать их при работе с современными молодыми людьми, в том числе в процессе изучения русского языка как иностранного.

Литература:

  1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире. Личность и группа в условиях социальных изменений: материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посвящ. 120­летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, Москва, 15–16 окт. 2009 г. / Ин­т психологии РАН; отв. ред. А. Л. Журавлев. М., 2009. т. 5. С. 110–112.
  2. Березовская И. П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление» // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 2(220). С. 133–138.
  3. Гиренок Ф. И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека) [Электронный ресурс] // Электронная библиотека RoyalLib.com. URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_g/girenok_fi.html (дата обращения: 19.05.2023).
  4. Горобец Т. Н., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94–100.
  5. Гринкевич Е. И., Буховец С. К. Использование принципов клипового мышления при обучении РКИ // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник научных трудов VII Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной 87-летию Курского государственного медицинского университета (19 апреля 2022 г.) — Курск: Изд-во КГМУ, 2022. С.223–231.
  6. Димухаметов Р. С. Цифровые аборигены… Какие они? // Здравоохранение, образование и безопасность. 2016. № 1(5). С. 88–96.
  7. Кузнецова Е. В., Резер Т. М. Клиповое мышление как фактор изменения образовательных технологий в высшей школе // Акмеология профессионального образования: Мат-лы 14-й Всероссийской научно-практической конференции, 14–15 марта 2018 г., Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. С. 367–370.
  8. Ломбина Тамара Николаевна, Юрченко Олеся Викторовна Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-klipovym-myshleniem (дата обращения: 19.05.2023).
  9. Митягина Екатерина Владимировна, Долгополова Наталья Сергеевна «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-soznanie-molodezhi-v-sovremennom-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 19.05.2023).
  10. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение. 2014. № 5 (24). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf
  11. Семеновских Т.В «Клиповое мышление» — феномен современности // Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. URL: http:// jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208 (Дата обращения: 19.04.2023).
  12. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 270–274.
  13. Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. М.: АСТ, 2010.
  14. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос: литературно-философский журнал. 2010. № 9.
Основные термины (генерируются автоматически): мышление, клип, волна, информационное общество, информация, клип пата, обработка информации, Россия, средство информации, тип мышления.


Похожие статьи

«Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие...

Появление такого типа мышления, как клиповое мышление — это ответ на возросшее количество информации. Данный тип мышления, как и все психические процессы, имеет как достоинства, так и недостатки.

Визуализация как актуальное направление распространения...

Информация в современном обществе играет всё более значимую роль.

«Клиповое мышление — это мышление зрительно-слуховое, оперирующее прежде всего образами.

Важная его особенность — предпочтение нетекстовой, образной информации.

На данном ресурсе именно она выступает основным средством визуализации информации.

Информационные технологии в развитии современного...

Это явление объясняется свойствами, которыми обладают информационные технологии.

 ускоряют обработку информации в производственной и социальной сфере

Основным технологическим средством процесса переработки информации является персональный

Основные термины (генерируются автоматически): россия, интернет, развитие России, сеть...

Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей...

Цель нового типа мышления — уловить смысл, сократив время на обработку информации, что

Назначение визуальных средств выражения информации — облегчить построение

Гиренок Ф. И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). — М: Лабиринт, 1995.

Докука, С. В.Клиповое мышление как феномен информационного общества / С. В. Докука...

Роль средств массовой информации в информационной войне

Так одна из информационных военных кампаний проводилась в отношении России в августе 2008 года.

Прямое — это целенаправленное влияние прямо на мышление человека с целью

Таким образом, хотелось бы отметить, что роль средств массовой информации в

Воздействие прямиком на гражданина и на общество в целом является ключевым аспектом...

Информатизация как основополагающий фактор развития общества

Мы считаем, что в основе развития общества лежит информация, а точнее способность

Термин информация имеет неоднозначные определения у разных авторов.

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации

истории развивались средства и способы её передачи - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Средства массовой информации как компонент социокультурного...

В качестве синонима слова «медиа» широко используются термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК) или«масс-медиа», в которых содержится идея связи между разными структурами общества и мира в целом.

Развитие информационно-коммуникационных технологий...

...для движения к совершенно новому типу обществаинформационному, к обществу знания.

Это позволяет сэкономить существенные средства на перемещении сотрудников.

Хоть бoльшая часть информации в Интернет дается на английском языке, следует так же

информационное общество, Россия, информационное сопровождение глобализации...

Психологическое воздействие средств массовой информации на...

...средств массовой информации на общественное сознание во время информационной

некоммерческие и международные организации, а также средства массовой информации.

Поэтому инфраструктура общества является мишенью информационного оружия.

Посредством обычных кинофильмов, мультфильмов, развлекательных передач, клипов...

Похожие статьи

«Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие...

Появление такого типа мышления, как клиповое мышление — это ответ на возросшее количество информации. Данный тип мышления, как и все психические процессы, имеет как достоинства, так и недостатки.

Визуализация как актуальное направление распространения...

Информация в современном обществе играет всё более значимую роль.

«Клиповое мышление — это мышление зрительно-слуховое, оперирующее прежде всего образами.

Важная его особенность — предпочтение нетекстовой, образной информации.

На данном ресурсе именно она выступает основным средством визуализации информации.

Информационные технологии в развитии современного...

Это явление объясняется свойствами, которыми обладают информационные технологии.

 ускоряют обработку информации в производственной и социальной сфере

Основным технологическим средством процесса переработки информации является персональный

Основные термины (генерируются автоматически): россия, интернет, развитие России, сеть...

Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей...

Цель нового типа мышления — уловить смысл, сократив время на обработку информации, что

Назначение визуальных средств выражения информации — облегчить построение

Гиренок Ф. И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). — М: Лабиринт, 1995.

Докука, С. В.Клиповое мышление как феномен информационного общества / С. В. Докука...

Роль средств массовой информации в информационной войне

Так одна из информационных военных кампаний проводилась в отношении России в августе 2008 года.

Прямое — это целенаправленное влияние прямо на мышление человека с целью

Таким образом, хотелось бы отметить, что роль средств массовой информации в

Воздействие прямиком на гражданина и на общество в целом является ключевым аспектом...

Информатизация как основополагающий фактор развития общества

Мы считаем, что в основе развития общества лежит информация, а точнее способность

Термин информация имеет неоднозначные определения у разных авторов.

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации

истории развивались средства и способы её передачи - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Средства массовой информации как компонент социокультурного...

В качестве синонима слова «медиа» широко используются термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК) или«масс-медиа», в которых содержится идея связи между разными структурами общества и мира в целом.

Развитие информационно-коммуникационных технологий...

...для движения к совершенно новому типу обществаинформационному, к обществу знания.

Это позволяет сэкономить существенные средства на перемещении сотрудников.

Хоть бoльшая часть информации в Интернет дается на английском языке, следует так же

информационное общество, Россия, информационное сопровождение глобализации...

Психологическое воздействие средств массовой информации на...

...средств массовой информации на общественное сознание во время информационной

некоммерческие и международные организации, а также средства массовой информации.

Поэтому инфраструктура общества является мишенью информационного оружия.

Посредством обычных кинофильмов, мультфильмов, развлекательных передач, клипов...

Задать вопрос